Чудеса в решете

Сергей Владимирович Рыжков
Часть 1. Ну и колхозники же мы!
_____
_____(февраль 2002 г.)

_____
_____ В феврале 2002 года в Тольятти в спорткомплексе Олимп проходила третья выставка "Автомобили. Автосервис". На выставку приехали люди из других городов. Пошел туда и я. Перед входом мне вручили рекламную листовку, от которой мне стало дурно. Вот ее содержание:
_____
_____Новинка!!!
_____АО "Авиационные технологии" представляет автомобилистам новинку – "ОПТИМИЗАТОР РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (ДВС)" (свидетельство № 17576 РФ), применяемый во всех карбюраторных двигателях и позволяющий:
_____- обеспечить МГНОВЕННЫЙ ЗАПУСК в холодное время года
_____- обеспечить ЭКОНОМИЮ топлива до 15%
_____- увеличить МОЩНОСТЬ двигателя до 25%
_____- увеличить срок службы двигателя до 25%
_____на VII Международном автосалоне г. Тольятти (сентябрь 2001 года) АО "Авиационные технологии" было награждено дипломом за производство и продвижение на российский рынок "Оптимизатора ДВС"
_____- Эффект возникает из-за изменений, возникающих в топливно-воздушной смеси на молекулярном уровне под воздействием электромагнитных волн, ионизации и специального температурного режима.
_____- Изделие исключительно надежно и безопасно в работе.
_____- Установка на двигатель производится без каких-либо переделок и настроек двигателя и системы зажигания.
_____- Стоимость изделия окупается за два дня эксплуатации автомобиля, а затем экономит Ваши деньги и открывает двигателю Вашей машины "ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ"
_____Приглашаем к сотрудничеству региональных дилеров.
_____Телефон: …
_____Адрес: …
_____E-mail: …
_____
_____ Надеюсь, что Вы, уважаемый читатель этих строк, поняли, что мне вручили безграмотно написанный текст про очередную ерунду из серии Джет-Соников, конуса Бут-Ко и других "гомогенизаторов смеси". И нет нужды обсуждать дальше это. Меня возмутило другое: почему ЭТО рекламируют на выставке достижений российского автопрома в автомобильной столице Росси (так здесь называют Тольятти)? Нас что, всех за полных идиотов держат??? Сколько уже этой всякой дряни вываливалось на прилавки магазинов? Уж сколько раз твердили миру? И вот на тебе опять!
_____Иду я дальше. Мне предлагают купить входной билет за 10 рублей. Отдаю 10 рублей, получаю клочок бумаги размером 2х5 см, на котором написано:
_____ЭКСПО-ТОЛЬЯТТИ
_____Входной билет № _______ Серия АА
_____Убожество, а не билет. Удивляет цена. Что дадут эти 10 рублей устроителям выставки? В кинотеатре Сатурн самый дешевый билет 60 рублей стоит. А тут… Ну сделали бы уж бесплатно, разница невелика.
_____Ладно, иду дальше. Первая экспозиция – дополнительные сигналы торможения. Приборы, безусловно, полезные. Но они, как и любые другие световые автомобильные приборы должны иметь вполне определенные светотехнические характеристики, регламентированные нормативными материалами. А эти набраны из светодиодов, горят, мигают, перемигиваются. Понятно – это экипировка реальных пацанов.
_____Иду дальше. Экспозиция АО "Авиационные технологии" предлагает ОПТИМИЗАТОР. Беру себя в руки и подхожу. На прилавке лежит несколько карбюраторов, в каждом из которых стоит эта … ну, в общем, ерунда. И происходит у нас примерно такой диалог с консультантом:
_____- Что Вас интересует?
_____- Оптимизатор. Хотелось бы знать, как он устроен и как работает.
_____- У Вас какая машина?
_____- Девятка.
_____- Вот, специально для вашей машины модификация, - показывает на ДААЗ-2108, от которого тянется кусок провода длиной около 50 см с предохранителем. Провод подходит к прямоугольной тонкой пластинке размером примерно 1х4 см, которая на честном слове закреплена над воздушной заслонкой.
_____- А что это?
_____- Это тонкая пластинка, покрытая нихромовой пленкой. Когда Вы включаете зажигание, пластинка нагревается и нихром начинает излучать ионы.
