Князь Алексей в Америке

Юрий Дым 61
 На фото: Дж.Кастер и Великий князь Алексей.


                Князь Алексей в Америке.

               
    В 1871-1872 гг. третий сын Императора Александра II, великий князь Алексей путешествовал по Соединенным Штатам. Это был самый важный официальный визит из России в Америку в то время. Поездка сыграла большую роль в теплых отношениях между Россией и США и стала важнейшим общественным событием. Алексея постоянно приветствовали большие толпы людей и корреспонденты газет, которые писали в основном благоприятные статьи о великом князе в местной и национальной прессе. Несмотря на то, что он объехал значительную часть Америки, кульминацией его путешествия было пребывание на Западе. Там этот европейский дворянин участвовал в простых американских развлечениях, охотясь на бизонов с генералом Шериданом и Баффало Биллом (наст. имя Уильям Коди) и с восторгом наблюдая показательную езду и стрельбу индейцев сиу, к радости восторженной публики.

19 ноября 1871 г. Прибывает в Нью-Йорк на фрегате "Светлана."
22 ноября 1871 г. Представлен президенту Гранту в Вашингтоне.
ноябрь-декабрь 1871 г. Посещает Нью-Йорк, Бостон, Филадельфию и другие города на восточном побережье, Среднем Западе и в Канаде.
31 декабря 1871 г. - 1 января 1872 г. Посещает Чикаго – "город-феникс Запада", где осматривает руины великого пожара, скотные дворы и свиной мясокомбинат.
2-11 января 1872 г. Посещает города Милуоки и Сент-Луис. В Милуоки российский генеральный консул Бодиско во время своей речи произносит следующее: "Сейчас я впервые на Западе. Верно говорится в Америке: "На запад движется звезда империи."... В России звезда империи движется на восток и скоро две нации пожмут друг другу руки через Берингов пролив".
12-16 января 1872 г. Охотится на бизонов с Баффало Биллом, генералами Кастером и Шериданом, индейцами сиу и их вождем Пятнистым Хвостом на равнинах Небраски; 
17-19 января 1872 г. Посещает Денвер; приглашен на бал клуба первопроходцев, осматривает шахты.
20-21 января 1872 г. Охотится на равнинах Колорадо, убивает пять бизонов.
22 января 1872 г. По пути в Топику, штат Канзас, стреляет в бизонов из поезда.
22 февраля 1872 г. Уезжает из Америки – отплывает из Пенсаколы, штат Флорида, на фрегате "Светлана."

                Великая охота.   
               
  20 августа 1871 г, из Кронштадта в США, отплыла эскадра русского флота под командованием адмирала Посьета. В эскадру входили флагманский фрегат «Светлана», корвет «Богатырь» и клипер «Абрек», а накануне вечером «Светлану» посетил император Александр II. Он вызвал к себе командира фок-мачты лейтенанта Алексея Романова и о чем-то долго с ним беседовал. Потом быстренько осмотрел фрегат, и пожелав всем счастливого плавания, покинул палубу.
Под именем Алексея Романова в длительное путешествие отплывал его сын, великий князь Алексей Александрович. И хотя визит в США и носил статус официального, его истинной причиной было желание августейшей особы вылечить сына от тяжкой хворобы любви.
  Спустя три месяца путешествия, 21 ноября 1871 года, русская эскадра бросила якоря в гавани Нью-Йорка.

  США тогда не баловали визитами члены царствующих семей Европы, и прибытие великого князя вызвало в Америке определенный ажиотаж. Журналисты отслеживали каждый шаг Алексея Александровича, а затем подробно расписывали его в газетах. Так что все шаги великого князя по американской земле отследить нетрудно.

