К. Ш. Гиниатулин. Жизнь и эпоха. Отрывки

Литклуб Трудовая
 Об авторе http://www.proza.ru/2015/07/10/1875



К. Ш. Гиниатулин. Жизнь и эпоха (отрывки)

Другие рассказы автора по этой теме:

К. Гиниатулин  О Трудовой и его людях. Часть 1
 http://www.proza.ru/2018/06/10/375

К. Гиниатулин О Трудовой и его людях. Часть 2   http://www.proza.ru/2018/07/23/1018

К. Гиниатулин  О Трудовой и его людях. Часть 3
http://www.proza.ru/2018/12/02/1225

О моих сослуживцах по в ч 52147
http://www.proza.ru/2019/05/07/658

Памяти полковника Синицына М. Н
http://www.proza.ru/2019/10/03/1416

 Подполковник Ильин Валерий Серафимович
 http://www.proza.ru/2020/02/17/848

О подполковнике Гарнак А. А
http://www.proza.ru/2020/02/17/837

Воспоминания о военном детстве
 http://proza.ru/2021/05/04/1271


Об авторе

Гиниатулин  Кадым  Шайгарданович
Родился 11.11.1932 г. в д. Ново-Аткуль, Калтасинский р-н, Башкирская АССР
В 1933 семья переехала в г.Уфа к месту работы отца.В 1952 г. окончил школу, и  в этом же году поступил в Ивановское военно-техническое училище.
В 1955 г. после окончания училища направлен для прохождения службы в в/ч 92924 (с. Ивлево, Клинский р-н) на должность техник-электрик зенитно-ракетного дивизиона системы С-25.
В 1966 г. с переведён в в/ч 71548 (д. Жуковка Дмитровский р-н) на должность энергетика зенитно-ракетного полка.
В 1970 г. как  отлично подготовленный специалист-энергетик переведён в штаб зенитно-ракетного корпуса в,ч 52116 (г. Долгопрудный) на должность старшего инженера – энергетика.
В 1974 г. – начальник отдела – главный энергетик ракетно-технической базы в/ч 52147 (Трудовая)
В  1984 г. убыл в запас в воинском звании «подполковник»
С 1984 по 2009 гг. , двадцать пять лет, работал на различных должностях на заводе «Знамя» (г. Москва).
С 2009 г. – на пенсии







Подполковник Кадым Шайгарданович Гиниатулин – ветеран Вооружённых Сил и военного городка Трудовая:

