Мать городов русских или мата арам. город

Сергей Колибаба
И сЪде Олегъ. княжа в КыевЪ. и рече Олегъ.
 
это буди мт;(ы) городом  Русскымъ

Повесть временных лет, под 882 год

Повесть временных лет  (ПВЛ)— ранний древнерусский летописный свод  XII века, историко-политическое произведение, известны несколько списков с незначительными отклонениями в текстах, внесёнными переписчиками. Летописец  описывает период  с библейских времён и заканчивает повествование 1117 годом, первая  дата в летописи - 852 (6360) год. 
Предметом нашего исследования является термин древнерусского языка - «мати, м.т. (ы)», который комментаторы  интерпретирую как – «мать (городам русским)», цель – выяснить, откуда взялся в русском языке образ – «мать городов русских».

1) Город

Город  – обычно укрепленное место для проживания людей, изначальная Русь имела прочное социальное  основание – город; как военно-административный и торговый центр город упомянут в летописи ПВЛ более 150 раз, село 6 раз, деревня 1 раз (как и в Торе). В посольстве Ольги в Константинополе было 22 посла от территорий, что соответствует количеству городов того времени: "По подсчету М. Н. Тихомирова, летописи свидетельствуют о существовании в IX-X вв. 25 городов" (Дробижев В.З. Историческая география СССР. М., 1973, с. 47).
 
Городская строительная деятельность упоминается прямо и косвенно на протяжении всей летописи, князья (именно только князья) закладывают "грады" – опорные пункты для контроля над территориями. Строительство связано с князем (царем в Ветхом Завете), повышает его престиж как основателя, руководителя, первопроходца (право первенства на территории).  "Основание" - построение из ничего, в жизни чаще это было объединением нескольких мелких поселений или  появлением нового статута присвоенного князем.

2) Основание Киева

В IX в. правящий класс россов только-только начинал формироваться, "города" представляли собой незначительные поселения.  Летописец сообщает, что в 882 году Олег захватил Смоленск и Любеч и  посадил там свою администрацию. Затем спустился по Днепру до Киева, где правили его бывшие «бояре» Аскольд и Дир, вероломно убил их и  захватил  Киев.
 
Летописец  выделяет Киев как  место  дислокации «руси», в этот период происходит выделении военно-торговой группировки и их опорного города на торговом пути «из варяг в греки» - метрополии. ПВЛ: «И с;де Олегъ, княжа в Киев;, и рече Олегъ: «Се буди мати городом русскымъ». И б;ша у него слов;ни и варязи и прочии, прозвашася русью. Се же Олегъ нача городы ставити, и устави дани слов;ном, и кривичемъ и мерямъ». Кто такие «прочии» летописец умалчивает.
 
Выбор места под будущую столицу  был сделан стратегически верно: крупная судоходная река имеющая выход в Черное море (середина Днепра), неподалёку впадают два крупных судоходных притока, Десна и Припять. Это географическое положение позволяет контролировать западное (выход в Европу) и восточное направление (выход на Волгу, к хазарам-иудеям), и одновременно, в виде дани, изымать производимые продукты с громадной территории. Местность «девственная»,  богата зверем, рыбой и лесом, земли и климатические условия позволяют вести земледелие и скотоводство.
 
Итак, согласно  Повести временных лет МАТИ это метрополия россов – мать городов.

3) Метрополия (мать городов) в Библии

ЕЭБЕ/Город

https://ru.wikisource.org/wiki//

«Всегда существовала связь между городом — центром определенного округа — и прочими населенными его пунктами ..., так что последние даже назывались «дочерьми»,... города, а сам он иногда получал название «мать», ивр. ЕМ (Числ., 21, 25, 32; Иош., 13, 23; II Сам., 20, 19)».

* Числа 21:32: «И послал Моисей высмотреть Иазер (ивр. укрепленный город), и взяли селения, зависящие от него, и прогнали Аморреев, которые в них были».

* 2 Царств 20:19: «Я из мирных, верных городов Израиля; а ты хочешь уничтожить город, и притом мать городов в Израиле; для чего тебе разрушать наследие Господне?».

