Генерал Джон Турчин

Юрий Дым 61
   
   Более ста лет прошло со времени гражданской войны в Соединенных Штатах. Судьба страны висела на волоске. Предвиделась возможность распадения государства на две страны — свободный Север и рабовладельческий Юг. Кровопролитная война закончилась победой Севера. Соединенные Штаты остались соединенными ценой страшных человеческих потерь и экономического разорения Юга. В этой междоусобной борьбе на стороне свободного Севера участвовало много европейцев-добровольцев и среди них немало русских. Знаток этой темы покойный историк А. Ф. Долл (Долгополов) писал, что в рядах армии северян сражалось более ста русских волонтеров. История сохранила мало имен, одно из них — полковник генерального штаба Иван Васильевич Турчанинов, известный в Америке под фамилией Турчин, один из немногих иностранцев в американской армии заслуживший генеральский чин.
Ныне о гражданской войне опубликованы многочисленные исследования. Иван Турчин привлек внимание историков главным образом благодаря его исключительным организаторским способностям и воинской доблести. 

       Иван Васильевич Турчанинов — бригадный генерал Джон Бэзил Турчин

   1775 год.  Именно тогда Екатерина Великая впервые ответила отказом на просьбу английского короля Георга III отправить в Америку «ограниченный контингент» русской армии в составе 20 000 солдат для проведения «карательной операции против ополченцев». Британский посол потратил несколько лет, чтобы добиться пересмотра этого решения, но безуспешно. И вот уже весной 1779 года первый президент США Джордж Вашингтон пишет своему французскому соратнику, также участнику войны за независимость, маркизу Жильберу де Ла Файету: «Мы немало обрадованы узнать из достоверного источника, что просьбы и предложения Великобритании русской императрице отвергнуты с презрением».
28 февраля 1780 года Россия обнародовала декларацию о вооруженном нейтралитете, призывая других мировых игроков последовать своему примеру. Рескрипт содержал в том числе следующие пункты: нейтральные суда могут свободно посещать порты воюющих держав; собственность воюющих держав на нейтральных судах, за исключением военной контрабанды, пропускается неприкосновенно; военной контрабандой признаются только оружие и боеприпасы.
   С 1780 по 1783 год к российской декларации присоединились почти все крупные страны Европы. Разумеется, принципы документа признали и Франция с Испанией, изначально выступавшие на стороне колонистов. Антибританская, по сути, декларация была выгодна многим приморским государствам, но в первую очередь молодым Соединенным Штатам, поскольку делала практически невозможным блокирование американских портов и способствовала упрочению жизненно необходимой для повстанцев торговли.

   Однако устоявшие в войне за независимость США во второй половине XIX столетия ждало еще одно испытание на прочность — гражданская война между Севером и Югом. Великобритания и Франция по собственным политэкономическим мотивам поддержали южан. Россия, напротив, встала на сторону Севера. Император Александр II принял решение послать в Новый Свет две мощные эскадры, перед которыми ставилась задача угрожать английским коммуникациям, а в случае нападения нанести вред и военному флоту англичан. Из первой задачи вытекала следующая: поддержать северян в войне против рабовладельческого Юга.
 Уже в сентябре корабли Лесовского бросают якорь в порту Нью-Йорка, где северяне, ликуя, встречают русских моряков...

