Село. Что делать?

Ардавазд Гулиджанян
«Я живу здесь, не потому что не могу уехать, а потому что мне здесь нравится».
Из фильма «Хороший год» Ридли Скотт.

Село в России – это громадные территории, миллионы людей, очень низкое качество жизни, отсутствие работы и с каждым годом снижающиеся возможности миграции в город. Это территория катастрофы. Ее любят снимать в кино те, кто хочет показать кошмар современной российской жизни, туда едут фотографы за ужасающими кадрами, писатели и журналисты, чтобы увидеть катастрофу своими глазами. «Село забыли, бросили» – это общее место в СМИ.

Но… туда же бегут некоторые горожане, там ищут истоки и корни и находят их, там проводят исследования и проекты по возрождению и спасению, а где-то, в некоторых местах – просто хорошо, несмотря на все окружающие кошмары (Маслянинский район Новосибирской области, Добрянский район Липецкой области), а значит – это возможно.
Основное содержание статьи – проект, написанный мною лет 10 назад.  Который я предваряю выдержкой из переписки по поводу другого - действующего. Сохраняю анонимность авторов, потому что не смог за давностью лет связаться с ними. Мне предложили оценить некоторые установки и выводы исследования перед проведением конференции, посвященной, если быть кратким, «возрождению кулака на селе».

«Привет.
Я прочел.
В документе главное сказано и без меня. Если местные власти не защитят, а регионалы и федералы не переделают некоторые законы, то все обречено. С этим не поспоришь. К сожалению. А так как это невозможно, то можно считать все остальное теоретическими рассуждениями на тему, не имеющими к жизни никакого отношения.
Создать кулачество через соцтех, без изменения законов и без крыши в лице региональной власти и местной – невозможно. Вернее – безответственно. Создать людей, которых будут бить и мешать им жить – это не гуманно по отношению к людям, и опасно по отношению к системе, так как это среда для социального конфликта. 

Второе – я нашел странный, на мой взгляд, термин – община и ее мнение. Нету у нас никаких общин. У нас толком даже приходов нет в социальном плане. Это, скорее, мнение общества – в смысле большинства жителей – или общепринятое мнение и т.д., а не общины. Я уверен, что община – это классный инструмент, но я так же уверен, что он напрочь отсутствует. Есть стадо. Людское стадо. Типа того, что было в первобытном обществе.  Пастухи – местные начальники, и если их нет, то стадо сопьется, передерется и разбредется, и не будет знать, что делать. Потому как инициатива полностью вытравлена из культуры и сознания. Исключения только подтверждают это, увы, печальное правило.
Агротуризм – это очень классная тема, я ее сам люблю и пишу о ней много лет. Даже «наша» Белоруссия имеет обширный и позитивный в этом бизнесе опыт. Но…

Я очень хотел бы поспорить по одному вопросу, очень, по-моему, важному. Но, как я понял, сельхозпроизводители малотоварные, как вы их называете – не есть предмет вожделения проекта? Типа - неэффективно.
1 - Знаете, в истории развития человечества было много всяких проходящих «бесспорных» убеждений: малые города и села – обречены, малые страны обречены и будущее за большими государствами и так далее… 

2 – тогда объясните мне, плиз, каких таких кулаков вы собираетесь культивировать на селе? Если те активные и целеустремленные сельчане не будут заниматься мелкотоварным производством сельхозпродукции? Если я правильно помню, именно сельхозпроизводители, использующие в своих хозяйствах наемный труд, по советской традиции, во всяком случае. И именно они и создавали ту самую самовоспроизводящуюся мелкобуржуазную среду, которая давала жизнь крестьянству. А так как крестьянство есть хранитель этнической культуры любого народа, и культура эта в городах деформируется, то есть масса примеров того, как этого самого малотоварного производителя поддерживают во всем мире. Особенно в индустриальных странах. Так что если Проект не собирается заниматься этим вопросом, то, во-первых, его задача формулируется иначе, чем создание кулачества, а во-вторых – мне он неинтересен, так как я считаю его вредным для села и сохранения русской культуры.

