4. Здравствуй Крым... продолжение

Борис Аксюзов
4.Здравствуй, Крым … (продолжение)

Мы уже были измотаны почти бессонной ночью и посещением двух дворцов, но нас ждала еще одна плановая экскурсия - на Ай-Петри. Ее я ожидал с особым нетерпением, потому что там никогда не был. Сначала, в мои молодые годы, туда еще не проложили ни автомобильной, ни канатной дороги, и мне оставалось только смотреть на эту величественную стену, нависавшую над Ялтой, и завидовать скалолазом, с упоением болтавшимся на веревках где-то далеко вверху. Мне говорили, что на плато Ай-Петри пасутся стада и даже живут люди … Я завидовал им и считал их небожителями, представляя, как по утрам они подходят к краю пропасти и видят перед безграничное море и маленькие домики прекрасного города Ялта.
В следующие мои приезды «канатка» уже работала, но попасть мне нее не удавалось: то была неимоверно большая очередь, то она ломалась, то над городом висели тучи, и подниматься на гору не было смысла...
И вот, наконец, моя мечта была готова сбыться!
Нам было предложено сразу два варианта экскурсии на Ай-Петри: подъем на автомобиле по горной дороге, обеспечивавший запас адреналина на всю оставшуюся жизнь, и спуск на «канатке», тоже способный подарить массу незабываемых впечатлений.
Но прежде …
Нет, нет, до отступления на вольную тему дело еще не дошло. Просто я хочу рассказать вам кое-что о крымской топонимике ..
Меня сразу поразило в ней множество названий с приставкой «Ай -», и, так как Интернета тогда не было, я перелопатил множество справочников, чтобы раскрыть эту тайну. (Вы знаете, сколько подобных тайн мы открываем в юности, считая себя почти что первооткрывателями).
«Ай» по-гречески означает «святой», а далее идет имя того святого, в честь которого и назван тот или иной географический объект. Таким образом, Ай-Петри — это Святой Петр. А «петрос» на греческом языке — это «камень». И я думаю так: нет в мире достойнее памятника первому апостолу, чем крымская гора, горделиво, но и сурово возвышающаяся над Ялтой.
Помните, как сказал Иисус?
«Я говорю тебе: ты — Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».
И очень жаль, что «на камне сем», то есть, на Ай-Петри до сих пор не построена церковь, хотя еще в 1-м веке после Рождества Христова здесь был основан храм (монастырь?) святого Петра. Туристы до сих пор находят на предполагаемом его местонахождении древнюю керамику и другие артефакты.
Близ Ялты есть еще две горы: Ай-Георгий и Ай-Никола, а также горный район Ай-Василь, названные в честь святых, имена которых узнаются легко , долина Ай-Савская (св. Савва), урочище Ай-Даниль (св. Даниил) и два мыса Ай-Фока и Ай-Тодор (св. Феодор)...
… Как только мы согласились подняться на Ай-Петри на автомобиле, началась процедура, в ходе которой я понял, насколько четко и слаженно работает в Ялте турбизнес. По дороге в Воронцовский дворец мы заскочили на биржу «извозчиков», где ровно за три минуты договорились о том, что машины будут поданы в нужное время и в нужное место. Нас даже спросили, какую марку микроавтобусов мы предпочитаем: «Форд», «Мерседес» или «Вольво». В шутку, конечно … Просто горные водители оказались очень веселыми и общительными ребятами.
Шофер нашего автобуса, например, армянин крымского разлива по имени Гена творил на дороге чудеса. Он успевал переговариваться по мобильному телефону со своими напарниками, рассказывать нам, на каком повороте этой чудовищной дороги Шурик украл «кавказскую пленницу», и при этом вписываться в повороты серпантина с такой скоростью и лихостью, что у нас сосало под ложечкой.
Но в то же время они очень внимательно относились к нашим туристическим запросам и интересам, останавливая автобус в запланированных и незапланированных местах. Таким образом, мы осмотрели не спеша замечательный водопад Учан-Су, увидели Ялту сверху на нескольких площадках и запили наши впечатления свежевыжатым гранатовым соком. И наc никто не подгонял, как это часто бывает во время экскурсий с профессиональным гидом.
И, наконец, наша машина вырвалась из мрачных теснин на огромную поляну, освещенную щедрым крымским солнцем, и наш водитель, притормозив, обратил к нам свое радостное и гордое лицо и провозгласил: «Вы находитесь на плато Ай-Петри, на высоте свыше тысячи метров! После осмотра Ялта с главной смотровой площадки вы можете приобрести в многочисленных торговых точках сувениры и уникальнейшие продукты, как то; мед, варенье, орехи, а так же татарские пышки. Но я не советую особо налегать на них, так как вас ждет обед в самом экзотичном кафе на плато, куда я отвезу вас после осмотра достопримечательностей»
Эта тирада была произнесена без единой запинки, на одном дыхании, и я понял, сколько раз этот разбитной водитель поднимался сюда с туристами.

