Восточно-Прусская операция-1-5

Валерий Шпинев
Электронная версия данной книги создана исключительно для ознакомления только на локальном компьютере! Скачав файл, вы берете на себя полную ответственность за его дальнейшее использование и распространение. Начиная загрузку, вы подтверждаете свое согласие с данными утверждениями! Реализация данной электронной книги в любых Интернет-магазинах, и на CD (DVD) дисках с целью получения прибыли, незаконна и запрещена! По вопросам приобретения печатной или электронной версии данной книги обращайтесь непосредственно к законным издателям, их представителям, либо к автору!


В. Шпинев «Восточно-Прусская операция. Краткая хроника» – 1-5.


Немецкие оборонительные сооружения в Германии, Польше и Восточной Пруссии (приграничные укрепления, укрепрайоны, бункеры, форты, полевые укрепления). Продолжение.


Помимо укрепления своих сухопутных границ Германия должна была защищать ключевые позиции вдоль всего побережья. Береговые укрепления необходимо было адаптировать в соответствии с достижениями в судостроении и морской артиллерии…
Форты конца 1860-х годов, расположенные на косах и построенные
на песчаной отмели, которая образует один из причудливых заливов вдоль Балтийского побережья у Мемеля, в свете новых технических достижений в 1890-е годы утратили многие из своих достоинств. (115).

В Пиллау армия установила две батареи 210-мм пушек, кроме того, еще одну — мортирную, того же калибра, во всех батареях было по шесть орудий, и в 1890-е годы — новый форт Штиле.
Форт Штиле, названный в честь генерального инспектора фортификаций (1886—1888 гг.), укрепил два своих старых форта постройки 1860-х годов и 150-мм береговую батарею 1880-х. (115).

Форт «Штиле»… расположен на северо-восточном холме города Пиллау (Балтийск). Форт был построен в 1889 году. Своим названием форт обязан кайзеру Вильгельму II Гогенцоллерну. Соответствующим распоряжением прусского правителя от 4 сентября 1888 года форт получил имя «Штиле» в честь генерал-адъютанта кайзера Фридриха Вильгельма Густава фон Штиле, начальника военно-инженерного корпуса и Генерального инспектора крепостных сооружений. Лично кайзер смог осмотреть новую крепость в 1910 году.
Форт выполнял задачу прикрытия артиллерийским огнем шоссейной, а позднее и железной дорог, ведущих из Кенигсберга. Под его опеку уже в начале 20-го века вошел и Кенигсбергский морской канал.
Форт представлял собой сжатый пятиугольник со сторонами 200х130 метров и состоял из центрального сооружения, окруженного рвом шириной 12-15 метров и глубиной 5 метров. В подземных казематах, выложенных из многократно обожженного керамического кирпича, располагались казармы для постоянного гарнизона, склады, лазарет, мастерские и другие вспомогательные помещения. Для их жизнеобеспечения и функционирования были предусмотрены системы отопления, канализации, вентиляции, водоснабжения, а позднее и энергообеспечения. В качестве транспортных развязок использовались внутренний двор и система подземных коридоров (потерн). Для местной самообороны (в пределах фортового рва) были предусмотрены кофр и полукапониры (флангового огня). Маневр силами и огневыми средствами осуществлялся через потерны, расположенные за внешней стеной рва (контрэскарпа).
В 1890 году рядом с фортом были построены казармы для артиллерийского батальона. Вновь созданный III батальон Померанского полка крепостной артиллерии Гиндерзина (Померанского) №2 расположился в указанном месте в 1893 году. В состав вооружения форта входило 5 орудий 150—210 мм и 4 береговые батареи в составе 6-ти 210 мм пушек, 12-ти 150 мм пушек и 6-ти 210 мм гаубиц. (http://russian-west.narod.ru/gorod/ interaktiv_karta/dostoprim/dostop-014/dostoprim-14.htm).