А если все-таки создавать кулака, то все, кроме непринятия малотоварного производства, мне показалось верным. И освобождение села от люмпенских жителей, потерявших всякую связь с работой на земле… В дворники – самое место. Но это ведь возрождение лимиты – снова федеральная задача!

И еще, мне кажется, может иметь место встречных миграционный поток, хорошо организованный и продуманный, но может. Сейчас в среде дачников появились люди, которых работа на земле интересует как род деятельности и они, кстати, знают, куда и как девать плоды своего труда.

И еще. Я все-таки позволю себе несколько мыслей насчет малотоварных ферм. Проект «Зеленая революция» – как способ выживания – предлагал городской бедноте уезжать в село и заводить натуральное хозяйство. Мне кажется, это очень продуктивная идея. И для выживания, и для села. Горожане могут привнести в село новые представления об укладе жизни, в плане ее цивилизованности и рациональности.  А создание потребительской кооперации для реализации «экологически чистой продукции» может решить проблему, куда ее девать более дорогую, но востребованную. Вот в организации помощи в бизнес-коммуникациях, поисках рынка сбыта, консультациях по сельхозпроизводству, экономике сельхоз труда и т.д. должны быть задействованы районные администрации.

Итак, отток из села люмпенов –  с одной стороны (например, на первых порах договор области с Москвой о дворниках), проекты областного масштаба по поддержке производителей экологически чистой продукции, заказы сетевых розничных торговцев на область - типа партии банных веников и любых других востребованных на рынке продуктов деревенских промыслов.  Стимулировать их развитие. Заказы для кузнецов, столяров, гончаров и т.д. Такие заказы дадут возможность реального применения сил для активных  сельчан, и бизнес-практимумов для них самих же, а так же занятость тех, кто умеет что-то делать своими руками – сезонная занятость по зиме.

У региональной власти появляется возможность создания неких своих областных брендов типа «от тети маши» – для консервированной, сушеной и прочей продукции сельхозпереработки для тех же сетевиков или соглашение для производства под существующий бренд (сетевики сейчас полюбили создавать продукты имени себя) и т.д.
А так же привлечение в село городских бизнесменов средней руки – для создания подсобных производств, личного потребления и досуга. Не только баня, рыбалка и охота. Но и многофункциональное производство продуктов питания – как бы для себя и семьи – в контексте здоровой жизни. Им понадобятся и производители, и организаторы, но все это мелкотоварное производство. Увы. И т.д.

 И чего тут делать, и как это пиарить – понятно. Сначала оргвопросы и принятие решений. Затем кампания разъяснялок в прессе, подробные брошюры по темам, медийная поддержка пионеров и реальные проекты по переселению, по поддержке тех или тех и т.д. Типа так.
С уважением защитник русских мелкотоварных крестьян А. Гулиджанян.»

А вот ответ по тому же поводу, но другому корреспонденту:

«Привет.
Однако, я практически со всем согласен. Во-первых, про время. Его надо больше - и я сам про это говорил. Второе: то, что ты просил у меня, и проблема, поставленная твоим научным руководителем, это, как говорят в Одессе, две большие разницы. ВОСПРОИЗВЕСТИ КУЛАКА - ЭТО ЗАДАЧА СУПЕР.  Но тут же возникает куча других задач. Мы ведь, блин, не селекционеры какие-то сумасшедшие - типа вывели, а там пусть сами как хотят. Значит, надо, чтобы этого самого нарождающегося кулака не отправили тут же лес валить куда подальше, чтоб им дома не попалили собственные соседи, а значит, надо воспроизводить не только кулака, но и батрака?

Помнишь, когда-то очень давно я высылал тебе кучу проектов по селу моих: агротуризм, помещики, сельские священники и т.д.

Вот навскидку это и есть программа воспроизведения если не кулака, то некого кулацко-собственнического сельского уклада, где каждый найдет себе место по силам и душе. 
Я понимаю, что задача стоит социально-технологическая. Типа запустить проект, в результате которого и появятся кулаки. Только один проект это не потянет. А потом, даже поддержки регионалов не хватит. Тут нужна законодательная база, или это всё «филькина грамота». Не дай Бог заведется народ, а потом у него все снова заберут!?