_____- Понятно. А как вывести этот провод из карбюратора?
_____- Ну, например, можно через воздухозаборник.
_____- А как же воздушный фильтр?
_____- А он не помешает. В этом году не было больших морозов, но –26 однажды было, так я свою машину с этим устройством завел спокойно.
_____- Ясно. А какой ток потребляет это устройство?
_____- 40 ватт.
_____- Нет, ток какой?
_____- А-а-а! 12 вольт, от катушки забирает.
_____- Понятно, а сколько оно стоит?
_____- 220 рублей. Могу подсказать адрес, где их устанавливают. Но они за это еще денежку берут.
_____Комментарии излишни. Иду дальше. ГАЗ-21 черная, коллекционная, принадлежит первому гендиректору ВАЗа Виктору Полякову. Продается за $11200. Волга, как Волга, блестит. Такая, какими они были все "двадцать первые" Волги. Пошарил в карманах, нужной суммы не нашел.
_____Иду дальше. Рено, Ситроен – в четыре раза дороже ГАЗ-21 Полякова. Я отдыхаю.
_____Иду дальше. Ба!!! Горбатый стоит! Синий металик! А перед ним штук пять канистр с мутными жидкостями. Диалог с консультантом (девушка):
_____- А что, Запорожец тоже продается, или он что-то рекламирует?
_____- Нет, он просто стоит.
_____- Как просто?
_____- Ну, стоит и все.
_____- А чей он?
_____- Нашего директора.
_____- А почему он здесь стоит?
_____- Он его восстанавливает, и он ездить будет по городу. У него двигателя нет, не успели поставить. А так он на ходу.
_____- Понятно. А что в канистрах? Ваша продукция?
_____- Да.
_____- А что это?
_____- Здесь разные жидкости. Для промывки двигателя, колодок…
_____- Жидкость для промывки системы смазки?
_____- Нет. Знаете, бывает двигатель грязный. Вот его обрабатывают. Грязь вся убирается не химическим способом, а механическим.
_____- Значит, струей сбиваете грязь.
_____- Нет! В том то и дело, что нет! Вот я свой мотор мыла, знаете, есть там коробочка, она все время грязная? Вот я ее облила, подождала и потом просто тряпкой протерла.
_____- Понятно. Сами делаете жидкость?
_____- Нет, мы дилеры московской фирмы.
_____Тоже комментарии излишни. Да что же это за выставка? Чушь какая-то. Иду дальше. Ситроен опять, и молодой человек при нем. Этот мне интересно рассказал о его атермальных стеклах, гидропневматической интеллектуальной подвеске, подушках безопасности. В одном месте он сплоховал – назвал переднюю часть Ситроена мордой. Ну, это можно простить. Ладно хоть не матерился рассказывая. А то ведь в Тольятти мат – разговорная норма.
_____Но денег то нет! Иду дальше. Вижу очередное чудище – автоприцеп для коммерсанта-челнока из города Кургана. Вы видели, как жестью крышу обивают? Вот это нечто подобное. Долго я не мог понять рассказчика, что означают слова "все тут родное, все тут родное". Потом выяснилось, что один завод в Кургане сделал прицеп, а другой завод (а может и не завод) нарастил ему борта кровельной жестью и сделал крышу. Получился такой параллепипед на колесах. "Шасси" не далеко ушло от "надстройки" по своему техническому уровню. Прицеп на рессорах, без амортизаторов. Световые приборы и электропроводка – страшные. Где только берут такие?
_____На это зрелище смотреть никто не мог без слез.
_____Это можно было бы понять, если бы прицеп был сделан из подручных средств руками подростков во дворце пионеров.
_____Тут женский голос объявил: "Уважаемые посетители выставки! В 13:00 в помещении будет отключен свет по техническим причинам на 10-15 минут. Приносим свои извинения". Бежать надо,- подумал я,- пока не затоптали. Скоренько пробежался по остальным экспозициям (площадь, занятая выставкой, небольшая). В разговорах людей проскакивают знакомые слова: "двести баксов", "двадцать пять процентов мощности", "четыреста баксов", "мы дилеры", "маркетинг"… Возле стенда с оптимизаторами не сказать, чтоб ажиотаж, но всегда люди.