Мы прошли на обширную смотровую площадку, нависавшую над обрывом, и перед нами открылся изумительный вид утопавшей в зелени Ялты, раскинувшейся на берегу лазурного моря. Внизу, прямо под нашими ногами, проплывали белые облака, парили птицы, и в мою голову уже не в первый раз пришла мысль, что только стоя на вершине горы, человек мог ощутить себя хозяином Земли и ее природы.
И вдруг, словно в ответ на мои крамольные мысли, откуда ни возьмись, на плато налетел порыв ураганного ветра. На пришлось ухватиться за каменное ограждение смотровой площадки, чтобы нас не сдуло с нее прямо на далекие разноцветные крыши города, и прекратить любоваться умиротворяющей картиной зеленой Ялты.
Сойти с площадки оказалось еще труднее. Ветер буквально сбивал нас со ступенек, вдоль которых перил почему-то было не предусмотрено. Опытная экскурсовод, взяла меня под руку, как самого пожилого из всех участников, и предложила сделать это остальным.
Но, едва мы спустились на десяток метров вниз, как ураган прекратился, и мы смогли спокойно пройтись по рядам лотков и магазинчиков, где нам усердно предлагали крымский горный мед, крымское варенье из сосновых шишек, крымский инжир... В общем, все «крымское»...
Правда, купленный мною горный мед, впоследствии оказался вовсе не медом, а загустевшей патокой, сосновые шишки в варенье разжевать было невозможно, а инжир был, вероятно, засушен во времена покорения Крыма. Но это было не суть важно. Главное, что это все приобреталось на вершине Ай-Петри....
Затем мы снова погрузились в автобус, и нас повезли на обед в кафе, хозяином которого был узбек с грустными оливковыми глазами. Именно поэтому его кафе напоминало самаркандскую чайхану, от которой его отличало только то, что здесь предлагался широкий выбор крымских вин. Сначала, совершенно бесплатно, проводилась дегустация некоторых сортов (три стаканчика по 50 граммов очень вкусного вина), что побуждало туристов опробовать остальные двадцать, уже за солидную плату.
Наряду с обыкновенными столами в кафе был сооружен невысокий помост с подушками на нем, где можно было сидеть в позе лотоса и вкушать настоящий узбекский плов, конечно же, руками.
Обед прошел по-восточному чинно и неторопливо, без всякого шума и произнесения тостов, хотя некоторые туристы перепробовали почти все сорта предлагаемых напитков.
И только после обеда, удостоверившись, что мы сыты и довольны, наш водитель тепло распростился с нами, пожелав нам счастливого спуска на канатной дороге.
Мы успели на последний рейс «канатки», которая работает на Ай-Петри до 18.00. Старый и невзрачный вагончик был забит до отказа, он постоянно скрипел и ощутимо вздрагивал на стыках, но прекрасный вид горной местности, проплывавший под нами и приближающаяся ширь моря с солнечной дорожкой на нем, компенсировала нам все неудобства. Хотя кое-кто во весь голос хулил бывшую, то есть, украинскую власть, не сумевшую построить здесь что-нибудь посовременнее, но я вспомнил наше Приэльбрусье, где поскрипывают и подпрыгивают точно такие грязно-желто-зеленые вагончики, и мысленно не согласился с ними. Правда, недавно в Приэльбрусье пустили линию французской канатки, красивой и удобной, но она оказалась не всем по карману. Простой российский человек со скромным доходом предпочитает «нашу».
Так закончился наш первый, очень напряженный день в Ялте.
Как говорится, усталые, но довольные, мы упали на сиденья нашего родного автобуса, который ожидал нас у нижней станции канатной дороги, и поехали в гостиницу.
Пансионат «Малахит», расположенный в самом центре Ялты, неподалеку от знаменитой набережной, являл собой еще одно доказательство того, как низко пал гостиничный сервис в Крыму. Построенный еще в середине прошлого века и бывший в те времена образцом гостиницы среднего пошиба, сейчас он пришел в упадок, несмотря на все попытки персонала сохранить его «реноме» и привлечь постояльцев мелкими преимуществами, как то: дешевизна очень приличных номеров со всеми удобствами, близость к морю, солярий и тренажерный зал, недорогое питание. Об можно было только мечтать, когда Ялта буквально кишела бездомными пришельцами, когда люди снимали у жителей деревянные сараюшки и разбивали палатки на берегу. А теперь, когда пансионат окружали величественные отели с люксовыми номерами и высококлассным обслуживанием, он привлекал внимание только пенсионеров и туристических групп, вроде нашей.
Нам с внучкой выделили отличный двухкомнатный номер с лоджией. Раньше в таких апартаментах поселяли по десять человек, а мы жили в них вдвоем и удивлялись такому везению.
А впереди нас ждал еще один день в Ялте, тоже насыщенный интересными экскурсиями и встречами...

(Продолжение следует)