Религия древних индоевропейцев

Сергей Вахрин
Продолжение. Начало см. «Древнейшие религии»
http://www.proza.ru/2015/06/26/1221

На фото:
Отец - свет Небо и мать Сыра Земля в Древней Руси;
Древние евреи поклоненяются Золотому Тельцу.
               

                1. Боги Неба и Земли.
      

Со временем человек перешёл от собирательства к земледелию (в засушливых районах - ирригационному) и от охоты -  к осёдлому (а позднее – и кочевому) скотоводству. Возникшие изменения в условиях жизни и труда повлекли за собой изменения и во взглядах человека на окружающий мир, в его мировоззрении и, как следствие,  вызвали смену религии.

Всматриваясь в ночное небо, сплошь усыпанное звёздами, наши предки представляли Вселенную большим небесным домом. Они отождествляли мифологию и астрономию: боги являлись планетами, животные - созвездиями, территории и ландшафтные элементы соответствовали положению небесных элементов. В народных заговорах и заклинаниях, многие из которых восходят ещё к доиндоевропейским мифологическим представлениям, содержатся обращения к высшим космическим силам.

В  представлениях многих народов находят отражение мотивы отделения неба от земли и брака неба с землёй. Небо обычно олицетворяет мужское, оплодотворяющее начало (исключением является египетская мифология),  воспринимается как источник жизнетворящих влаги и тепла.

В индоевропейской традиции верховное божество выражается основой deiuo, означающей «ясное дневное небо»; отсюда - древнеиндийский Дьяус, греческий Зевс Патер, римский Юпитер (Дьяус Питар), иллирийский Дайпатурес, скифский Зевс Папай, фрако-фригийский Зевс Паппос, славянский Див,  лувийский Тиваз, хеттский Сиу и т.д.
 (Питар  - древнее индоевропейское слово, означающее «питающий»).

Земля  всегда считалась важнейшим и равноправным партнером Неба. Их брачный союз, собственно, и порождает Космос во всем его богатстве и разнообразии. У шумерийцев существовало неразрывное понятие ан-ки - Небо-Земля.

У индоевропейцев богиней Земли являлась Притхиви-Матар. Божества Неба и Земли представлялись настолько взаимосвязанными, что часто объединялись в одно целое – Дьяус-Притхиви (dyavaprthivi). Известно было и двуполое божество - Дьява (у славян – Дива и Дивия).

Поскольку возникновение праиндоевропейского языка учёные относят к 8-му тыс. до н. э., то и древнейшей религии индоевропейцев никак не меньше 10 тыс. лет, а скорее – значительно больше.


                2. Культ Тельца.


Главным созвездием Зодиака в древнем мире считалось то, которое выше других поднималось на ночном небе в период осеннего равноденствия, а в период весеннего – перемещалось по дневному небосводу вместе с Солнцем.

Примерно с 4500 до 2300 г. до н.э. Зодиак возглавлялся Тельцом. Затем его сменил Овен, а нынешняя эпоха Рыб воцарилась в 170 году до н.э. Сейчас мы вступаем в эпоху Водолея.

Эпоху Тельца можно называть «золотым веком» человеческой цивилизации.
Это - эпоха, когда появились и распространились медные (а в последствии – и бронзовые) орудия труда и оружие и возникли пантеоны богов в Египте, Греции, Индии и во всём мире.

Историками и культурологами убедительно показано, что древнейшие пласты языческой религии несут следы тотемизма – представления божества в образе барана, быка и т. д. В  скотоводческих культурах голова животного помещалась над входом в дом, над очагом, жертвенником. Сосуды также изготавливались в виде животных. Это был культ бога – покровителя стад и охранителя животных.

Временные рамки существования культа  животных лежат в пределах 7 тыс. до н. э. – середина 1-го тыс. до н. э. Параллель этому культу можно видеть в изображении бога света, покровителя искусств Аполлона в виде барана, подразумевая тем самым древнейшую функцию этого божества – охрану животных. 
         
Бык символизировал Небо-Отца, корова – Мать-Землю. Подобно тому, как бык покрывает корову, так и небо орошает щедрым дождём плодородную землю, которая родит травы и злаки и даёт жизнь человеку.

Союз Тельца,  Овна и Луны сложился ещё в 7-м тыс. до  н.э., что нашло своё отражение в святилищах древнейших земледельцев и скотоводов. Основой столь тесного союза послужила древность лунного календаря, восходящего ещё к ледниковой эпохе, и последовавшего вслед за ним зодиакального календаря.

