Сухопутные мысли старого капитана

Сергей Маслобоев
    Уже четвёртый месяц пытаюсь привыкнуть к береговой жизни. Пока получается не очень. Верно, говорят, профессия накладывает отпечаток. Тем более, когда больше сорока лет провёл в море. А вот мысли со стороны могут показаться интересными.

     Для начала немного статистики. Кроме профессионалов мало кто знает, что 90% всех товаров на планете перевозится морским транспортом. По данным ИМО (Международная морская организация) в мире 650 тысяч моряков. Население нашей планеты сейчас уже более 7,5 миллиардов. Надеюсь, не надо объяснять, что транспорт это кровь в жилах экономики. И если железнодорожный транспорт, автомобильный, авиационный сосудики, то морской торговый флот - это аорта огромного организма, который называется человечество. Получается, что 0,008% населения обеспечивает всем необходимым остальных.

     Я крошечная частичка этих 0,008%. Но, как говорится, большое видится на расстоянии. Мой глаз сразу отмечает то, о чём обычные люди  никогда не задумываются.

     Еду на машине. Понятно, что после длительного перерыва, чувствуешь себя за рулём немного неуверенно. Скажем, есть небольшой напряг. Останавливаюсь перед пешеходным переходом. Люди переходят улицу,  даже не посмотрев по сторонам. Расслабуха полнейшая. И вот тут включается моя голова. А, давайте порассуждаем.

     Правила дорожного движения должны выполняться всеми участниками этого самого движения. А чтобы выполнять, их надо знать. В основном все и знают. Так почему же тогда столько аварий на дорогах?

     В море свои правила. МППСС-72 (Международные правила предупреждения столкновений судов в море), которые по возрасту старше сухопутных в разы. С периодически принимаемыми поправками действуют уже много веков.

     Отвлекусь. Просто, не могу удержаться, чтобы не бросить камень в огород тех профессоров, которые меня учили в своё время. Официальный язык морских правил английский и французский. К сожалению, французского  я не знаю. А вот всю жизнь, изучая английский, в конце концов, пришёл к выводу, что в английском варианте названия этих правил слово COLLISIONS, ну ни в какой интерпретации не может быть переведено, как СТОЛКНОВЕНИЯ.

     «Золото на мундирах корабельных офицеров ярче, чем у береговых». Это цитата из кодекса чести не только русских моряков. Как-то наш декан разоткровенничался на  лекции. Примерно, вот, что он сказал: «Кто хорошо учится, будет всю жизнь ходить в море, а флотом будут командовать троечники». Опираясь на свой опыт, скажу проще. Кого выгнали с флота за тупость, или кто сам не смог работать, все сейчас сидят в министерствах. Думаю, этим болеет не только флот, а всё наше общество. Потому и появляются подобные ляпы, смысл которых береговые моряки в высоких чинах просто не понимают.

     Прошу прощение за скучное отступление. Вернёмся к правилам. Морские, в отличие от сухопутных, составлены так, что если хотя бы один из двух участников движения их знает, столкновения в принципе быть не должно. В этом их демократичность.

     Заранее,  много раз прошу прощения у коллег за тот язык, на котором сейчас заговорю, но вынужден сделать это, чтобы было понятно не только морякам. Допустим. В  море сближаются два объекта. Есть правило, по которому один должен уступить дорогу другому. При этом этот другой, согласно правилам, обязан сохранять свой курс и скорость. Но ему становится понятно, что дорогу не уступают. Тогда он имеет право сам предпринять маневр. А когда уже очевидно, что не уступят, предпринять этот маневр обязан.

     Непонятно? Поясню на другом примере. Как-то в Александрии вёз меня на машине англичанин. Плотность движения на улицах жуткая. А тут ещё люди, ослы, какие-то куры. Столпотворение! И ни одного светофора. Я задал водителю резонный вопрос:
   -Почему нет светофоров?
Ответ прозвучал с английской невозмутимостью:
   -Если поставить светофоры, будет много аварий.
Каково?! Комментировать не стану. Наверное, каждый перебегал дорогу на красный свет? Когда это делаешь, обязательно осмотришься, оценивая ситуацию. Расслабленно не пойдёшь. Вот и в Александрии вместо всех правил дорожного движения, работает старая морская традиция «Всегда считай себя ближе к опасности». Уж, не удержусь. Процитирую, как эта традиция звучит в морских правилах. «Если имеются сомнения в отношении наличия опасности столкновения, то следует считать, что она существует».

     Кому показались скучными маразматические бредни старого моряка, можете смело покинуть мою страничку. Я не обижусь. Если интересно, ещё расскажу.

     В мире меняется всё. Часто меняется незаметно. Но стоит вернуться даже из короткого отпуска или командировки и ты вдруг замечаешь то, на что твой сосед никогда бы не обратил внимания. Уж, что говорить, если отсутствовал полгода. Так вот, ответственно говорю, стремительнее всего меняются люди.

