В зеркале тысячелетий

Анна Юркова
Золотые кубки, будто изготовленные для царских столов, мечи из дамасской стали, короны и массивные ожерелья – произведения Аси Еутых недаром сравнивают с находками древности. По признанию экспертов в работах мастера сочетаются тонкое знание античной истории и владение уже забытыми ювелирными техниками. Вот почему их сложно повторить. Сегодня народный художник республики Адыгея планирует открыть на родине «Золотую кладовую». Белокаменное здание, задуманное в стиле палаццо на территории майкопского горпарка, включает большой выставочный зал, в котором авторские работы будут соседствовать с настоящими археологическими находками из окрестных курганов. Кроме того, здесь предусмотрена творческая мастерская со средневековым оборудованием. Так что любой желающий сможет отчеканить собственноручно монетку или отлить кулон в условиях, каких это делали во времена без электричества.

Учиться у природы

   По-видимому, любовь к металлу передалась художнице по наследству от далеких предков. В опубликованных записях путешественников из архива Ленинской библиотеки упоминается, что в 347 году до н.э. семья златокузнецов Еутых с левобережья Гипаниса (Кубань) была вывезена в Афины для строительства храма. Об этом не раз рассказывала и бабушка Аси, известная в округе мастерица-золотошвея. Ее истории были тем более удивительны, что письменных свидетельств под рукой не было. Дед Цикузий, чье имя в переводе на русский означает «маленький» и звучало забавно при почти двух метрах роста, был ювелиром. В ауле Асакалай в своем доме он держал мастерскую, изготавливая по заказу золотые зубы, украшения, оружие, а все свободное время отдавал мельнице.
 
- Рассказывали, как во время войны в реке Фарс была подбита огромная немецкая машина, и дедушка вытащил из нее мост – вспоминает Ася. – Вкопал его посередине мастерской и приладил к нему жернов. Днем мельница была ручная, ночью же становилась электрическая. Весь аул ходил к нему молоть, пока один из соседей не донес. Пришли с обыском, вырвали мост из земли и нашли провод, а под подоконником выключатель.  По правилам того времени – за подобные вещи могли расстрелять. От наказания спасла случайность – когда уже в сельсовете принялись составлять протокол на единственной в районе печатной машинке, она сломалась. За это тоже могли посадить… и дед ее отремонтировал…

  И хотя дед ушел из жизни еще до рождения Аси, о его ювелирных секретах поведала бабушка. Как вспоминает художница, она всегда любила рисовать. Могла часами просиживать с карандашами, придумывая образы принцесс, позже изучала старинные орнаменты. К примеру, чтобы провести аккуратную линию завитка на бумаге, необходима была не просто твердая рука – за основу брали виноградный усик. Работа требовала кропотливой точности. Позже эти навыки пригодились в ювелирном искусстве. Первый комплект украшений был сделан под руководством известного дагестанского ювелира Курбан-Али Магомедова. Будучи студенткой художественно-графического факультета Кубанского университета, Ася приехала в Махачкалу готовить дипломную работу.

- Первый вопрос, который задал учитель – какие у вас на родине носят украшения? – рассказывает оружейница. – А черкешенки всегда придерживались скромности, в одежде у них только пояса с кинжалами и застежки. Пояс так пояс, но когда изделие было почти готово, учитель предложил сделать еще и комплект украшений, чтобы оставить его на факультете. Оказывается, в Дагестане такого стиля даже не видели. Почти два месяца я не выходила из мастерской – вокруг духота, комары… и жар огня, в котором плавишь шарики серебра.

Майкопский бычок

  О мастерстве ювелира в Дагестане судят по тому, как он владеет техникой филиграни. Здесь узор на шкатулке, выложенный зернью, напоминает металлическое кружево. Этот прием, придающий любой вещи ажурность и легкость, обладает одним минусом – с ним можно работать только на плоскости. Такому художнику как Ася Еутых, тяготевшему к скульптурным формам, не хватало объема. Первым шагом в новом творчестве стал майкопский бычок. Прообразом послужили золотые и серебряные быки, найденные в известном Майкопском кургане. Тогда приходилось делать все наугад - каждую фигурку отливали в литейном цехе на машиностроительном заводе. Причем использовали не чистую бронзу с благородными примесями как в старину, а техническую, на поверхности которой плавал шлак, и его вычерпывали обыкновенным ковшом. 

  Затем Ася вместе с супругом Русланом раз за разом пытались воспроизвести старинный процесс обработки металла. Когда в руки попадал уникальный артефакт с тысячелетней историей, возникал вопрос – как его мог изготовить художник того времени? Книги по археологии не давали ответов. Приходилось доходить до всего самостоятельно. Сначала сложили из камней печь, растапливали ее углем, поднимали температуру мехом, отливали металл – после чего все этапы переводили на современный лад. Вместо угля - электричество, вместо меха – компрессор. Даже воск для лепки моделей ювелир научился добывать старинным способом. Это уже потом в страну стали завозить в большом количестве из Англии и Швейцарии все необходимое оборудование…

  Основным материалом уникальных произведений художницы стал ювелус – фирменный сплав, восстановленный по древним рецептам. Соединению серебра, золота, меди и олова долго не могли выбрать подходящее имя.
 