Мне очень интересна тема… а  вот с «Зеленой революцией» я почти закончил. Очень это кропотливый труд. Если серьезно подходить., она невозможна, а если возможна - обречена и опасна целостности стране. Там нет очень важных вещей, основополагающих. Например, мы какую деревню собираемся строить: русскую, российскую или просто абстрактную деревню? По проекту, который я читал - абстрактную. А село - есть территория (заповедник) сохранения и самовоспроизводства национальной культуры!!!!...

…И я совершено с тобой согласен, что без здравоохранения, без образования, без системы безопасности – читай совестливой и эффективной власти – ни в село, ни в малые города не поедут из мегаполисов ни пенсионеры, ни трудоспособные горожане.  Так что снова… красивая нежизнеспособная идея. А жаль.»

Мой ответ переслали автору исследования, про которое я писал. И это ответ на ответ:

« Уважаемая …!
Безусловно, мне понятно то, о чем писал Ваш эксперт. Я также понимаю, что ему трудно было применить полученные результаты в той парадигме, в которой он привык осмысливать статистические данные, требующиеся ему обычно для решения стоящих перед ним задач.
Он сам приводит пример такой задачи: «трудоустройство сельского населения и снятия социального напряжения, связанного с работой или ее отсутствием.»
Таких исследований ведется много. Они ставят и решают частные вопросы. И, судя по тому, как обстоит дело с селом, решают их не очень эффективно.
Мне же сказали, что надо разобраться в психологии крестьянства, точнее, в специфике этой психологи. А то получается, что все предложения экономистов уходят в песок. Людям предлагают трудоустройство, а они не трудоустраиваются. Или трудоустраиваются, но не работают. Или работают, но работают плохо – и т.п.
Хорошо бы, сказали мне, получить системное знание о психологической специфике крестьян. Понять, чего мы не знаем об их менталитете. И тогда понять, почему неэффективны советы городских экономистов.
Эту задачу я и решал.»

«Кстати сказать, эту же задачу решали и психологи из ВШЭ. У них был очень интересный заход. С другого бока – но к той же цели. Они решали задачу, как  пробудить у сельских жителей желание работать и энтузиазм. И они получили интересные данные, которые могли им помочь.
Мы решаем ту же задачу. И мы тоже получили интересные данные, которых не было раньше, и которые тоже должны помочь решить эту задачу, но только на другом материале. Правда, там местные организаторы сумели этими данными воспользоваться. Там нашелся кто-то, кто перевел результаты тестирований на понятный для принятия экономических решений язык.»
«...Мне кажется, нужен диалог – даже не дискуссия, а диалог –  позволяющий людям, привыкшим вырабатывать рекомендации в конкретной парадигме «процента людей, согласных на переезд», перейти в более общую парадигму «процента активных и процента пассивных людей в обществе».

Исследование показало, что мы за последние сто лет вычистили из села «кулака» на генетическом уровне. Остались какие-то «слезы» (они, кстати, взвешены и оценены). Теперь кулака надо растить заново. На ином генетическом материале. Исследование было заточено под это. А не под советы, типа, сколько создать трудовых мест. Больше даже пиаровская, нежели экономическая задача.

И здесь – я это говорил, говорю и буду говорить – кавалерийский наскок не допустим. Пусть хоть небеса рухнут, хоть Общественая палата прогневается. У нас есть шанс написать хорошую Программу по воспроизводству кулака в селе, исходя их наличествующих там ресурсов. Будет непростительно, если мы вместо этой программы выдадим набор мелких рекомендаций по трудоустройству неработающих сельских жителей.»
Автор письма, огромное ему уважение, проводил психологическое исследование и нашел на селе до четверти активных жителей, способных при определенных условиях включиться в проект создания на селе «кулака».

А теперь, собственно, проект. Вернее, комплекс проектов. И дело не в том, что они правильнее всех остальных. А в том, что на этом непаханном поле столько надо всего придумать разного, чтобы получилось, в конечном счете, то, о чем сказала героиня фильма «Хороший год» про маленький городишко в Провансе.
Два важных комментария.