   Иван Васильевич Турчанинов родился в Новочеркасске 24 декабря 1821 в семье донских казаков, имевшей дворянский статус. Его дядя, П. П. Турчанинов, был участником наполеоновских войн, дослужился до чина генерал-лейтенанта, был одним из соратников М. И. Кутузова.  Иван обучался в Первом кадетском корпусе в Петербурге, затем в войсковой классической гимназии в Новочеркасске. В 1843 году Турчанинов закончил Михайловское артиллерийское училище. Проявив незаурадные способности к воинской службе, был принят в гвардию. В чине поручика служил в Лейб-гвардии Донской конно-артиллерийской батарее, участвовал в подавлении восстания в Венгрии. В 1852 году с малой серебряной медалью закончил Академию Генерального штаба в Санкт-Петербурге. Иван Турчанинов также принимал участие в Крымской войне, провёл топографическую съемку побережья Балтийского моря, за что получил звание гвардии полковника и был награжден орденом. 10 мая 1856 И.В. Турчанинов женился в Кракове на Надежде Дмитриевне (по другим данным, Антоновне) Львовой.   Несмотря на хорошо складывавшуюся карьеру и материальное благополучие, в 1856 Турчанинов с женой неожиданно под предлогом поправки здоровья уехал в США через Европу. Причиной этого поступка был некий авантюризм, а также глубинная неудовлетворенность порядками в России, которую испытывал Иван Васильевич, бывший противником крепостного права. Известно, что он переписывался и дружил с А.И. Герценом. В 1858  в чине полковника его исключили из армии на Родине.
По прибытии в Нью-Йорк Иван и Надежда решили сделать свои имена более привычными для американцев. Теперь их звали Джон Бейзил и Надин Турчин. Сначала они пытались заниматься сельским хозяйством, но неудачно. Более того, ряд представлений Ивана Васильевича о жизни в Америке оказались слишком идеалистическими. В одном из писем Герцену он писал, что "я за одно благодарю Америку: она помогла мне убить наповал барские предрассудки и низвела меня на степень обыкновенного смертного; …никакой труд для меня не страшен". Потом они отправились в Пенсильванию, где Иван окончил инженерный колледж, а Надежда - медицинский. В 1859 семья переезжает в Чикаго, Иллинойс, который станет для них домом. Джон Бэйзил благодаря имевшимся навыкам и образованию устроился инженером-топографистом на железную дорогу. Вскоре пришел материальный достаток, а также интересные знакомства - с военным Джорджем Маклеланом и самим Авраамом Линкольном.
   В 1861 в США разразилась Гражданская Война, и Турчанинов присоединился к Северу, став полковником 19-ого Добровольческого пехотного полка Иллинойса. В данном формировании солдаты сами выбрали себе командира. Они отдали предпочтение Турчанинову перед будущим президентом США полковником У. Грантом. Будучи талантливым командиром,  И.Турчанинов  сумел превратить свой полк в одну из самых боеспособных частей северян. Вскоре полк был включён в новосозданную Армию Огайо под командованием генерал-майора Карлоса Бьюэлла. На последнего произвели впечатление успехи Турчина, и вскоре ему поручили возглавить 8-ю бригаду дивизии Митчелла, состоящую из четырёх полков. В бригаде Турчин так же вскоре навёл железную дисциплину и она превратилась в одну из лучших в армии Севера. Жена Турчина, Надин, была врачом в бригаде своего мужа (солдаты обращались к ней «Мадам Турчин») и заслужила любовь и уважение как прекрасный врач и отзывчивый человек. В 1861 году бригада Турчина не принимала непосредственного участия в боевых действиях, занимаясь боевой подготовкой.
С начала 1862 года отношения между  Турчаниновым и Бьюэллом стали постепенно ухудшаться. Причиной была пассивность Бьюэлла, не проводившего активных боевых действий. Многие подозревали генерала в симпатиях к южанам, так как он был одним из немногих северных генералов, владевших рабами.  Турчанинов, вместе с другим полковником, Митчеллом, самовольно выдвинулись вперёд и захватили ряд позиций южан. Бригада  Турчанинова первая вошла в города Нашвилл и Хантсвилл. 2 мая 1862 года был взят город Афины (Алабама), при этом произошёл инцидент: солдаты устроили в городе грабёж. В связи с этим  Турчанинов был отдан под военно-полевой суд, который приковал к себе внимание всей страны. Досудебная следственная комиссия установила невиновность Ивана-Джона, но суд, среди членов которого были сторонники южан, признал его виновным и уволил из армии. Однако, одновременно с судом, в поддержку Турчанинова выступила общественность Севера: в Чикаго его встретили как героя. Под давлением общественного мнения президент Авраам Линкольн ещё до окончания суда — 17 июня 1862 года — присвоил Ивану Васильевичу звание бригадного генерала, Бьюэлл же вскоре был отстранён от должности.