Я, Гиниатуллин Кадым Шайгарданович, родился 11 ноября 1932 года в Башкирской АССР, Калтасинский район, деревня Ново-Аткуль в семье крестьянина, эта деревня находится в 15 км от райцентра Калтасы, деревня маленькая, всего 20 дворов.
У отца была лошадь, несколько коров, овцы, козы и т.д. Отец все время был в разъездах, он работал агентом. По хозяйству помогал один крестьянин. Из-за этого в 1932 году отца арестовали как кулака. Но он был на воле, в тюрьме не сидел, обслуживал работников НКВД, был кучером, дворником, кочегаром, была возможность вывозить семьи в Уфу. Мне не было одного года, когда мама со мной поехала в Уфу к отцу. Это был 1933 год.
 Свое детство я вспоминаю с 5 лет, в основном по рассказам мамы. Два года мы жили на квартире по ул. Аксакова в  овраге около реки Белой. Мама рассказывала, что я был белобрысым и все время ходил с ней за водой, но по пути было одно место песчаное, где я останавливался, брал песок и сыпал себе на голову и никак не хотел уходить оттуда – плакал.
В 1935 году мы переехали на новую квартиру по той же улице Аксакова, но ближе к центру (ул. Аксакова, дом 61). Отец работал кучером. В 1935 году у меня появилась сестренка Насия, в 1936 Асия и в 1938 – Райса.
Во дворе жило очень много семей (10-12, из них 3 семьи, родители которых были связаны с лошадьми (Насретдин, Гумер и папа). С крыши сараев мы смотрели, когда они выпускали лошадей на волю и те резвились. Это было прекрасное зрелище. В 1936 году отец получил травму, перевернулись сани и лошади протащили его волоком, после выздоровления отец и мама стали работать дворниками поблизости от дома.
Сверстников в то время было много (Маскут, Глюс, Салават, Риф, Сабит Риф и т.д.) Мы все очень любили лошадей – чистили их, поили, ездили верхом. Когда мне было 5 лет я сломал левую ногу. Расскажу как это было.
Летом я рано проснулся, сестренки спали, родителей дома не было, отец на работе, мама пошла доить козу. Я оделся и вышел во двор. Мать Маскута попросила, чтобы я помог ей высушить сухарей. Я залез на крышу и стал тянуться за противнем с ломтиками хлеба и упал прямо на ящик с навозом, на ребро ящика.
Меня повезли в больницу на ул. Тукаева, оттуда в Старую Уфу, где пролежал в гипсе несколько месяцев. Со мной лежал отец, ему разрешили присмотреть за мной. Этот случай я хорошо помню, после снятия гипса я долго ходил на костылях. К костылям не сразу привыкаешь. В те годы мы играли в лапту, чехарду, в лунку, в прятки. Сейчас, конечно, в эти игры никто не играет, а жаль.
В 1939 году мы наконец купили квартиру по ул. Леваневского, дом 16. В этом доме было 4 квартиры. Недалеко проходила железная дорога. Хоть мы и переехали, но дружбу с ребятами я не терял, продолжал ходить на улицу Аксакова до 1950 года. На новом месте появились новые ребята. Зимой увлекались лыжами, таратайками, кругом были горы. Хорошо помню зиму 1940 года. Морозы доходили до – 500, птицы замерзали на лету, а мы бегали в магазин к железной дороге, где работала мать моего товарища по соседству за бубликами.
Стоял в те дни сизый дымок, деревья трещали. Шла война с белофинами. В те годы наше детство прошло на улице. Питьевую воду отпускали по талонам. Сестра моя Насия умерла осенью 1940 года от дифтерии в больнице. Я помню ее белокурую, веселую, она всегда играла с нами мальчишками. До сих пор вспоминаю ее.
 К нам приезжали братья отца из деревни. Они забрали меня отдыхать в деревню. Рано утром 22 июня 1941 года мы поехали на машине, расстояние до деревни 200км. Дороги тогда были плохие, скорость машины небольшая, о начале войны мы узнали только вечером. Тогда война мне представлялась недолгой, почему то вспомнился фильм «Чапаев». Скоро мы разобьем фашистов и жалели, что мы не попадем на фронт. Только после ощутили и поняли, что это война.
 В школу пошел в первый класс в русскую школу № 24 в Уфе. Отец говорил, что русский язык, это язык будущего, сестренки мои тоже пошли в русскую школу. В мои годы в русской школе немного было татар, было в классе 3-4 человека татар.
Фронт был далеко от Уфы, но на фронт составы с техникой, людьми с Урала проходили мимо нас, железная дорога была рядом. 3 брата отца не вернулись с фронта, одна сестра осталась у отца. Отец по состоянию здоровья не был призван. Многие родные были на фронте. Голод охватил всех, я видел людей, которые опухали от голода, в  деревнях свирепствовали болезни, от которых очень много умерло.
Город Уфа в 1946 году находился в карантине (оспа, тиф). В Уфе жило много эвакуированных с Украины, Белоруссии, Ленинграда, с их детьми мы очень дружили, учились вместе в школе, помогали им как могли. Семья из Ленинграда научила меня играть в шахматы.
Очень хорошо помню День Победы. Утром я проснулся и стал собираться  в школу, радио было выключено, прибегает мама с улицы и со слезами на глазах говорит, что война закончилась. А вечером весь народ высыпал на улицу, особенно переполнена была улица Ленина. Везде слышалась музыка, шли концерты салют и т.д.
Часто мы бегали на вокзал встречать эшелоны с демобилизованными воинами (описать трудно). Вернулись и некоторые наши родственники, но многие не вернулись.
 В мае месяце 1944 года мы купили старенький дом по ул. Султанова, дом 16. Зимой 1946 года я тяжело заболел, вначале меня лечили «хиной» (думали малярия), но когда пошла кровь из горла, врачи определили диагноз. На поверхности легких нашли 3 очага поражения. В конце мая меня увезли в деревню «Икшан» к хорошо знакомому отцу «Галимжан бабай», он был бригадиром по приготовлению. кумыса.  Деревня находилась в лесу, всего было 15 домов, протекала рядом речка. В деревне держали специальных кобыл для кумыса. Кумыс  сдавали государству. В день я выпивал 3 литра лечебного кумыса. Лечился до конца лета. В 1946 году мне не пришлось учиться из-за этой болезни. После приезда снимок рентгена показал, что очаги поражения зарубцевались. После этого в течение 3-х лет я  лечился (пил козье молоко и пил свежие куриные яйца).
Учился в школе я хорошо. 13 января 1948 года умер отец, он болел всего 6 месяцев, врачи поставили диагноз – рак желудка, ему было всего 54 года. Все заботы по хозяйству легли на плечи матери. И частично на мои плечи. В те годы все еще была карточная система, приходилось вставать в 3-4 часа утра с соседями (Раис, Сережа) и идти занимать очередь в магазин за продуктами.
Эти годы были тяжелыми, но благодаря трудолюбию мамы мне удалось окончить 10 классов. Мама работала дворником, во время буранов я тоже выходил чистить снег. Государство не оставило нас в беде, мы получали пособие за отца, дали нам землю около реки Белой под картошку от организации отца. Был свой небольшой сад, сажали зелень, у нас были куры, коза. Все это давало нам возможность поддержки материально. Я носил вещи отца, учился в школе №10, эта школа была базовая от пединститута.
Школа была укомплектована опытными педагогами, Классным руководителем был у нас Федор Иванович – преподавал математику, сейчас к сожалению его нет. По немецкому языку преподавал Эрвин Игнатьевич Линд и другие преподаватели, которые дали нам прочную основу по всем предметам обучения. С нашего выпуска все ребята поступили в различные военные и  учебные заведения.
У нас была мужская школа, девочки учились в то время отдельно, только с 1951 года стали учиться вместе, но мы закончили 10 классов без девчат. Хорошо дружили мы с девчатами школы №1, ходили все вместе на  различные развлекательные мероприятия.
