15частьТанькино детствоЧетыре времени года. Лето

Сиеккинен-Сумарокова Татьяна
Лето.

Школьные каникулы. Приезд дачников-курортников. Ниновка привлекала этих горожан своими живописными местами у чистой речки Оскол, в грибном лесу, в пестром от разнотравья лугу.

Начало лета - прекрасная пора! В палисадниках цвела сирень. Воздух наполнялся нежным ароматом ириса и белоснежной акации. Тёплый ветерок разносил лёгкой метелью тополиный пух. Весёлое щебетанье ласточек сменялось волшебными соловьиными трелями .

- Тань?! Я купила тебе  путёвку в лагерь. - объявила мне мама за ужином.

Для меня это прозвучалo как приговор.

- Прощай, свобода! – пронеслось в голове.

Пионерский лагерь «Спутник» располагался слева от мебельной фабрики. Первая смена начиналась в июне. У ворот лагеря заботливые родители расставались на целый месяц со своими детками, передавая их в надёжные руки пионервожатых и воспитателей. Ниновка как бы оживала от этого весёлого детского муравейника, просыпаясь по утрам под  звуки барабана и пионерского горна.

- Мам, можно я не пойду в лагерь? Ну, пожалуйста?- попросила я маму.

- Нет! И не проси! Пойдёшь, я буду спокойней! Бабушка старенькая уже, за тобой ей уже не уследить.

Увидев моё кислое лицо, мама добавила:

- Привыкнешь! Ничего! Вон все дети там!

Достав из-под кровати небольшой коричневый чемодан, подала его мне:

- Тань, вот чемоданчик, собирай вещи.

От волнений я не могла долго уснуть и всё думала:

- Какой он – этот пионерский лагерь? Как он меня встретит?

И вот наступило утро! Мне хотелось плакать от расставания с бабушкой, братом. Меня мучил вопрос:

- Почему меня отправляют в лагерь? Я не хочу туда!

Я готова была под честное слово дать обещание всегда слушаться маму и бабушку, только не лагерь!

Мы вышли за калитку, на улице с велосипедом стоял Муравецкий Петька, друг моего брата Лёньки:

- Тёть Лид? А что, Таньку в лагерь отдаёте?

- Да! - ответила мама, крепко держа меня за руку.

Петька долго смотрел нам вслед, а я шла, оглядываясь, и в душе прощалась и с Петькой, и родной улицей.

- Зайдём в медпункт, справку надо взять, что ты здорова. - озабоченно рассуждала мама.

После медпункта мы направились в лагерь. Всё ближе и ближе слышались звонкие детские голоса, смех, песни, но меня это не радовало...

Вот он - пионерский лагерь!

За воротами большая площадка для игр, клумбы с цветами, низкие одноэтажные корпуса. В небольшом помещении, которое служило приёмным пунктом, мама передала меня в воспитательские руки.

- Таня, слушай воспитателей, смотри чтоб вещи целы были. - ласково прощалась мама  со мной.

В знак согласия я, молча, кивнула головой.

Воспитательница повела меня вниз по лестнице к деревянному корпусу, где  я увидела два ряда раскладушек.

- Таня, вот твоё место! Располагайся. – воспитательница указала на раскладушку и на верхнюю полку в тумбочке и ушла.

Четкий распорядок дня, утренняя зарядка, на завтрак каша, шум, незнакомые лица в пионерских галстуках, строгий контроль вожатых - всё это словно подталкивало к тому, что нужно бежать! В голове быстро созрел план побега! У главного входа был дежурный пост, даже в тихий час там было всё под контролем! Я решила бежать через нижний корпус. Выждав подходящее время, спустилась по крутой лестнице к стадиону и, убедившись, что погони нет, осторожно направилась домой. Проходя мимо небольшого озера, ощутила наконец-то полную свободу и … что было сил, припустила бежать!

Пробежав незнакомые мне места, выбежала к родной речке. Солнышко бросало в речку свои весёлые лучики, а вода отражала их, направляя в разные стороны. В восхищении я остановилась и залюбовалась их волшебной игрой. А озорные лучики принялись ласково щекотать меня, словно приглашая поучаствовать в этой доброй игре. От этого на душе было легко и радостно! Но надо было идти домой.

По тропинке вдоль реки я медленно  направилась в ту сторону, где, как мне казалось, меня не ждали.

И вот я уже на площадке Ниновской школы, где играли в мяч ребята: Витька Корецкий, Петька и брат Лёнька. Увидев меня, Петька удивлённо остановился на какое-то время и, махнув в мою сторону рукой, что-то сказал Лёньке. Брат, продолжая гонять мяч, крикнул мне:

- Иди, иди домой! Бабушка даст тебе!

Зная, что меня ожидает наказание, последние метры я шла очень медленно.

- Здравствуйте! - приветствовала я тётю Клаву и дядю Мишу.

Морозовы тётя Клава и дядя Миша работали в Ниновском магазине продавцами. С доброй улыбкой в приятной беседе они обслуживали покупателей-односельчан.

- Таня? Здравствуй! - с удивлением ответила тётя Клава. - А я слышала, тебя в лагерь отдали.

Я всегда доверяла тёте Клаве, и в этот раз сказала ей честно:

- Не хочу там быть!

- Правильно, Тань! - поддержал меня дядя Миша. - Все дети по улице бегают, а тебя в лагерь! На то оно и детство, чтоб бегать, играть, а не по команде маршировать!

Получив поддержку, я уверенно зашагала к своему дому.

Открыв калитку, я увидела во дворе бабушку Пашу.