 Когда-то в журнале «Курьер ЮНЕСКО» я прочел про результаты мирового исследования, проводимого сельским и продовольственным сектором ООН, или как там его официально называют, по преодолению голода в мире. Так вот, выводы ученых были однозначны: «от голода человечество спасет традиционные для территорий сельскохозяйственные методы малотоварное производство. Возможно, я и термин-то впервые прочел именно там.
И еще. Понятно, что по современным меркам в селе в России живет больше, чем надо, людей и безработица – реальность не только сегодняшнего дня, но и завтрашнего, особенно с повышением производительности, но переход некоторых сел в городской статус легко снимает эту проблему, если только этим целеустремленно заниматься.

Комплекс проектов
Возрождение российской деревни

Введение
Проект «Возрождение российской деревни» - это несколько проектов, связанных между собой общими целями и направленных на повышение привлекательности и экономической целесообразности жизни в русской деревне и развитие сельского хозяйства.  Вместе или по отдельности проекты могут выполнять вспомогательную функцию к другим более масштабным проектам и реализовываться параллельно, рассчитаны на поддержку региональных и местных властей. 
Основная идея проекта: Сельская местность традиционно и повсеместно является хранителем национальных традиций народа. В России же в период с 1917 года был разрушен православный традиционный уклад жизни. Вместо него в СССР был придуман некий суррогатный вариант сельской жизни с работой в колхозе и отдыхом в сельском клубе. После 1995 года разрушился и этот уклад, и деревня, давно не православная, теперь катится вниз от колхозной к безработной, вымирая и спиваясь. Это подрывает и без того слабую этническую самоидентификацию и консолидацию русских, как народа. И дальше мириться с этим нельзя. На сегодняшний день носителем русской этнической традиции является не село, а малая часть интеллигенции, проживающей, по преимуществу в провинциальных городах. Традиция пресеклась, и если ее не восстановить, то непонятно, о государственности какого народа тогда мы говорим вообще, когда говорим о России. 
Национальный проект «Сельское хозяйство» только подступил к решению  проблемы села, и только с одной - материальной стороны. 
Проблемы этнической консолидации русских являются краеугольным камнем строительства независимого сильного и единого государства, но этничность, по сути, во многом утрачена и не подлежит восстановлению путем принятия тех или иных решений, тем более, что нет единства в понимании того, что она из себя представляет. У многих людей есть слишком много ответов на этот вопрос, и эти ответы слишком разные, чтобы найти сегодня универсальный. 
Данный проект предлагает восстанавливать колыбель русской этничности – не ставя идеологических сверхзадач, а занимаясь, по сути, восстановлением экономического и отчасти культурного фона, который и должен послужить делу кристаллизации основных положений национальной русской идеи, которая родится в результате народного творчества, и которая послужит консолидации русского народа. Объединенный русский народ и сможет решить проблему укрепления российской государственности.
Попытки последних лет консолидировать русский народ на основе советских ценностей ни к чему не привели, а консолидация на негативной почве может привести к непоправимым последствиям во внутренней политической ситуации.
Каждый из включенных проектов решает свои задачи и поэтому, с точки зрения эффективного достижения главной цели, полное  исключение одного из них из общего комплекса нежелательно.
Все эти проекты скорее написаны для регионов, где нет традиционного проживающего казачьего население, т.к. казачьи регионы,   как правило, более развиты в отношении сельскохозяйственного производства, там намного сильнее сохранилась колхозная  система, и этим регионам посвящен отдельный проект: КАЗАКИ, который в этот документ не вошел.
Метод проекта: социальные технологи.

Проект
Сельский хозяин
Цели: Дать позитивный импульс развитию сельского хозяйства в регионе и поддержать на региональном уровне национальный проект «Сельское хозяйство».
 По результатам исследований,  главная проблема проекта в части развития подсобных и фермерских хозяйств – отсутствие полноценной доступной для сельских жителей информации.
Задачи: 1.Собрать информацию:
• о ценах на рынке сбыта сельхозпродукции,
• возможностях получения займов на развитие сельскохозяйственного производства,
• ценах на молодняк, корма и прочие составляющие сельскохозяйственного производства.
2. Провести совещания во всех сельских населенных пунктах об эффективных методах хозяйствования.
3. Создать постоянно действующий информационный консультационный центр, способный помочь сельскому производителю:
• оформить займ,
• найти необходимые материалы и механизмы и т. д.

