Человек за бортом

Михаил Бортников
В тот вечер  в моей каюте собралось нас  шестеро: три  механика, дружественный нам второй помощник капитана и мои старые друзья ещё по «Антарктике»:  электромеханик и сварщик. Повода особого не было, а вот настроение собраться за столом  было. И, главное, ситуация позволяла. Судно стояло в Читтагонге  на якоре, выгрузка шла медленно, был сезон тропических дождей. На борту у нас расположились местные торговцы, как когда-то в Сингапуре. К обеду, выспавшись прямо на палубе, или в гамаке, они раскладывали свой товар, вечером, часов в девять свёртывали.  Продавали часы под «фирму», китайские фонарики, флэшки, модемы, наушники. Другие торговцы выкладывали футболки и шорты, произведенные здесь, в Бангладеш, хлопковые, очень хорошего качества. Привозили креветки, рыбу, фрукты, а по спецзаказу и виски. Местное, но пить было можно, проверено. Вот и мы, выбрали субботу, сварили кастрюлю креветок и сели у меня в каюте часов в семь.

Выпив пару рюмок, вспомнили почему-то «Адмирал Нахимов» и стали обсуждать, как вообще могло случиться это столкновение. Сошлись на том, что вина за столкновение лежит на капитане «Петра Васёва». И даже после столкновения уже, не дай он задний ход, не случилось бы большой трагедии, всех людей спокойно бы увезли на берег.

Вспомнили мы со сварщиком и злектромехаником  нашего друга, Лешу Ларионова, всю жизнь проплававшего и утонувшего в  Тилигульском лимане. Помянули.

-  Иваныч, а ты слышал историю, как стармех  в Атлантике  к кубинцам в гости плавал? – спросил меня сварщик, старый мой знакомый еще по «Антарктике».
-  Кто же её не слышал? Разве только молодежь. В «Антарктике» все её слышали, рот всем не закроешь.
-  А как это – в гости? Вы шутите так? – второй механик, выросший  уже на судах греческого флота, не поверил.
-  Да, в самом деле. Я тоже такого не слышал,  - подтвердил третий, при советской власти работавший в пароходстве.
-  Ну, слушайте, если охота.
-  Можно, я расскажу? – электрону хотелось потрепаться.
-  Валяй, если что, мы добавим. Хотя я и сам послушаю, потому что до меня только слухи дошли.
-  Дело было так. Собрались все в каюте третьего и четвертого механиков.
-  Так ты что, присутствовал при этом?
-  Так это на нашем судне было. Конечно, в каюту меня не приглашали, я тогда электриком был, только после училища. В восемь вечера четвертый механик  на вахту пошел,  а  второй, наоборот, сменился и тоже зашёл. Какой повод был, не помню, но что-то было. Может, у третьего день рождения?  Стармех, обычно крепкий, что-то расклеился быстро, не знаю почему, может именинника с обеда поздравлял. На подвиги его потянуло, ему тогда всего лет тридцать было.

Ну, его хитростью решили выпроводить. Сделали вид, что заканчивают  посиделки, деда домой  проводили, он  ведь в соседней каюте жил по коридору, и вернулись все за стол. А дедушку на ключ закрыли, на всякий случай, чтобы не лазил по пароходу, не светился перед комиссаром.

-  Да, а рыбалка идёт, промысловые вахты продолжаются, празднование дня рождения – тоже. Около десяти вечера  вахтенный штурман звонит, спрашивает деда. Третий отвечаей, что нет его. Минут через пять опять звонок: второму подняться на мостик.

Ушел второй. Возвращается, смеется.
-  Что там, Саша?
-  С дедом разговаривал по радио.
-  С каким?
-  С нашим. Он у кубинцев в гостях.
-  ?!
-  Проснулся он, смотрит, дверь закрыта.  Догадался, что мы его закрыли. Ну, решил нас попугать, пройти по наружному контуру от иллюминатора к иллюминатору, и постучаться.
-  Нормально, там же ватервейс проходит в ладонь шириной.
-  Нормально было, пока не свалился. Руками держаться-то не за что. Качнуло, видно, немного. Ну, он в воде отрезвел, сориентировался и поплыл к ближайшему судну, ухватился за трал, его и подняли вместе с рыбой.
-  Так надо выпить за его здоровье! – это уже мои моряки предлагают.
-  А что ему будет? Я его пару лет назад видел, ещё  работает.

