Время отчаливать

Сокиркин Николай
Памяти Рэя Бредбери

Странный это был дом. Как и все прочие дома, он так же  стоял на фундаменте, имел стены, как и любое здание, окна и двери и, в целом, напоминал собой обычный дом. Но всё менялось, как только взор поднимался до уровня крыши. Вместо неё была палуба и мачты, поскрипывающие на ветру из-за тянущих их вперед белоснежных парусов. Казалось, что вот-вот и вместо дома окажется корабль, наконец, высвободившийся из плена и рвущийся вперёд.
Старик, что жил в этом доме-корабле, каждое утро поднимал паруса, а, бывало не убирал их и на ночь, засыпая под скрип матч и натянутых канатов.
С каждым днём старый дом превращался в корабль, которому никогда не суждено было сорваться с места и, ведомому парусами, рассечь морскую бирюзу. Хотя старый моряк, что следил за полудомом-полукораблем, в глубине души, считал иначе. Он верил, что его импровизированный корабль, рано или поздно, увидит море, как и подобает любому судну.
Свою давнюю мечту, которая казалось более чем несбыточной, моряк передал одному из мальчишек, что учился в школе неподалеку.
Мальчишка этот часто захаживал к нему, засиживался у странного старика часами, слушая рассказы о море, о далёких странах, штормах и неизведанных берегах. Когда наступали дни каникул, школьник уходил к старику на целый день, за что впоследствии получал трепку от родителей, не видевших пользы и прелести в его увлечении.
Весна обещалась быть тёплой, но небольшой ветер, что дул откуда-то издалека, придавал ей лёгкие промозглые нотки. Темноволосый мальчик лет двенадцати, худощавый, как и многие дети в его возрасте, в очередной раз свернул с дороги, что вела в школу, в сторону дома-корабля.
- Игорёк! – раздалось у него за спиной, - ты опять идёшь к своему чокнутому старику?
Противный и насмешливый мальчишеский смех, казалось, заполнил собою всю улицу.
- Если где в округе и есть чокнутые, так это вы сами! – не боясь злости одноклассников, крикнул мальчик.
- А что, если учителя и твои родители узнают, что ты опять ходишь к этому ненормальному?
- Давайте, давайте! – смело отозвался Игорь - рассказывайте, вы всегда вели себя как девчонки, капитан говорит таких как вы за борт нужно бросать!
Смелый ответ мальчика  разозлил ребят, и те ринулись в его сторону.
Но тропинки через старый парк помогли ему избежать кулаков, и все страхи рассеялись, как только за последним поворотом появился чудесный дом.
- Что, юнга? – прохрипел седой старик, с аккуратной бородой, могучими жилистыми руками. – Решил прогулять школу? Это очень плохо, недоучек на флоте быть не должно.
Мальчик опустил голову, пытаясь понять, что делать ему дальше – идти в школу или оставаться.
Моряк примирительно улыбнулся.
- Ладно, сегодня оставайся здесь, но впредь школу не прогуливай.
- Хорошо, - вяло отозвался Игорь, - не буду больше прогуливать.
День начался с того, что он помог моряку, которого называл капитаном, распустить паруса. Потом перечислял по памяти названия деталей судна, вязал морские узлы. Капитан рассказывал ему о далёких странах, в которых живут люди, непохожие на тех, что встречаются здесь, учил его, как определять стороны света как управлять парусами, используя силу ветра.
- Когда же мы все-таки поплывем? – спросил моряка мальчик.
Над головой шелестели белоснежные паруса, красуясь на фоне чистого голубого неба, мачты тянулись куда-то ввысь, словно могучие секвойи.
- На следующей неделе штормы, потом  штиль, так что продеться подождать, - ответил капитан.
Мальчик внезапно помрачнел, вспоминая ехидные лица ребят.
- Мальчишки говорят…
- Что говорят? – видя его замешательство, спросил капитан.
- Они говорят, что корабль вообще никуда и никогда не поплывёт. – выдавил из себя мальчик.
- Многие так говорят - улыбнулся капитан - а ещё говорят, что я сумасшедший и никогда не был моряком. Ну, а ты-то сам как думаешь?
- Но ведь это неправда! – вскочил Игорь, - я же видел фотографии, я видел на них вас, видел там корабли! Я верю, что мы поплывем!
