Встреча с Архангелом Михаилом. Гл. 2. Часть 22

Нина Богдан
                Док. № 56
                11 января 2012 г.,г. Ленинск-Кузнецкий, беседа с Лебедевой Галиной Александровной,1939 г.рождения.Беседу вели священник Александр Зленко, историки Леонид и Наталия Лопатины.
                Лебедева Г.А.:"Моя бабушка, Наталья Семёновна Давыдова, родилась в 1892 г., была очень верующей! Не поверите, у неё на лбу и на плечах были следы (как бы продолблено) от пальцев, которыми она касалась, когда крестилась. Моя мама Варвара Васильевна Тихонова родилась в 1911 г. и тоже была верующей. Бабушка с мамой и меня приучили молиться. Бывало, спать утром хочется, а бабушка будит: «Галька, вставай, пора  в церковь».Ах, какая у нас красивая церковь была! Сколько же туда народу приезжало молиться со всей округи! В церкви я всегда первой бежала на причастие. Отец Сергий меня уже знал. «Бойка у вас девочка», – говорил он маме с бабушкой про меня.

                Молитвы, которые я в детстве выучила, я знаю до сих пор. Новых заучить не могу: старческий склероз. Да и молитвами-то я занялась только уже к старости. Замуж рано вышла.Бабушка с мамой привечали всех верующих, которые издалека приходили в нашу церковь. Привечали и дурачков, то есть умственно больных людей, которые были при церкви.Раза два ночевал у нас и отец Сергий.
                Люди его так и называли «отец Сергий». К нему часто ходил наш батюшка отец Александр (Поспелов), к которому очень тянулись люди. Мне он запомнился благообразным, похожим на Христа Спасителя. А отец Сергий мне запомнился высоким, стройным, симпатичным мужчиной. Не горбатился. Носил брюки, рубашку в полосочку с длинным рукавом, подпоясанную тесёмочкой. Голос был глухой, говорил довольно быстро. А отец Александр проповеди читал, люди молились, плакали. О чём именно говорил, я, конечно, не помню. Вот такое моё было детское восприятие этих двух людей.

                А ещё я запомнила, что отец Сергий как-то уж очень хорошо говорил. Сейчас про таких говорят, что у него правильная речь. Такая речь идёт от начитанности человека. Отец Сергий и был таким начитанным.Как это так, он жил подаянием? Он вам не побирушка какая-нибудь, не нищий! Я видела нищих, которые куску хлеба рады были. А он был духовно образованным человеком. Хотя, что это я? Ведь его действительно люди кормили всем миром. Но было за что! Наверное, правильно сказать, ему люди давали за его молитвенный труд.
                Я бывала и у него дома. Меня с мамой туда водили матушка Макрина и матушка Августа. Он жил примерно по ул. Советской недалеко от нынешнего женского монастыря.  Это было после войны, я в школу ходила.
Мама подвела меня к нему и сказала: «Отец Сергий, скажи, что с моей дочкой будет?». Он молился-молился, потом подошёл ко мне, свои руки домиком сложил и положил их мне на голову, сказал: «О, эта девочка долго будет жить, долго и счастливо. Учёная будет. Хорошая жизнь у неё будет». Я хорошо запомнила его слова. К нему многие водили своих детей, чтобы он предсказал их судьбу.
Всё сбылось. Закончила медучилище, работала заведующей здравпунктом, потом завлабораторией. По тем времена, конечно, учёная.С мужем, как в сказке, прожила 41 год.
                Он начальником участка работал. Правда, умер в 60 лет. Это было 11 лет тому назад. Оба сына имеют высшее образование. Все люди относились к отцу Сергию очень хорошо. Да что там относились? Люди и сейчас к нему относятся хорошо. Пойдите на его могилку, там всегда народ, особенно на Родительскую субботу. Крестятся, поют песни. Очень почитают его по сей день".

                Док. № 57
                11 января 2012 г., г. Ленинск-Кузнецкий, беседа с Гуслевым Юрием Наумовичем, 1943 г. рождения. Беседу вели священник Александр Зленко, историки Леонид и Наталия Лопатины.
                Гуслев Ю.Н."Сам я с отцом Сергием не встречался. Но с ним встречались мои троюродные тётки.Спасаясь от голода, они приехали из Тамбова в 1922 г. Вышли замуж.У одной муж в шахте работал, заболел туберкулёзом, умер. У второй было трое сыновей. Мужа взяли на фронт и там убили. Тётя Наташа осталась одна. Она-то мне и рассказала в 1981 г. про отца Сергия, который предсказывал нам всем нынешнюю хорошую жизнь.
                Отец Сергий приходил в Покровскую церковь. Откуда он взялся, люди не знали. Но пришёл он к ним в 1941 г. Батюшкой тогда у них был Поспелов. К Сергию люди обращались, чтобы узнать, придёт ли с войны их сын, муж, отец, брат. И всем, по её словам, он говорил правду. Правда, говорил он почему-то притчами, которые не все сразу понимали. Говорил он в приходе, что с батюшкой Александром Поспеловым случится беда. Беда потом и случилась. Его опять арестовали.
                Тётя Наташа Селюнина во время войны работала в детском саду, куда устроиться было очень тяжело. Ведь все голодовали, а там было питание. У неё трое детей было. Один из них был с ней в садике, а двое дома были. Однажды идёт она из церкви и плачет, причитает, что умрёт с голода, не сможет прокормить тех, кто дома остался. Встретил её Сергий, выслушал, постоял, отвернувшись, а потом говорит: «Иди домой, не помрёшь ты с голоду, хлеб у тебя скоро будет». Пришла домой, тут забегает соседка и говорит, что в садике дают усиленное питание тем детям, у кого отец погиб на фронте.
                Побежала она, действительно давали. Получила она на сыновей пайки и всё удивлялась, откуда отец Сергий знал про этот дополнительный хлеб. Это было в 1943 г. Она его святым считала. Когда она сказала, что святым считала, тут я и стал её расспрашивать о нём.А в третий раз тётя встретилась с Сергием так. Это был уже 1946 г. У всех настроение хорошее, радостное, скоро мужья придут с войны , хлеба будет вдоволь, заживём. Они шли от сестры, которая жила в 30 минутах ходьбы. И вдруг гроза началась,да такая сильная! А до ворот дома ещё идти метров сто. Ветер, проливной дождь, молнии! Мгновенно промокли до нитки. Бегу с сыновьями, а они напугались, прижимаются и боятся. Я и сама за ребятишек испугалась, вдруг убьёт, перекрестилась, давай молиться да и заплакала.
                ВДРУГ появился какой-то мужчина высокого роста в длинном пальто из шинелевой ткани,в шапке не по-нашему. Успокоил он меня и сказал: «Иди домой, гроза тебя не тронет».
                Пока я ребятишек в ворота проталкивала, повернулась, чтобы его поблагодарить, а его уже и нет. Гроза сразу прекратилась.Утром решила спросить про всё это у отца Сергия. Подхожу к ограде церкви, а он меня как ждал. Спрашиваю его про того мужчину, а он говорит: «Сейчас». Отвернулся, почитал молитву  и говорит: «Вы встретились с Архангелом Михаилом». И объяснил, что каждый день кто-то из святых дежурит, что мы, люди, не брошены Богом. А в тот день было дежурство Архангела Михаила.
                Тётя Наташа сказала, что потом она сверила икону Архангела Михаила с тем мужчиной. Всё совпало!"