Приключения Полчуба и Нагайки. ч 2

Владимир Тарасов 2
В лесу уже начало темнеть. Три девочки вышли на поляну.
-Все Оля, я больше не могу, я устала, давай здесь немножечко полежим,- заявила самая младшая.
-Катюша, ну что ты стонешь, как маленькая. Тебе уже почти пять годиков. Когда с нами в лес просилась, кто говорил, что ты уже большая и плакать не будешь.
-Ага, я же не знала, что мы заблудимся. Нам бабушка говорила, не ходить за озеро, там грибов нет. А вы все равно пошли.
-Катя перестань ныть, мы вот с Таней не ноем.
-Ага, вы уже взрослые, первый класс закончили
-Девочки, не спорте, давайте просто отдохнем, а то мои ноги, как деревянные стали, видно я тоже устала,- проговорила Катя, опускаясь на траву.
-Уй, девочки, смотрите волк, ух ты настоящий. Вот это да,- взвизгнула Катя, указывая на появившегося, на поляне волка.
-А можно, я тебя потрогаю волчик. Она подбежала к волку и стала теребить его шерсть.
-Катя, назад, это же волк. Он тебя съест,- закричала Оля.

-Мой волк девчонок не ест, он их только пробует. На поляну вышел маленький человечек в длинной рубахе перетянутой поясом. Он с важным видом осмотрел девочек, поправил папаху и громко шмыгнул носом.- Я вот, тут мимо шел.
Катя засмеялась,- Ой какой смешной мальчишка. А как он девочек пробует.
-Как, как, а вот так, вкусные или ядовитые,- проворчал мальчишка, поправив нагайку за поясом.
-Мальчик, а ты кто,- спросила Таня,- Почему мы тебя раньше не видели.
-Я не мальчик, я казак вот, видите у меня папаха и нагайка, а волк мой друг и боевой конь.
- Уй как здорово,- завизжала Катя, настоящий казак, да еще с конем.
-Ну, я, правда, еще маленький, - мальчишка смутился, снова шмыгнул носом,- Но в обиду себя и своих друзей, ни кому не дам.
-А мы ни кого не обижаем, правда, девочки. Мы вот только немного заблудились и устали очень. А в лесу скоро станет темно, и чуточки страшно.
- Эх, девчонки, - казачек презрительно цыкнул зубом, - В лесу не бывает страшно, а ночью в лесу так тихо, так замечательно, это понимать надо.
- А ты не зазнавайся, раз ты казак, помоги нам. А то ты только шмыгаешь носом и цыкаешь зубом. Ты еще что - то умеешь.
-Да я, да вы, ах так,- на полянке словно закрутился вихрь, и почти моментально на собранной кучке веток вспыхнул огонек.
-Вот пока ваши грибы прожарятся, попробуйте моего угощения, - казачек отсыпал на лист лопуха из появившегося мешочка горсть сухих ягод с разнообразными зернами.
-Что это, угощение что ли, или ночной ужин одинокого казака - усмехнулась Оля.
-Ты это, того, зря смеешься. Видно еще маленькая, глупая. Это живая сила леса, и голод утолит, и сил добавит.
-А и правда девочки, почти как семечки, только вкуснее, мм,- Катя закрыла глаза,- У каждого зернышка и ягодки вкус разный, как приятно и я чувствую, как усталость проходит.
-Вот и ваши грибы поспели,- казачек вытащил веточки с насаженными грибами, сейчас поедим и я вас провожу домой.
 Благодарим тебя казак,- сказала Таня, - Ты настоящий казак, хоть и маленький. Скажи, как тебя называют, а то, сколько сидим, а имени твоего не знаем.
-Ну, Полчуба.
-Половина чего?
-Ни чего, а Полчуба, имя у меня такое, казацкое. А вы что- то имеете против.
-Да нет, что ты, просто я думаю, как мы в темноте домой пойдем, страшно ведь. Может, утром пойдем, а сейчас посидим у костра.
-Да я не против, но вы, наверное, дома обещали сегодня вернуться. А слово надо держать.
-Но Полчуба, мы, же не виноваты, что заблудились.
-А это не важно, важно, что вы обещали. Хоть луну с неба достать. Сказали, сделали, и тогда вас будут уважать. А ночного леса не бойтесь, ни один зверь вас не тронет, если вы их не тронете.