Начиная с 1950 года занимался в конькобежной секции на стадионе  «Динамо». Школьными друзьями были Виктор Масленников, Юра Рязанцев, Жан Альмухаметов, Гарри Ишмурзин, Ян и другие. С Виктором Масленниковым мы сидели за одной партой до окончания школы. Мне в жизни повезло насчет хороших товарищей, все они трудятся в разных уголках нашей страны. Кроме школьных товарищей у меня были друзья – Сережа Поляков, Раис и т.д. Летом отдых проводил я с ними на реке Белой и на реке Дема. Я часто вспоминаю эти веселые минуты моей юности.
В июне месяце 1952 года я закончил 10 классов с хорошими и отличными оценками. В честь окончания школы был устроен настоящий бал, столы были накрыты хорошо (на эти мероприятия собирали деньги), каждый должен был придти на бал со своей девушкой. Так как у меня не было своей подруги, я пригласил сестру моего знакомого товарища, очень симпатичную девушку. Бал закончился великолепно, надо было выбирать дальнейший путь в жизни.
У меня было 2 пути: поступать в Уфимский нефтяной институт или Ленинградский горный институт – стать геологом. Но чтобы стать геологом нужны были деньги, а их у нас конечно не было. Пока я раздумывал, опоздал сдать документы в нефтяной институт. В это время я встретил своего школьного товарища Жана Альмухаметова, он проходил военно-врачебную комиссию в Пушкинское радиотехническое училище под Ленинградом, тогда я сдал документы в Областной военкомат.
Пока проходил комиссию закончилась  разнарядка в это училище, мне предложили идти в Ивановское военно- техническое училище в г. Иваново. Я поехал туда сдавать экзамены. В Иваново надо было ехать через Москву. Проезд был бесплатный. По дороге к нам присоединилось еще несколько человек из других городов.
Итак, впервые я очутился в Москве. Ярославский вокзал рядом с Казанским.  На Ярославском вокзале мы оформили документы до г. Иваново. Поезд отходил ночью, тогда решили ознакомиться с Москвой, покатались с метро, пошли на Красную площадь. Один  из ребят с Чувашии (познакомились с ним на вокзале) Харламов был обут в галоши с белыми шерстяными носками и перевязаны были галоши веревками, чтобы они не спадали. Вот мы пошли на Красную площадь к Спасским воротам. Нас чуть не забрали в комендатуру Кремля из-за этой обуви, остальные все были обуты в спортивную форму.
В Иваново мы прибыли утром и всех нас отправили в лагерь, который находился в 10 км от города. Курсанты в мае месяце выезжали в лагерь. Мы стали проходить военно-врачебную комиссию, отсев был очень большой. Из-за состояния здоровья, ведь мы были детьми войны, какое еще должно быть здоровье. Я благополучно прошел медицинскую комиссию и приступил к сдаче экзаменов по математике, русскому языку (письменно, и немецкому языку, физике. Все предметы сдавал на «отлично», кроме русского языка (диктант) на «хорошо». Диктовали отрывок из Молодой  гвардии. Конкурс был 10 человек на одно место. Затем проходили мандатную комиссию, так как  училище было секретное.
Меня определили в роту в 3 взвод в батальон. (командир батальона подполковник Батурин). Все командиры прошли суровую школу войны. Наша школа № 10 дала нам очень хорошие знания, я благодарен всем преподавателям за это. Русским языком я владел в совершенстве, даже спрашивали на экзаменах, какой я национальности. До конца августа жили в палатках в лагере, занимались спортом. В конце августа прибыли на зимние казармы, нас зачислили курсантами с 1 сентября 1952 года.
Распорядок дня был жесткий: подъем в 6.00 утра, физзарядка, завтрак, занятия, обед, сон 1,5 часа, занятия, личное время, ужин, вечерняя прогулка. Все 3 года я учился на отлично, ведь основа - школьные знания были глубокие. Занятия на снарядах давались трудно, но я очень много тренировался, в беге и на лыжах был в спортивной  форме.
Воинскую присягу мы, молодые курсанты, принимали 5 декабря 1952 года. (В день Конституции СССР). В этот день меня отпустили в увольнение как отличника учебы. Ознакомился с городом. В увольнении с товарищами ходили на каток, коньки брал на прокат. Я любил кататься на коньках. Рядом черед забор был мединститут, через дорогу химико-технологический институт. Недалеко  от нас находился текстильный институт. В праздничные дни все курсанты ходили на концерты, затем были танцы со студентками какого-нибудь института. Играл на всех этих мероприятиях наш прекрасный оркестр. Ходили в театр оперетты, драм. театр. Очень дружили мы со студентками и текстильного института. Перед выборами мы ходили агитаторами. Культурный досуг был организован хорошо.
Конечно, мы несли и караульную службу. Кормили нас в то трудное время по 5 разряду. На 1 курсе давали денежное содержание 75 рублей, на 2 курсе – 100 рублей, на 3 курсе -150 рублей. Кто не курил, давали дополнительно масло или сахар. Из этой маленькой суммы я ухитрялся накопить деньги и в отпуск купить маме и сестренкам подарки.
Самыми тяжелыми занятиями были рукопашный бой, преодоление полосы препятствий, ночной тактический бой. На занятия по тактическому бою использовались холостые патроны. Во время рукопашного боя на гимнастерке выступала соль, все время в движении, винтовки были тяжелые -3-х линейки (Москвина). На 1 курсе стреляли из них. Меткость стрельбы была хорошая. За все  время службы я был отличным стрелком из всех видов оружия. На 2 курсе нам дали карабины, а на 3 курсе – автоматы Калашникова.
На 2 курсе проходили занятия по автомобильной подготовке, изучали материальную часть машины, затем вождение, которое совмещали с поездкой в лес за бревнами, дороги были разбитые, трудно было водить. Вождение по городу Иваново было легче. Экзамены сдавали по билетам, а затем вождение. Со мной рядом сидел представитель ГАИ.  Меня заставили выезжать задним ходом во двор через арку, место было узкое, я с заданием справился. Нам выдали права государственные – шофер 3 класса. Тогда каждый будущий офицер должен был уметь водить машину.
Иногда мы охраняли свой лагерь – 10 км от города. Пищу готовили сами из сухого пайка. Летом выезжали в лагерь, продолжали учебу, в основном тактическую подготовку, полосу препятствий, проводили ночные учения. Каждое утро – кросс – 3 км, а затем надо было проплыть 10 км в озере, прыгнуть в воду с вышки – 10 м. Физическая нагрузка была тяжелая. Я плавал хорошо. Озеро около лагеря называлось «Валдайское» Экзамены мы сдавали в лагере, в конце августа нас отпускали на каникулы до 1 октября, учебный год начинался с 1 октября.
Нас посылали в субботу и в воскресенье в октябре месяце в колхозы на уборку овощей. Мне на всю жизнь запомнилась эта уборка – снег, дождь, грязь. Заготавливали овощи для училища. На 3 курсе часто ходили в увольнение. С другом Анатолием Князевым ходили на каток. Перед праздниками мы готовились к наряду. С утра в течение месяца мы занимались строевой подготовкой, гудели ноги, изнашивались сапоги.
Начальником училища был полковник Трошин. Преподаватели были хорошие – фронтовики, по математике, металловедению, немецкому языку занятия вели преподаватели  из местных институтов. Государственные экзамены начали сдавать с 1 июня 1955 года. Все экзамены я сдал на отлично. Торжественно нам вручили дипломы и значки об окончании Ивановского технического училища войск ПВО страны. 