-  А вот у нас матрос упал за борт на траловой палубе, – это сварной решил воспоминаниями поделиться. -  Дело было ночью, трал то ли ставили, то ли выбирали, скорость судна была минимальная. Траловая лебедка  ваерный трос натянула и он  как-то Вовку, дружка моего, поддел  и выбросил за борт. Вова не растерялся, и, чтобы не затянуло под вращающийся рядом винт, растопырил в разные стороны руки и ноги. Рассказывал, вынырнул, пароход уже далеко. Но хорошо, что видели его падение, сразу на мостик доложили, подняли. Поранился только об ваер и перепугался, а так ничего.

Выпили и за этого пострадавшего. Стали вспоминать случаи, когда приходилось играть тревогу «Человек за бортом». Надо сказать, что ситуации, когда человек оказывается за бортом собственного судна, случаются крайне  редко, но всё же случаются. Действия экипажа в этом случае определены расписаниями по тревоге. Наиболее опытные моряки во главе со старшим помощником капитана и боцманом  готовят спасательную шлюпку  для спуска на воду.

Член экипажа, который видел падение за борт, или увидел кого-то за бортом, на воде, должен, не отрывая от него взгляда, продолжать наблюдение за ним, указывая на человека рукой, одновременно привлекая внимание других членов экипажа, которые и должны поднять тревогу.

Но главным человеком, от которого зависит успех  спасательной операции, является вахтенный штурман на мостике. В хорошую погоду на торговых судах помощники стоят вахту самостоятельно,  а  функции рулевого выполняет автомат, так называемый «авторулевой». И задача вахтенного  помощника очень сложная и ответственная. У него нет времени вызывать капитана, чтобы посоветоваться с ним. Штурман должен немедленно сбросить за борт спасательный круг со светодымящимся буйком, объявить тревогу «Человек за бортом» тремя продолжительными  звуковыми сигналами и, перейдя на ручное управление, начать циркуляцию судна, переложив руль на борт в ту сторону, где обнаружили человека.

-  А что наш штурман молчит? Тревогу играть не приходилось?
-  Пришлось один раз. Электромеханик у нас  за борт упал, я как раз на вахте был, старпома на ужин подменял.

После ужина несколько офицеров  вышли из кают-компании  на шлюпочную палубу покурить.  Как раз входили в Аденский залив. Самая пиратская зона сейчас. Погода была прекрасная, штиль, видимость отличная, температура воды, как всегда в том районе, выше тридцати градусов. Идеальные условия для плавания,  только акул много вокруг.

- Закурив, электромеханик оперся спиной о леер,  тянущийся по борту, под шлюпкой.  Неожиданно стальная стойка, поддерживающая этот леер, отломилась, леер наклонился под тяжестью тела, а электромеханик спиной вперед, головой вниз, ушел под воду.

-  Это исключительно красивое падение, наблюдали минимум два человека, поэтому  я, находящийся в двадцати шагах,  был поставлен в известность мгновенно.
Круг с буйком бросили ему сразу, то есть, не ему, конечно, а просто, чтобы место падения засечь. Выключил я авторулевой, положил руль влево на борт, и, как учили, поставил судно на циркуляцию.
-  А тревогу?
-  И тревогу объявил сразу же.  Мастеру не было времени звонить. Шлюпку спустили, подняли его. Но не сразу обнаружили, пришлось с двух бортов матросов на мостике ставить. Всё хорошо, что хорошо кончается.

-  Вот именно, - сказал я, вспоминая, как мы потеряли моего механика.
-  Иваныч, а ты чего такой смурной? У вас никто за борт не падал?
-  Именно, что падал. А может быть, и прыгнул. Никто не видел.
-  Давно?
-  Лет пять назад. Так, стоп. Давайте в другой раз как-нибудь. Пусть сегодня у нас будет вечер хороших воспоминаний.

* - Продолжение - http://www.proza.ru/2015/09/09/1890.