Идея: Сельские жители страдают от отсутствия работы или ее низкой оплачиваемости, многие сельские паи остаются необработанными, а средний городской класс начал массовую скупку паев, как способ вложения свободных денег. Село очень скоро может остаться без земли, и запретительные методы вряд ли решат проблему. Или  сельский житель поймет, как можно эффективнее с точки зрения экономики их использовать, или все-таки продаст всеми правдами и неправдами.
На собраниях сельских хозяев (!) не должно быть никаких пустых призывов, а только четко просчитанные предложения типа:
Свинина стоит на рынке столько, и столько ее продается в неделю, в городе ресторанов столько, их потребность в свинине такая. Цену они готовы платить такую, молодняк стоит столько, корма столько, а если посадить свою кормовую свеклу – столько, взять сельхозкредит можно так, процент такой. Если взять кредит, купить столько-то поросят, заключить договор с рестораном или школьной столовой,  посадить турнепс, это получится… Расходы, доходы, проценты на заем. Прибыль.
 И так по каждому возможному бизнес-плану. Не призывы заняться делом, а информирование о экономической выгоде дела. Это должно убеждать цифрами!
Основные месседжи: Сегодня сельское производство очень выгодно. Надо просто взяться за это дело. Национальный проект решает проблему финансирования сельского производства, надо все хорошо просчитать и браться за дело. Обязательно нужны местные примеры успешности сельчан.
Ход проекта: собрать информацию, совместно с местной властью; под эгидой областной власти провести совещания с сельхозпроизводителями, сообщить адрес информационно-консультационного центра при местной администрации, освящать ход проекта в местных и региональных СМИ, поставить максимальный заслон непроизводственной скупке сельхозпаев.
 
Проект
Агротуризм
Цель: Создание в каждом районе региона сельских этнографических центров, действующих как туристические комплексы, с традиционным хозяйственно-бытовым и культурным укладом.   

Задачи:  Привлечь интерес к развитию арготуризма в среде регионального малого и среднего бизнеса через СМИ, открыть сайт по развитию агротуризма для привлечения внешних инвесторов, подготовить законодательную базу по этому вопросу. В том числе и по созданию этнографических музеев под открытым небом, кузниц, столярных, ткаческих и гончарных мастерских ручного труда, а так же восстановления других традиционных ремесел.

Идея: Агротуристический комплекс - это многопрофильное частное сельхозпредприятие с этнографическим музеем под открытым небом, рестораном, баней, жильем для туристов с русской печью, с набором сельских развлечений – рыбалка, охота (в строгом соответствии с законом) и возможностью включится в производственный процесс добровольным помощникам, т.е. туристам. Должны действовать исключительно в сельских  населенных пунктах с выносом производственной и части досуговой деятельности непосредственно на сельхозпаи.
Русская кухня, быт, праздники, танцы и музыка, национальные костюмы в своей региональной самобытности. Это не только товар для продажи потребителям туристических услуг. Но это реально действующие лаборатории по восстановлению этих самых традиций.
Существует устойчивое предубеждение: носить свои национальные костюмы, слушать музыку и знать танцы не надо, это анахронизм.  Никакая рекламная кампания в СМИ не сможет это кардинально изменить, если регулярно не подтверждать эмпирически позитивное значение знание своих национальных корней. А это легко подтверждается через интерес инородцев, их восхищение.
Принцип проекта: народная байка: «Такая корова нужна самому». Интерес к своей культуре, истории, т.е. национальности, и гордость за них  - очень важный, хоть не прямой результат развития этого проекта, который по форме является экономическим и позиционируется как форма привлечения инвестиций в село, обеспечение высокооплачиваемой работы сельским жителям. А также привлечение благотворителей в учреждения культуры (в том числе православные), творческие коллективы и краеведческие проекты на селе.
Ход проекта: Провести совещание по развитию туризма или непосредственно по развитию агротуризма в регионе, через СМИ поддержать, всесторонне осветить и обсудить эту тему, создать специализированный сайт. Рассказать о примерах развития этой формы туризма в других регионах и православных странах (Сербии, Белоруссии).
 Принять необходимые решения региональной власти о развитии агротуризма (вопросы землепользования, налоги и прочее), привлечь к осуществлению проекта местных инвесторов, а также краеведов, музейных и культурных работников. Поручить осуществлять патронаж проекта высокопоставленному представителю региональной власти.