Долго мы ждали приказ Министра Обороны страны. После приказа торжественно вручали нам погоны «лейтенант». В честь окончания училища был устроен бал. На бал собирали деньги, каждый мог пригласить свою девушку, праздник продолжался до утра. На вокзале играл оркестр, устроили танцы, все было торжественно. Ночью прибыли на Ярославский вокзал, нас встречали представители корпусов.
Я попал в 10 корпус особого назначения ПВО (г. Долгопрудный). Переночевали в казармах. Утром собрались в  конференц-зале штаба корпуса. Перед нами выступил командир корпуса с напутствием. Меня назначили в в/ч 92924 (г. Клин), представителем части был капитан Сонцев Иван, в дальнейшем я дружил с этой замечательной семьей. Со мной в эту часть прибыли Кузнецов Иван, Николаев Лев. А несколько раньше прибыли выпускники Горьковского училища.
Мы доехали на такси до Ленинградского вокзала от Савеловского вокзала ехали по улице Новослабодской, мимо Бутырской тюрьмы (в это время закрывали кирпичом наружную стену, чтобы люди не видели стен тюрьмы), на электричке доехали до станции Клин, там нас ждал автобус от части, приехали в городок ночью. Ночевали в штабе части.
Утром с нами беседовал командир части полковник Марков, затем главный инженер Шеин, распределили нас по подразделениям. Филиппов Иван в ДЭС – техником, меня и Николаева Льва – в дивизион. Я в 1 батарею, Николаев – во 2 батарею, техниками-электриками. У меня было 5 бункеров с электрооборудованием. В каждом бункере был распределительный щит, напряжение подавалось на 6 пусковых установок ракет и на пульт ЧП (предназначался для пуска ракет автономно). РУ – 6 а В в составе 4-х ячеек два трансформатора 20 и 50 ква.
Обучали электриков, готовили их на полигон для стрельб. Вот чем занимались до 1956 года. В 1956 году сократили должность Николаева и все передали мне. Я входил в состав управления дивизиона с 1956 по 1962 год. Я был старшим техником-электриком. В августе месяце 1955 года прибыли в часть лейтенант Васько В.В. и лейтенант Мимо  Юра, они стали моими друзьями. Окончили они Сумское военное училище, были назначены командирами взводов.  Нас поселили в общежитие. Я жил в одной комнате с Васько Васей. Они были с Украины, питались мы в столовой.
Утром играли в футбол вместе с командиром части, кросс на 3 и 5 км, гимнастика,  зимой – лыжи на 10 км. Так проходила наша служба. Очень серьезное внимание обращалось на физическую подготовку. Министром Обороны был Жуков, ввели новую парадную форму. В то время был один выходной день – воскресенье.
 В воскресенье ездили в г. Клин на танцы в клуб 707 комбината на окраине города. Останавливались в гостинице, которая была одна на весь город. Также ходили в «железку» за ж/д линией, был хороший клуб. Дежурили на объекте (выгоне).
Когда полк уезжал на полигон, я оставался за командира дивизиона, жил на объекте (выгоне), проверял несение караульной службы. По тревоге рабочее место было на ПУ дивизиона. Учения проводились в течение 4-5 дней, все это изматывало, спали 2-3 часа. Стрельбище находилось рядом с военным городком. Вначале я стрелял из револьвера, затем из ТТ пистолета. Учились бросать боевые гранаты, кросс был на 3 и 5 км, зимой на лыжах – 5-10 км. Кругом был лес.
Места в Подмосковье красивые. Поблизости водоема не было, ездили в Химки – левобережье на электричке. Часто ходили в  музей Чайковского на окраине г. Клин, город в 50 годы был небольшой. В центре Клина на площади стояла церковь, которую при нас взорвали и на этом месте построили клуб. Магазины размещались в старинных дореволюционных постройках. При нас открыли новый ресторан. На автобусную остановку ходили в деревню «Покровское» 1,5 км от городка.
Автобус ходил от Клина до Рогачева и обратно. Позже пустили автобус от Клина до городка мимо деревни «Доршево». Недалеко от городка находилось имение Менделеева – деревня «Боблова». Там сохранилась аллея парка (дубовая роща). Рядом с городком была деревня «Ивлево», говорили, что там было имение Блока. На объекте (выгон) много было грибов, цвели ландыши.
На Новый 1960 год я пошел с товарищем лейтенантом  Мимо Юрой на танцы в рабочий поселок «Зубово», где познакомился с будущей женой Ритой. Она работала на ткацкой фабрике «Красный ткач» инструктором, куда она приехала  после окончания техникума в г. Калинине.
Родилась она 5 февраля 1936 года в деревне Ялыгино Луковницкий район Калининская область. Росла она в бедной крестьянской семье, находилась в оккупационной  территории. Немцы находились там в течение нескольких месяцев, затем деревня была освобождена нашими войсками. У нее был брат Женя 1928 года рождения, сестра Валя 1927 года рождения. Маму звали Мария Михайловна, отца она не помнит. Сестра Валя уехала в Москву на стройку. Женя служил в Германии, после увольнения остался жить в Калинине. После школы Рита поступила в текстильный техникум в г. Калинине.
С подругами снимала квартиру. После окончания техникума в 1956 году стала работать в Зубово на фабрике «Красный ткач». Жила она в общежитии с Инной и Раей. Зубово  - это рабочий поселок с царских времен находится в котловане, поселок пересекается рекой «Сестра», до Клина 18 км. На возвышенности находится деревня «Спас-Коркодино» - это бывшее имение Фонвизина. Люди живут в казармах длиной около 100м, скученность, системы канализации нет, имеются выгребные ямы, оттуда каждое утро вывозятся нечистоты в бочках на лошадях - их назвали «говновозы», кругом антисанитария.
На возвышенности имеется 3 дома 2-х этажных (цивилизация), там и жила Рита на 2-ом этаже с подругами. Фабрика выпускала марлю, которую отправляли в г. Высокое (под Клином) для дальнейшей обработки. Фабрика работала в 3 смены. «Зубово» находилось от военного городка по прямой на расстоянии 7 км – я ходил в основном пешком, иногда на велосипеде, зимой на лыжах. За зиму я на лыжах проходил до 300 км.
…………………..
Мою должность в дивизионе сократили, вызвали в Главкомат ПВО, предложили поехать на Камчатку. Там полигон по испытанию ракет на капитанскую должность. Я согласился, но когда стал проходить мандатную комиссию, то узнали, что моя дочь очень маленькая и не рекомендовали поехать так далеко. Я согласился. Временно меня поставили в штат РТЦН на должность техника. Но в это время шла модернизация системы РТЦН, образовалась новая группа, куда я был назначен командиром группы, получил звание «капитан». Возглавлял эту группу в течение нескольких месяцев. Освободилось место начальника ДЭС. Я был назначен начальником дизель-электростанции (капитанская должность).
Бывший начальник ДЭС Екатеринин стал энергетиком полка (майорская должность). Расчет ДЭС входил в общий расчет боевой готовности РТЦН. Служба шла хорошо, мое подразделение занимало первое место среди подразделений РТЦН, (их было 6), считалось отличной группой, занимали 1-ое место по рационализации. Я был в хороших отношениях с энергетиком полка Екатерининым Николаем, он был с 1926 года, участвовал в войне. Он был призван с гражданки по Сталинскому набору. Многому я научился у него по всем вопросам жизни. Каждый день ходил пешком к своим, это меня закаляло физически, дочь росла, ходила в ясли, Рита продолжала работать на фабрике.