- Конечно, поплывем! – старик ласково потрепал мальчишку за его темные волосы, - дождемся подходящей погоды - он вздохнул свежего воздуха - и поплывем…
Вечером Игоря ожидал очередной разговор с родителями. Последнее время он отдалялся от них всё больше и больше. Родители винили в этом старого моряка. Смысл разговора был известен мальчику заранее. Речь пойдёт о его будущем, об учёбе. Родители повторять слова, которые когда-то слышали от своих родителей, а те в свою очередь от своих.  Будущее, которое расписывал ему отец, выглядело каким-то скучным и серым. Радужные перспективы в его словах совершенно не казались ему заманчивыми. Отцу вторила мать, поддакивая откуда-то из-за его спины. Ее мораль в свою очередь сводилась к тому, что сейчас он ещё слишком мал и ничего не понимает, а потом, когда подрастёт, всё поймёт и будет им еще и благодарен. Чем больше слов говорили родители, тем меньше он их слышал и все дальше улетал в своих фантазиях. Ему грезилось, как он, усталый мужчина в строгом костюме и в больших и неудобных очках сидит в небольшом кабинете. Ему душно, ему неудобно и в этом кабинете, и в этом костюме, и в этих очках. Внезапно в его фантазии стены расступаются, и в кабинет врывается бирюзовое море, неся с собой свежий воздух и звенящий ветер.
Внезапно вопрос отца словно отрезвил мальчишку. Тот снова спрашивал, кем бы он хотел стать, но его ответ – моряком только злил родителей еще больше. Игорь часто задавался вопросом, если ответ их злит, то зачем тогда спрашивать.
- Завтра я поговорю с этим безумным моряком, - сказал отец.
Игорь захотел переубедить родителей, чтобы они этого не делали, но тут же решил, что слушать они не станут и все закончиться всё прежними криками, ссорой, и вечером обид и поэтому смолчал.
Перед отцом мальчика возник удивительный дом, который поражал воображение даже того, кто не воспринимал моряка с его мечтами всерьез. Дом тихо дремал холодным весенним утром, не ожидая гостей. Поскрипывали мачты, и пахло дымком от костра, который развел моряк, чтобы сжечь хворост.
- Чем могу быть полезен? – спросил старый моряк, увидев незваного гостя.
- Я отец Игоря, того мальчика, который часто к вам приходит, - громко и многозначительно произнес  мужчина.
- Здравствуйте - отозвался капитан, умело спускаясь с мачты по веревочной лестнице, - я сразу это понял, Игорек очень похож на вас.
- Я бы хотел поговорить об этих визитах, - начал мужчина.
- Обойдёмся без прелюдий, говорите начистоту, - прервал его старый моряк, - может, в дом зайдете?
- Нет - мужчина вдруг почувствовал неуверенность, как только речь зашла о том, чтобы зайти в дом – я ненадолго, мне нужно скоро идти на работу.
- Ну да - усмехнулся старик –  здесь не ваша стихия? Это же просто дом сумасшедшего старикашки?
- Говорят вам, мне на работу надо. – повторил мужчина. - в отличие от некоторых я делом занимаюсь и думаю о будущем своего ребенка. – многозначительно добавил он после некоторой паузы.
- Вы считаете, что рассказывая мальчику о морях, я плохо влияю на его будущее?
- Какое море, какой моряк? – не выдержал мужчина и закричал - что это за будущее?
- Чем вас не устраивает профессия моряка? – спокойно спросил старик - тем более, что это его жизнь, а не ваша.
- Не нужно мне читать мораль! Я уже сейчас вижу, чем всё закончится! Вот таким же домом из Дисней-ленда?
- А если он пойдет по вашим стопам, то закончит вот таким вот животом! – капитан хрипло рассмеялся, хлопнув собеседника по упитанному брюху.
Мужчина разозлился сильнее, отчего у него покраснело лицо и перехватило дыхание да так, что на некоторое время он потерял дар речи.
- Ваш сын легко взбирается на самую высокую мачту, вяжет морские узлы, он стал лучшим на физкультуре, а раньше над ним насмехались сверстники в школе. Он может назвать столицу почти любого малоизвестного государства, например, Свазиленда - выпалил старик - вы хоть представляете, где вообще находится это государство?
- У него слабое здоровье, а вы заставляете его лазить по этим канатам, ещё и жизнь мальчика подвергаете опасности, не дай бог он сорвётся и упадет!
