Ч. 19 Не первая, и не последняя обманутая женщина

Владимир Врубель
Предыдущая страница http://www.proza.ru/2015/07/11/886
 
Пока северный ветер удерживал моряков в бухте, Кинг решил с пользой употребить это время и распорядился с обоих судов отправить плотника и партию матросов, чтобы заготовить для следующего посещения брёвна.

Из бухты Голодная он планировал отвести суда в Монтевидео, чтобы там сделать, как бы сейчас сказали, ППР (планово-предупредительный ремонт), и дать возможность команде отдохнуть на берегу, что выражалось в посещении местных кабаков и общению с портовыми шлюхами. После чего корабельному лекарю предстояла большая работа.

Моряки, отправленные рубить деревья, обнаружили подходящую рощу. Поэтому Кинг был неправ, когда поддел своего предшественника Байрона, мол, деревья годятся только для ограды. Правда, большая часть срубленных деревьев оказалась с гнилой сердцевиной. Зато они  набрели на вечнозелёный бук (это мой перевод, возможно, дерево называется иначе) невероятного размера.

Спилить его они не смогли, их пила была слишком маленькой для такого гиганта. Может, его видел и Байрон? Наконец ветер сменился. Переждав начавшийся шторм, через двое суток корабли перешли в бухту Грегори. Дело в том, что с кораблей заметили огни. Это патагонцы разожгли костры, чтобы привлечь внимание мореплавателей.

Кинг надеялся выменять у них на ножи и бусы свежего мяса, чтобы предупредить распространение цинги у команды, уже много дней сидевшей на одной солонине. Индейцам подали сигнал, что их заметили, и вскоре на берегу бухты собралось несколько десятков аборигенов.

Одна из женщин, лет сорока, по имени Мария, говорила на ломаном испанском языке, поэтому выступила в качестве переводчицы. Её и несколько индейцев пригласили на судно. Там угостили ромом. Индейцы быстро опьянели, кроме Марии, которая держалась очень спокойно, с достоинством, и видимо, её было нелегко свалить с ног спиртным.

Она была одета так же, как и остальные женщины, но в ушах у неё были серьги из медалей с изображением девы Марии, а шкуры на груди были соединены латунной заколкой, которую, как она сказала, подарил ей некий Льюис.

Кто это такой, трудно сказать, она пояснила лишь, что он пришёл на зверобойной шхуне и совершил обряд крещения индейцев. В отчёте Кинг часто ссылается на книгу иезуита Фолкнера, который много лет прожил среди индейцев Южной Америки и детально описал их быт и характеры.

В своих исследованиях плаваний в девятнадцатом веке мне часто приходилось встречать упоминания об иезуитах, которые первыми среди европейцев проникали в самые дикие места планеты. Ничто, ни болезни, ни смерть от тех, кому они несли «слово Божие», ни гибель от диких зверей, не останавливали тех фанатиков.

Хотя Мария и оказалась устойчивой к спиртному, но потом набралась и она. По распоряжению Кинга матросы вытащили перепившихся гостей из кают-компании на верхнюю палубу, где они спали до утра.

Утром, войдя в кают-компанию, Кинг обнаружил своих гостей уже за столом. Мария попросила, чтобы принесли чай и завтрак. Опасаясь за столовые приборы,  капитан приказал слуге убрать все ножи, но заметил, как Мария успела стащить один нож, который, к большому огорчению женщины, у неё отобрали.

День прошёл в активной торговле англичан и индейцев, которых собралось уже свыше полутора сотен человек. Кинг познакомился с семейством Марии. Хотя её муж Мануэл и считался вождём племени, но, похоже, всем управляла она, а муж больше занимался их тремя детьми.

Надо отдать должное Кингу, он запретил выносить на берег спиртное, хотя индейцы показывали, что готовы на него поменять, что угодно. Видимо, зверобои не раз их спаивали. В конце концов, наменяли на табак мяса гуанако (животного из рода лам) столько, что, по прикидкам Кинга его должно было хватить дня на два для экипажей обоих судов. Дольше хранить мясо его не могли, потому что холодильников, как вы понимаете, тогда не было.

Теперь можно было и развлечься. Капитаны Кинг, Стокс и несколько офицеров попросили разрешения у индейцев покататься на их лошадях, и вскоре уже обозревали окрестности верхом.  Осмотрели они и деревни местных жителей. К сожалению, тема, заявленная мною в заголовке, не позволяет мне подробно пересказать, со слов капитана Кинга, об интересном быте и обычаях жителей Патагонии.

Кинг взял с собой в плавание подростка сына на правах юнги. Парнишка вызвал симпатии индейцев, и они подарили ему целую охапку страусиных перьев, которые мальчик распределил среди экипажа. Перья страуса тогда высоко ценились в Европе. Дамы украшали ими шляпы.

Далеко не у всех капитанов складывались такие дружественные отношения с индейцами, как у Кинга и Стокса. Голландец Оливье ван Ноорт такой же лихой моряк и пират, как Дрейк, только ещё больший мерзавец, со своими людьми безжалостно перебил группу встреченных им индейцев, чтобы захватить в качестве трофея нескольких мальчиков.

Читать записки Кинга очень интересно, потому что он был высокообразованным человеком и прекрасно знал морскую историю. Вечером Мария хотела сесть в шлюпку, чтобы попасть на транспорт, причём с собой он несла спальный мешок, явно собралась там ночевать, но Кинг не разрешил. Она умоляла его привезти на берег спиртное, но вновь получила отказ.

Тогда Мария высказала последнюю просьбу индейцев – прислать на берег муку и сахар. Капитан согласился и пообещал это сделать завтра. Кингу не пришло в голову, а я, в силу своей испорченности, задумался, из чего же индейцы изготовили самогонный аппарат?

Но на следующий день пошёл сильный дождь, начался шквал, оставаться в этой бухте было опасно. Кинг приказал сниматься с якоря. Когда корабли уходили из бухты, он увидел Марию. Она сидела на лошади на вершине сопки и смотрела на транспорт. Кинг почувствовал себя обманщиком и дал себе слово, что, вернувшись, передаст для неё обещанные мешки с мукой и сахаром.

Продолжение http://www.proza.ru/2015/07/13/1768