Проект
Сельский священник

Миссия:  Максимальное распространение православия в сельской местности и восстановления традиционного сельского уклада жизни русского народа.

Ситуация: традиционный сельский русский уклад без священника, без церкви, по сути, не является русским, не может быть нравственным, и потому может вырастить лишь злобных одичавших индивидуалистов, которыми полны фильмы про американскую глубинку.
Решая важнейшую задачу – дать возможность честно зарабатывать на достойную жизнь русскому крестьянству, национальный проект – «Сельское хозяйство» может быть поддержан следующим проектом: «Православный сельский священник». Так же как и проект: «Деревня - колыбель русской культуры».
В сельской России тысячи не восстановленных храмов. Русская православная церковь не в состоянии восстановить самостоятельно все православные храмы на селе.
Мало того, она так же не в состоянии обеспечить эти храмы священниками, а самим священникам обеспечить достойную жизнь. Приходы будут малочисленными, денежное содержание православного священника минимально.

Цели и задачи: Обеспечить все не возобновленные сельские православные приходы священниками и средствами для восстановления старых и строительства новых храмов

Идея проекта: Для решения этой задачи необходимо объединить усилия церкви, власти (в том числе и региональной) и общества.
Церковь в сельской интеллигентской среде ищет верующих селян и рекрутирует их на этот проект, будущие сельские священники учатся не только своей профессии, но и фермерскому делу.
Региональная власть выделяет сельским священникам землю в оговоренных размерах. Некий особый фонд - деньги на развитие хозяйства и строительство своего жилья.
А общество через объединения состоятельных граждан помогает восстановить храмы. В России больше долларовых миллионеров, чем не восстановленных храмов. Хорошо подготовленные для  работы в сельском хозяйстве, сельские священники, безусловно, будут пользоваться уважением односельчан, смогут стать во главе новых экономических процессов в селе и обеспечить себе достойную жизнь.
А восстановление многих сельских храмов создаст сильный толчок для духовного развития русских крестьян, их консолидации и этнического самоопределения. А так же культуры, ведь многие из сельских храмов являются памятниками XIX, а часто и XVIII веков.
Все это поможет заложить надежный фундамент и для российской экономики, и для российской государственности и духовности.

Проект
Пожизненный благотворитель
Цель:  Внедрение в практику бизнес-структур постоянно действующих благотворительных проектов для решения насущных проблем образования, культуры и духовной сферы и создания инструментов влияния гражданского общества на эти сферы. 