Сказалась также и образность мировосприятия древних людей: сходство рогов этих животных  и молодой или старой Луны, цикличность её «рождения» и «умирания», появление созвездий Тельца и Овна на ночном небосводе в благоприятное, сытое летне-осеннее полугодие и исчезновение их за горизонтом, в «потустороннем мире», зимой.

На рубеже 4 – 3 тыс.до н.э. в могильных курганах появились каменные изваяния бычьих голов. Позже их стали изображать на металлических и костяных амулетах. Затем распространился обычай класть в могилы украшенные чаши с изображением календаря. Чаши символизировали небосвод с царящем на нём космическим порядком.

В одном из приднепровских курганов на стенке погребения была запечатлена следующая зодиакальная картина: красный бык – Телец – шествует на юг вслед за парой собак (Большой и Малый Псы), изгоняющих чёрного вепря (очевидно, Стрелец – Скорпион).
 
Такую сцену можно было наблюдать в начале 3-го тыс. до н.э. в период летнего солнцестояния (22 июня). С закатом солнца на небе появлялся Телец, скрывавшийся полгода за горизонтом, а Вепрь (Стрелец – Скорпион) на полгода исчезал с небосвода.

После солнцестояния добрый Телец всё выше поднимался над горизонтом, чтобы в полночь осеннего равноденствия (23 сентября) достичь кульминации и начать затем опускаться. В период зимнего солнцестояния  Телец «умирает» на полгода, уступая место злому Вепрю, несущему с собой голод и холод.

При переходе человека к земледелию появилась насущная потребность  внимательно следить за календарём, дабы избирать оптимальные сроки посевов и жатв, выгула скота и подготовки его к зиме.

Древнейшие обсерватории появились вдоль северной границы производящего хозяйства. Случилось это на рубеже 5 – 4 тыс. до н.э. в верховьях Эльбы, Одера, Вислы на территории, заселённой в те времена славянами.

Обсерватории представляли собой гигантские сооружения, но они составляли лишь    малую часть площади тогдашних поселений Европы, достигающих порою 100 га.
При этом площадь городищ Месопотамии того же времени составляла около 15 га –  такие же размеры имели европейские обсерватории.
      
Поселения людей эпохи Тельца обычно располагались на возвышенностях, близ реки или иного водоёма и имели форму трапеции, круга или овала; часть из них уже были защищены как естественными  препятствиями (в том числе, водными), так и искусственными сооружениями (рвами, валами, палисадами). В некоторых поселениях улицы были замощёнными, а их ширина достигала 10 метров.

К примеру, древние обитатели Юго-Восточной Европы проживали в небольших  домах  или полуземлянках площадью  от 15 до 40 кв. метров; крыши сооружались плоскими или шатровыми. Несущими элементами зданий являлись вкопанные деревянные столбы, к которым крепились стены из плетня, обмазанные глиной; стены украшались каким-либо орнаментом. В таких домах проживало до 4-х семей.

В центре поселений строились здания значительно больших размеров – до ста и даже более двухсот кв. метров. Эти здания украшались изображениями головы зверя-тотема, или символа плодородия, или зооморфного божества, имели парадную планировку и являлись либо общественными зданиями, либо дворцами правителей.
   
Вспашка земли производилась уже не мотыгами, как это делалось в предыдущую эпоху, а деревянной сохой с помощью пары волов; семена не разбрасывались, а закапывались. Жители разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней. Охотились на птиц и на диких животных: тура, зубра, медведя, кабана, лося, оленя, косулю, тарпана, волка, лису, барсука, выдру, зайца, куницу, бобра…

Жители Юго-Восточной Европы выращивали  злаки (ячмень, пшеницу, просо, овёс), овощи (горох, фасоль, чечевицу), лён; занимались садоводством (яблоня, вишня, грецкий орех, тутовое дерево, кизил, виноград); мололи муку и выпекали хлеб; владели ремёслами (гончарное, косторезное и медеплавильное производства). Орудия труда и оружие (а также украшения) изготавливали из бронзы, но не чурались и изделий из кремня.
 Ремесло уже было отделено от земледелия.

Таким образом, в 4-м – 3-м тыс. до н. э. на огромной территории Западной и Восточной Европы сложилась, в целом, однородная общность праиндоевропейцев,  характеризующаяся примерно одним и тем же языком (с некоторыми диалектными различиями), культурой, экономикой, уровнем развития.



Литература:

Сафронов В.А. «Индоевропейские прародины»
Шилов Ю.А. «Космические тайны курганов»



Продолжение см.
http://www.proza.ru/2015/07/18/579