_____Вышел я на улицу и пожалел, что потратил время. Вижу, от остановки отъезжает ЛиАЗ с двигателем Катерпиллер. Гляжу под него, а поддон то у него желтый! Сухой и желтый! Это я к чему говорю? А к тому, что масло из него нигде не подтекает, поэтому поддоны цветные, а не чумазые как у наших двигателей.
_____Рядом с Олимпом, где проходила выставка, есть станция технического обслуживания. Недавно менял там наконечники рулевых тяг. А почему менял? А потому, что немного раньше регулировал развал там же, и мастер не затянул гайки на левой рулевой тяге! При езде резьбу разбило. Купил новые наконечники, приехал на СТО. И сам бы сделал, да подумал, что специнструментом быстрее и качественнее сделают. Вы думаете пальцы вынули съемником? Нет. Их выбили ломом и кувалдой, клянусь! На палец надели кусок водопроводной трубы и стали сворачивать правый наконечник. Если бы я не сказал мастеру, что в наконечниках резьба левая, наверно он выломал бы мне тягу из рулевого механизма. А так обошлось лишь тем, что после ремонта и регулировки развала-схождения появились стуки в рулевом, наконечники свернуты "набекрень" и спица руля повернута на 45 градусов…
_____Иду я с выставки мимо этой СТО и думаю: напиться, что ли… Так ведь не с кем, все на работе, середина дня…
_____Мы уже кажется смирились с тем, что в магазинах запчастей нам продают откровенное дерьмо, которому место на свалке, что в банке с маслом какая то мутная вонючая жидкость, что в 10-литровой канистре тосола есть 9 литров баланды, от которой корродирует двигатель так, что пласты ржавчины закупоривают сливное отверстие. И все это на фоне бешеной рекламы, предлагающей уникальные запчасти и потрясающие препараты. Теперь кажется наступил новый этап отношений производителя и потребителя. Теперь откровенная туфта выставляется на показ на выставке, как высочайшее достижение нашей промышленности, предлагается нам за деньги, наши мозги посыпаются пудрой, а на уши навешивается лапша.
_____А что же устроители выставки и организаторы экспозиций? Не нашли подходящих людей? Почему у них под капотом "коробочки все время грязные" и Ампера предали забвению. Что, у нас нет грамотных людей? Вранье!!! У нас не только дилеры и менеджеры, у нас много грамотных и способных людей. Много!!!
_____
_____
_____ Часть 2. Репортаж из логова
_____
_____(июнь 2002 г.)

_____Весной я познакомился с новым чудо-устройством, позволяющим почти бесплатно поднять мощность двигателя до 25% и снизить при этом расход топлива до 15%. Показалось мне всё это шарлатанством. И вот недавно летом я встретил в одной из местных газет очередную хвалебную песню об этом устройстве. У статьи заголовок:
_____
_____ Если ты во всём новатор, покупай оптимизатор
_____
_____ Да простит меня автор статьи за мою прямоту, но статья написана так же безграмотно, как и листовка с рекламой. Даже не хочу перечислять здесь все его "перлы", однако если верить автору, то спрос на оптимизатор уже граничит с ажиотажем и, к примеру, в Москве (по его словам) оптимизатор уходит в лёт за 1200 рублей. А вот счастливые тольяттинцы могут купить его всего за 195 рублей (весной было 220) и плюс 50 рублей за установку. И закралось в меня вполне искреннее сомнение в правильности моей позиции. Получается, что, по меньшей мере, тысячи автомобилистов применяют оптимизатор на своих машинах, имеют экономию топлива и наслаждаются приростом мощности двигателя (подумать только! "Зубило" с 90-сильным двигателем!), а мне всё не верится. Что ж, людям свойственно ошибаться, и я решил пробиться в святая святых – в ЗАО "Авиационные технологии", производящее оптимизатор, чтобы доподлинно узнать каким же образом он облагораживает рабочий процесс поршневого ДВС, каким испытаниям он подвергался, и каковы результаты этих испытаний.
_____ЗАО "Авиационные технологии" занимало один единственный кабинет в большом здании, где кроме него расположилось множество других учреждений. В предбаннике меня встретила Мария Петровна, и сразу, как говорится, за рога и в стойло.