   Осенью 1862 года бригаду  Турчанинова отправили на Восточный фронт Гражданской войны — в Виргинию, однако поезд, на котором следовала бригада, упал с моста, были погибшие и раненые. Турчанинов и его жена сделали всё возможное для спасения солдат. Вследствие этого несчастного случая бригада вернулась обратно и не получила возможности проявить себя на Виргинском театре боевых действий. Во время войны, Иван Васильевич, будучи профессиональным военным, помимо командования бригадой, активно занимался исследованиями теории военной науки. Он разработал и опубликовал серию брошюр по тактике, обмену сигналами для координации действий, подготовке засад и тренировке новобранцев. Сочинение Турчанинова «Обучение бригады» было признано военными кругами Севера лучшим учебником по тактике полевой войны. Работы Турчанинова активно использовались северянами для организации армии, а после Гражданской войны повлияли на новый военный Устав.
В ходе Гражданской войны  Турчанинов отличился в ряде сражений, но именно в 1863 году наступил его «звездный час». В кампанию 1863 года он прославился в битвах при Чикамоге и Чаттануге. В битве при Чикамоге (19—20 сентября 1863 года) армия северян потерпела тяжёлое поражение и стала в беспорядке отступать. Тогда генерал Турчанинов лично повёл свою бригаду в контратаку. Его солдаты сумели прорвать линию южан, но сами оказались в тылу наступающего противника. Не растерявшись, Иван Васильевич приказал развернуться и прорываться к своим. Солдаты  вновь прорвали линии южан и вышли к северянам. В ходе этого боя бригадой Турчанинова было пленено около 300 южан и захвачено несколько пушек. В американской историографии Гражданской войны в США этот подвиг получил название «Турчаниновская атака в тылу врага». Кстати, в бригаде Ивана Васильевича был еще один русский - Алексей Смирнов - но он, к сожалению, героически погиб в этом сражении.
   После битвы при Чикамоге генерал, по заказу военного департамента, написал карту данного сражения, которая до сих пор является одним из ценных источников по истории этой битвы. Во время сражения при Чаттануге (24-25 ноября 1863 г.) бригада Турчанинова входила в состав дивизии Бэйрда четырнадцатого корпуса армии Союза. В ходе сражения, войска северян выбили южан с позиций у Миссионерского хребта, но оказались под сильным огнем с вершины горной гряды, где у южан также была оборонительная линия. Тогда северяне стихийно атаковали противника. Одним из рядовых командиров, которые вели в бой своих солдат, был Джон Турчанинов. Под ураганным огнем противника, северяне сумели подойти вплотную к позициям конфедератов. Артиллеристы южан в отчаянии поджигали фитили бомб и сбрасывали их на врага, но это им не помогло. Южане снова были выбиты и очистили Миссионерский хребет. Бригада Турчанинова одной из первых (по некоторым сведениям первой) ворвалась на вершину хребта и, в частности, захватила 3 пушки. О мужестве солдат и накале сражения говорят потери бригады: 6 офицеров и 51 солдат убитыми и 11 офицеров и 211 солдат ранеными, 4 солдата пропали без вести, всего потери составили 282 человека.

   В результате победы при Чаттануге ситуация на Западном театре военных действийкардинально изменилась: стратегическая инициатива окончательно перешла к северянам.
Благодаря победе при Чаттануге, весной 1864 года армия генерала Шермана начала знаменитый «рейд к морю», в ходе которого провела стратегически важную битву за Атланту — крупнейший военно-промышленный центр Юга. Генерал Турчанинов вместе со своими солдатами принял активное участие в этом походе.

   В боевом журнале бригады сохранилась запись о том, что 25 февраля 1864 его бригада попала под сильный артиллерийский обстрел расположенной на холме батареи южан. По приказу  Турчанинова, бригада взяла холм штурмом и выбила южан с их позиций, потеряв 10 человек убитыми и 77 ранеными.   

