Бал. Глава 22. Краткое содержание

Ольга Фер
     Риша в платье герцогини де Шеврез, а Лу в костюме кавалера достаточно свободно проникают во дворец перед балом. Они рискуют представиться лордом и леди Винтер. Опасаться быть узнанными сразу им не стоит, они в этом уверены - мушкетеров и настоящей леди Кларик в Париже нет. Но два человека потом все же заподозрят неладное. Арамис узнает Атоса. А кардинал, поинтересовавшись - кто та молодая пара и получив ответ, не узнает в даме свою фаворитку (однако, это окажется и не герцогиня де Шеврез, которую кардинал тоже знает в лицо).
     Арамис заинтересован только дамой Атоса, которая видится ему привлекательной, но не знакомой. Названные имена вымышлины - это очевидно. И Атос никогда не появляется на людях с дамой. Друзья уверены, что пассии не для него. А тут!!!??? Значит, появление странно пары  не случайно. И Арамис, ничем не выдает, что узнал своего молодого друга. Однако, ситуация интригует. Он пытается заговорить с Атосом,тщетно. Атос исчезает с дамой также внезапно, как и появился на балу.
     Кадинал же видит пару после того ка подвески переданы, и Риша и Лу совершили роковой шаг, вернувшись в зал после балета. Кардинал незаметно наказывает найти Рошфора. Он не сомневается, что пара Винтер - подделка. Но кто скрывается под их личиной и, главное, зачем?
     Рощфор тут как тут. Кардинал узнает о бегстве де Шеврез и Кетти. Рощфор высказывает предположение о подмене в доме Бонасье. Кардинал понимает ВСЕ! И, хотя у него нет прямых доказательств, он не сомневается, что появление на балу ложных супругой Винтер, 12-то якобы похищенных подвесок королевы, исчезновение де Шеврез и Кетти из-под замка (при прекрасно разработанном плане), отсутствие леди Кларик в Париже, все это не случайно! Он поручает Рошфору проследить за парой. Незаметно, как тот умеет.
     Графу достаточно одного поверхностного взгляда на даму - она одета именно в то платье (платье де Шеврез), а кавалер - мушкетер, которого он выдел в "Гербе Франции".
     Кардинал передает через одного из своих верных слуг, что желает видеть леди Винтер в своем кабинете, немедленно. Это становится для Риши и Лу сигналом, что их присутствие и тайна раскрыты, либо они под подозрением. На сколько глубоко они увязли в собственной неосторожности они не ведают, но бал нужно покинуть как можно быстрее. Кардинал хочет видеть только леди, и Лу приходится уступить (не обнажать же шпагу прямо тут при короле и придворных!). Но Лу следует за Ришей. Перед кабинетом Решилье человек просит Ришу обождать - он должен доложить о ее приходе. Лишь только человек скрывается за дверями, Риша и Лу бросаются в нишу, где по их мнеию должно быть окно или еще одна потайная дверь. Это оказывается окно.
     Выбравшись на парапет... Они не высоко над землей, если судить по этажам, но высоковато и для физически развитого мушкетера. Правда, если перебраться до галереи, там можно спрыгнуть на балкон, оттуда спуститься в парк и затеряться среди многочисленных аллей. Не таких ухоженных как при Лентре, но это и к лучшему - дикие заросли, незаметные скамейки -сохраняют тайны лабиринта сада.
     А пока они стояли на парапете, более широком, чем на современных 20-му веку многоэтажных зданиях и не достаточно широком, чтобы чувствовать себя спокойно и как со шпагой на боку, так и в платье той эпохи.
     Что же представляло из себя платье? Еще не было кринолина и пралине и, тем более, наиболее современных материалов и технологий, но уже не было бескорсетных туник, которые с изменениями вернутся в 18 веке. Платья тех лет открывали так много, как только позволял стыд их хозяек. Как правило, придворные дамы ограничивались большим декольте. Но декольте декольте - рознь. Порой, фрагнцуженки и испанки доводили декольте до крайности - платье было сзади/спереди открыто пости до пояса, так что не только грудь (бюст), но и почти вся верхняя часть тела становилась обнажена. В таком наряде Риша  рисковала быть слишком изящной и привлекательной, чего никак нельзя было допустить, ибо тогда сохранить хоть какое-нибудь инкогнито стало бы невозможно.
