Сиди за печкой

Татьяна Черепова
  Многие уверяют, что читать Чернышевского скучно, это не про меня. Я получаю огромное удовольствиее и от его романов, и от дневников. Нравится всё: подтрунивание автора над читателем, заведомо нудный текст, ирония, как залихватски не пиши, всё равно жизнь многообразнее и интереснее любого художественного произведения. Литературу создают люди, Человеки, а жизнь и судьбу фантазирует Бог.
 Стук в окно, выглядываю, мой одноклассник Димка:
 - Что делаешь?
 - Читаю Чернышевского...
- Фу, скукотища, пошли на танцы.
 - Зачем?
 - С кем-нибудь познакомишься.
 - Не смеши ты мои тапочки, с кем это я могу познакомиться на танцах в маленьком провинциальном городке? Я здесь всех знаю... Там одни малолетки или преступные элементы, пьяные, с расстёгнутой матнёй...
 - Не сочиняй, вот девчонок и вправду красивых нет, а ребята все орлы...
- Жаль дальше насеста не летают твои орлы.
 - Спорим, что я тебе в два счёта парня найду, а ты вот мне девчонку вряд ли.
 Мы с Димкой друзья по несчастью. Парень, которого я любила, женился на другой. Девчонка, с которой он встречался, вышла замуж за другого. Любил он, правда, совсем другую, но та тоже вышла замуж и  не за него. Вот такая грустная история с этими "другими" сделала нас друзьями.
 Танцплощадка сияла неоном в центре железнодорожного парка. До поступления в университет я работала в школе лаборанткой физкабинета и знала всех кавалеров. Естественно Димка проспорил, девчонок я ему нашла сразу на выбор 10 человек, с учётом всех требований к внешности и характеру, а мне здесь делать было нечего. Ребята красивые, высокие, попадались даже умные, но все они младше меня (от двух до пяти лет). Этот феномен удручал. Мне 20 лет, а нравлюсь я или 30-летним, или 15-летним. В своей возрастной категории я - мечта только алкашей или неадекватных личностей. Спор с одноклассником лишний раз подтвердил эти наблюдения.
 Почему-то я  опоздала на заселение в общежитие и там, где жили все мои подруги, мест уже не было. Мне предложили поселиться в комнату с двумя дамами, одна из них страдала суицидом, другая была ворожеей. Я боялась их обеих и стала уговаривать тихую, забитую однокурсницу поселиться вместе со мной. Я даже не знала, как её зовут, хотя мы проучились на одном курсе уже два года. Так я попала в кошмар. Суицидная и ворожея оказались ангелами в сравнении с этой тихоней. Но не о ней пойдёт речь.
 Однажды Тихоня  выставила всех из комнаты, так как пригласила гостей на свой День рождения. Областная библиотека работала до 22.00 и в половине одиннадцатого, идти было некуда, я вернулась в общагу. Гости разошлись не все. На моей кровати сидел Иван, его девушка мыла посуду, а Тихоня вела документацию. У неё был список всех приглашенных, против каждой фамилии писала, кто что подарил и на какую сумму съел. Всех, кто съел больше, чем потратился, вычёркивала. Надо думать, в следующий раз они уже не увидят её пирогов.
- А почему тебя не было на Дне рождения,- спросил Иван.
 - Не пригласили.
 - Парень твой не захотел с нами посидеть?
 - У меня нет парня...
 - Да ну, не может быть... такая красивая и без парня...
 - У нас девчачий факультет, парней нет.
 - А давай я тебя познакомлю, у нас в сельхозинституте одни пацаны.
 - Не получится, на меня западают только алкаши и шизики, а таких нам и даром не надь..
 - У нас в институте сухой закон, шизики в тюрягах сидят.
 - Знать не все, некоторые у меня под ногами околачиваются. Лучше уж я тихо за печкой посижу.
 - Так, всё, решено, организуем встречу двух вузов. Тебе какие нравятся?
 - Хотя бы на сантиметр повыше меня, без алкогольного перегара и с застёгнутой матнёй.
 - Хватит шутить. Я с тобой серьёзно говорю. Выдавай параметры своего идеала.
 - Мой идеал не родился...
 - В теории давай...
- Хорошо. Рост 1м 82 см, широкоплечий, с большим лбом, выразительными глазами, без всяких наколок, бородавок и отвратительных родинок, спортивного телосложения, непьющий, из интеллигентной семьи. Пожалуй всё.
 - Всего -то, нет проблем, человек 20 на выбор я тебе обеспечу.
 Разговор был ни о чём, и я быстро о нём забыла. Однако через месяц девушка Ивана объявила, что завтра состоится вечер встречи со студентами сельскохозяйственного института, явка строго обязательна. Ни на какой вечер я идти не собиралась, но около нашего общежития меня ждал Иван, который настоятельно потребовал моего присутствия, так как я была гвоздём программы.
Мы учились во вторую смену, после шести часов голодные, усталые поехали в институт, который находился в лесу за городом. Была глубокая осень, я захватила босоножки и на последние деньги купила новые колготки.