   Гражданская война Севера и Юга плотно теснилась к железным дорогам. Они решали все или почти все.
Полковник Джон Безил Турчин понял это одним из первых. 
Стратегическая цель северян -- рассечь территорию Конфедерации пополам по линии север-юг, выйти к побережью Мексиканского залива. Попутно пресечь морскую поддержку конфедератов через Новый Орлеан и атлантическое побережье (этим занимался военный флот Севера).
На суше Гражданская война шла по классическому сценарию мобильной войны того времени. Кавалерия совершала быстрые рейды, пехотные части и артиллерия концентрировались в узловых точках для генеральных сражений, связь поддерживалась телеграфом и фельдъегерями, одновременно существовало множество подвижных линий фронтов, в стратегических пунктах возвышались укрепленные цитадели, не позволявшие противнику безнаказанно оставить их в тылу. Отчасти все это напоминало почти столетней давности Войну за независимость за вычетом телеграфа, железных дорог, паровых фрегатов, нарезных орудий и магазинных винтовок Генри.
Профессиональным взглядом полковник Турчин быстро оценил, какие силы достались ему под начало и какова вообще армия северян.
...В этой стране, где оружие гуляет свободно, среди солдат и волонтеров много отличных стрелков, в рассыпном строю они действуют неплохо, а вот с действиями сомкнутым строем и колоннами обстоит хуже. Никуда не годится система боевых сигналов, волонтеры долго приучаются запоминать мелодии горна, надо предложить флажную сигнализацию, она проще. Надо наставить офицеров и поупражнять ребят в перестроениях на поле боя, чтоб не сбивались в кучу при артобстреле и не шли цепью на стрелковые окопы.
Лихие южане мастерски действуют в кавалерийских рейдах -- налетают, рубят и исчезают, как наши конные татары и калмыки. Урон от этих налетов велик и будет расти. Надо предложить старую кавказскую систему засад, благодаря перенятию которой у горцев русские начали успешно действовать против партизан Шамиля. Нарвавшись на несколько засад, конфедераты поумерят свой кавалерийский пыл, а в открытом бою мы с ними будем справляться не в пример легче...
Главному командованию Конфедерации не раз уже докладывали, что действующий в составе армии Шермана 19-й Иллинойсский полк применяет небывалую тактику. Небольшой железнодорожный состав из трех-четырех вагонов, открытой платформы и паровоза, дополнительно обшитый броневыми листами, с двумя пушками на платформе курсирует по участкам линий в глубине территории южан и наносит значительный урон. Стремительными атаками этого бронированного поезда захвачены несколько стратегических мостов и узловых станций в Виргинии и Северной Джорджии; он же прикрывал наступление янки вдоль железнодорожной линии на Атланту так искусно, что подобраться к нему не было никакой возможности -- артиллерийский огонь велся с ходу, видна морская выучка, а стрелки в бронированных вагонах вообще неуязвимы. Кавалерийская бригада Бедфорда Форреста, попытавшаяся захватить эту «черепаху на колесах» лобовой атакой, потеряла чуть не треть людей и отступила. Говорят, что бронированный поезд придумал сам командир иллинойсцев -- полковник Джон Турчин, иммигрант из России, отличившийся в битвах при Чикамоге и Чаттануге.
Это и вправду был первый в мире бронепоезд.
В июне 1864 года Турчанинова поразил солнечный удар и он был вынужден оставить службу. 4 октября он ушёл в отставку. Так завершилась военная карьера одного из самых талантливых командиров северян.
   Первый рожденный за пределами США генерал американской армии Иван Васильевич Турчанинов (Турчин) вернулся в Чикаго, где работал патентным поверенным и инженером. Позже был вовлечен в операции с недвижимостью и в процесс обустройства эмигрантов из Европы на юге штата Иллинойс, основав в 1873 польскую колонию Радома. Был лично знаком с 3 президентами США - Грантом, Гарфилдом и Линкольном. Джон Бэйзил Турчин скончался 18 июня 1901 в госпитале города Энн (Иллинойс) возрасте 79 лет. Его похоронили с воинскими почестями на военном кладбище города Маунт-Сити (Иллинойс). На церемонии один из товарищей сказал, что "Иван Васильевич был одним из самых образованных и подготовленных солдат Америки и любил эту страну больше, чем многие рожденные в ней".
В 2003 вышла книга Стефана Чикоина  "Джон Турчин и борьба за освобождение рабов".

Литература : А. Борщаговский «Где поселится кузнец», В. Петров «Русские в истории Америки»,  А. Аникушин  «Президент и казак».