- Сбежала-таки?! – спросила меня бабушка так, словно знала, что других вариантов, и быть не могло. - Вот, Лидка с работы скоро придёт! Расскажешь ей всё!

Моё сердце как бы окаменело от долгого душевного напряжения, я готова была получить самые строгие наказания.

Мама с работы вернулась не с пустыми руками. Она принесла тот самый коричневый чемоданчик, который я оставила в лагере.

- Тань! Разбирай вещи! - присаживаясь на ступеньки крыльца, устало сказала мама.

Мне было жалко маму. Я понимала, что, умаявшись на работе, у неё не осталось сил, чтобы отчитать меня.

- Завтра пойдёшь со мной на остров полоть картошку. - спокойно объявила мне мама.
От такого поворота событий, на душе наступило спокойствие.

Бабушка разбудила меня пораньше:

-Таня, просыпайся! Умывайся, завтракай, и идите полоть, пока ещё солнце не встало.

Взяв тяпки, мы вышли за калитку. Мама посмотрела на небо:

- Небо вон, какое чистое, дождя опять не будет.

- Здравствуй, Лида! Полоть идёте? – поприветствовала нас соседка тётя Зина.

- Здрасте! Да, Зин, полоть! Трава замучила, хочешь-не хочешь, а полоть надо! - рассуждала мама.

- А Таня? Что? Не в  лагере? - интересовалась соседка.

- Нет, не в лагере! - ответила мама.

Опустив голову, я думала:

- Вот всё надо знать этой тёте Зине!

- Наши Ниновские дети не любят в лагере быть. - добавила мама.

Мы поспешили пройти главную улицу, свернули в маленький переулок и вот он - остров!

Раннее июньское утро. Тихое течение реки. Робкие солнечные лучики. Бойкие птичьи трели. Эта неповторимая картина с восходом солнца менялась на глазах!

- Да..а! Как быстро время летит... - рассуждала мама. - Я помню, как все Ниновцы приходили сюда, на остров смотреть кино. Киномеханики натягивали на столбы большой экран, заводили движок и все смотрели. А вечера такие тёплые были...

В мамином голосе чувствовалась душевная тоска о том, дорогом для неё времени. Мысленно я погружалась в тот мир, о котором с такой любовью рассказывала мама.

- Да, время летит, всё меняется! И люди тоже! - добавила она. - Раньше как-то добрее все были. Хоть и голод был, и надеть нечего было, а добрее были! А сейчас всё хапают, хапают, тянут, воруют, особенно те, кто у власти...  Думают, что простой народ не видит! Поднимали -поднимали мы хозяйство, сколько труда уложили?! А оно вон что?!  Эх, куда всё катится...

- Мам, не переживай! – утешала я маму.

- Да обидно, дочь! - тихо ответила мама.

За поворотом показались огороды.

- Так  пришли! Будем полоть, Танюш! Бери два рядка и вот так делай! – объясняла мне мама, показывая как надо полоть. – Ну, с Богом! К обеду справимся!

Земля была сухая, из-под тяпки летела небольшая пыль.

А между тем солнце поднималось выше. Природа  начинала изнемогать от жары.

Закончив прополку, усталые обессилевшие от жары, мы возвращались домой.

Проходя мимо клуба, я увидела, как киномеханик дядя Ваня размещал афишу, на которой огромными красивыми буквами было написано «Бомбей в объятиях ночи», а ниже указано «Индийский фильм».

- Мам, смотри, сегодня индийский фильм! - с радостным удивлением обратилась я к маме.

- Да! Ну, пойдёте сегодня в кино!  Хороший фильм, наверное. Индийские все фильмы хорошие! - с оживлением ответила мама.

И вот тёплый летний вечер. Работы уже все закончились, наступало время  отдыха. По центральной улице нарядно одетые с добрыми сияющими лицами,  как на большой праздник, в клуб группами шли односельчане. Некоторые даже несли с собой свои стулья, зная, что может быть так, что мест не хватит всем желающим посмотреть индийский фильм.

Ниновский клуб...Наш старый добрый клуб - это сердце села. Сколько радостных мгновений он подарил нам - жителям Ниновки. Большое крыльцо переходило в террасу, ограждённую синими перилами. Под её крышей множество ласточкиных гнёзд. На террасе женщины в беседах коротали время в ожидании начала сеанса. В фойе за длинным столом сражались в домино мужчины. У входа в кинозал  сидел киномеханик дядя Ваня с синими билетами в руках. Все билеты с местами распроданы, а для тех, кому не хватило мест, вносились длинные деревянные скамейки, стулья. 

И вот в переполненном зале погас свет, чуть слышно заработал мотор в будке киномеханика, в абсолютной тишине все погрузились в проблемы киногероев. Изредка слышались сопереживающие вздохи, кое-кто плакал. Фильм держал в напряжении на протяжении обеих серий и вот, наконец, счастливый финал! Испытав сильные эмоции и получив удовлетворение от того, что всё в очередной раз хорошо закончилось, односельчане покидали кинозал со слезами, которые не успели просохнуть.

Шли не спеша. Кто-то заходил в библиотеку обменять книги, молодёжь оставалась потанцевать под пластинки, а те, кто постарше шли домой, ведь завтра рабочий день, надо отдохнуть.

Летние каникулы пролетали очень быстро. Жаркий июль плавно переходил в более мягкий месяц - август. Ниновцы постепенно готовились к сбору урожая. Какой он будет?  Особенно волновались за картошку, ведь это  основной продукт питания на деревне. Сколько сил и здоровья уходит, чтобы вырастить её.

Запах приближающейся осени окутывал мою родную Ниновку.

                Продолжение тут http://proza.ru/2015/07/17/1379