_____- Здравствуйте! У вас какая машина? Классика, или передний привод? Проходите сюда!
_____Мария Петровна развернула на столе амбарную книгу, страницы которой были аккуратно разграфлены карандашом и заполнены фамилиями и адресами заказчиков. Увидев это, я перестал сомневаться в том, что спрос на оптимизатор есть. Но у меня был заготовлен козырь против "блицкрига":
_____- Дело в том, что моя машина работает на газе, и мне хотелось бы узнать, можно ли мне устанавливать оптимизатор, и даст ли он мне что-нибудь.
_____- Анатолий Петрович! Тут молодой человек интересуется можно ли ставить оптимизатор на газ.
_____Анатолию Петровичу на вид было лет пятьдесят. Он отложил свои дела, которыми занимался за столом и внимательно осмотрел меня поверх очков:
_____- Можно, но машина может взорваться, - поведал он нам, - если он не будет иметь претензий к нам, пусть ставит.
_____- Получается, что нельзя? – подхватил диалог я.
_____- Нет, мы не запрещаем устанавливать его на газ, но, видите ли, бывают недобросовестные потребители, у них утечки газа есть, а оптимизатор нагревается до высокой температуры, может быть взрыв.
_____- Но ведь при работе на бензине тоже имеется смесь паров бензина и воздуха, она не взрывается?
_____- А вы кто? Зачем вам это?
_____- Я тоже потребитель, но у меня машина работает на газе. Вот я и хочу выяснить могу я поставить его на свой двигатель, или нет, и что он мне даст.
_____- Если нет утечек газа, можете ставить. Но если что случится, претензии к нам не предъявляйте. А то на нас готовы свалить все грехи. Что бы ни случилось, винят оптимизатор. Придумывают бог знает что. Ключ зажигания в замке сломается, так говорят, что из-за оптимизатора напряжение на контактах скакнуло до 40 ватт (так он сказал), контакты пригорели, и ключ сломался.
_____- А у вас есть опыт применения его на газовых машинах? Что-нибудь он дает?
_____- Нет. Только бензиновые.
_____- Я прочитал в газете, что оптимизатор проходил испытания. Можно ли ознакомиться с результатами этих испытаний?
_____- Зачем?
_____- Интересно.
_____- А что тут интересного. Я могу вам очень просто продемонстрировать работу оптимизатора. Я его включу, и он нагреется за 1-2 секунды. Вы палец свой обожжете, если притронетесь!
_____- Это понятно.
_____- Это вы думаете, что всё так просто. У нас есть патент на оптимизатор! Мы имеем эксклюзивное право на производство! Оптимизатор проходил испытания в Москве, в НАМИ. Мы заплатили за это 8 миллионов рублей! Мы имеем сертификат.
_____- А из НАМИ вы что получили?
_____- Добро!
_____- И всё?
_____- А что, этого мало?
_____- А результаты испытаний вам не передавали?
_____- Какие же вам результаты надо?
_____- Какие испытания, в каких условиях, что получилось…
_____- Это всё не просто так. Я должен сделать официальный запрос в НАМИ, они должны потратить время, и дать ответ. И зачем это надо? И мы не можем всем это показывать. Это патент, понимаете? Это немецкий патент! Мы его купили, переоформили на себя, получили все документы. Мы вам сейчас всё выложим, а вы начнёте его изготавливать.
_____- Не начну. Нет таких планов у меня.
_____- Или передадите информацию куда-нибудь. Это наше ноу-хау! Понимаете?
_____- Понимаю. Значит нигде, ни в каком журнале про него нет никакой информации?
_____- Вы газеты читали?
_____- Читал.
_____- Там всё написано. На тонкой пластинке нанесён активный слой. Вы знаете, что такое активный слой?
_____- Догадываюсь.
_____- Я бы мог объяснить вам это, но это займёт много времени. Провод подключается к катушке зажигания. Работает на переменном токе.
_____- На переменном?
_____- Да.
_____- А откуда он берётся?
_____- От катушки.
_____- Это с какой клеммы снимается переменное напряжение?
_____- Там одна такая клемма. К другой подключаешь – мотор глохнет совсем. А дальше происходит ионизация на молекулярном уровне. Только я думаю, что вы этого не поймёте.
