Наваждение

Евгения Евтушенко 2
 Эта история, которая перевернула все во мне, а могла бы перевернуть и жизнь, случилась в маленьком южном городке, куда я приехала навестить приболевшую свекровь.

Она потеряла мужа, но не захотела переезжать к нам в Москву – уж очень многое связывало ее с родными местами.

Мои мужчины, муж и сын, занятые работой, в этот раз не смогли выбраться к ней и остались в сырой и дождливой сентябрьской   Москве. Да и свекровь нуждалась, главным образом, в женской помощи. А я была рада возможности еще раз побывать в родных местах.

Пришлось спрятать свои все еще роскошные волосы под шелковый платок - знала,  что свекрови  это   должно понравиться. В ее городке не принято видеть замужних женщин с непокрытой головой.
 
Моя высохшая от времени мудрая свекровь чтила древние обычаи. Молчаливая, строгая, с большими, всегда печальными глазами, мать моего мужа  не раз говорила, что на Востоке женский платок – его называли «келагай» - это не просто головной убор, а символ  женской чести и нравственной чистоты. И женской силы.
 
До сих пор помню ее тихо журчащий голос:
- Когда достойная женщина бросала под ноги воинственно настроенных  мужчин свой келагай, то этот древний жест мог остановить самые тяжелые, даже кровавые  распри. Потому, что переступив через этот платок, мужчина  бросал пятно на честь своей матери, жены, и всего женского рода. Таков обычай.
Позже мне попались на глаза поразительные строки из стихотворения Евгения Евтушенко:

«Такой обычай выстрадан Кавказом:
Когда резня, когда погром жесток,
Швыряет милосердный женский разум
Свой непересекаемый платок»

Свекровь и  подарила мне  этот  шелковый платок с красивым восточным узором – давно, когда я еще только выходила замуж.

На юге, в отличие от Москвы, в сентябре было еще очень жарко. Ослепительное солнце размягчило асфальт, он словно плавился под ногами. В небе дрожало сизое марево. Природа жаждала  освежающего дождя. Но который день  на небе - ни облачка.

- Доченька, -  попросила меня свекровь, - Жарко, арбуза хочу. Так хочу, как перед смертью, не дай Бог. Съезди на рынок, купи небольшой. Нам хватит.
 
Мне приходилось часто посещать здешний   рынок. Я всегда с радостью ходила по его рядам, наслаждалась  красотой и запахами того, что рождает здешняя благодатная земля. И люди здесь колоритные -   яркие,  веселые,  жизнерадостные, общительные и по-южному необузданно-страстные.

Моя память хранит   запахи  свежей зелени, душистого  базилика, сладкой кинзы и острого тархуна, других горьковатых и пахучих восточных     пряностей.  Мои глаза  не могли наглядеться на горы сочных помидор, на янтарные сухофрукты, сине-фиолетовые,  как южная ночь, тускло отблескивающие  баклажаны, на инжир и пламенеющие гранаты. А развалы  душистых дынь и арбузов?
 
Но главная примета южного рынка – обилие людей.  Это место неторопливых деловых бесед,  встреч и свиданий. Здесь можно узнать все про всех. Сюда первыми приходят все городские  новости, события и сплетни. Я любила сам воздух рынка, его атмосферу праздника жизни.

Всюду гортанный разноязыкий говор,  призывные восклицания продавцов, нахваливающих свой товар, жаркие споры  торгующихся,  радостные встречи друзей и знакомых, с широкими объятиями,  похлопываниями и веселыми, громкими, на весь рынок, возгласами.

Такого не встретишь в Москве, где  я живу уже много лет. Есть рынки, есть на них всякий товар, а вот атмосферы красоты, радости жизни и наслаждения общением друг с другом – нет и в помине.

Вечно серая, пропахшая пылью, выхлопными газами, набитая автомобилями, застывшими в нескончаемых пробках, Москва пугает меня  огромными расстояниями, кажущимися неодолимыми. А от людей, постоянно снующих куда-то, очень далеких  для меня, хочется поскорее спрятаться.

Москва до сих пор остается для меня чужой, малодоступной и малопонятной, хотя здесь я окончила институт, здесь работаю,   здесь вышла замуж и родила сына. Казалось, все главное в моей жизни связано с этим городом. Но москвичкой я так и не стала.

И с каждым годом в памяти моей  все чаще, все острее всплывают картины моего детства и юности – далекий южный город, залитый солнцем, утопающий в зелени и в цветах, и его рынок – шумный, яркий, колоритный.

Вот на этом рынке и случилась история, о которой хочу рассказать.

Высокий, гибкий мужчина, выбирая для меня арбуз, все приговаривал:
- Зачем маленький арбуз? В такую жару – это насмешка! И зачем сама, красавица, за арбузами ходишь? Где твой джигит? Пусть он приходит. Я ему самый большой и самый сладкий  найду. Благодарен будет. И тебе, и детям - всем хватит.

Я онемела. Язык словно прилип к небу. В ногах появилась противная дрожь.  Поглубже натянула платок на голову, наклонилась, старалась не смотреть на продавца. Чтоб не догадался, кто перед ним.

В этом мужчине я узнала Артура!!! 

В голове одна мысль - почему он здесь? Повернулась, взметнула платьем, и отошла. Без арбуза. А он что-то долго кричал мне вслед.

Я почти бежала через рыночные ряды, не замечая никого вокруг.

И уже на выходе быстро купила арбуз для свекрови и  поторопилась домой.

