Я знаю, что ничего не знаю! Венок Сонетов номер 12

Сергей Владимирович Евдокимов
Венок Сонетов № 12

«Я ЗНАЮ ТОЛЬКО ТО, ЧТО НИЧЕГО НЕ ЗНАЮ»


============
============

«Я знаю только то, что ничего не знаю» -
эти слова чаще всего приписывают
древнегреческому философу Сократу.

Так бывает.

Например, поэтессе Зинаиде Гиппиус
приписывают фразу:
«Если надо объяснять, то не надо объяснять»

============
============

1

«Я знаю то, что ничего не знаю,
А сам, недавно, Знаниям учил,
И верил, что хожу по Знаний краю;
Учёных скОльких я разоблачил!

Моя Звезда, светила мне – лучИсто,
Казалось, вечно в небе ей гореть...
Вчера – упала! Я, из атеиста,
НевЕсть в кого вмиг превращён на ТРЕТЬ!

ДВЕ ТРЕТИ, осуждали древних метко
За то, что Плоская для них Земля...
В глазу их – пыль, в моём глазу же – ветка!
Так, с той Звездой упал с небес и я!»

А после, учинив себе разнос,
Мудрец Великий фразу произнёс: ...


2

Мудрец Великий фразу произнёс:
«Я знаю то, что ничего не знаю».
На островах же нынче, где кокос,
Не только всё, но даже Чудо знают!

То Чудо – «ИСТИНА», вернА в векАх,
Все папуасы знают без сомнений,
ПодтвержденА ОНА не на словах,
А практикой средь многих поколений:

Когда гремит, чтоб молнией всё сжечь,
То в Барабан Большой бить долго надо,
И Небо, слыша Барабана речь,
Прогонит огнедышащего гада!

Об этой «ИСТИНЕ» тогда не знали
В далёкой древности, в далёком крае.


3

В далёкой древности, в далёком крае,
В домах хозяев - множество рабов.
Мы лжём, что всё о быте рабском знаем,
Не ведая дух давних тех веков.

Воображаем тех рабовладельцев
Бездушными, готовыми убить
Своих трудЯщихся рабов-умельцев,
Которым не давали даже пить...

Но наши знания о том ущЕрбны:
Купить раба себе, не каждый мог;
Раб у хозяина обедал - первым,
И самый вкусный, для раба кусок!

И за вопросом следует вопрос
Где рос тростник, а может, рос кокос...


4

Где рос  тростник, а может, рос кокос?
Себя оправдываем: древность это.
Да что там древность, на простой вопрос
И то, у нас нет верного ответа.

Что за погода нас на завтра ждёт?
Пойдёт ли снег? Град? Дождь? Иль будет сухо?
О прошлом знаем что, коль круглый год
С прогнозом у синоптиков «непрУха».

Со спутников не видим - завтра что?
Внезапно разражается стихия.
В итоге мы не знаем ничего,
А говорим, что знаем. Мы – такие!

«Не знаем!» - так мудрейшие сказали.
Глупцы такую фразу, обсмеяли.


5

Глупцы такую фразу, обсмеяли:
Есть Словари на это, Интернет!
Себе, за знанья вешали медали...
Но в знаньях Истины, увы, и нет.

Морально быстро знания стареют.
Стареет и толковый наш Словарь:
Слова одни, различный смысл имеют
Во врЕмя наше, и когда жил Даль.

Не знаем до сих пор мы даже чИсла!
Так, чИсла целых неравны дробЯм,
Где «Множества» не ведаем мы смысла,
А говорим, что знаем! Тут и там!

Нам, чьи слова на веру принимать?
Кто говорит, не надо объяснять?


6

Кто говорит, не надо объяснять,
Того стихи, в ином предстанут виде,
Тот, очень много может потерять,
Тот, дальше века своего не видит.

Да всё ли знаем с Временем своим,
Сонеты нам ПетрАрка - недостУпны
Без комментарий, что писал он к ним,
Для публики они, сиюминутны...

Но комментарии удалены!
Неужто по веленью глупой моды?
И мы понять Петрарка лишены,
Где автор осветил, свои нам годы.

Так, от Сонет нам истину отняли,
Ведь объясняя, можно видеть дАли.


7

Ведь объясняя, можно видеть дАли!
Смотри под нОги, говорила мать.
Она правА, ведь к Звёздам прошагали,
Не в силах, под ногАми что - понять.

Мы МариАнской впадиною мерим
Проникновенье в глубь родной Земли;
Со школьных лет, что «мАгма» в нЕдрах – верим,
И всё, что мы о нЕдрах знать смогли.

Мы в Шахматах решили, что всё знаем,
Коль рОбот Чемпиона обыграл,
Но алгоритм игры не отменяли,
Знать, Золотой век Шахмат не настал!