     Как-то детки внучку подкинули. Оставить было не с кем. А меня неожиданно вызвали на службу. Что делать? Взял  с собой. День суматошным получился. Много разных солидных учреждений. И везде сотрудники в нарядной, красивой униформе, а их начальники в дорогих костюмах. Ведут себя, можно сказать, предупредительно.

     Уже в машине изрядно уставшая внучка вдруг выдаёт: «Под Запад косют!». Как тут не процитировать ребёнка. Именно «косют». Стоит завести разговор, весь западный лоск улетучивается мгновенно. Таких наречий и прононсов наслушаешься, словно в России разучились говорить по-русски. Суржик может Пушкинским ямбом показаться.

     И это было бы полбеды. Страшнее другое. Не то мы пытаемся перенять у Запада. Россия технологически очень отсталая страна. Не боясь критики, говорю это для тех, кто  понимает истинное значение термина технологически. Не говоря уже о том, что люди просто обязаны уметь общаться. Не лебезить, не унижаться перед сильными мира сего, а общаться на равных.

     Расскажу пару эпизодов из своей жизни.  Довелось мне как-то в Испании стать свидетелем очень эмоционального диалога молоденького шведского штурмана и посла Швеции в Испании. Как говорится, почувствуйте разницу. После я подошёл к штурману с вопросом, мол, не страшно? Он даже не понял, о чём я. А, когда понял, раздражённо ответил:
   -Я работаю. А он – чиновник. Живёт на налоги, которые я плачу!
Как вам, например,  представить такое в России?

     А вот эпизод из русской жизни. Есть у меня сосед. Как теперь говорят, предприниматель. Свой бизнес имеет. Купил когда-то  маленький автобус и возит колониальный товар из Финляндии в Питер. Этим и кормит семью. Каждый день, мотаясь через границу, естественно, полностью зависит от таможенников. Как-то занемог мужик.  Затемпературил. А ночью к нему  заявилась сопливая фифочка в юбке чуть ниже пупа, но в погонах таможенной лейтенантки. Или, как там у них. Я не разбираюсь в чинах. Надо было ей куда-то, чего-то перевезти. И ведь, поехал. А куда деваться? Думаю, ситуация не редкая.

     К чему это я? А к тому. Чувству собственного достоинства нужно учиться у жителей цивилизованных стран. А не костюмчики и рекламные уловки перенимать. Уж я-то по миру походил. Знаю, что говорю.

     И, если не надоел, расскажу совсем интересное. Мой одноклассник, большой учёный попросил прочитать лекцию его студентам по производственной психологии. Он преподаёт в университете.  У меня челюсть отвисла. Я по образованию инженер. Какая уж тут психология? А тему-то  придумал. «Поведение человека в экстремальной ситуации в составе малочисленного  замкнутого коллектива». И ведь уговорил чёрт языкастый.

     А дальше сюрприз. Устроил мне кореш подставу.  В аудитории одни студентки. Тридцать  молоденьких девчонок.  Название учебного заведения и профессию, которую они осваивают, называть не буду.

     Блин! Я же технарь, а не профессор психологии. Не стал я ничего изобретать. Просто начал рассказывать истории из своей жизни. Такие же истории, про которые пишу в рассказах. Слушали меня внимательно.  А когда дело до вопросов дошло, лекция как-то сразу переросла в жаркое обсуждение. Мне самому сделалось невероятно интересно. И я задал вопрос студенткам:
   -Во всё мире судовые экипажи в основном мужские. Есть смешанные. А что, если сформировать чисто женский. От капитана до матроса. Чтобы не было ни одного мужика.

     Что тут началось! У меня от гвалта уши заложило. Мне большого труда стоило успокоить аудиторию. Договорились, что отвечать за всех будет один. Вернее, одна.

     Говорила студентка убеждённо и очень аргументировано. Сыпала  такими терминами, что мне и слышать-то не доводилось. Я даже загордился своим другом, как он основательно их учит. Я не владею медицинской терминологией в достаточной степени, поэтому не могу пересказать все нюансы. Но суть ответа была такова. Чисто мужской коллектив работать может. Смешанный может. Чисто женский, категорически, нет! Бабы, в конце концов, перегрызутся между собой и утопят корабль!

     Это мнение не кого-то там! Через год эти девушки станут дипломированными специалистами с высшим образованием. Как тут не прислушаться  к профессионалам. Вот вам и равенство полов!!!


     Вот такие сухопутные мысли старого капитана. Своим читателям, многие из которых давно стали моими друзьями, скажу. Я ещё не на пенсии. Ещё не пропало желание втянуть ноздрями морозный воздух, замешанный на солёных брызгах. Так что, встретимся.