  Нас ждал роскошный стол и красивые высокие парни, все друг другу под стать.
- Выбирай, - расплылся в улыбке Иван, видя моё удивление.
 - Как выбирать? Они все одинаковые...
 После каждого танца я подходила к Ивану:
 - Слушай, подскажи, кого выбрать? Может, я кому нравлюсь?
 - Ты всем нравишься, я показывал твою фотографию.Кому не понравилась, те не пришли.
- Где это ты фотографию взял?
 - Да у тебя в альбоме на полке.
 - С ума что ли сошёл? Я же там страшная...
 - Ничего, вон скольким понравилась.
 - Вань, может, кто поумнее?
 - Все умные, я лично у всех зачётки проверял, здесь только отличники.
 - Слушай, может, у кого девушки нет?
 - Ни у кого нет, они же отличники.
 - Может, у кого семья интеллигентнее, а..?
 - У всех интеллигентнее, сам личные дела читал. Так что выбирай, не выкобенивайся.
Кого-то выбрать было не реально. Я никогда не видела такого количества красавцев на один квадратный метр,плюс все остроумны и хорошо воспитаны, желание было одно - сбежать.
 Когда до окончания вечера оставалось минут 15, дверь в зал резко распахнулась, и вошёл парень. Был он выше всех ростом, шире в плечах, кучери волной, глаза синючие как озёра. В руках держал пластинку "Вальс цветов". Не глядя ни на кого, он подошёл к приёмнику, поставил пластинку, затем по-гусарски развернулся на каблуках и подошёл ко мне с поклоном, приглашая на танец. Зал замер, юноши напряглись, у многих в глазах застыл испуг. Я поняла: здесь какая-то интрига, возможно , подстроенная Тихоней, она в этом институте знала всех. Но с вальсом у меня были особые отношения.
 В детстве танцевала его на сцене. Там тоже была интрига. Воспоминания рассмешили, и  чувство надвигающейся опасности отступило.
   Дело было в том, что я очень любила танцевать, но уже в четвёртом классе намного переросла всех своих одноклассников, поэтому польки, краковяки, чардаши, мне уже танцевать было не с кем. И тогда наш учитель музыки СССр (Сергей Сергеевич Савчук - русский)стал со мной разучивать "Вальс цветов". Моя предшественница танцевала хуже меня, но в конце она садилась на шпагат. Успех у номера был оглушительный. Я на шпагат не садилась, не дано, как ни тренировалась. Мне вообще было непонятно, какая связь между вальсом и шпагатом? Тогда кто-то придумал, что перед шпагатом, двоечники  закроют занавес, вроде как хулиганят. Первое моё выступление прошло с огромным успехом. Зал взорвался от возмущения, когда опустился занавес. Мне даже подарили цветы со школьной клумбы. Так я продержалась полгода, выступая на всех праздниках с вальсом. Но вечер к 8 марта закончился крахом, мои доброжелатели собрались все вместе, изолировали тех, кто закрывал занавес, придумали сложное устройство, чтобы занавес ни при каких обстоятельствах не закрылся. Когда я сделала реверанс, в зале стояла жуткая тишина, в одно мгновение все поняли, что я не умею садиться на шпагат. Так плачевно закончилась моя артистическая карьера.
 Молодой человек очень хорошо танцевал, видимо занимался бальными танцами. Но чем-то он мне напоминал моего одноклассника-выскочку. Учился со мной в школе такой неумёха: наглый, ленивый, глупый, но считал себя пупом земли. Всегда попадал в нелепые ситуации и подставлял других. Ни ростом, ни поведением, ни чертами лица Танцор не походил на Выскочку, но в какой-то момент вместо поворота вдруг резко наклонил меня, я чуть не стукнулась затылком об пол.
 - Вы не попутали танцы?
 - Великодушно простите.
И дальше всё вроде нормально. Только в глазах парней - испуг, а девушек- восхищение и зависть. Иван куда-то исчез и спросить о Танцоре было не у кого. Я решила никого не выбирать, как получится , так получится.
 Толпой дошли до трамвая, меня все пропустили вперёд. Я села в середине салона и не успела оглядеться, как Танцор, перепрыгнув через головы всех, оказался рядом со мной. Мои несостоявшиеся кавалеры быстро разобрали девушек, и все уселись по парам. Вагоновожатая не могла от нас глаз оторвать: какие красивые пары получились. В моего попутчика она влюбилась с первого взгляда. До центра на трамвае  ехать минут 40. Танцор  влюбил в себя всех моих однокурсниц: он и шутил, и пел, и читал стихи. Подруги умирали от зависти. А я не могла понять, почему этот чудесный парень напоминает мне ненавистного одноклассника, нет же ничего общего.