_____Многозначительную паузу прервал я:
_____- А мощность двигателя действительно увеличивается на 25%?
_____- Вы прочтите внимательно. Мы пишем: не на 25%, а до 25%. Это разные вещи! Если машина исправна, то может быть и 25%. Но в машине обязательно есть что-то. Или зажигание немного не так, или карбюратор не так отрегулирован. В итоге получается не 25%, а меньше.
_____- Ну а в среднем, на практике, каков прирост мощности? Есть у вас такие данные?
_____- Хорошо, я объясню вам по-другому. Мы даём вам кроссовки "Рибок", в которых можно поставить мировой рекорд, а вот поставите вы его или нет, зависит от вас.
_____- У вас есть свои производственные площади? – спросил я, и тут же пожалел, ибо Анатолий Петрович изменился в лице.
_____- Я сразу понял, что вы из налоговой!
_____- Я не из налоговой. Просто мне интересно, чем занимается ваше предприятие, какую продукцию производит кроме оптимизатора.
_____- Сделайте официальный запрос, и я дам ответ. Я всем говорю, что кроме оптимизатора мы ничего не производим, а вы сейчас запишите меня на диктофон, и завтра в налоговой появится материал на меня.
_____- Вы ошибаетесь, мой интерес чисто технический.
_____- У наших потребителей интересы не такие. К нам приехал один человек из Нижневартовска. Мы ему установили оптимизатор. Он только доехал назад до Нижневартовска и сразу же позвонил нам и заказал 200 штук. Вот это интерес!
_____К этому времени весь персонал ЗАО "Авиационные технологии", коих было человек шесть, отложил свои дела и наблюдал за развитием событий. У Анатолия Петровича зазвонил телефон, и он поднял трубку. Я же, распрощавшись и поблагодарив, поспешил к выходу.
_____Погрузившись в кресло моей машины, ожидавшей меня на стоянке и вооружившись карандашом и бумагой, я сделал небольшой расчёт на основании единственно имевшихся у меня газетных материалов. Вот цитата из газеты:
_____
_____ " Двигатель начинает работать более стабильно, позволяя экономить до 15% топлива (специалистами подсчитано, что если Вы проводите за рулем большое количество времени, окупить ОДВС реально за 2-3 дня)."
_____
_____ Считаю: 195 + 50 = 245 руб. – затраты на установку оптимизатора.
_____Предполагаю, что результат не самый лучший (15%), а просто хороший (10%) – не все же машины у нас неисправны, есть и в хорошем состоянии, 10% должны дать! Значит, чтобы сэкономить 245 рублей, нужно сжечь горючего на сумму 2450 – 245 = 2205 рублей.
_____92-й бензин у нас сейчас стоит 8 рублей за 1 литр, а моя машина расходует в городе около 7,5 литров на 100 км. Мой расчет показал, что я должен проехать 3675 км. И это за 2-3 дня. Возьмём щадящий вариант – 3 дня. В этом случае, чтобы оптимизатор окупился, я должен ежедневно наматывать по городу 1225 км.
_____Поднимите руку, кто наматывает каждый день по городу 1225 км. Не вижу.
_____Жаль, что нельзя посмотреть расчет, который сделали их специалисты. Мой расчет показал, что за 2-3 дня оптимизатор не окупится.
_____Располагая цифрами из газеты, нетрудно убедиться, что оптимизатор каждый год будет приносить жителю Тольятти $1000 экономии, а несчастным жителям Москвы, коим он достается в пять раз дороже, стало быть $5000 в год!
_____Ну как? Головка не кружится? Может, и правда займём очередь к Марии Петровне?
_____Такая вот беседа состоялась у меня с Анатолием Петровичем, – судя по всему, не последним человеком в ЗАО "Авиационные технологии". Я ещё раз убедился в том, что подобного рода новаторы, коих сейчас немало, видят в нас дураков, и сознательно (а кое-кто и не понимая того) впаривают нам свои бредовые идеи. А мы кормим их, видим и ощущаем то, чего нет на самом деле, и радуемся этому, разрешая им тем самым паразитировать на нашем теле и сбрасывать на нас своё дерьмо, как и положено паразитам. Так кто же мы? Может быть, мы и правда заслуживаем то, что имеем?