Но однажды произошло ЧП. Это было 31 июля в день ВМФ. К моему солдату приехала жена из Перми. я его отпустил на ночь до утра к жене, она остановилась на квартире в деревне Ивлево – это рядом, сразу за территорией городка. Утром он не вернулся к назначенному времени. Я доложил командиру части и организовал его поиск. Искали целый день, вечером прилетели его родители. На другой день командир части выделил дополнительное количество людей для поиска. Только к вечеру мой сержант Атназаров обнаружил трупы в кустарниках возле огромной ели. Когда началась гроза они спрятались под елью, ударила молния и по коре дерева сразила их. Они лежали рядом. На другой день я повез их в Москву на 2-й медицинский институт в морг. Не хочу вспоминать кошмар в этом морге.
После морга я два гроба повез прямо в аэропорт, подъехал к самолету, который летел в Пермь. Погрузил гробы в грузовой отек самолета. Со мной были солдаты. В эти дни я сильно измотался, в течение месяца перед глазами стояли трупы в морге, готовые к выносу. Я за собой вину не чувствовал. В дальнейшем все вошло в русло, стал заниматься обучением солдат.
Я не рассказал, как я был в Ленинграде. В части служил зам. начальника штаба майор Алеев. Он относился ко мне по отечески, любил фронтовик, был командиром взвода зенитных установок, защищали небо Ленинграда. Взвод был женский, после войны он женился, она была жительницей Ленинграда, у нее была квартира. Она после увольнения из армии жила в городке, семья была очень хорошая. Он предложил несколько дней прожить у него на квартире. Летом жена уезжала с детьми в свою квартиру. Так я в 1957 году впервые попал в Ленинград. В течение нескольких дней я осматривал город, был в Эрмитаже, Петергофе, в Смольном, даже сходил в баню около Смольного, вода очень мягкая. Поднимался на Софийский собор, насчитал 249 ступенек, смотрел из Софийского  собора панораму города, очень впечатлительно, ночью ходил по Невскому проспекту, смотрел как раздвигаются мосты, на квартиру приходил только ночевать.
Второй раз я  был в Ленинграде в 1958 году, есть фото на Петродворце. Я, Ася и Римма. К сожалению больше я не смог поехать. Он уволился в 1959 году. Связь с ним я потерял. Их дочь Сонечка Алеева прислала мне фото – март 1959 года. Ленинград. Фото хранится.
В 1965 году зима была суровая, на высоковольтной воздушной линии вышло из строя 4 пролета, вырвало изоляторы из-за сильного натяжения проводов. Это случилось вечером, мороз стоял – 350, всю ночь восстанавливали электроснабжение городка и дивизиона С-125. Только к обеду все было восстановлено.
19 ноября 1965 года я был награжден юбилейной медалью «20 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1045 гг». Командиром в/ч 92924 полковником Менченко 20.10.1958 года был награжден юбилейной медалью «40 лет Вооруженных Сил СССР», командиром в/ч 92924 полковником Чемерикиным. В  1963 году отчитывался за секретаря комитета полка. Старого секретаря сняли сразу из-за происшествия с одним офицером - сбили киномеханика из Доршево на мотоцикле, он сразу скончался на месте. Секретарем был Николаев, вместе учились в Иваново, он хорошо играл на аккордеоне. Зам. командира части агитировал меня перейти на политработу, поехать на курсы политработников в город Барнаул на 1 год. Я отказался, так как не  лежала душа на эту работу, я был энергетиком, т.е. техническая душа. В в/ч 92924 я прослужил с июня 1955 года по декабрь 1966 года.
В декабре мне предложили должность энергетика полка в в/ч 71548. Эта часть находилась в 25 км от города Дмитров. в поселке Княжево. В 1.5 км от части находилась школа собаководов. Готовили собак для различных назначений. Школа была большая, во время войны собак готовили для подрыва немецких танков. Я часто посещал эту школу, так как по территории их были проложены высоковольтные кабели на выгон (дивизион). Женщины посещали этот городок, ходили в магазин, снабжение продуктов и промтоваров было московское. По праздникам приглашали на праздничные концерты, показывали соревнования собак, их обученность. Школа непосредственно подчинялась Генеральному штабу, командовал школой генерал.
Ходили за грибами, очень много было грибов, особенно на «выгоне» (это территория дивизиона), также собирали чернику. Таня утром просыпалась и шла собирать грибы на территории городка, через 30-40 минут приносила полную корзину грибов, ходили за земляникой. Когда жили в Зубово, приезжали мама, тетя Маруся, Римма, есть фотокарточки, Рита в это время была беременная, это было в 1965 и 1966 годах.
В …. году я выехал на боевые стрельбы на полигон Кап-Яр. Полк получил хорошую оценку. Когда приехали в в/ч 71548, нам дали 2-х комнатную квартиру, жизнь стала благодатная, газ был привозной, дом 2-х этажный, жили мы на первом этаже. Рита устроилась домработницей от чулочной фабрики г. Дмитрова. В это время почти все женщины работали домработницами, доделывали чулки, носки от фабрики, работы нигде не было.
 В мае месяце 1967 года мне присвоили звание «майор». В марте месяце 1970 года меня перевели в в/ч 52116 г. Долгопрудный (10 корпус ПВО) на должность старшего инженера по энергетике. Начальником был подполковник Левченко Александр Васильевич. Вызвали на беседу к командиру корпуса генерал-майору Кирпикову Борису Петровичу , Герою Советского Союза, затем беседовал со мной начальник политотдела Михалевич Иван Прокопьевич ,генерал-майор. Зам. командира корпуса по вооружению был полковник Иванов Лев, с ним я раньше прошел собеседование.
В апреле месяце в составе комиссии корпуса я поехал по  полигон в г. Белозерск (озеро Балхаш), стреляла система С-200. Комиссию возглавлял генерал Кирняков Б.Н. Полк, который выехал на полигон (Бензорез – позывное) системы С-200 находился около Калинина (15 км от города). Там энергетиком был молодой майор. Мне пришлось представлять личный состав электромехаников. Система была передвижная, питание ракетных установок от дизель-электростанции на переданных кабинах. Туда летели на самолете в г. Белозерск (закрытый город) недалеко от Иссык-Куля. Сам полигон находился в 150 км от Белозерска в степи, вода была привозная, мясо было от сайгаков, привкус сладкий, некоторые не могли есть. Красивое зрелище было , когда осуществлялся запуск ракет непосредственно на полигоне. Там были ракеты, которые запускались из шахт. После стрельб мы не могли вылететь из Белозерска, не было самолетов. Нам дали машину, нас было 4 человека – до местного аэропорта – это 300 км. Там был только один билет на Караганду. Мы отправили майора Борисенко, а сами ночевали в гостинице, только днем на другой день вылетели в Караганду.
Посмотрели город – город невзрачный, вечером вылетели в Москву. Должны были прилететь во Внуково, там должны были встретить на машине, а мы прилетели в Шереметьево. Взяли такси и приехали в Лобню на электричку. Успели сесть на последнюю электричку, ночью были дома.
А Борисенко сказали, что самолет будет только утром. Он решил предупредить наших жен, что мы прилетим на другой день. Когда он зашел ко мне на квартиру, я пил чай, он был удивлен. Вот такие казусы бывают.
На полигоне в Кап-Яре я был два раза, возвращался один, был в Сталинграде, ходил на Мамаев Курган, в музей защитников Сталинграда, смотрел Дом Павлова, тракторный завод. Был в подвале Универмага, где арестовали фельдмаршала Паулса, ночевал у знакомых, на другой день на поезде уехал в Москву. У меня есть фото панорамы, где я снимался.