- Просто не хочу, чтобы он стал таким же женоподобным, как и его отец - резко ответил моряк - с каких это пор отцы начали бояться того, что у их сыновей мужские увлечения?
- Тебе бы въехать по роже! – потерял последнее терпение мужчина.
- Смелее! – спокойно сказал капитан - пенсионный фонд вам будет благодарен за сбережение их средств.
Мужчина крепко сжал кулаки и четко и внятно произнес:
- Я не хочу, чтобы мой сын общался с вами!
- Знаете, почему мальчик вам не доверяет? – услышал он в ответ голос старого моряка - Ему с вами неинтересно, ваш корабль уже точно никогда никуда не поплывет.
Мужчина резко развернулся и направился к своему автомобилю.
Моряк закурил трубку, тяжело вдыхая синеватый дым и утренний воздух. Он не курил при мальчике, стараясь не приучать его к вредной привычке, но сейчас он был взволнован, понимая, что родители постараются оградить мальчика от общения с ним. Он сильно привязался к своему маленькому другу и не хотел его терять. Утро было испорчено, не радовало даже тёплое солнце и приятный запах костра. Старый моряк вдруг как-то резко осунулся и постарел. Его фигура словно застыла, облокотившись о стену необычного дома.
Игорю под угрозой сильного наказания запретили ходить  к старому моряку. В школу мальчика отвозили на машине и забирали на ней после занятий под всеобщее улюлюканье и насмешки одноклассников. Мать сказала Игорю, что отец поговорил со стариком и тот согласился, что ходить в странный дом мальчику больше не следует.
Игорь осунулся, стал хуже учиться, перестал стоять за себя в школе. Чтобы хоть как-то наладить отношения и попробовать подружиться с одноклассниками однажды он порвал все журналы, посвященные морскому делу, фотографии и постеры с кораблями. На душе стало тоскливо и одиноко, словно он предал кого-то близкого и родного.
Чтобы реже ходить в школу мальчик стал притворяться больным, невольно играя роль того самого больного ребенка, которую отвели ему его родители, особенно его мать. Однажды ночью мальчику приснилось, что он плывет на корабле, ветер треплет его волосы, вокруг только огромные волны. Наутро он твердо решил снова начать собирать постеры и журналы, связанные с морской тематикой и в его душе снова появилась бодрость. А самое главное Игорь точно решил для себя, что несмотря ни на что вновь отправиться к моряку.
Его уверенную решимость прервал голос отца, который время от времени, не находил себе место, вспоминая разговор с моряком. Внезапно для себя он окликнул мальчика из соседней комнаты:
- Ты знаешь какая столица у Свазиленда?
Мальчик был удивлен и не сразу ответил на вопрос отца.
- Мбабане, - наконец ответил он - а почему ты спрашиваешь?
- Да так… - не знал, что ответить его отец. -  Вычитал в одном журнале, стало интересно…
На следующий день Игорь не стал дожидаться конца уроков. Он убежал к моряку сразу на первой же перемене. Он бежал быстро, словно за ним гнались, напрямик, по тропам заброшенного парка, которые знал только он один. Наконец впереди появилась знакомая разбитая дорога, а затем и знакомые паруса.

Солнце заиграло на морской глади, которая медленно, волна за волною, подступала к кораблю. Когда вода окружила дом со всех сторон, что-то затрещало внизу под палубой, и корабль затрясся, неспешно опускаясь на воду.
- Я же говорил, как наладиться погода – поплывем! – крикнул старый моряк.
Корабль обрушился на морскую гладь, которая встрепенувшись, одарила новоиспеченных путников, брызгами с соленым привкусом и запахом йода. Истосковавшийся по морю корабль как будто привычно толкнул перед собой волны, которые тут же ответили веером брызг, пропитанных соленым привкусом и запахом йода. Судно закачалось на волнах! Корабль поплыл!
- Как назовем наш корабль? – обратился к мальчику старый моряк.
- Я не знаю, капитан! – крикнул в ответ мальчик.
- Пожалуй, Ариэль, - сказал старый моряк и прибавил, подумав, уже чуть тише, – да – Ариэль.
Позади, на берегу, еще не захваченному волнами,  послышался визг тормозов и на дороге, к которой подступало море,  появился автомобиль, за рулем которого сидел отец мальчика.
- Море? – громко воскликнул он - Море! Как? Откуда?
Море пленило и вбирало солнечный свет. Оно приняло новоиспеченные судно, породнилось с ним и отступило от старого дома.