  После устроенного в честь прибытия русских военного парада, и молебна в православной церкви, 22 ноября великий князь отбыл в Вашингтон отдельным поездом для высоких особ.
23 ноября, в Белом доме его принял президент Улисс Грант с женой Юлией Грант, и дочерью Нелли Грант. На приеме также присутствовало большинство членов правящей верхушки США с супругами. На следующий день великий князь на том же поезде отправился в путешествие по Америке (посетив попутно и Канаду).
Великий князь пожелал обозреть Военно-морскую академию США, Адмиралтейство, Вест-Пойнт, Гарвардский университет, Ниагарский водопад, Национальную академию дизайна, и прочие примечательные места Америки. Но больше всего Алексею нравилось посещать балы в его честь, оперу, театры, магазины и шоу, и, как особое желание, была выражена просьба устроить ему охоту на бизонов.

  Причем, денег Алексей Романов не жалел. Чикаго, куда он прибыл 30 декабря, тогда только приходило в себя после большого пожара, и великий князь от щедрого сердца не раздумывая пожертвовал для бездомных 5000 долларов золотом.
5 января он прибыл в Сент-Луис, штат Миссури, где пробыл неделю... 

  Еще в начале своего пребывания в США, во время приема в Белом доме, устроенного президентом Грантом, Алексей Александрович познакомился с американской знаменитостью — героем войны с индейцами генералом Шериданом. В завязавшемся между ними разговоре Великий князь признался, что с детства испытывает интерес к американскому Западу и мечтает по-охотиться на бизонов. Генерал запомнил и при случае рассказал об этом президенту.
В результате на самом высоком государственном уровне решено было устроить русскому принцу настоящее охотничье приключение “по-американски”.
А для обеспечения нужд великокняжеской забавы, президент распорядился отрядить целиком Западную дивизию военного департамента США.
  Штаб  всей операции  расположился в Норт-Платте. Чтобы гарантировать успех предстоящего сафари, Шеридан нанял самого знаменитого жителя этого города, бывшего военного разведчика-скаута Уильяма Коди, более известного всем под именем Буффало Билла, который, несмотря на молодость, уже имел репутацию лучшего охотника на бизонов в стране.
Кроме всего прочего, генералу хотелось придать охоте достоверный местный колорит. Ради этого он поручил Буффало Биллу разыскать Пятнистого Хвоста, вождя индейского племени Сиу (в то время как раз не воевевавшего с  бледнолицыми ), и нанять его вместе с “командой” из тысячи индейцев и их жен для участия в охотничьей “эпопее”. Буффало Билл сумел договориться с Пятнистым Хвостом, пообещав ему тысячу фунтов табака. Кроме того, из штата Кентукки был вызван еще один герой Северо-Американских Штатов, 32-летний генерал Джордж Кастер — специально для того, чтобы он возглавил царскую охоту в качестве Великого Маршала.
В самом центре обширной территории, где предпочитали зимовать стада бизонов, был разбит временный лагерь, получивший название “Алексей”. Чтобы достойно разместить высокопоставленных участников охоты, солдатам прикомандированной Западной дивизии пришлось изрядно потрудиться. Они расчистили от толстого слоя снега площадку в полтора гектара, поставили несколько просторных шатров для “главных гостей” (ковры, мебель и постельное белье сюда доставили аж из Чикаго!), собрали четыре десятка палаток для адъютантов, ординарцев, прислуги, разбили две громадные госпитальные палатки (медпункт был предусмотрен на случай травм во время охоты), а кроме того, установили флагштоки для знамен, выкопали, вернее вырубили, в промерзшей земле выгребные ямы для туалетов, оборудовали громадные кострища и заготовили для них штабеля дров и горы хвороста. Великого князя и его свиту доставили в Норт-Плат через прерии на персональном литерном поезде из пяти роскошных пульмановских вагонов. На вокзале русских гостей и прибывшего вместе с ними генерала Шеридана встретил Буффало Билл — человек шести футов ростом, одетый в вышитый блестками кожаный наряд, отороченную мехом шубу и черную военную шляпу с мягкими полями. Далее предстояло добираться “лошадиным транспортом”.
Буквально весь город высыпал на улицы, чтобы полюбоваться на небывалое зрелище. В караване было около полу тысячи человек, более сотни экипажей, багажных и госпитальных телег (в том числе три подводы, груженые спиртными напитками!). Столь внушительный “конвой” сопровождали батальон кавалеристов, военный оркестр и несколько верховых индейцев.  Дорога через безлюдные заснеженные просторы до лагеря заняла около 8 часов. В пути американские офицеры развлекали русских коллег воспоминаниями о своих приключениях в прериях, не стесняясь порой приплетать и откровенные байки. Сразу по прибытии в “Алексей” состоялась торжественная трапеза, перед началом которой оркестр исполнил гимн “Боже, Царя храни”.
  Назавтра, 14 февраля, праздновался день рождения Великого князя. Конечно, лучшим подарком к его 22-летию могла стать удачная охота. Утром возвратился с разведки Буффало Билл и доложил, что удалось обнаружить километрах в двадцати большое стадо бизонов. После завтрака, где пили шампанское за здоровье новорожденного, кавалькада охотников во главе с Буффало Биллом (сопровождаемая несколькими газетными репортерами) поскакала к указанному пункту. Лишь преодолев череду оврагов, всадники смогли добраться до заветного места, и началось наконец-то то, ради чего была затеяна вся эта грандиозная эпопея.
Хотя стадо бизонов оказалось очень многочисленным, “главному” охотнику поначалу не везло: Алексей Романов раз за разом промахивался. Буффало Билл  протянул Его Высочеству свой проверенный “Спрингфилд”. Первый же выстрел русского гостя оказался после этого весьма удачен: августейший охотник уложил буйвола. Восторгу Алексея Александровича не было границ, он громко закричал и, подозвав слуг, велел тотчас обнести всех охотников шампанским.
Участники удачного предприятия вернулись домой лишь к наступлению сумерек. Приближаясь к лагерю, американцы — для пущего впечатления — дружно издали традиционный индейский боевой клич. И вдруг из темноты им ответили тем же! Оказалось, что в “Алексей” прибыли вождь Пятнистый Хвост и его воины.