_____
_____
_____ Часть 3. Торжество разума
_____
_____(октябрь 2003 г.)

_____Вчера в воскресенье в Тольятти завершил свою работу IX тольяттинский автосалон.
_____"Эка невидаль"! – скажете вы, и в какой-то мере наверно будете правы. Для меня же, автомобильные выставки в Тольятти не безразличны, так как я здесь живу. Живу, правда, "без году неделю" и не знаком с развитием этого вопроса здесь, но за последние два года мне есть что сравнить.
_____Когда в прошлом году весной, я посетил здесь выставку "Автомобили и автосервис", мне стало очень горько и тревожно за наше будущее. В этом году в феврале выставка "Автомобили и автосервис" была настолько бесцветная и безвкусная (для меня), что сейчас в памяти не осталось ровным счетом ничего.
_____На эту выставку я пришел в день открытия, но выяснилось, что она открывается в 14:00, а билет стоит 200 рублей. На часах было 13:00. "Бог услышал мои молитвы", - подумал я, - "Цена входного билета возросла с 10 до 200 рублей"! Ждать час, да еще за 200 рублей, чтобы посмотреть неизвестно что, я не стал и отложил выставку на день ее закрытия, ибо во все последующие дни билет стоил 80 рублей. Тем временем вокруг спортивного комплекса Олимп, где проводятся эти выставки (другого места нет), кипела работа – монтировались последние экспонаты.
_____В день закрытия выставки я пришел неспешным шагом и налегке, неотягощенный никакими заботами. С собой взял лишь ручку "Паркер". Перед входом на выставку бесплатные экспозиции: "Лада-Бронто" – вездеход с кузовом Нивы и чудовищными колесами 1300х600-539. Даже инвалид, приехавший на коляске, не сдержался, при помощи рук взобрался за ее руль и сфотографировался. Вот как сильна тяга к автомобилям!
_____А рядом стояло такое ЧУДО, от которого все нефтяные бизнесмены наверно бы задрожали от страха. Оказывается, масло мотору… не нужно!!! На металлических подставках в полутора метрах от земли стояла красная "восьмерка" и ее двигатель ровно работал на холостом ходу. Под нее можно было зайти и выйти. Все бы ничего, если бы рядом на земле не лежал ее поддон и крышка клапанного механизма! Жуткая картина открывалась снизу: был виден коленвал работающего двигателя, щуп висел в воздухе, а с маслоприемника свисал капля масла. По специальной лестнице я взобрался наверх и увидел вращающийся распредвал. Ничто не говорило о приближающейся кончине мотора.
_____- И давно? – поинтересовался я у хозяина машины.
_____- Давно сидим… - невозмутимо ответил он словами старца из фильма "Белое солнце пустыни".
_____Я не стал сильно удивляться, так имел свой опыт применения "Аспект – Модификатора". 350 тысяч км без капремонта, и полет продолжается. Но то был Аспект, а это "Супротек". Один флакон 550 рублей. Необходимы три вливания (три флакона).
_____Тут же стояли другие тюнинговые "находки" от тольяттинского тюнингового центра "Юрол", которому принадлежала "восьмерка" без поддона, и через чей двор я ежедневно прохожу минимум два раза. Но все эти спойлеры, крылья, "обвесы по кругу" и самолетные хвосты меня интересуют в минимальной мере. Что ж, все мы разные. Одному это даром не надо, другой "костьми ляжет", лишь бы иметь это. Раз это делают, значит кому-то это надо.
_____Ба!!! Очередь в кассу! Не так чтобы много, но человек тридцать есть. Это в последний день-то. Стою, беру, вхожу и по традиции начинаю обход зала по кругу против часовой стрелки. Моя профессия – искать ошибки в чужой работе, которой я посвятил более двадцати лет своей жизни, выработала у меня стойкие привычки, и в частности, критически и строго оценивать все, что вижу. И что же я вижу? Вся центральная часть зала занята иномарками. Я сразу отмечаю для себя, что "центр" меня уже не интересует. Во-первых, это не наши достижения, и гордиться тут не чем. Во-вторых, я никогда не буду иметь это, и ни к чему дразнить себя, чтоб потом вздыхать. А посидеть за рулем, покрутить его – так я уж, увы, не мальчик.
