О мужчинах. Ваня и Саша

Ольга Владимировна Рязанцева
  Их искали. Караул в ружье, дежурный по части офицер, остальные ждали в напряжении: самоволка в воинской части-ЧП большого масштаба. Накануне, на  вечернем построении, не смотря на метель и жуткий мороз, все на месте.  Никто и подумать не мог, что утром не досчитаются двоих. А не досчитались. Хитрецы Ваня и Саня, закадычные друзья из Ленинграда.

 
  Готовились возможно заранее, взяты рюкзаки, в которых немудреный запас сухого пайка.

  Ушли они ночью, в непроглядную темень тайги. Дежурный офицер направление беглецов определил безошибочно - к дороге. Больше некуда.

  Ночью метель утихла, караул за казармой сразу обнаружил следы.
Следы были четкие. По ним и бежали, совсем недолго, часа три где-то пути. Заметил их первый в цепочке, крикнул что-то нечленораздельное и дернулся в сторону, не сразу все и поняли, что он увидел.

  А увидел он бушлаты черневшие из сугроба, немного припорошенные снежком.... Тишина вдруг стала звенящей, жуткой, потому что именно в этот момент все люди отправленные на поиски поняли, что нашли, но лучше бы не находили. Солдаты лежали уткнувшись в воротники носами, обхватив друг друга в попытке согреться, так и замерзли, оставшись вечными гостями суровой тайги. Их молча обступили, стянули шапки и даже не чувствовали мороза- мальчишки по девятнадцать лет, впервые столкнулись лицом к лицу со смертью. Вот они: Сашка и Ваня, лежат неподвижно и с ними рядом- их  три часа надежды, три часа пути, три часа жизни.

  Сашка и друг его Ваня, жили в Ленинграде, в 1973 году. Обычные городские мальчишки.

  Семьи хорошие, родители Саши инженеры на крупном заводе, у Ивана родители врачи. Да и росли они как все- и двойки получали и окна били. Времена были добрые: ну пожурят, ну поругают, а в остальном все понимали-возраст такой, это пройдет. Родители для ребят старались как могли, жалели, как обычно это бывает, оберегали от трудностей.
 
  Времена были такие, что откосить от армии-стыдно. Но хотели  помочь как-то облегчить жизнь своим сыновьям искали ходы и выходы, чтобы служили где-нибудь поближе, да потеплее.
   Все получилось- попали в железнодорожные войска, служить направили в Подмосковье- лучшего и желать нельзя. Военный городок отстроен  добротно, хорошо, теплые казармы. Часть дислоцируется в небольшом городке, все-таки цивилизация рядом и трудно не так будет. Все у ребят шло хорошо. Вот и учебка закончилась, втянулись в службу, попривыкли, расправили плечи.

 
  Именно с этого момента и начинается  настоящая история Саши и Вани. Часть получает приказ о передислокации, да не куда-нибудь, а на стройку века -БАМ.
  Сборы заняли почти неделю, потом всех погрузили в эшелоны и начался трудный недельный путь.
  Все солдаты понятия не имели куда едут, что их ждет, но по юношески наивно верили, что путь в эшелоне- это самое трудное в их армейской службе. Вспоминали фильмы про Великую Отечественную войну, обсуждали, что как их  деды едут в эшелоне и даже гордились немного этим.
 
  Поразила их тайга искрившимся на солнце снегом, мощью своей. Эмоции переполняли ребят. Стройка века как-никак, есть чем гордится. Да только радость длилась недолго, ровно столько, сколько добирались до места расположения.
 
  Часть располагалась на сопке, на месте просеки стояли брезентовые палатки натянутые на часть сруба, пол земляной, устелен лапником, чтобы не промерзнуть, в центре палатки печка буржуйка- топить ее надо было постоянно- морозы в -50 расслабится не давали.
 
  Вода-топленый снег, полевая кухня. Дрова-рукой подать, да только деревья спили и дров наколи. Бани нет.

  Чтобы раз в две недели была возможность личному составу части помыться ездили на грузовиках  за восемнадцать километров. Условия более чем суровые. Саша с Ваней сначала хорохорились. Терпели мороз, неустроенность быта. Но надолго их не хватило.

  Где именно просмотрели родители теперь трудно определить. Хорошие мальчишки росли.
К трудностям их  не приучали и не готовили. Город большой, вода из крана, тепло и сытно.
 
  Все это понятно: мама любая жалеет ребенка, как же иначе. Но вспоминая тот случай задумываешься, и понимаешь, что наша материнская жалость потом может сослужить нашим мальчикам медвежью услугу.  Главное, что должна помнить мать воспитывая сына- воспитать надо в ребенке силу духа, способность не отчаиваться в трудной ситуации, способность бороться до конца, не опускать руки.
  -Тебе тяжело- терпи, обязательно станет легче.
  - Тебе кажется, что это конец? Нет, это начало  другого пути.
  - Ты в отчаянии?Не бойся, ты станешь сильнее!!!
 
  Саша и Ваня отчаялись и устали, опустили руки и не стали бороться, а стали искать путь к привычной, легкой жизни.

  План был прост: они убегут из части, на дороге их обязательно кто-нибудь подберет и довезет до ближайшего города, а там уже можно бежать дальше, домой,в Ленинград.

  Конечно, в момент побега они не думали, что это дезертирство, в те времена позор для всей семьи, они думали по слабости духа своей о том, что они убегают от этой жуткой, тяжелой жизни. Именно эта мысль гнала их из казармы ночью.

   Страх не дал им возможности оценить риск на который они шли, риск встречи с тайгой ночью, зимой, один на один. И как назло не было в дороге ни одной машины, а путь в восемнадцать километров ночью в жуткий мороз- это путь на  верную смерть, особенно человеку неподготовленному выживать в таежных суровых условиях.
Такой трагичный след оставили эти мальчики в далеком 1974 году на стройке века Байкало-Амурской магистрали.
   После этого случая  каждый офицер, не только  этой части, проводя беседы с личным составом заканчивал их  словами: "Никогда не сдавайся!!!"
 А на брезентовых палатках прибили таблички ни которых масляной краской было написано : "Не пищать!!!"