Мог ли это написать Ершов? -9. Какой Еруслан храпе

Елена Шувалова
Спальник в сказке "Конёк-Горбунок" слышит, что Иван

Так храпит, как Еруслан.

Это место для детей комментируют: "Еруслан - богатырь, один из героев русских народных сказок".

Во-первых, он - герой - насколько мне известно - одной русской народной сказки - "О Еруслане Лазаревиче", - той, о которой неоднократно вспоминал в своих произведениях А.С. Пушкин. ("Арап Петра Великого", "Н.И. Гнедичу": "С Гомером долго ты беседовал один...").

Во-вторых, этот богатырь - Еруслан - он нигде в сказке не только не храпит, но даже и не спит!

Почему ж Ершов пишет: "Храпит, как Еруслан?"

Проштудировав русские сказки и былины, я с трудом нашла в них лишь одного храпящего богатыря - вовсе не Еруслана, а Илью Муромца, в не слишком "приличной"  былине "Илья Муромец и Сокольник":

Да и спит-то один старой во белом шатру,
Да храпит-то старой, как порог шумит;

[Порог - Днепровский].

Но Ершов (пока будем считать, что это - Ершов) пишет: "храпит, как Еруслан", а не "как Илья Муромец". Ошибся автор? Но почему именно так характерно ошибся, именно с Ерусланом сравнив Ивана? Ведь Еруслан - это прообраз пушкинского Руслана. Может, на него, на пушкинского Руслана, - а не на народного Еруслана - хочет намекнуть Ершов? Но и пушкинский Руслан так же нигде не храпит! М-да... Но кто-то там у Пушкина  всё же храпит... Да, Голова храпит!

Задумчив едет наш Руслан
И видит: сквозь ночной туман
Вдали чернеет холм огромный
И что-то страшное храпит.


Пред ним живая голова.
Огромны очи сном объяты;
Храпит, качая шлем пернатый,
И перья в темной высоте
Как тени, ходят, развеваясь.


Вот, голова - она храпела. И именно эпизод с живой Головой взят Пушкиным из старинной сказки "О Еруслане Лазаревиче" в свою первую - сказочную - поэму "Руслан и Людмила". И сразу критик-аноним откликнулся ему, догадавшись о первоисточнике:"Возможно ли просвещенному или хоть немного сведущему человеку терпеть, когда ему предлагают новую поэму, писанную в подражание Еруслану Лазаревичу? Извольте же заглянуть в 15 и 16 № «Сына Отечества». Там неизвестный пиит на образчик выставляет нам отрывок из поэмы своей Людмила и Руслан (не Еруслан ли?)." [В первой журнальной публикации поэмы имена героев стояли так.]

Это был первый отзыв на "Руслана и Людмилу" - подписанный "Житель Бутырской стороны", под маской которого скрылся литературный критик М.Т. Коченовский.  "Руслан - Еруслан" - сказал именно он. Теперь - в сказке - снова Ерусланом назван Руслан. Но - да, - Руслан ведь не храпит... Храпит голова. Значит, автор - будь он Ершов, будь сам Пушкин - всё же ошибается? Мог ли ошибаться Пушкин, зная прекрасно собственное произведение? А Ершов - неужто не помнил "Руслана и Людмилу"?

Думаю, что как раз Пушкин ошибаться мог. И только он и имел право в данном случае ошибиться - нарочно, конечно.
Иван, перед тем, как лечь, завернул в тряпицы Перо Жар-птицы, при свете которого чистил своих коней. Перо он положил в шапку, шапку - под ухо. И - стал храпеть, как Голова в "Руслане и Людмиле". У Головы так же были перья - на шлеме; а у Ивана - одно перо - в шапке. Перо было у Ивана - под головой. Но под Головой в "Руслане и Людмиле" тоже что-то было. Был Волшебный Меч. Под головой же Ивана - Перо Жар-Птицы. То есть, оба раза под головами - волшебные предметы.  У Головы меч забирает Руслан, у Ивана его перо - хитрый спальник. Так почему же всё-таки Иван храпит, как Руслан? Потому - думаю, - что и Руслан, и Иван - это наш Александр Сергеевич Пушкин. Руслан добыл своё орудие - волшебный меч - в честном бою с Головой. Теперь же - как когда-то голова, спит сам Руслан, ставший Иваном. Иван храпит, как Руслан. История движется дальше: из-под храпевшей головы - правда, честно разбудив её и победив, - Руслан получает заветный меч; из-под головы Ивана - храпящего, как (Е-)Руслан, - не будя его, - подло - забирает перо Спальник, чтобы передать его царю. Перо и меч - они ведь в чём-то амбивалентны. Пушкин - как Руслан - с мечом ворвался в Русскую литературу, отрезав бороду всех творивших до него "Стариков" и откинув их себе за спину. И с выходом этой поэмы - "Руслан и Людмила" - загорелись над ним пером Жар-птицы лучи славы. Он принял на себя испытание медными трубами. Но и сразу же был сослан на границы империи царём Александром Первым. Пока его юный ум носился в вымыслах, на земле ему готовилась казнь. Иван храпит, как Еруслан-Руслан, а у него крадут меч - или перо, - и доносят о нём царю, - да ведь так всё и было...

Потом в "Коньке-Горбунке" ещё раз будет упомянут "Еруслан":

Вечерком одним сидели
В царской кухне повара
И служители двора;
Попивали мёд из жбана
Да читали Еруслана.

Вот они, служители двора, и читают книжку, которая прославила поэта, - и с которой начались его опала и гибель.Да, они - несомненно, - читали поэму Пушкина "Руслан и Людмила", а не старую русскую сказку о Еруслане Лазаревиче. Хотя бы потому, что служители двора попивали мёд из жбана - сделанного, видимо, из того дуба*, под которым сидел юный Пушкин, когда так же пил мёд да слушал Кота Учёного, рассказывавшего ему про "дела давно минувших дней, преданья старины глубокой". И о которой первый яростный пушкинский зоил воскликнул - "уж не Еруслан ли [это]?.." Лучше было бы Пушкину пера не брать - то есть, - не печататься и не прославляться. Но - не зажигают свечу, чтобы держать её под спудом. И чудесно просиявшее из ивановой шапки перо Жар-Птицы было обнаружено и конфисковано, - в царский ларец. Не лезь поперёд батьки в Царствие Небесное! Но - нет. Царю важны лишь власть и слава земные. Поэтому вечно спрашивает от имени кесаря Пилат:

-Что есть истина?

"Что есть истина?" - этот эпиграф предпослал Пушкин своему стихотворению "Герой", в котором - о славе и о её прихотях. Об огненном языке, вспыхнувшем над головой героя, и о том, что герой без сердца - тиран. Собственно, это стихотворение - не о Наполеоне, не о Николае Первом. Это стихотворение - о Христе и о Поэте, идущем за Ним. Царство поэта - так же "не от мира сего", - поскольку он есть Царь Царства Истины. А земные цари всё хотят держать его под своим контролем!


Да, забыла про П.П.Ершова. Как он всё это мог "просечь", - всё, что касалось лично А.С. Пушкина - уму непостижимо!

*"Одни из самых распространенных деревянных жбанов изготавливаются из дуба, так как в этой древесине содержатся дубильные вещества". / "Википедия".