4) Обобщение и вывод

Итак, в результате проведенной военной операции, Олег закрепился  в Киеве, по сведениям летописца в  883 году Олег обкладывает данью древлян, в 884 г. – северян, в 885 г. – радимичей.  Через примерно 20 лет князю  Олегу удалось «сколотить» громадную территорию, организовать большое войско и флот из 2000 кораблей и провести поход на Цесарьград (Константинополь) в 907 году.
 
Невероятно, чтобы незначительному «варяжскому» контингенту, удалось бы совершить подобное без поддержки Хазарского каганата, армия у которого доходила до 300 000 человек и длительное время противостояла арабским завоеваниям. Арабский дипломат Ахмад ибн Фадлан (922 г.) сообщает, что торговые связи Хазарии со славянами и руссами  были прочными, а, следовательно,  было и культурное (иудейское) влияние, хазары этого периода – иудеи.

Вывод

Маловероятно, чтобы операция по захвату Киева Олегом была стихийным процессом, дальнейшее «взрывное» развитие территории подсказывает, что действия князя Олега были тщательно спланированы,  организованы и материально обеспечены. По Повести… прослеживаются «особые» отношения с Хазарским каганатом, единственным на тот период государственным объединением в бассейне рек Днепр-Дон-Волга.
 Целесообразно рассмотреть термин Повести временных лет  МТ (Ы), который истолковывают как «мати» (мать), в связи с терминологией иврита.

5) Терминология иврита

Термин ПВЛ  М.Т. (Ы) (с титлом, т.е. слово, сокращено) не фиксируется в Библии, зато в Талмуде (закончен в VI веке) мы находим подобный арамейский термин.

Др.-русск. МАТИ = арам. МАТА М.Т., или в написании с огласовками – МАТА город. Графика, фонетика (с учетом транслитерации, передача слова другим алфавитом) и значения полностью  совпадают с сюжетом «матери городов» в Повести временных лет.

* ЕЭБЕ, Мата Мехасия (город)
См. https://ru.wikisource.org/wiki//

«Мата Мехасия (Мехасья)— город в южной части Вавилонии, где около ста лет до заключения вавилонского Талмуда существовала известная вавилонская  академия. Шерира Гаон (Послание, изд. Филиповского, 51) отождествляет его с Сурой, часто упоминаемой в Талмуде, как место нахождения академии. Нейбауэр (GT., 344), однако, доказывает на основании нескольких цитат из Талмуда (Беца, 29а; Б. Мец., 67б, 68а), что М.-М. и Сурой обозначаются два различных города, упоминаемые нередко рядом, да и нет основания почему бы город Сура назывался М.-М.».

6) Национальный корпус русского языка

* Новая повесть о преславном Российском царстве и великом государстве Московском (1610-1611)
 
«о, чюдо и дивство и воистинну великимъ слезамъ достойно, како МАТИ градовомъ въ Росiйскомъ государстве всеми стенами и многими главами и душами врагомъ и губителемъ покорилася и предалася и БЪ ВОЛЮ ИХЪ далася, кром; того нашего великого крепкаго и непоколебимаго столпа, разумнаго и твердаго адаманта, и съ нимъ еще многихъ православныхъ христiянъ, которыя хотятъ стояти за православную веру и умерети!».

*Сказание о нашествии Едигея (1400-1500)
 
«Сего же старци не похвалиша, глаголюще: "Можеть ли се добро быти, его же въ дни наша несть бывало, ни от древних слышано, иже толико градовъ дати пришелцю-князю в землю нашу, наипаче же и стол Русскыя земля, многославный Володимерь, мати градом? !"».

Заключение

Таким образом, мы имеем два варианта истолкования неопределенного русского  термина М.Т. (Ы), прямой смысл – город, переносный (иносказание) – мать.

а) Образ

В библейской литературе города-центры округи называли «матерью, ивр. ЕМ», а подчиненные им поселения «дочерними».

б) Образ и термин

В талмудической литературе применялся  арамейский термин МАТА (М.Т.) город, что соответствует  древнерусскому термину М.Т. (Ы) и сюжету Повести временных лет.

Скорее всего, древний летописец владел еврейским язык, а возможно был этническим евреем, в слове совместил библейский образ и арамейский термин воедино – «это буди мт(ы) городом  Русскымъ» = «это будет ГОРОД - городом русским».

10. 07. 2015 г.