  В первый день охоты было убито от 30 до 40 буйволов, шкуру первого убитого князем Алексеем буйвола великий князь взял впоследствии домой в качестве сувенира.
На следующий день августейшему охотнику был продемонстрирован индейский способ охоты с луками и стрелами. Накануне Великий князь усомнился было в эффективности охоты с луком. Крапчатый Хвост решил доказать обратное и предложил недоверчивому гостю выехать в прерии рядом с его другом по имени Два Копья. Индеец выбрал бизона покрупнее, пустил в него стрелу, которая с визгом вышла с другой стороны туловища и воткнулась в землю. Именно эту стрелу и подарили на память восхищенному князю. «Глядя на это, я был охвачен благоговейным восторгом», – вспоминал потом Алексей Александрович ту охоту.
  Сам великий князь в тот день убил двух буйволов, одного из них на расстоянии 100 шагов, выстрелом из пистолета. А всего за два дня охотники уничтожили около сотни бизонов. Вечером  воины сиу устроили в лагере представление с   индейскими военными танцами под  гром барабанов, и ужин с раскуриванием  трубки мира. На этом “великокняжеское сафари” в прериях штата Небраска завершилось. Но память о столь необычном “общественно-политическом мероприятии” сберегли в тех краях надолго.  Великий князь Алексей остался  очень  доволен охотой. При расставании он подарил Буффало Биллу шубу, Джорджу Кастеру золотые запонки, а каждому из индейских вождей револьвер и охотничий нож с рукояткой из слоновой кости. В ответ индейцы вручили русскому вельможе индейские  сувениры  – настоящий вигвам и стрелу, которая прошила бизона насквозь. В настоящее время эти экспонаты хранятся в музее г.Тверь.

  Охота на бизонов очень сблизила Великого князя и Джорджа Кастера. Генерал вызвался сопровождать Алексея Александровича в дальнейшем путешествии по Соединенным Штатам и пригласил его посетить Кентукки и прокатиться на пароходе по Миссисипи до Нового Орлеана. После того как русский принц зимой 1872 г. покинул Америку, они на протяжении нескольких лет обменивались письмами. Их переписку прервала лишь гибель Джорджа Кастера в битве при Литтл-Бигхорн в 1876 г.

Литература: В.В.Панкратов "Его Высочество великий скаут".