Да, это был он, Артур! Моя первая любовь,  так потрясшая меня своей  страстью! Мой первый в жизни поцелуй!

Почему он здесь, на рынке, торгует арбузами?


Тогда, в моей юности, отца  перевели служить в Подмосковье, в Подольск. Связь с Артуром оборвалась. Я получила от него одно единственное письмо. Писал, что собирается в Москву, хочет поступать в МИФИ. Он хорошо учился. Мы обязательно должны были встретиться. Но писем больше не было, его я так и не  увидела.
Все ждала его, ждала, пока не  влюбился в меня, уже в институте, Рустам. Открытый, веселый  парень, тоже из  моего города.  Он терпеливо ждал, когда пробудятся чувства и во мне. Его нельзя было не полюбить. Стал   хорошим  отцом  моего сына.

Теперь, после случайной встречи на рынке, я знала - Артур остался в городе. Но почему он не  писал мне? Я понимала, что  могли  быть обстоятельства, причины. Но мы так любили друг друга! Я так верила ему, верила в его любовь!

Все всколыхнулось в душе. Не могла найти себе покоя. Вспоминала наши встречи, его клятвы, горячие поцелуи. Одурманивающий запах цветущих деревьев в поздний вечер перед моим отъездом. Его горящие страстью глаза.  Взаимная жажда близости,  желание дойти до конца было так велико, что мы ничего не замечали вокруг. Остановили лишь крики соседки, внезапно ворвавшиеся в сознание. Она, оказывается, заметила нас и угрожала  позвать  родителей. Сказка оборвалась…

Мы расстались.  Больше нам встретиться не пришлось.


Теперь же меня тянуло на рынок. Механически сделав необходимую работу в доме, я, надо и не надо, бежала туда. С другого ряда украдкой наблюдала за ним. Его голос, доносившийся издалека, отзывался в моем сердце прекрасной музыкой. Как голодная, следила за его жестами, его руками, наслаждалась его улыбкой. Хотела видеть его снова и снова. Вспоминала нашу молодость. Его поцелуи и объятия. Жаждала их и боялась этого. Боялась новой встречи. Но меня снова, как очумелую, неудержимо влекло к нему.

 Свекровь заметила мои частые отлучки из дома, мое беспокойство.  За мной наблюдали, меня оценивали глаза мудрой женщины. Я догадалась, что она поняла - что-то мучает меня.  Однажды, когда я в очередной раз прихорашивалась перед зеркалом, собираясь на рынок, она тихо подошла ко мне, протянула платок.

– Не забудь  его. Сегодня  он особенно нужен тебе, доченька. Очень жарко.

Как раз в тот день я решилась заговорить с ним. Подошла поближе, стала рядом с его покупателями. Молча пожирала его глазами. И он заметил мой взгляд!

Откровенное недоумение сменилось удивлением. Он узнал меня! Радость вспыхнула в его карих глазах, молнией обожгла мое сердце и вернулась к нему.   Я медленно стянула с себя платок. Открылись мои роскошные волосы, которые он так любил. Его глаза расширились, почернели. Мой взгляд не отпускал его. И он видел только меня и никого вокруг. Я видела, как не колеблясь, он принял решение!

 Не обращая внимания на столпившихся покупателей, Артур приблизился ко мне, взял за руку.
- Встретимся сегодня на нашем месте! Вечером. Я буду ждать!

В радостном настроении, напевая, я готовила обед,  кормила свекровь, гуляла с ней. Свекровь молчала.

А когда к вечеру я стала собираться из дома, только напомнила мне, чтобы я не забывала о платке.
-  Доченька, соседи… они все видят….

Из раскрытых окон неслись волшебные звуки песен о любви  Красивый и сладкий мужской голос с тоской и страданием звал к себе.   Обещал  наслаждение.       
В окна теплой, дурманящей волной  вливался запах напоенных  солнцем цветов. Дождь так и не пролился.

Приближалась ночь.  В окнах, один за другим, стали гаснуть огни.  Темнота залила все вокруг. Тишину нарушало только пение цикад. Свекровь давно уж спит. Платок на голову - пора!

Подошла к входной двери. Остановилась. И, вдруг, неожиданно, быстрым движением руки, заперла входную дверь на ключ. От самой себя!
 
Платок  Востока, подаренный свекровью, действительно обладал волшебной силой. Это он не выпустил меня из дома! Прижав его к лицу, я прорыдала всю ночь.
Через несколько дней настало время отъезда.

Моей соседкой по купе была миловидная женщина средних лет.  На одной из остановок перед окном нашего вагона прощалась влюбленная пара. Парень, явно южанин, провожал молодую светловолосую девушку. Пылкими поцелуями  покрывал ее лицо, что-то шептал на ухо. Она согласно  кивала головой, тянулась к нему, доверчиво прижавшись всем телом.  Он  крепко держал ее в своих объятиях.
Когда поезд  тронулся, он все еще протягивал к ней руки ,что-то кричал вслед поезду,  набиравшему скорость.

- Как свежи, как сильны чувства в молодости, как играет молодая кровь, - с улыбкой заметила моя попутчица.

- Да, это верно. И немало глупостей совершает,  когда поддается   мимолетному чувству. Впрочем, такое случается не только в молодости, - ответила я, вспоминая свое  недавнее безумие. Порыв внезапно вспыхнувшей страсти. Охватившей меня, как наваждение.

Я никогда не пожалела  о так  и не свершившемся свидании.


.