- Название вышло семейное, Руслан как астролог долго подбирал к нему имя – отмечает Ася. – На самом деле такие сплавы уже находились на нашей территории в течение последних 5000 тысяч лет. Некоторые дедушкины работы сделаны из него. Наши предки добывали благородные металлы в долинах рек, в рудниках, и в них всегда содержались примеси. По этим примесям можно было определить происхождение вещи – изготовлена ли она на родной земле или же оказалась военным трофеем. Например, меотские, скифские украшения из бронзы обладают определенным составом. А мы попытались такой сплав не просто воспроизвести, но и усовершенствовать.
 
  Толчком к изучению утраченного рецепта послужила работа для храма в Хосте. Старейшая церковь Преображения Господня была возведена еще в начале прошлого века по инициативе супруги министра юстиции царской России Ивана Щегловитого. В советские годы в ее стенах оборудовали телефонную станцию. Позже, когда было принято решение о реставрации здания, настоятель церкви Александр распорядился изготовить новые двери, а к ним в 2005 году заказал мастеру из Адыгеи ручки в количестве 14 штук. Целый месяц Ася Еутых разрабатывала модель будущей ручки. В качестве сплава художница изначально выбрала латунь. Эксперимент оказался неудачным – мастерская мигом наполнилась ядовитыми парами. Так что в следующий раз от этого металла отказались. Работа продолжалась полгода - в итоге ручки отлили в бронзе в византийском стиле высотой почти 60 сантиметров, а венчали их точные копии самого храма с ангелом, сделанные по фотографии.
 
Эпоха царей

  Мировую известность художнице принесли сразу несколько творческих проектов. Наследный принц Иордании Али бин Аль-Хусейн, увидев на одной из выставок работы Аси, предложил ей в 1998 году изготовить оружие для личной черкесской гвардии. Первоначально планировалось, что в работе ей будут помогать местные ювелиры. Однако в течение нескольких месяцев пока готовился заказ в столице не нашлось ни одного мастера, который бы согласился взяться за дело без опасения погубить свою профессиональную репутацию. Поэтому все 16 комплектов церемониальной экипировки – от газырей до шашек – супруги выполнили вдвоем. Спустя шесть лет принц снова обратился к оружейнице – уже с просьбой сшить свадебный наряд для своей невесты Рим Брахими, а также оформить монарший сервиз на 48 персон.

  Правда и без этого царская тема пронизывает все творчество мастера. На недавно прошедшей выставке в Краснодаре «Ася Еутых: 5000 лет в искусстве» было представлено более 300 работ ювелира. Среди них известный ритон с головой быка, корона Восьми Царей, меч-акинак, но центральное место получил походный трон, выстроенный по схеме древних престолов. Конструкция его такова, что для перевозки он разбирается на 12 частей, причем за 10-15 минут. Общий вес изделия составил 50 килограммов. Удивительно то, что походные троны хоть и существовали, но до наших дней дошли лишь фрагменты и ни одного чертежа. Прекрасно ориентируясь в символах прошлого, Ася Еутых смогла создать свой уникальный вариант. В этом изделии все продумано до мелочей - на подлокотниках восседают серебряные барсы в золотых попонах, линии на высокой спинке сплелись в мировое древо, венчают его бронзовые птицы с колокольчиками.
 
- Походный царский трон мы делали в течение года – признается Ася Еутых. - И самое сложное в любом ювелирном произведении, что оно некрасиво пока готовится, и только в последний момент, когда его отполировали, все сбегаются и не могут сдержать восторга. А тут в течение года все походило на слесарную мастерскую. Но для меня как ювелира этот трон значил «сделать все», о чем можно помечтать – корону, мечи… Я еще в детстве любила рисовать принцесс, меня даже старший брат частенько дразнил принцессой, а потом уже называл так по-честному все последние годы.

  Многие почитатели таланта Аси сравнивают ее с придворным царским художником – как если бы она творила тысячи лет назад. При этом в ее работах нет подражания. Походный трон вполне мог прийтись в пору скифскому вождю. И словно следуя своему вдохновению, теперь ювелир подумывает о создании нового престола - уже женского. На идею натолкнула история правительницы Синдики - небольшого царства, располагавшегося в южной части современного Таманского полуострова.
    
  Справка:
  Ася Еутых – мастер по художественной обработке металла, ювелир, оружейник, член Союза художников России и народный художник Республики Адыгея. Родилась в 1962 году в станице Советская Краснодарского края. Окончила Кубанский университет художественно-графического отделения в 1985 году.  В 1998 году создала оружие и амуницию для личной черкесской гвардии иорданского принца Али. В 2003 году специально к юбилею маэстро Юрия Темирканова исполнила дирижёрскую палочку по форме напоминающего тонкий стилет. В 2007 году была проведена персональная выставка художницы в Государственном Эрмитаже. Работы, выполненные в технике гравировки и бронзового литья, находятся в частных коллекциях президентов и лидеров стран Ближнего востока, главы РФ Владимира Путина. Значительное место в творчестве автора занимают мотивы, восходящие к древним и средневековым культурам Кавказа и Передней Азии, прежде всего Майкопской культуре.