_____Иду по кругу и "нюхом чую", что оптимизаторов и гомогенизаторов здесь нет! Это для меня большая радость. Ага, ВАЗ-2110 с автоматической коробкой Тойота. Только я подошел, слышу, один посетитель уже дал оценку "неуд" машине и, махнув рукой, пошел дальше. Заглянул я в "десятку" – и правда! Коробка-то от "праворульной" машины. Кнопка на рычаге селектора расположена справа, и чем нажимать ее, когда берешься за рукоятку правой рукой, - неизвестно. Вот так вот, мелочь, казалось бы, а напрочь перечеркивает все изделие и отворачивает потребителя. И зачем люди корпели над ней днями и ночами?…
_____Следующая экспозиция "Европротектор" – тольяттинское предприятие по восстановлению шин грузовых автомобилей. Я-то думал, что ремонт шин умер уже давно, оказывается "жив курилка"! Но технология и материалы, опять же, импортные! Опять гордиться не чем. Человек у стенда квалифицированно разъяснил мне, что и как. Зря я гордился своими нижнекамскими ЕХ-85, прошедшими 100 тысяч. Импортные шины для грузовиков ходят до миллиона километров! И выдерживают по три-четыре восстановления. А наши для восстановления не пригодны – каркас второй ходки не выдерживает, разрушается.
_____О!!! Броня для всех типов двигателей! За версту видно наша! Вот чем мы будем гордиться! Подхожу, гляжу… нет… не то… в крепеже плоскость головки болта образует с плоскостью детали угол не менее 15 градусов! Печально…
_____Дальше пошла музыка. И чего тут только не было! Но наша аппаратура только Ижевская. Не большой знаток звуков я, но мне показалось, что наша аудиотехника звучала хорошо. Мне кажется, что в этом вопросе (качество звука) у нас много напыщенности и бравады. Помнится в студенческие годы мы замутили одному "ценителю вин" обыкновенный портвейн под флагом какого-то крутого иноземного напитка. Спектакль был тщательно спланирован и организован. Рюмочки, салфеточки музычка, фрукты. Тот артистично цокал языком, восхищался, красиво говорил о вкусе, букете и аромате. И нам было очень больно огорчить его тем, что это был портвейн "три семерки", а он ни хрена не смыслит в винах. Нам было больно, но мы это сделали, ибо с молодых лет мечтали и хотели, чтобы в России было больше грамотных людей и меньше дилетантов и горлопанов.
_____Спускаюсь с трибуны. Так вот о звуке. Несколько позже мы подобным образом "раскололи" одного знатока качественного звука. С тех пор я на всякий случай не верю сразу, что человеку действительно необходима в машине музыка, стоимостью 15 тысяч долларов с выставленными напоказ конденсаторами в хромированном корпусе емкостью 0,5 Фарады. Впрочем… если бабки есть свободные… может и я бы купил, но только лишь для того, чтобы выпендриться однажды в субботу вечером перед кем-нибудь (но не в серьез).
_____Иду это я по коврам далее. Буфет. Боже! Щи! Простые русские щи. Стоят 1 доллар! Не было такого никогда. В нашей столовой №5 они всю жизнь 5 копеек стоили. Ну да ладно, я не голоден, пошел на выставку, встав из-за стола. Но за щи обидно…
_____За щами, гляжу, иностранцы шампанское пьют… языки развязались… тут же водка на розлив. Это уж совсем, по-моему, здесь ни к чему. Впрочем, кроме иностранцев, все трезвые. И вот тут я поймал себя на мысли, что меня что-то тревожит, что-то беспокоит, что-то не так. Призадумавшись, я понял, в чем причина моего дискомфорта – пройдя полвыставки, я не услышал ни одного мата (скажу людям непосвященным – в Тольятти мат – разговорная норма). Но не только это меня тревожило. Беседуя с людьми, я слышал грамотную русскую речь, ни одного факта профанации, ни одного слова о дилерах и дистрибьюторах. Все говорили на русском языке. Никто не спутал Вольта с Ампером, и никто не повышал мощность двигателя на 15 процентов, снизив при этом расход топлива на 20 процентов. Вот где "собака порылась"!!!
_____И это не все мои потрясения. Молодой парень лет шестнадцати попросил меня, чтобы я фотографировал его (его же аппаратом) не на фоне "крутой тачки", а на фоне… портрета Демидовцева Марка Васильевича – известного дизайнера автомобилей ВАЗ, и не только.