Когда служил в в/ч 52116 г. (Долгопрудный),  все время был в командировках, уезжал в понедельник, приезжал в пятницу, один раз в месяц заступал на боевое дежурство на неделю и один раз в месяц дежурил по управлению. Часто выезжал в составе комиссии корпуса на проверку боевой готовности в полки, на предстрельбовую проверку, комплексную  проверку по технике безопасности, осуществлял контроль за качеством проведения ремонтных работ большой периодичности.
Приезжала мама к нам, приезжали Рашида, Ася, Расфар. Таня училась в школе № 9 в Долгопрудном. Соседями по квартире были Коноваловы, они занимали две комнаты, мы одну большую комнату, сделали перегородку. Жили дружно, он служил в политотделе. в округе, сейчас тоже не теряем дружбу. Таня встречается с их дочкой Мариной.
Летом 1972 года мне сделали в нашем госпитале операцию (паховая грыжа), должен был проходить комиссию для отправки в Египет. Там шла война с Израилем, но война скоро кончилась, наши обслуживали в Египте зенитно-ракетную систему С-125. Летом в 1973 году вырезали аппендицит, хорошо что операцию сделали вовремя, началось гноение. Рита вначале работала в домоуправлении, затем в автомобильной службе.
………………….
В марте 1974 года меня утвердили приказом Командующего 1 Отдельной  Армии Особого назначения на должность начальника отдела главного энергетика – главным энергетиком в/ч 52147 в Трудовую. Там  оклад был 170 рублей ( на 20 рублей больше) и звание подполковник, да и квартира должна была отдельная. Квартирный вопрос в армии был очень острый, не хватало жилья. От Долгопрудной до Трудовой – 25 мин. езды,  на машине 24 км.
Прибыл в часть в сентябре месяце (3.09.1974г.) принял отдел, личного состава было 45 человек (два офицера, 5 прапорщиков). В ДЭС стояли 3 шт. дизельгенераторные установки, мощностью по 750 квт (высоковольтные генераторы) Эти дизеля ставились на быстроходные военные катера, V = 1500 об/мин, выпускал Ленинградский завод им. Кирова. Имелось 4 подстанции с трансформаторами по 320 ква, каждая. По две подстанции с трансформаторами по 560 ква каждая. 5 подстанций с трансформаторами 180 ква каждая, в техническом дивизионе С-125 одна подстанция с трансформаторами 180 ква и дизель генераторная установка мощностью 75 квт.
Дивизион находился в Дмитрове на возвышенности при выезде из Димитрова в сторону Загорска. Была своя эл. лаборатория для испытания защитных средств. Общая мощность объекта составляла 4835 ква. Это целый средний город по тем временам. Питание объекта осуществлялось высоковольтным кабелем. 6 кв (СБ-6-3х180) с Белого Роста. С катуара питание осуществлялось по двум фидерам №№ 1 и 9 высоковольтными кабелями СБ-6-3х70. Питание было кольцевое. В жилом городке было 3 подстанции по 320 ква питание осуществлялось с одного фидера с очистных сооружений высоковольтными кабелями и от объекта п/сч.6  сначала кабелем, затем воздушной линией, затем снова кабелем. Питание объекта и жилого городка было надежное. Весь объект как паутинка был обложен кабелями.
Нагрузки были огромные. Готовность для дежурных электриков и для меня была 20 минут. Боевой расчет в/ч 52147 состоял из числа: шофера, заправщики, л/состав хранилищ, электрики 7 чел,. На дежурство боевой расчет по пятницам на неделю. Личный состав боевого расчета часто поощрялся командиром в/ч 52147 за отличное несение боевого дежурства.
Когда я заступил начальником отдела главная задача моя была – это создать учебно-материальную базу, отвечающую современным требованиям, учить личный состав по всем предметам военного дела. Такой учебный центр я создал в течение 3-х лет, над созданием этого центра трудились офицеры, прапорщики, сержанты и солдаты, никто из командования части нам не помогал. Наш учебный центр был признан самым лучшим в Армии. Посмотреть наш учебный центр приезжал Командующий 1-й Армией ПВО особого назначения генерал-лейтенант Шпаков Николай Петрович.С командирами корпусов. Весь процесс обучения был автоматизирован. На конкурсе технических баз Армии мы заняли 2-ое место. Налажена была рационализаторская работа, личный состав нашего отдела в течение многих лет занимал 1-ое место среди отделов по итогам боевой и политической подготовки.
Особое внимание я уделял физической подготовке личного состава. За неделю, месяц не подготовить личный состав, необходимо было заниматься постоянно. Наш отдел на всех инспекторских проверках выставлялся по стрелковой подготовке, стреляли очень хорошо. Я много занимался с личным составом по стрельбе. Личные мои показатели по стрельбе из пистолета и карабина были отличные. В  1980 году я стал мастером военного дела, сдавал экзамены в армейской комиссии. До конца увольнения я носил этот ответственный титул «Мастер». За успехи в боевой и политической подготовке был награжден почетной грамотой ЦК ВЛКСМ, а также за плодотворную работу в комсомоле. Долгие годы я был секретарем первичной партийной организации подразделения.
Еще когда служил в в/ч 52116 я был зачислен внештатным инспектором по  энергонадзору. 1 раз в 3 года я сдавал на 5 кв. группу по технике безопасности в комиссии энергетиков в в/ч 32396 (Армия). 5 кв. группа – это наивысшая группа по технике безопасности в стране и Вооружённых Силах. Во всех полках, которые находились в подчинении 10 корпуса (в/ч 52116) я проверял качество годовых регламентных работ на энергооборудовании, ездил с комиссией корпуса по проверке боеготовности полков, предстрельбовую боевую готовность (это готовность к выполнению боевых стрельб), по вопросам энергонадзора.
Полки были расположены от г. Загорска до поселка Нудаль (Московской области), 9 полков от г. Пушкино до г. Крюково – 5 полков. Дальние полки системы с-200 в г. Калинине – 1 полк, в г. Кимры – 1 полк и техническая база – в/ч 52147 – ст. Трудовая. 1300 человек. За эту поездку был награжден Командующим Московского округа ПВО фотоаппаратом.
………………
На следующий год поехал весной в мае месяце в Оренбург. Купались на реке Урал, вода была холодная, течение реки сильное, привез 1500 чел. (призывников) , награжден фотоаппаратом. На другой год поехал в Ставрополь, город небольшой, видел настоящие хаты казаков. Очень понравилось нам – это вкусная сметана и рыба (там много водоемов, где разводят карпов), туда ездил 2 раза. Затем 2 раза был в Бухаре, были в музее, резиденции бухарского Эмира. Его халат  с драгоценностями охраняла милиция в музее, посетили места, где снимали фильм «Насреддин в Бухаре». Меня поразили в гостинице тараканы, черные большие, я никогда  раньше таких не видел. Смотрели темницы, где содержались арестованные, запускали туда в ямы, специально, блох, чтобы они все время чесались.
Был в Кишиневе, Тбилиси. Меня прямо сняли с дежурства м вечерним рейсом нас отправили с Домодедово в Ташкент, в Ташкент прилетели на рассвете, а затем на самолете отправили в Фергану. Когда летел в Фергану я рассмотрел небольшие горы глинистые. Стояла жара, в мае месяце продавали свежие овощи, яблоки. Из Ферганы я вез для Округа стройбатовцев, отъявленных хулиганов и наркоманов, несколько человек наркоманов сдал местным органам. Трудный был рейс, но прибыл в Москву без происшествий.
Ездил во Львов, посмотрел и увидел бендеровцев. Были на могиле в Лядбищенском кладбище Героя Советского Союза Кузнецова, могила находится на вершине холма. приходилось много ездить, дома бывал редко. Все эти поездки изматывали здоровье.