     Так что  не трудно представить, да, и поставить себя на место дамы в таком наряде, окажись она в сложной ситуации - и прижаться к стене, слившись с ней воедино невозможно, и отойти от нее, сохраняя равновесие на парапете - весьма затруднительно. Кроме того, читатель помнит, что платье герцогини было Рише маловато, поэтому в добавок ко всем неудобствам она и дышала "через раз". А то, что леди Винтер была англичанкой и вдовой устраивало только Лу, так как декольте весьма скромно и еще вуаль прикрывала изыски. Но это не устраивало Ришу, которая теперь ворчала еще больше.
     Да, кринолина и юбки-подушки еще не придумали. А чтобы сохранить минимальные приличия, при этом "складывать мужчин в штабеля" при открытии верха тела, этикет требовал множества нижних юбок под верхнюю, основную. Верхняя юбка шилась из тяжелых дорогих тканей и укреплялась драгоценнными камнями, золотым шитьем, кружевами и другой элитно мишурой. Поэтому, хотя во Франции и Англии начала 17 века придворными дамами не использовались каркасы под юбки, материи на нижней части тела скапливалось предостаточно. Это имело исторические значение в этикете тех времен: чтобы, прежде всего задерживать усовершенствования мебели, в частности, стульев; во-вторых, придворный балет и минует не пускали в жизнь знати других, фривольных танцев - ведь композиторы не могли придумать ни танго, ни вальс - общество на пару веков раньше погрязло бы в разврате окончательно; в-третьих, для свободного перемещения нужен был простор; в четвертых, задержалось развитие легкой промышленности - нижние юбки были полотняными, они крахмалились и, по представлению человека 20 века, "торчали колом", создавая таким образом каркас, который потом заменит конструкция из китового уса. А легкие ткани, типа трикотажа, шелка, еще не изучены европейцами.
     Из рассказанного можно сделать неутешительный вывод - похищение тайны шелковичного червя Европой круто изменило не только представление о моде вообще, но и повлияло на архитектуру, музыку, хореографию, этикет, мебель, транспорт. А введение Людовиком 14 все возможных рюшей, воланов, оборок, жабо и кружев на все элементы мужского туалета и длиннейших шлейфов для дам, и вовсе заставило время остановиться. Так вот, платье Риши было скромным по сравнению с платьями окружающих ее на этом балу дам. Модным элементом(от которого Риша не отказалась "ни за что!")был только входящий в моду горфированный воротник. А несколько нижних юбок плотно, согласно этикету Англии, прилегающих к телу, доставляли неудобства, вплоть до боли в талии и во всем теле.
     Не продуманным элементом костюма дамы были еще каблуки. В начале 17 века они являлись с одной стороны главным символом века женщины, с другой создавали опасность для ее жизни, достигая, порой, высоты 12-15 дюймов. Да, кареты и носилки оберегали женщин от необходимости рисковать сломать себе шею на скользких от грязи мощеных мостовых городов, к счастью, немногих, но во двроцах лестницы и плохо освещенные коридоры (порой специально плохо освещенные), темные галереи и переходы, полутемные ниши и многие закоулки (в одном из таких д"Артаньян получил сапфир королевы), скользкие полы, над полировкой которых день и ночь трудились многочисленные слуги, - все это создавало атмосферу предложений к самоубийству. Только в дни празднеств и балов большие залы освещали как следует. Для королевского бального помещения требовалось не менее 200 свечей белого воска, что являлось неслыханной роскошью даже по тем временам.
     Этот бал в Лувре оказался ни чем иным как балом-маскарадом. Это обстоятельство сыграло на руку Рише и Лу (ведь они прятались под чужими именами и чужими лицами).