Задачи: Переориентирование бизнес-структур с PR-благотворительности на создание долгосрочных благотворительных проектов, через СМИ, через внимание к этому вопросу властей региона. Привлечение дополнительных средств в сферу духовного воспитания, образования, культуры и науки. Эмпирическим путем выход на благотворительную специализацию (кому что близко и кому что по карману). Создать общественную ситуацию, при которой бизнесмен выделяет на благотворительность определенную сумму ежемесячно, и не на все подряд, ибо это путь к иждивенчеству, а на конкретную долгосрочную программу.
Призвать присоединиться к проекту бывших земляков, ныне живущих в Москве, Питере, за границей.
Основные месседжи: Не хватайтесь за все подряд, выберите то, что вам по душе, и делайте всегда.
 Не лезть к трибуне с рассказами о том, как много вы сделали, а систематически помогать, например, одной школе, и в зависимости от ее успехов и успехов ее учеников иметь часть славы того дела, которое вы финансируете.
Идея: Убедить на исторических примерах, желательно привязанных к региону, в том, что благотворительность, обусловленная саморекламой, - это мерзко, а все настоящие меценаты занимались ею не от случая к случаю, а целенаправленно в выбранных областях в долгосрочных проектах. Кто-то создавал и содержал дом престарелых, больницу,  кто-то поддерживал молодых художников, музыкантов или ученых, а церкви в селах и малых городах практически были на содержании местных предпринимателей.
При школах и гимназиях существовали попечительские советы из бывших учеников или состоятельных родителей учеников. Эти советы решали многие вопросы дополнительного финансирования учебных заведений, а также имели возможность влиять на другие сферы школьной жизни.
Ход проекта: проект начинается с ряда публикаций в СМИ и обсуждения темы пожизненных благотворителей и специализаций в области благотворительности с привлечением всех заинтересованных сторон (бизнесмены, власть, представители образования, культуры, церкви).
Создание или коррекция законов о создании попечительских советов.
Затем принимается совместное решение власти и организаций, представляющих в регионе интересы бизнес-структур (союз предпринимателей, союз товаропроизводителей и т.д.) о совместных действиях (создание меморандума о намерениях, примерного скоординированного проекта распределения школ, библиотек, церквей, музеев), а так же пилотных проектов в этой области.
Затем медиа-сопровождение проекта, привлечение новых бизнесменов, систематическая работа по созданию долгосрочных благотворительных проектов и формирования вокруг них позитивного общественного мнения.
Проект
Ферма
Миссия: Развитие сельского хозяйства, восстановление традиционного национального уклада жизни на селе.

Проблема: Сельское хозяйство уже сегодня является прибыльным видом бизнеса, но отсутствие интереса со стороны среднего бизнеса препятствует поступлению в сельское хозяйство инвестиций и новых технологий, а постоянный и повсеместный рост цены на землю влечет в село спекулянтов для скупки сельхозугодий, как способа сбережения денег. Что сокращает возможности развития сельского хозяйства. Т.к. через некоторое время развивать его станет негде или придется выкупать землю у собственников, что увеличит объем первоначальных вложений и сделает любые инвестиции в село еще менее привлекательными и может быть даже невозможными.

Задача: Привлечь инвестиции в сельское хозяйство, повысить занятость, сократить площади необрабатываемых земель, увеличить количественные показатели сельского производства, улучшить социальную инфраструктуру села. Инвестор, который создает свое подсобное хозяйство в данном населенном пункте, заинтересован в  социальном благополучии и становится лоббистом и спонсором. В целях обеспечения себя квалифицированной рабочей силой, безопасности своего бизнеса и имущества, создания благотворного морального климата предприниматель  заинтересован в действующих в селе: церкви, библиотеке, клубе, школе. А в хорошей дороге к селу, наличии газа, света, телефона, Интернета он заинтересован и для собственного удобства, тем более что все эти вложения повышают стоимость его сельхозпредприятия.
Потому что для благотворительности есть только 3 причины:
1. Самореклама
2. Прагматизм
3. Нравственные идеалы, на которые пока рассчитывать не приходится.

Методы: Комплексные мероприятия по привлечению к этому виду инвестиций местных предпринимателей.
• Областной администрации через законодательные инициативы сделать этот вид инвестиций более привлекательным.
• Запустить ряд материалов в СМИ (газеты, радио, ТВ) про эффективность подобных вложений, про привлекательность подобных вложений с имиджевой стороны, а так же их патриотичность, исторические параллели про купцов и помещиков, желательно местных.
• Провести совещание для представителей среднего бизнеса.
• Разъяснить позицию областной администрации сельским жителям и чиновникам.
• Провести прямую рекламную акцию, призывающую местных предпринимателей завести себе собственную ферму - такое частное подсобное предприятие.

Возможные месседжи этой акции: Такое хозяйство может:
• стать прекрасным местом для отдыха
• обеспечить семью и родню экологически чистыми продуктами питания, а здоровье это значительная инвестиционная забота преуспевающего бизнесмена
• вложить деньги в недвижимость
• повысить авторитет и улучшить имидж предпринимателя
• получить поддержку областной и местной администрации
• создать в последствии высокоэффективное хозяйство, приносящее прибыль.

Время: Начинать проект лучше осенью и завершить в основном до нового года. Тогда за зиму, к весне инвесторы смогут лучше подготовиться, не нарушая цикла сельскохозяйственных работ.