Опыт красоты

Андрей Тюков
Плащ дервиша прохудился. Ставишь заплату - не держится, ползёт, - поизносились мы... Всякая метафора о двух концах. Танцуй, кружись, дервиш! В танце исчезнет различение того и этого, "я" и "не-я". Что нужно, что не нужно, всё в танце придёт и уйдёт. Останется танец. Вот это кружение, в ритме сердечных толчков. Форма это - или содержание? Это проблема смысла, а смысл не выводится из действия. Жизнь - это танец, это действия, нацеленные на удовлетворение потребностей.
Проблема "смысла жизни" есть выражение конфликта между потребностями человека и теми формами, в которых они получают удовлетворение. Обе "стороны конфликта" являются социально обусловленными, следовательно, выход - или в снятии указанной обусловленности, или в изменении социума. И в том, и в другом случае социум выступает как главная преграда на пути развития индивидуума, так как именно социум воспроизводит и сами потребности, и формы их удовлетворения. Более того: поскольку стремление "найти смысл жизни" также становится потребностью, социум поддерживает, оформляет и воспроизводит и эту потребность. Где же выход? Выход - в перестройке сознания на базе сущностных ценностей. Сущностные ценности, в отличие от актуальных ценностей существования, выступают как идеалы, которые недостижимы здесь и сейчас, но которые позволяют переориентировать сознание человека с объекта на идеальную проекцию объекта, иначе говоря, на его духовную составляющую. При этом изменится содержание потребностей, изменится мотивация деятельности, её цели. Большое значение для такой перестройки имеет тот опыт красоты (интеллектуальный аффект), который накапливается на протяжении всей жизни человека, с самого раннего возраста. Мир прекрасен, стоит только убрать лишнее. В сущности, это путь разумной аскезы. Именно в этом смысле, на мой взгляд, следует понимать известные слова Достоевского о красоте, которая спасёт мир. Между тем, само обретение подобного опыта, опыта духовного по своей природе, всё более сводится к имитации, к восприятию, а не переживанию. Возможности человека растут, а способности - убывают. Всё больше разноцветных заплат на плаще дервиша, новые появляются едва ли не ежедневно. Но все они и каждое в отдельности имеют смысл только в состоянии покоя. Вот, дервиш закружился, быстрее, ещё быстрее - и разноцветные пятна слились в одно пятно, серое и невыразительное.
Рост производительных сил опережает развитие производственных отношений. Это находит себе подтверждение на наших глазах. Продукт производственных отношений, их "прошивка" - идеология - отстаёт от прогресса технологии настолько, что образуется разрыв, лакуна, которую ещё не обслуживает новая идеология (она не оформилась) и уже не удовлетворяет идеология вчерашнего дня (она себя дискредитировала, она не в состоянии ответить на новые вызовы). Критическую "чёрную дыру" заполняет "эхо позавчерашнего дня": фундаментализм, выступающий в форме возврата к "простым и ясным" ценностям существующих идеологий в их самой неразвитой, примитивной, инструментальной форме, которую неверно называют "радикальной". Это - новое варварство, предсказанное в прошлом столетии Гербертом Маркузе. Здесь кроются корни ИГИЛ и причины того  фантастического воздействия, которое ислам в формате шпаргалки, упрощённый до взмаха меча, до выстрела, оказывает на умы носителей совершенно других культурных традиций.
Успех "радикалов" объясняется просто: общество потребления, которое уже нельзя назвать"западным", зашло в тупик и выйти из него не сможет. Та "свобода", которую якобы несёт людям технический прогресс, та же самая "свобода" поработила этих людей, превратив индивидуума - в элемент сети, а общество в целом - в "свободную" структуру, свободную от обязательств иных, нежели обеспечение функционирование сетей. Нищие с айфонами, нищие с ноутбуками - с одной и с другой стороны. Столкновение неизбежно, и мы увидим это в режиме реального времени в интернете. Сериал "Падение Римской империи" насчитывает уже не один десяток серий, но зрительский интерес не ослабевает. Будут сеять пшеницу на городских площадях, будут пасти овец на форуме. А потом кто-то найдёт книгу в храме - и всё сначала...
Духовный опыт невозможно "пройти" в несколько лекций и практических занятий. Результат по определению будет имитацией. Опыт красоты, который содержится в том же исламе, в Коране, не имеет ничего общего с имитацией, взятой на щит "радикалами". Протест оправдан, но формы выражения протеста неадекватны базовым, духовным ценностям идеологии, которую якобы исповедуют протестующие. Жизнь нужно прожить. Взяв автомат, красоту не увидишь. Сущностные ценности всех религий одни и те же, все религии ориентируют меня на постижение истины, - постижение, а отнюдь не коррекцию чужой истины, пусть даже ошибочной с моей точки зрения. И смена обстановки, переход в другой социум, при всей внешней новизне и "революционности", ничего не изменит, пока человек остаётся рабом своих потребностей, а следовательно, рабом других таких же потребителей и своим собственным.
Один танцует, чтобы приобрести, а другой - чтобы потерять. Это один и тот же танец.


12 июля 2015 г.