Хвалящийся, хвались Господом! Гл. 2 Часть 21

Нина Богдан
                Док. № 55
                11 января 2012 г., г. Ленинск-Кузнецкий, беседа с Орловой Валентиной Никитичной, 1931 г. рождения. Беседу вели священник Александр Зленко, историки Леонид и Наталия Лопатины.
                Орлова Валентина Никитична:"Прочитала в газете вашу статью об отце Сергии и подумала: «Надо же! Отца Сергия вспомнили. Я же его знала, и грех будет, если не позвоню вам». Ходила, вспоминала, представляла, что расскажу. Да, что, собственно, представлять? Я же его в молитвах и так поминаю. Хороший был человек, чистый, святой.
                Об отце Сергии мы узнали случайно. До войны и во время войны ходило много странников. Была при нашей Покровской церкви такая странница Фёклушка. А мама наша любила странников приглашать к себе домой, кормила их, оставляла ночевать. Пригласила и Фёклушку. Она нам рассказывала, где бывала, что видела, с кем встречалась. Рассказала и о матушке Раисе из Кемерово, к которой теперь собиралась идти. Мол, матушка Раиса говорила, что кто к ней придёт, тот спасётся.Про матушку Раису тогда много слухов ходило. Говорили, что она способна на чудеса.
                Наш батюшка Александр давал нам читать книги про святых. А тут Фёклушка рассказывает про такую монахиню, которая мне казалась святой. Да и сама я всё мечтала стать монахиней, жить, как святые, где-то в пустыне, Богу молиться, молитвами людям помогать, замуж не выходить. Это были мои детские мечты, мне тогда было 13 лет. Сговорились мы с Феклушкой идти к матушке Раисе в Кемерово. Автобусы тогда ведь не ходили, пешком надо идти. А это, считай, 100 километров зимой – по морозу и метелям.
                На следующий день после службы Фёклушка сказала, что мы должны зайти к отцу Сергию за благословением на это дело. А кто он такой, я тогда не знала. Фёклушка мне рассказала, что он знает всё наперёд, что некоторых исцеляет. Мы пришли. Он жил в маленькой избушке, стол стоял, нары вместо кровати, была маленькая комната, где жила Ульяна. Ей лет 30 было. А он уже старенький.У него были люди, они вскоре ушли. А он нам стал рассказывать про Евангелие.
                Мы долго у него были. Он мне рассказал про мою жизнь, что меня ожидает. Потом мы спросили его благословения идти к матушке Раисе. А он сказал, что не благословляет идти в такую даль по морозу. А для себя я тогда подумала: «Интересно, что же это он боится холода и ветра? А как же Иисус Христос со своими учениками ходил и в дождь и ветер?». Только я так подумала, а он сразу же ответил на мои эти мысли. «Ладно, – говорит, – благословляю, идите». Он понимал, что родители меня никуда не отпустят. Да ещё похвалил за мою настойчивость идти к Богу и смирение. Назвал меня «золотничком».
                Я ему не говорила, что собираюсь в монашки, а он сказал: «Не надо тебе в монахини идти, у тебя земельки много. Тебе трудно будет в монашках. Ты в миру будешь спасаться». Держит меня за руку и говорит про земельку. А я хоть и подростком была, но поняла, что «земельки много», это то, что я полненькая, тела много. Поняла, что мне трудно будет без мужа.
                Пришли мы домой, сказали маме про Кемерово, и она, конечно, никуда меня не пустила. Фёклушка у нас пожила ещё с недельку и ушла. Я потом ещё к отцу Сергию приходила, приносила гостинцы. Но у него тогда были другие люди. Я слышала, как он говорил одной женщине, чтобы она за такого-то не выходила замуж, а выходила за такого-то. Я потом с той женщиной вместе работала. Она послушалась совета, вышла замуж, так как отец Сергий сказал. Жила она с мужем хорошо. А было ли это счастье, как вы говорите? Вы же знаете, какой это период был!
                А третий раз я была у него вместе с одной женщиной. Мы зашли к нему после церкви. У него никого не было. Мы зашли, а он сразу: «О, раба Божия Валентина и раба Божья Евдокия!». Он же имен наших не знал. Когда я у него была? А Евдокию он вообще видел в первый раз. О чём мы с ним говорили на этот раз, не помню. Помню только, что мы сказали про народ на службе в церкви, А он сказал, что там всего два человека-то и было. Я поняла, что мы стояли на молитве и думали о житейском, а не о Боге.
                Все звали его отцом Сергием. Почему так? Так, ведь он старый был. Ходил в чём-то длинном. За священника мы его не принимали, только за старца. Всё,о чём я рассказываю, было в тот год, когда на военных погоны появились и когда священников стали выпускать из тюрьмы.  Тогда и отец Александр (Поспелов) пришёл из тюрьмы. Отец Александр действительно был подвижник. Служил в церкви он один. А народу в церкви тогда было очень много. Ведь к тому времени вера ещё не исчезла. Поэтому накануне причастия он исповедовал с предыдущего дня и до самого вечера. Когда он ел, даже не знаю. Может, стакан чаю выпьет…. И так весь пост. Всё время на все вызовы ходил пешком по городу.
                На похоронах старца Сергия было много народа. Хоронили его, кажется, из церкви. Но на похоронах я не была. К тому времени была замужем и в церковь ходила реже. А в тот день я была на работе.
Помню мужчину, который после похорон рассказывал в церкви окружившим его людям, как отец Сергий предсказал с ним встречу на мосту. Я того мужчину не знаю, захватила только конец его рассказа, что он остановил машину, пропуская людей, идущих за гробом.
                Отца Сергия уж очень уважали, считали его прозорливым старцем, любили его. Говорили, что он из деревни, пас скотину, грамоты не знал, но Евангелие знал наизусть. Читать и писать он не умел. Что брат у него был начальником, что брат хотел, чтобы старец женился. Знаю, что старец стал плохо видеть, а потом совсем зрение закрылось. Но он продолжал проповедовать Евангелие".