Мы знаем много? Сколько можно лгать?!
Из сказок, что рассказывала мать?


8

Из сказок, что рассказывала мать,
Я, камень на Распутье вспоминая,
Не смог и нынче мудреца понять:
Зачем дорога мудрецу прямая?

«Направо, путь к богатству,- он читал,-
Налево, путь к женитьбе и несложен,
А прямо – мрак, таинственный портал,
Где знанья новые - мороз по коже!»

Мудрец из сказанного понял суть,
Богатство - финиш, а жениться - рано,
А потому, прямой он выбрал путь,
Путь новых знаний в мраке средь бурьяна.

Тем знаньям нет числа и нет итога
У мудрецов, познавших в жизни много.


9

У мудрецов, познавших в жизни много,
Найдётся множество к тому причин,
Чтоб не сказать: «Вот – верная дорога!
Шагай по ней, не обретёшь кручИн».

И пусть дорогу хвалят все, мол, знаем,
Практически проверена не раз,
У мудрецов уверенность иная,
Что знанья часто – пена на показ.

Аппендицит с рожденья вырезали!
Считали, гланды надо удалить!
Врачи теперь, отвергли это сами,
Ошиблись, мол, не ту избрали нить...

«Мы ничего не знаем, всё – словА!»
От фразы той вскружилась голова.


10

От фразы той вскружилась голова,
Её не зная, радуются дети,
Ликуют все, и хлопает сова,
И всё живое, что есть на планете!

Нам Библия сказала случай тот.
Адаму с Евой – в радость жить средь Рая,
Пока не вздумали запретный плод
Вкусить, со древа «Знания» срывая.

За это, Рай сменён на жёсткий Быт
Чтоб «Знания» плодов с лихвой хватало,
Чтоб грызть со школы знания гранит,
Коль счастья им в Раю казалось мАло.

«Я – знаю!» - фраза – в никуда дорога.
А вдруг, вернА? У знаний, нет итога?


11

А вдруг, вернА? У знаний, нет итога?
И господА в России Царской так
Считали, привалИло им от Бога,
Мол, свет для них, «народу-бЫдле» – мрак...

Дворяне знали, что всегда так будет,
Что праздник жизни, с детства будет их,
Что не дворяне – это же не люди,
И что Россия в радость лишь для них!

Те знания им Истиной казались,
БезОблачные дни ждут их детей,
Пока на справедливость не нарвАлись,
Сверкнувшей в знаньях Ленинских идей.

«У разных знаний - разные правА».
В той фразе, может, Истины словА?


12

В той фразе, может, Истины словА?
Тогда, «Я – знаю!» - катастрофа-фраза,
Как только произнесенА она,
Так сразу липнет к ней микроб-зараза.

Когда сказал: «Я – знаю!» - заражён!
И слух, и ясность мысли, зренье меркнет,
И проиграет даже Чемпион;
В ловушку птичью попадает беркут;

Солдат сказав: «Я знаю, чист проход»,
Себя лишает всяких подозрений,
Но только что минирован ход тот...
«Я знаю, что не знаю» - скажет гений!

Флажки коль волки «знают», нет дороги.
Светила фраза не на их итоги.


13

Светила фраза не на их итоги.
А ведь итог различный может быть.
Волков спасает голова, не нОги,
Чтоб знанья о флажках переступить.

Из знаний, всех опасней – обещанья,
Ведь «завтра» может измениться так,
Что, несмотря на все твои старанья,
Не выполнишь, что обещал - никак!

Не обещай, а постарайся лучше,
Тогда, возможно, всё и подойдёт,
Когда не знаешь, подвернётся случай,
И в речке быстро ты отыщешь брод,

Пройдёшь непроходимые пороги
За горизонт, где новые дорОги!


14

За горизонт, где новые дорОги
Идти возможно, коль не повзрослел!
Сказал: «Я – взрослый!», подводи итоги,
Хоть и в руках твоих лишь школьный мел.

Ведь взрослый знает всё про всё на свете
И знаньями кишит его сосуд,
Заполнен доверху, так что – не светит
Туда добавить что; напрасный труд.

Легко задача та осуществима
Чтоб знания в сосуде обновить,
Без волшебства без всякого, без Джина,
Пореже слово «Знаю» говорить.

Великие слова я повторяю:
Я знаю то, что ничего не знаю!


15

«Я знаю то, что ничего не знаю» -
Мудрец Великий фразу произнёс
В далёкой древности, в далёком крае,
Где рос тростник, а может, рос кокос...

Глупцы такую фразу, обсмеяли:
Кто говорит, не надо объяснять,
Ведь объясняя, можно видеть дАли
Из сказок, что рассказывала мать.