Оборонительные сооружения Данцига в 1890-е годы также получили несколько новых позиций, в том числе две батареи 210-мм мортир для ведения высокотраекторного огня по уязвимым палубам военных кораблей. Однако большинство фортификационных сооружений на Балтике считались укреплениями второго класса, подобно укреплениям Мемеля. (115).

Береговые позиции на Северном море равным образом нуждались в модернизации, даже несмотря на то, что рост германского флота привел к созданию лучших условий защиты портов. В начале нового века Фризские острова и остров Гельголанд стали важными рубежами, охраняющими подходы к главным портам.
Оборонительные сооружения острова Боркум были усовершенствованы в 1890-е годы, и строились планы по превращению недавно приобретенного острова Гельголанд в настоящую крепость.
Остров Боркум (один из Фризских островов, находящийся под контролем немцев) и остров Нордерней вместе образовывали барьер, защищавший подходы к порту Эмден и устье реки Эмс, соединяющейся каналами с рекой Рур. Остальные Фризские острова, включая остров Вангерог, прикрывали западные подходы к военно-морскому и торговому порту Вильгельмсхафен на реке Яде и к порту Бремерхафен на реке Везер. Все торговые и военные корабли входили в Немецкую бухту из этих портов и Куксхафена в устье Эльбы, служившего портом Гамбурга… (115).

В начале 1891 года кайзер одобрил план по превращению… острова Гельголанд в немецкий Гибралтар. В течение 1890-х годов и в начале следующего десятилетия была проделана огромная работа для реализации этой идеи. Две одинаковые башни для крупных 305-мм пушек были сооружены в южной группе, и еще две — в северной. Эти военно-морские бастионы были единственными сухопутными фортификациями, где немцы установили двухорудийные башни, похожие на те, что устанавливаются на военных кораблях. Ранее также были обновлены батареи 210-мм орудий, а батарея из восьми 280-мм гаубиц, установленных в башнях, обеспечивала навесной огонь. Кроме этого, более легкие орудийные батареи, прикрывавшие бетонные конструкции с командным пунктом и пунктом наблюдения, подземными складами боеприпасов и туннелями, превратили остров в самую мощную военно-морскую крепость. Более того, была создана искусственная гавань, чтобы принимать подводные лодки и миноносцы. (115).

Порты Немецкой бухты также получили внушительные оборонительные сооружения. В оборонительные укрепления Вильгельмсхафена была включена батарея 240-мм орудий, но самые новые его форты относились к поколению 1870-х годов.
В устье реки Везер в Бремерхафене (Гестемюнде) форты поколения 1870-х были модернизированы в течение 1880-х годов. Форты Ланглютьен II и Бринкамахоф II получили башенные позиции, где были установлены 280-мм и 150-мм пушки. Но в крепости Ланглютьен I также сохранилась старая грузоновская бронированная галерея для 210-мм орудий. (115).

Форты порта Куксхафен были построены в начале 1870-х годов. Самый важный из них — форт Кугельбаке — в 1880-е годы имел на вооружении 10 больших 280-мм крупповских пушек на барбетных позициях. Это основные мероприятия по дальнейшему улучшению береговых укреплений в 1890-е годы. (115).