-Полчуба, ты такой маленький, а так много про лес знаешь. Мне вот уже пять лет, а я ничегошеньки не знаю.
-Катя, а ты полюби лес, наблюдай за ним, а он тебя многому научит.
-И чудесные зернышки собирать, как ты.
-Нет, этому меня одна бабуся научила, она хоть и не казачка, но казацкую науку хорошо знает.
-Ну что пойдем домой, я вас тропками поведу, не упадете, а по дороге ночной лес покажу.




В деревню девочки пришли поздней ночью. Таня ушла домой, а Катя с Олей пригласили  Полчуба в гости.
Бабушка у девочек не спала. Видно ждала внучат, переживала.
Она не стала ругать девочек за опоздание, а только скомандовала.
-Вы внучки гостей привели, вы и привечайте. Оля ты давай накрывай на стол, а ты Катенька покорми волка. А я уж на диванчике полежу, что-то здоровье  подкачало, совсем видно стара стала.

-Нет, бабуля, я так не играю,- возмутился Полчуба,- Меня моя бабуля научила, за стол без хозяйки дома не садиться.
 
-Да ты что внучек, - всплеснула руками бабушка,- а если хозяйка хворает, ноги у нее не держат, и спина не сгибается, да и старое сердечко отказывается холодную кровь по жилам гнать.
 
-Стой, стой бабуля, не дело гостей такими байками развлекать. Хорошая  хозяйка для хорошего гостя и песню споет, а надо и станцует.
Бабушка ошеломлено уставилась на наглого гостя. Затем ее рука потянулась за клюкой.
-Да ты что гость незваный, да не воспитанный, меня раньше времени в могилу загнать хочешь.

-Э, бабуля не спеши, рано тебе еще в могилу, а вот замуж в самый раз. А прежде чем ругаться исполни маленькое желание гостя, выпей моего квасу из фляжечки.
-Да нужен мне твой квас, вон в сенях две полные бочки своего бродит.
 -А ну бабка, с казаком не спорить, пей квас, кому сказал.
Бабуля испуганно взяла протянутую фляжечку и сделала пару глотков.

Ну, вот и все, - удовлетворенно потер руки Полчуба. – Ты главное бабуся не волнуйся. Перед тобой великий врачеватель, бывший ученик Лесной бабки. Целых семь дней изучал ее науку. Самое главное в лечении, больного надо ошарашить, а уже потом лечить.
Чувствуешь, как у тебя сердце заработало?

-Да уж, давно мое сердечко так не билось. Только не знаю от чего больше, от кваса твоего странного или от наглости небывалой.

-А какая разница бабуля, как сказал великий лекарь Полчуба, главное результат. А потому все исполняют мои указания.
Оля, а ну принеси тазик с водой мне ноги помыть, Катя, а ты помоги бабусе лечь носом в подушку.
Теперь Катенька наблюдай за мной, как надо лечить спину. После ты будешь главным лекарем у бабуси.
Полчуба босыми ногами стал топтаться по спине  стонущей бабушки.

А теперь бабуля, хватит диван давить. Приглашай гостя на заслуженный ужин. Я маленько перекушу и спать лягу.
 
Девочки были в восторге, наблюдая, как маленько перекусывает Полчуба.
Два десятка яиц, чугунок картошки, трехлитровая банка капусты, три каравая хлеба, огромная миска огурцов. Все это запивалось то квасом, то молоком. Когда все это исчезло со стола, казачонок,  озабоченно почесав тощий животик  пожелал на десерт чаю.

Внучек, я гляжу, ты росточком не дорос даже до Катюши, - промолвила бабушка,- А вот аппетит у тебя маленько богатырский.

-Ну, я просто того, стеснительный, поэтому и перекусил маленько.