_____Тут на подиум вышла деловая дама "в строгом" и объявила… нет, не об отключении электроэнергии, а о начале церемонии закрытия выставки. Следом вышла молодая скрипачка Олеся Ковальская и исполнила вживую с сопровождением два музыкальных произведения. Я не знаю, что это было, но это было прекрасно! Сделала она это искренне, самозабвенно и столь азартно, что я подумал: если бы не было ничего более, то только ради неё стоило прийти…
_____Потом выступил театр танца "Монблан", два исполнителя шотландской музыки… Красиво все это было. Затем были подведены итоги и награждены победители. Оказалось, что на выставке были представлены экспозиции из 20 городов России и ближнего зарубежья. Компетентное жюри вынесло свои оценки и вручило дипломы. Но вот интересно, за что выданы дипломы:
_____Первый диплом (название фирмы не расслышал) – за индивидуализацию автомобиля "Мерседес-Бенц"
_____Второй диплом фирме "АвтоСоната" – за создание ауры изысканности на стенде.
_____Третий диплом фирме ТОН-АВТО – за концептуальный подход к оформлению экспозиции.
_____Четвертый диплом фирме "Викинги" – за концептуальный дизайн на стенде.
_____Все. Чувствуете? Нашим здесь не пахнет. Наши достижения в автопроме и автосервисе не потянули на диплом на этой выставке. Мы получили дипломы за мастерство подачи товара потребителю, но товар этот… не наш. А наш товар… призван решать задачи более прозаические и впечатления не производит. Мы рекламируем стенд для правки искореженных дисков. Хороший стенд, но сам по себе факт правки искореженных дисков свидетельствует о нашей нищете. Стоит сиротою в зале "Лада-Карат" с немыслимым тахометром, цифровым спидометром, без ручек и замков. Как он открывается – неведомо. Сзади латиницей написано CARAT. Он что, замыслен для экспорта в англоязычные страны? Есть сомнения в этом. Уж больно он "незатейлив", мягко говоря, смахивает на Запорожец 21 века.
_____На выходе я поделился впечатлениями с двумя людьми с табличками на костюмах. Те прояснили мне: "Каков поп, таков приход". Многое зависит от организаторов выставки. Если у руля стоят грамотные люди, на выставке будет на что посмотреть и здесь не будет места разного рода мусору. Отныне выставочную политику в Тольятти будет определять "Экспо-Тольятти", офис которого сейчас расположен… в лесу на берегу Волги. И эта выставка – творение его рук. Последующие выставки будут не менее интересными, а может и более.
_____На улице я опять подошел к "восьмерке" без поддона. Ее двигатель все так же ровно работал на холостом ходу. Я попросил хозяина машины уточнить как "давно они сидят". Тот ответил, что сбился со счету. Только на этой выставке пять дней работы без масла. А до этого были выставки в городах… он загнул шесть или семь пальцев… Что ж, здравому смыслу это не противоречит, закон сохранения энергии не нарушен. Следствием работы сил трения обычно является нагрев и износ. Если свойства трущихся поверхностей таковы, что работа сил трения вызывает главным образом их нагрев, а тепло отводится системой охлаждения двигателя, то все логично. Под нагрузкой двигатель возможно не проживёт долго, но доехать потихоньку с пробитым поддоном до гаража, вероятно удастся.
_____С легким сердцем я вышел с выставки. Где же вы, Анатолий Петрович, со своим оптимизатором? Может среди посетителей этой выставки? Это хорошо! Это полезно – посмотреть на торжество конструкторской и дизайнерской мысли, послушать грамотных людей, несущих нам автомобилистам не чудеса в решете, а действительно работоспособную, удобную и эффективную технику с замечательными свойствами. После первой "горькой" выставке в прошлом году, где смотреть было не на что, я все же был уверен, что это было не самое лучшее, из того, что есть у нас. Я был уверен, что у нас есть много грамотных людей! И вот на этой выставке я их увидел, их было много! Значит не зря положил я свои силы в дело продвижения знаний об автомобиле. А раз есть грамотные люди, движение вперед будет!
-----------------------------------

© Goliaf, 2002-2003 г.