В 1884 г. румынское правительство, решившись укреплять свою столицу Бухарест, предложило бельгийскому инженеру Бриальмону, считавшемуся тогда уже светилом в военно-инженерном мире, составить проект этого укрепления. Так как Бриальмон был большим сторонником постановки орудий, находящихся в фортах, в броневые башни, то он прежде всего настоял на производстве опытов стрельбы по броневым башням и из них для выработки надлежащего образца. Опыты были произведены в декабре 1885 г. и в январе 1886 г. на Котроченском полигоне, в окрестностях г. Бухареста… Конкурировали на этих опытах две известные в Европе фирмы: германская - зав. Грюзона и французская - зав. Сен-Шамона. Первая фирма изготовила башню по проекту майора Шумана; башня эта была купольная, в форме сферического сегмента, и состояла частью из плит железных (амбразурная и соседние с нею), частью - из сталежелезных, толщиной в 18 см. Французская броневая башня системы майора Мужена представляла собой железный цилиндр со стенками толщиной в 45 см и плоским покрытием толщиной в 15 см, скрепленными с цилиндром болтами. В обеих башнях были установлены 15-см пушки. По башням стреляли также из 15-см пушек.
Общий вывод из бухарестских опытов был таков: обе системы башен как французская, так и германская, показали себя за малыми исключениями неудовлетворительными: французская башня не проявила достаточного сопротивления брешированию, германская - расстройству внутреннего механизма, излому и выбрасыванию гаек, болтов и осколков внутрь. Вообще же купольная форма брони показала себя неоспоримо лучшей и более рациональной, чем цилиндрическая.
В отношении материала броневых башен полного сравнения достоинств испытывавшихся образцов провести было нельзя: французская башня была бреширована по 63-му удару, т.е. 64-го удара она не могла бы получить без большого риска быть пробитой насквозь; при обстреле же германской башни остановились на 63-м попадании только потому, что не хватило снарядов, и следовательно, будь они налицо, броня могла бы выдержать и еще большее число попаданий. Все-таки было признано, что для броневых башен сухопутных укреплений наиболее пригодным материалом надо признать прокатное железо.
Наконец во время опытов обнаружилась слабая сторона каждой башни в отношении возможности попаданий в ее отчетливо видимые издали амбразуры… (116).

Дальнейшие опыты с броневыми башнями и практическое применение последних в различных государствах Западной Европы во вторую половину 80-х годов.
В период 1885-1890 гг. на фортах применялись броневые закрытия, но главным образом в форме броневых наблюдательных постов или броневых кареток инженер-майора Шумана. Каждая каретка предназначалась для одной 37- или 57-мм скорострельной пушки и состояла из цилиндрической коробки листовой стали, перекрытой куполом из никелевой стали толщиной в 2,5 см (от пуль и осколков). В задней части находилась дверь. Вместимость каретки составляла около 1,5 м3. Купол держался на трех лапах центральной оси С, прикрепленной к полу каретки таким образом, что ось могла вращаться на 360° с помощью ручного привода. Станок пушки П прочно связывался с куполом, причем дуло пушки выступало из последнего. Пушка требовала для своего обращения всего 2 номера, - стрелка, сидевшего на скамье Е, и подносчика снарядов, порядочный запас которых имелся в самой каретке. Обычно каретка устанавливалась в нише выделанной в бетонном или земляном бруствере таким образом, что над последним купол выступал только на 35 см. Для перевозки каретки лошадьми или людьми она устанавливалась роликами, прикрепленными к ее дну, на особый двухколесный передок. (Kenig.amasonit.ru).
 
В рассматриваемый период (1885-1890 гг.) Германия, прекрасно осведомленная о положении с броневыми башнями во Франции, находилась в выжидательном положении и если и применяла на фортах своих крепостей броневые закрытия, то главным образом в форме броневых наблюдательных постов или так называемых броневых кареток инженерного майора Шумана, израсходовав на этого рода закрытия за указанное пятилетие 5,5 млн. марок… (116).