С приездом в Трудовую (в/ч 52147) ездил мало, только по вопросам энергонадзора , и иногда выезжал на проверку соседнего корпуса в составе Армейской комиссии. Основная работа была здесь в в/ч 52147. С 1974 года начал ездить представителем МО ПВО страны начальником эшелона за молодым пополнением. Первая поездка была в Башкирию г. Уфа на Родину. Мама очень обрадовалась, приехал в ноябре месяце, стоял мороз, была настоящая зима. Справил день рождения 11 ноября с родными. Привез в Москву молодое пополнение без всяких происшествий. Начальником штаба эшелона был майор Грибов Гена, зам. по политической майор Анисимов Юра. Привез в Москву картину. 
Теперь у меня есть представление о склепе католиков. Небольшой участок огорожен, внутри устроена как колодец для воды яма, сверху закрыто крышкой, рядом скамейка. Покойников опускали с гробом в этот колодец, когда умирал кто-то из родственников, на этот гроб спускали следующий и так до конца, воздух стоял неприятный, тяжелый. Этот старый участок кладбища, на новом участке хоронят по современному.
На холме при спуске похоронены наши воины, погибшие в Великой Отечественной войне. Небольшие мраморные плиты на каждой могиле. На склоне холма захоронены были 300 солдат и сержантов. Офицеры похоронены на вершине холма рядом с могилой разведчика Кузнецова. Когда мы приехали, проходил праздник березы (пасхи) в костеле. Мы были внутри костела в форме, но отношения прихожан к нам были нормальные. Играл орган, я раньше не слышал эту музыку, все было организовано хорошо, несли березовые ветки, огромный хор пел молитву. Были в музее, впечатление от посещения было огромное. Как в натуре из воска были вылеплены фигуры людей, страшная картина инквизиции, самобичевания и т.д.  Пивные расположены под землей, как в метро. Пивной завод находится в центре города, качество пива хорошее.
Когда мы приезжали в любой город в первую очередь шли в музей, где черпали знания о возникновении и развитии культуры, экономики данной области, края и города. У меня теперь четкое представление о культуре, быте узбеков, жителей Бухары. Я различаю бухарских евреев от узбеков, язык ташкентских узбеков отличается от языка бухарских узбеков.
Во Львове мы испытали недружелюбное отношение к русским, особенно москвичам. Нам не  рекомендовали выезжать в пригороды Львова. Объездил я многие города СССР. За добросовестное выполнение задания командующего Московского Округа ПВО по доставке молодого пополнения в Москву я был награжден 4-мя фотоаппаратами, 6-ю наручными часами. Чтобы описать все подробно, надо было вести дневник лет 20 тому назад, когда все подробности моей жизни были в памяти, некоторые вещи стали забываться, особенно имена, фамилии. Память у меня хорошая, потому что события, которые произошли после увольнения (март 1984 года) можно описывать более подробно.
Первым командиром полка у меня был полковник Марков, затем его перевели начальником технической базы (Трудовая). После был назначен начальником полигона в Балхаш, получил звание генерал-майор. Первый полк именовался в/ч 92924. Вторым командиром был полковник Чемерикин, он командовал недолго, его перевели командиром бригады в Среднюю Азию. Третьим командиром был Менченко. Он пришел из оперативного отдела Армии, получил звание полковника, мало занимался воспитанием личного состава, боевой и политической подготовкой и снова вернулся в оперативный отдел Армии. Таким образом у меня в в/ч 92924 в с. Покровское было 3 командира полка. Самые молодые годы прошли в в/ч 92924. Я был занесен в почетную книгу части.
В 1966 году в декабре месяце меня перевели в в/ч 71548, командиром был майор Зелинский. Я с ним служил очень мало, он ушел на повышение. Был он высокомерным, считал себя слишком образованным, интеллигентным. В верхах служил отец жены («лохматая рука»). Сразу после полигона он ушел от нас, в часть не возвращался. Вместо него прибыл новый командир из другого корпуса, он там был зам. командира части по вооружению. Неуравновешенный, многословный, плохой командир. Я был в хороших отношениях с начальником штаба, зам. командира части по вооружению Ильиным.
 В марте месяце 1970 года меня перевели в корпус в в/ч 52116 ст. инженером по энергетике в отдел энергетика корпуса подполковника Левченко Василия Александровича. Командиром корпуса был генерал-майор артиллерии Кирпиков Борис Петрович, Герой Советского Союза, бывший артиллерист, родом из г. Серова Свердловской области. Душевный, обаятельный человек, умный и в то же время требовательный командир, его все любили. После его направили советником Фиделя  Кастро на Кубу. Там он был 4 года, получил звание генерал-лейтенанта.
Начальником политотдела был генерал-майор Михалевич И.П., ко мне он относился хорошо, так как я был на хорошем счету по политическому воспитанию личного состава. Зам. командира корпуса по вооружению был полковник Иванов Л.И., очень требовательный начальник, но в то же время всячески защищал своих подчиненных, никого в обиду не давал. Мы многому хорошему научились у него. Его знания, которые он отдавал нам, пригодились в дальнейшем по службе.
Жена Рита работала в отделе автомобилистов у полковника Шарунова с 1973 по 1993 год бухгалтером, затем начальником был Ильчекаев.
Когда меня перевели в в/ч 52147 командиром части был полковник Хальчевский Виталий Павлович, это был человек, который вел себя по всем по-барски, личные свои интересы ставил выше общественных, его уволила комиссия Министерства Обороны. При проверке обнаружилось, что он имеет 2 квартиры: в Водниках и в городке. Вместо него командиром пришел бывший начальник штаба Подольской базы п-к Шушко, хитрая лиса, у него не было никакой чести. Я не хочу вспоминать про этого человека.
Начальником политотдела пришел Беляков Владимир Иосифович, начальником штаба Зайцев Петр Григорьевич. С этими начальниками я работал хорошо, душевные были люди. Беляков учился в Уфимском общевойсковом училище, мы были почти земляки. К сожалению, Петр Зайцев умер в 1996 году.
Администрация эшелона состояла в основном из майоров Грибова Гены, Володи Гусарова, Леонида Сень, Виталия Клапчук, Юры Анисимова. Я благодарен этим товарищам за помощь мне по доставке молодого пополнения.
За время службы я побывал с 1969 года в санаториях Иссык-Куль, Кисловодске, в Крыму, Сухуми. В Крыму я был в санатории для старшего офицерского состава, рядом с Фрунзенским санаторием. В Сухуми был несколько раз. Дважды были с Ритой в Сухуми. Таня с Ритой были в санатории Евпатория. 
На этом заканчивается моя служебная деятельность, служба в Вооруженных Силах СССР. Приказом Главкома ПВО страны я был уволен в запас по ст. 59 пункт «А» с правом ношения формы одежды офицера. Я прослужил в Советской Армии с сентября 1952 года по март 1984 года, более 31 года. Пенсия была назначена 224 рублей 40 кореек. В то время это были большие деньги. Можно было жить нормально, мясо стоило 2 руб. за 1 кг, хлеб-батон – 25 коп. водка – 2 рубля, билет на метро – 5 коп.
……………..