  Когда трамвай затормозил  на нашей остановке, оказалось, что в городе прошёл ливень и лужа на тротуаре была полновластной хозяйкой. Юноши протягивали руки девушкам и, держась за вагон трамвая, пытались как-то обойти это мокрое чудовище. На мне были босоножки и  плащ. Пока я выбирала, куда ступить, мой кавалер неожиданно для всех подхватил меня на руки и торжественно понёс через лужу. Публика открыла рты, водитель трамвая прослезилась от умиления. Увидев, какой триумф он вызвал своим поступком, Танцор остановился, подумал несколько секунд и поставил меня в центр ледяного озера.  Народ ахнул. Танцор, видно, решил, что он на сцене Большого театра, повернулся ко мне спиной и стал с важным видом раскланиваться в ожидании аплодисментов. И тут я поняла, что это не сказка и я опять имею дело с шизиком. Быстро сняла босоножки( колготки было жалко до слёз), но жизнь дороже.  Я пустилась наутёк что было мочи. Вряд ли бы мне удалось удрать, если бы не вагоновожатая. Она опомнилась первой и видя, как я улепётываю, помчалась на трамвае меня выручать. На повороте махнула, чтобы я пробегала через дорогу, а моему спутнику загородила путь: он вперёд и трамвай, он назад и трамвай назад. В результате вся культура слетела с Танцора, как краска под дождём, и он в бешенстве стал бить по стёклам. Как только женщина увидела, что я  спряталась за деревом, резко сдала назад, ослепила моего обидчика и уехала. Герой выскочил на площадь перед общежитиями с искажённым от злобы лицом.Обычно до 23.00 здесь гуляло много студентов,но в эту секунду, как назло,  площадь была пуста. На моё счастье дверь в моём общежитии хлопнула, но никто не вышел. "Надо же, как гадина быстро бегает, "- пробормотал Танцор, несясь мимо меня.От злости он  чуть не сорвал дверь с петель,врываясь в общежитие. Этих секунд мне хватило добежать до следующего здания и скрыться от преследователя навсегда.
 Это я так думала, что навсегда. У подруг я застряла на месяц, затем ноябрьские праздники, у мамы дома с пирогами, так что в свою общагу я вернулась уже с первым снегом, в сапогах и зимнем пальто.
 Здание наше старое, ещё довоенное, петляющие коридоры, темнота, то ли электрики экономили лампочки, то ли парочки обеспечивали себе интим, но ходить приходилось в полумраке. Однажды субботним днём на повороте коридора кто-то схватил меня за руку:
 - Наконец-то я тебя поймал, больше месяца караулю...
- Позвольте, я вас вообще в первый раз вижу.
 - Гадина какая, думаю, что ты вообще в последний раз кого бы то ни было видишь. Забыла сельхозинститут, так я напомню... меня ещё никто так не опускал...
 То ли от злобы, то ли темнота искажала лицо, но парень был совсем несимпатичный и не такой уж высокий, хотя силища ого-го. Я попыталась вырваться, но мою попытку он даже не заметил. Рванул меня к себе и не удержал, как будто кто-то неведомый вдарил его по руке. Я полетела по коридору, вращаясь вокруг своей оси. Даже вспомнила, как называется такое движение, когда на предмет действуют две противоположные силы. По всем законам физики, по траектории движения моя обречённая фигура должна была врезаться в стену, но опять кто-то неведомый толкнул меня в комнату к однокурсницам. На счастье дверь распахнулась, я только успела показать на выключатель и на замок. Подруга сразу всё поняла, выключила свет и задвинула огромный рычаг. Я упала на кровать и ещё несколько минут подпрыгивала на жёстком матрасе. В следующий момент в дверь с дикими криками стал ломиться мой обидчик. Мы замерли. Он тоже. Было слышно, как фигура опустилась на пол, пытаясь заглянуть в щель. Наконец мститель решил, что в комнате никого нет. Если следовать закону физики, я никак не могла  попасть именно в эту дверь, должна была влететь в соседнюю. Видимо, всё это обдумав тщательно (нам показалось, что на полу он лежал целую вечность), мой несостоявшийся кавалер с такими же дикими воплями стал ломиться к соседям. Скорее всего решил, что общежитие женское и отпор ему никто не даст.
 Это была очень странная комната, днём там спали, а по ночам человек 10 не меньше пьянствовали до утра. В лицо мы никого никогда не видели, но по матам и воплям ночным голоса различали. Именно поэтому мои подруги сделали металлические засовы на своей двери, что меня и спасло. Парень попал не в то время и не в то место. Драка была слышна на всю округу. Быстро приехала милиция. В наручниках Танцор покинул наше общежитие на этот раз навсегда.
  Подруга Ивана рассказала, что я теперь почётный гость сельхозинститута. Этот бандит держал в страхе всех только потому, что был однофамильцем ректора, а представлялся родным и самым любимым племянником. Когда ректор получил бумагу из вытрезвителя, всё и выяснилось.Танцора исключили из вуза, но он настолько был уверен в своей безнаказанности, что вместо того, чтобы собрать вещи и ретироваться, успел совершить несколько преступлений. Своей сожительнице надел на голову кипящий борщ, кого-то пырнул ножом. Я так понимаю, что только тюрьма( куда его успешно упекли) спасла меня от мести  этого красавца.
 - Да, уж, сиди ты лучше за печкой, твой суженый ( читай урод) тебя и там найдёт, - подвёл итог этой истории Иван.