По столбам

Татьяна Пороскова
 Началась морошковая лихорадка.

 И хотя я понимала, что  тропинки и дороги к болотам в одиночку я просто не решусь пройти, но незабываемо сладкое время восторга охватывало меня, когда я вспоминала море ягод, которые природа благосклонно дарила всем, всем, кто не боялся ни зверя случайного, ни зарослей густых и высоких трав, напоённых атаманскими грозами. А я уже стала бояться. Не люблю ходить одна.

  А подросшие мальчишки, почуяв заработок, только летали на мотоциклах до нехоженых, неезженых дорог, с баулами в рюкзаках за спиной. А потом  развозили приезжим полные вёдра крупной, румяной,  восковой морошки. Тальё не брали. Оно растекалось кисловато-сладко по губам и рукам. Руки становились липкими.

  Я  ягодница не в одном поколении. Ещё семилетней девчушкой брала меня мама с собой в поездки на электричке. Вагоны были наполнены такими же любителями ягод.
 Раным-ранёшенько пассажиры высыпали на станции Ярино. Дремали и мёрзли в тумане до рассвета. А чуть свет заходили в сплошные малинники.
Мама давала мне большое эмалированное ведро. И я терпеливо обирала ягоды сначала в эмалированную кружку, потом пересыпала их в ведро.
Дома мама варила малиновое варенье и осторожно переливала его в двадцатилитровую стеклянную бутыль, которая стояла в подполье. А мы любили розовую пенку от варенья. Это было единственное наше драгоценное лакомство.

До сих пор люблю малину и с радостью слежу, как наливаются  алым цветом  и мякнут соком ягоды.
.
     Нашла я себе товарища за морошкой, женщину, которой тоже хотелось сходить  на болото. Оно  именовалось «по столбам».
Хотя столбов давно не было. От них остались только сгнившие и проросшие мхом брёвна. Когда-то они, действительно, были столбами. Несли потоки электричества в несуществующую теперь деревню Замох. Деревня за мхом, за болотом. А на болоте наливалась вишнёвыми бусинами клюква.
Черничные кусты манили сладостью. Голубика с дымчато-сизым налётом нежно таяла во рту. И царственная ненаглядная морошка сверкала своими волшебными красными фонариками на болотных кочках.

Но пришло жуткое время мелиорации. Человек, не думая о последствиях, корёжил и пластал землю, переворачивал  бульдозерами её чрево. Ягоды почти исчезли. И только окраинками, по канавам, плелись брусничные ковры.


    Когда мы вышли с Клавой, небо уже густо потемнело и ворчало громом. Мы переглянулись. Но нам очень хотелось сходить за морошкой.
Прошли мы через деревню Бараниха, где осталось всего два жилых дома.
Коршун раскинул свои широкие крылья, взмыл вверх, сделал несколько кругов. Он чуял приближение грозы.

  А мы уже шли по замошной дороге. И я подумала, что  именно по такой дороге ходил Илья Муромец.
 - Ох, заколдобела дорога да замуравела. Да заросла она кореньем, а под ногами чёрный торф. А под ногами остатки мощёной дороги брёвнами. А где же брусничник? А где голубичник? -
думала я.
 А Клава только охала, вспоминала, как водила их, ребятню несмышлёную, тётка Дарья за голубикой по мощёной этой дороге. Наевшись досыта, обмазанные ягодами, они вышли на неё. Но день был пасмурный. И тётка растерялась, не зная, в которую сторону идти.
И только когда выглянуло солнце, они пошли домой. А теперь  она не узнавала это место.

Несколько обабков кинулись  нам под ноги. И синью наливалось небо, и набухало громом.
Я считала от молнии до грома. Отец учил меня:
 - Раз, два, три,.., девять. Грохнуло!
В девяти километрах отсюда ударила молния.

Ещё надеялись, что найдём переходы через канавы, наполненные бездонной тёмной водой.

Дошли до Чёрной речки. Там всегда жили бобры. Берёзы повалены. Их работа. Боязно подходить близко, можно оступиться. Берега заросли не мерянными травами. Как -то раз я видела след в траве, оставленный медведем, когда он проходил через эту дорогу. И видела поле овса, чтобы заманить медведя к угощеньицу. Видела на высоких соснах лабаза из досок, куда сядет потом охотник.

      Гроза и ливень так разбуянились, что мы не решились перейти через тёмные воды мелиоративных канав.

И осталась там, под ливнями, расти и набухать соком наша заветная морошка.

 Радостная, усталая  и совсем мокрая,  пришла я домой. Это была радость маленького путешествия, которая не всем  понятна.

фото от 11.07.15