Во время службы мы общались с Ватисовыми, Мифтаховыми. Нам дали участок земли 4,8 сотки. Земля была в запущенном состоянии, раньше там были бараки, жили заключенные, которые строили объекты и городок в 1954 году. Пока привели участок в божий вид, понадобилось несколько лет. Соседями были Папсуевы (Михаил Дмитриевич и Мария Васильевна), Шалевы (Сергей Николаевич и Паша), сзади Мирошниковы (Анатолий и Света). Построил сарай для хранения хозяйственного инвентаря, оградили огород со всех сторон сеткой. Таня привезла маленькие яблони, вишню. Рустэм привез из Уфы прекрасные кусты смородины. Папсуевы дали крыжовник. Сажали картошку, огурцы, морковь, свеклу, петрушку и т.д. Нина Яковлевна дала хорошие сорта клубники и малины. Участок дали нам в 1980 году. Картошки хватало до февраля месяца, овощей до июля (морковь, свекла). Тогда все овощи и ягоды стоили дешево, поэтому вначале не всю землю обрабатывали. Внесли удобрения, много сил приходилось вкладывать, чтобы получить какой-то урожай.
……………..
Мифтахов Рафкат был родом из Башкирии, жена Нина из Мытищи, работала в Катуаре в прокуратуре. Детей у них не было. Он Ивановское училище окончил в 1954 году и был направлен в Трудовую в отдел Главного энергетика техником-электриком. Затем был командиром батареи управления.
Когда я пришёл в Трудовую в сентябре месяце 1974 г. Мифтахов Рафхат был инженером в/ч 52147.
Второй мой друг – Юрий Михайлович Ватисов учился в Иванове, со мной  в одной роте. Мать жила в г. Чебоксары, отец погиб под Ржевом в 1941 г.,  после окончания училища он был направлен в Трудовую в котельную , и прослужил в этой части до увольнения в запас. Мифтахов и Ватисов уволились в звании «майор». Ватисов Юрий умер в 2002 г. в ноябре месяце, от сердечной недостаточности.
Следующий друг Миронов Виктор Александрович родился в  г.Иванове, учился со мной в одной роте. Встретились с ним в декабре месяце в 1966 г., он был начальником ДЭС, а меня назначили энергетиком в эту часть – 71548. Сработались мы с ним хорошо, когда я уходил в корпус, его назначили энергетиком части, а когда я уходил в Трудовую по рекомендации меня, его назначили на мою должность в корпус. Когда Кратов Виктор уволился, его назначили энергетиком корпуса, так мы «тянули» друг друга. В то время очень трудно было продвинуться по должности выше. Виктор Александрович  Миронов умер в сентябре месяце в 2006 г. У него было больное сердце, с ним до конца жизни его поддерживали связь, часто звонили по телефону. Про моего начальника Василия Александровича Левченко я ничего не знаю.
……………….
    Хочу рассказать о своём товарище Бедретдинове Абдулхае Жангриевиче. Мы познакомились с ним в части, где он служил химиком. Я часто ездил в командировки с проверкой энергетиков.  В этой части служил майор Тимирбаев Равиль. Он сам из Урала. Равиль познакомил меня с Абдулхаем. Судьба свела нас снова встретиться в Трудовой.  Его назначили начальником штаба батальона Охраны и  Химзащиты.  Некоторое время мы жили в гостинице с ним пока нам не дали квартиры. Он уволился раньше и работал начальником штаба. Гражданской обороны, ему нужен был человек в его штат – инженер по химзащите.  Он предложил на эту должность, я согласился.  Я проработал на заводе ММЗ «Знамя» с 26 ноября 1984 года по 18 декабря 2009 года.  В основном моя работа была направлена на подготовку команд и дружин по Гражданской Обороне.  Каждый год проходили соревнования разведчиков и сандружин в масштабе Кировского района г. Москвы.
………………
19.12.2010 г. умер бывший начальник  политотдела в/ч 52147 полковник Беляков Владимир Иософич. Я был с ним в хороших отношениях. Родился он 29 марта 1934 г. в деревне , в Смоленской области. Окончил он Уфимское общевойсковое училище, служил на Дальнем Востоке командиром взвода, затем его перевели в в/ч 52147. Служил он на разных должностях, окончил пединститут, когда началось расформирование в/ч 52147 он уволился, работал в Шереметьево в кадрах.
…………………
17.08. 2011 г. умер прапорщик Булташев Гадил Габбисович, родился 15.04.1944г. в Оренбургской области, Башкирия. Вместе служили в в/ч 52147, были в хороших с ним отношениях, у него были золотые руки, хороший хозяйственник.
……………….
02.09.2011 г. умер зам. командира в/ч 52147 по тылу полковник Синицын Михаил Николаевич. Он пришёл в в/ч 52147 в 1980 г. он был душевный, хороший человек, у него был рак. Похоронили его в деревне Хлябово, рядом с младшим сыном. Родился он в 1935 г. в Горьковской области.
……………….
Хочу рассказать о службе в 10 корпусе О.Н. – это теперь не секретно. Было два кольца охраны столицы и мы охраняли северо – западное направление – это самое важное направление (низменность, водные рубежи и т.д.).  Ближнее кольцо – позывные полков – Хатка, Тобол, Сочельник (Белый Раст), Пиала (Морозки) и Паровой (рядом с городом Пушкино). Дальнее кольцо: Абитуриент (около города Загорска), Башенка, Взнос (Ковригино), Завуч (Княжево – собаководы – 25 км. от Дмитрова), Каплун (Рогачёво), Кенгуру (Покровское – 25 км. от Клина), Комитет ( 7 км. от Клина), Малинка ( 15 км. от Клина), Макуха (около Нудоля). Полки дальнего кольца имели дивизионы С-125.  Полки С-200 находились около г. Калинина и Кимры (Савёлово).
Техн.дивизион С-125 находился в Дмитрове на горке в сторону Загорска. Позывные «Бензорез» (Калинин) и «Генетив» (Кимры).
Мне приходилось вставать очень рано. Надо было ехать до станции - «Окружная» , затем пешком переходить на Октябрьскую ж/д (станция – «Петровско - Разумовская») и ехал до г. Клина (89 км.). После на автобусе (45 км.) и до Нудоля – «Макуха». До части добирался только к обеду – это самый дальний полк. После приступал к проверке.
Почему это я пишу, эти командировки изматывали все мои силы. Уезжал в понедельник и приезжал домой только в пятницу вечером. Отдушиной была, когда заступал на боевое дежурство на неделю.
……………………..
28.11.2011 г. умер Дмитрий Домальчук – старший прапорщик, вместе служили в в/ч 52147, вместе ездили на работу, он работал на Окружной – 1935 г. рождения, 2 года назад похоронил дочь и год назад жену. Мы даже не знали о его смерти. Он умер у внучки.
………………..
Часто в состав администрации воинских эшелонов входили в разные времена – Грибов Геннадий Николаевич, Анисимов Юрий Михайлович, Лаврентьев А.М., Олейнин Григорий Тимофеевич, Клапчук Виталий Дмитриевич, Саганович Андрей Михайлович, Поляков Сергей Юрьевич, Гусаров  Влад  Андреевич и т.д. 
……………..
23.07 в авто катастрофе погибли Салимовский Николай и его супруга Галя, с ними я служил вместе в в/ч 52147, жили они рядом с нами. Он с 1950 г., она с 1952 г. 
………………
Встретил Раю Зубову, она служила солдаткой           в\ч 52147, работала в хим. лаборатории. Эта лаборатория находилась рядом с моим зданием. Пришла она туда в 1977 г., начальником лаборатории был прапорщик Куванцев Ювенилий Андреевич, в 1978 г. его перевели в мой отдел из-за состояния здоровья, я назначил его командиром взвода, в 1981 г. ему присвоили звание «Старший прапорщик». В эту лабораторию пришла в 1981 г. Светлана Рощина. В этой лаборатории находились анализы компонентов топлива «О» (Окислитель)  и «Г» (Горючее). Почему это пишу? Потому что люди, которые занимались с этими компонентами,  все они умерли от рака желудка, лёгких и т. д.
……………..
Мне сообщили, что 10 корпус ПВО ОН  в Долгопрудном  переименовали в 4-тую Космическую дивизию имени Героя Советского Союза, генерал – лейтенанта Кирпикова Бориса Петровича.
………………..
27.05.2015 г. умерла Тамара Белякова, жена моего товарища  Владимира Белякова -  бывшего начальника Политотдела в/ч 52147. У ней инсульт, ей 78 лет. Похороны  30.05. 2015 г. 
А 29.05.2015 г. у нас в Трудовой была сильнейшая гроза с градом, стоял ливневый дождь...