Однако, если в Германии за рассматриваемый период броневые закрытия нашли сравнительно скромное применение на практике, то нельзя того же сказать про литературу и теорию. Здесь тоже нашлись крупные приверженцы применения брони в крепостном деле. Среди наиболее выдающихся из них достаточно упомянуть того же майора Шумана, предложившего еще в 1884-1885 гг. тип своего броневого форта, равно как баварской службы ген. фон Зауера, предлагавшего в 1885 г. в одном из своих трудов проекты, схожие с шумановскими.
Шуман, задавшись целью уменьшить до минимума гарнизоны крепостей и стоимость фортификационных сооружений, не уменьшая в то же время размеров крепостей по площади, требуемой для обеспечения ядра от бомбардирования, решил данный вопрос уменьшением длины промежутков, увеличением числа фортов, спроектированных им в виде броневых батарей, закрытых от прицельного и навесного огня; затем, уменьшением численности гарнизона путем оставления фортов без пехоты и заменяя винтовку пехотинца и его штык пулеметами в башнях и искусственными препятствиями и направляя весь ход обороны нажатием пуговок электрических приборов центральной наблюдательной станции.
Зауер предлагал линию фортов заменить поясом отдельных броневых башен, построенных в расстоянии полукилометра одна от другой или, еще лучше, двойной линией башен с промежутками в 1 км между ними. Главнейшее вооружение этих башен - противоштурмовая пушка, но некоторые башни могли получать и крепостные орудия. Гарнизон построек составляли исключительно артиллеристы; на пехоту же возлагалось наблюдение за промежутками между башнями. Такой организацией Зауер, подобно Шуману, рассчитывал, не удорожая крепостей, уменьшить их гарнизоны. Утопичность изложенных идей обоих германских авторов ясно сознавалась большинством военных людей Германии, почему эти идеи и не нашли там себе практического осуществления.
Австрия за период времени 1885-1890 гг. занималась главным образом усилением фортов в своих главнейших крепостях, руководствуясь в общем германским способом; что касается постановки в это время на фортах броневых башен, то, насколько можно судить по данным литературы, если она и производилась, то в самых ограниченных размерах, что следует приписать не столько несочувствию "башням", сколько финансовым соображениям… (116).

В 1884 году, вскоре после того, как генерал фон Бранденштейн занял свою новую должность генерального инспектора фортификаций, развитие торпедных снарядов сделало большинство укреплений фактически устаревшими. И немецкие, и французские химики занимались созданием более эффективных типов снарядов, которые могли бы пробивать и разрушать укрепленные позиции. Французский
химик Поль Вьель впервые создал бездымный порох, который военные начали применять в 1884 году. В 1886 году он также создал формулу мелинита - еще более мощного взрывчатого вещества. Тем временем британцы создали другое бризантное бездымное вещество, получившее название кордит. Создание этих новых сортов пороха привело к развитию артиллерийских орудий, имевших более высокую начальную скорость снаряда, большую дальность стрельбы и больший взрывной эффект. Удлиненному артиллерийскому снаряду, созданному для новых бризантных взрывчатых веществ, из-за его формы французы дали название «торпедный снаряд». Эти новые дальнобойные снаряды, начиненные бризантным веществом и имевшие большую пробивную мощность, обусловили радикальные изменения в военном строительстве, поскольку форты, не обеспеченные бронированными или бетонированными артиллерийскими позициями, стали весьма уязвимыми. (115).

В Германии и Франции старые форты необходимо было укреплять, а новые — строить по абсолютно иным проектам.
Броня Шумана теперь приобрела значимость, так как она обеспечивала решение этой проблемы. Помимо этого, начали применять бетон для замены и укрепления старых стен. Но наилучшим решением являлось использование железобетона. (115).

После 1886 года французские и немецкие военные инженеры почти одновременно разработали бурстерный слой, который состоял из слоя песка и бетона, заливаемого поверх крыши ранее построенных фортификационных сооружений.
Поначалу немцы пытались покрывать конструкции каменной кладкой и слоем земли толщиной примерно 2,5 м. Позднее они удалили этот слой земли и заменили его бурстерным слоем — примерно один метр песка и один метр бетона. Новые форты середины 1890-х годов строились с бетонными крышами толщиной от 2,5 м до 3 м и покрывались для страховки слоем земли. Многие из новых фортов конца 1880-х годов, построенные из бетона, позднее получили бронированные батареи или башни. Бронированные батареи строились между фортами, чтобы заполнить бреши в крепостных поясах; некоторые из фортов были понижены в классе до статуса
Infanteriewerke (оборонительные сооружения для пехоты, или редуты), другие получили артиллерию. (115).


Продолжение: http://proza.ru/2015/07/13/1404.