У мудрецов, познавших в жизни много,
От фразы той вскружилась голова:
А вдруг, вернА? У знаний, нет итога?
В той фразе, может, Истины словА?

Светила фраза не на их итоги,
За горизонт, где новые дорОги!


============
============

*

ПРИМЕЧАНИЕ к сонету третьему
----------------------------

Когда археологи находят древние города,
то больше всего о быте горожан
им могут рассказать туалеты.

Так, при раскопках одного древнего города,
где были раздельные туалеты
для простых горожан,
для богатых рабовладельцев и для их рабов,
по результатам анализа испражнений
было выяснено,
что богатые рабовладельцы
питались лучше, чем простые горожане,
но ещё лучше питались
самой богатой и изысканной пищей – рабы.

Если подумать, то это и понятно,
ведь раб был очень дорогой покупкой,
купить раба простой горожанин,
был не в состоянии.

Разве не отдаёт хозяин
своему купленному дорогому животному
самую дорогую пищу?
А что говорить об автолюбителях,
лелеющих свои автомобили,
отдающих на их содержание
свои последние деньги!

*

ПРИМЕЧАНИЕ к сонету пятому
--------------------------

Морально стареют слова не только по смыслу,
но и по отношению к ним.
Так, выражение «Картофель в мундире»
в 19 веке считалось вульгарным
и недопустимым в литературном языке,
а в 20 веке – ярким, образным
и применимым в литературном языке.

Даже в Математике в 21 веке
есть белые пятна в представлении чисел,
простых целых чисел и десятичных дробей!
Так, в конце 20 века было доказано,
что множество целых чисел неравно
множеству десятичных дробей!

А что говорить о большинстве наук,
где за «Истину» принимают
слепую веру в «Аксиому»,
основанную не на математических выкладках,
а, например, на «Здравом смысле»?
А ведь на этой Аксиоме выстраивается
целая наука
со своими теоремами и доказательствами:
на одной Аксиоме – геометрия Евклида,
на другой – Лобачевского...

*

ПРИМЕЧАНИЕ к сонету шестому
---------------------------

Говорят, что Великий итальянский поэт Франческо Петрарка каждый свой Сонет сопровождал подробнейшим комментарием, чтобы читателям был понятен глубинный смысл Сонета.
Прошли века, и наступила мода «Серебряного века», потребовавшая удалить все комментарии, мол, стихи должны их содержать, а «Если надо объяснять, то не надо объяснять».

И вот, вопреки покойному автору, жившему в «Эпоху возрождения», перед читателями Сонеты Петрарки, лишённые его комментариев.
Открываем двести шестьдесят три его Сонета из сборника «На жизнь мадонны Лауры» и видим вместо названий только номера Сонетов (I - CCLXIII), без всяких комментариев Петрарки, насильно удалённых в 21 веке под влиянием моды.
Открываем следующий сборник «На смерть мадонны Лауры» и картина такая же, сто один Сонет без названий, только с номерами (CCLXV - CCCLXV), лишённые комментариев Петрарки, удалённые без его ведома.

На мой субъективный взгляд, если лишить комментарий, которые проговаривал в 20 веке  Джо Дассен перед пением песни, то смысл этой песни не брал бы так зА душу слушателей, даже ничего не понимающих по-французски; настолько велика сила комментария в стихотворном произведении!

*

ПРИМЕЧАНИЕ к сонету седьмому
----------------------------

Глубина Марианской впадины
примерно одиннадцать километров,
практически на такую глубину
в недра Земли мы и проникли,
а глубже о недрах Земли мы не знаем,
об этом только научные гипотезы!

Так и Шахматах,
АЛГОРИТМ Шахмат,
представляющий собой
алгоритм беспроигрышной игры,
или хотя бы гарантированно ничейной –
не найден,
а следовательно Шахматы ещё полны загадок!

А робот, обыгравший Чемпиона,
всего лишь Программа, составленная людьми
на тот момент знаний о Шахматах, и только.

На мой субъективный взгляд,
интеллект – это способность задавать
вопросы
ВНЕ Программы,
а на это машина неспособна;
даже волк,
способный выскочить за «Красные Флажки»,
обладает интеллектом, а машина – нет!

А поскольку АЛГОРИТМ Шахмат не найден,
то в будущем обязательно найдётся Человек,
отыскавший этот АЛГОРИТМ и тогда,
ни одна современная шахматная Программа,
без знания этого АЛГОРИТМА,
Человека не обыграет,
поскольку такое знание равно Истине.

Такие знания есть,
но это уже не Знания, а Истины.

*

============
============

Венок Сонетов № 12
сплетён из моих Сонетов 1441-1455

============
============

Сергей Владимирович Евдокимов,
Санкт-Петербург,
10 июля 2015 года