-Вот это да,- засмеялась Катя,- Вот здорово. А пойдем завтра на обед в гости к Таньке, пусть посмотрит, как ты маленько пообедаешь.


Рано утром казачонка разбудил рокот моторов.
Он вскочил и выглянул в окошко. По деревне промчался строй мотоциклистов в казачьих  папахах.
-Ну, вот и твои братья казаки пожаловали, - Угрюмо сказала Оля,- Сейчас опять грабить начнут. Одевайся Полчуба, они всех на площадь скоро начнут сгонять.
-Казаки, грабить, не может быть, тут что- то не так. Сейчас пойду, разберусь.

-Полчуба, если ты не хочешь нам зла, лучше не вмешивайся. Уж больно они сердитые, в прошлый раз перепороли нагайкой  многих сельчан. Пусть лучше заберут, что могут и спокойно уедут.

А на площади на высоком крыльце одного из домов стоял высокий горбоносый брюнет  и снисходительно оглядывал  сгоняемых сельчан.  Наконец, устав ждать он поднял руку и закричал.
-Господа, я собрал вас в нелегкую годину. Беда опять пришла в ваши дома.
Я буду  краток. В мирное время я был, как и вы, мирным сельчанином. На радость людям я привозил из теплых краев цветы. Ну, тульпаны там розы и прочий фрукт.
Но проклятый заморский американ решил отнять ваша зэмля.
И тогда я, Ваха Казбек, вспомнил, что я потомственный казак.
Я решил защищать вашу землю и вас от нападения врага.
Но мои воины, братья казаки нуждаются в оружии, им нужно хорошо кушать. Наконец им нужны новые железные кони.
Итак, вы народ, должны содержать своих защитников.
Кито не согласен, выходи и скажи мэне смело в глаза.
А сейчас мои воины пойдут  по домам, собирать дань, кито не даст, ми будем немного рэзать. И еще моим воинам нужны жены, поэтому ваши красивый дэвушка пойдут с нами.

-Дяденька главный защитник, можно вопрос задать, -выступил  из толпы маленький мальчик.
Ваха подбоченился и гордо кивнул,- Говоры маленкий смелый малчик.
-Откуда вы узнали, что на нас хотят напасть заморские враги.
-Это малчик, мене сказал мой брат Резо Чехидзе, он началник милиции вашего района.
-Значит заморские враги такие глупые, раз хотят завоевать землю, на которой растет один хрен. А вы, значит, хотите защищать этот хрен своим…
-Ты кито такой, запороть его. И его папа, и его мама тоже пороть.

Но мальчишка вдруг оказался на крыше дома и сверху крикнул.
Ты, сваха с Казбека, спрашиваешь, кто я такой. Так вот я казак и поэтому знаю, казаки ни когда не грабили свой народ. А ты со своим хреновым воинством не казаки. Вы примазались к казачеству и тем оскорбляете настоящих казаков. 
Люди, это просто трусливые бандиты в папахах. У них кроме нагаек, ни чего нет. Если вы все вместе, возьмете их за грудки, вы их вмиг раскатаете. А на помощь власти не надейтесь, власть помогает только таким, примазанным.

-Ах ты, щенок, да твою маму….
Закончить свой монолог Ваха не успел. Прилетевшее из толпы полено прервало его лебединую песню.
Через полчаса ложные казаки избитые и связанные были помещены в зимник. А возбужденные сельчане стали решать, что делать с бандитами.

Но все это уже не интересовало Полчуба. Он с Олей и Катей шел в гости к Тане, маленько перекусить обедом.
Он жалел только об одном, что рядом не было Нагайки и Лесной бабки. 
-Какая молодец бабуся, что научила меня. Бороться за правду можно и словом. А это оружие посильнее, чем тысяча шашек.
Хотя, что может быть прекраснее с шашкой наголо, да верхом на коне. И только ветер поет победную песню.

Долго потом в деревне вспоминали странного маленького человечка, называющего себя казаком. А пожилые сельчане были благодарны казачку за давно забытый рецепт сибирского кваса, поднимающего на ноги почти неизлечимых больных, и возвращающего молодость старикам.

Полчуба с радостью оставил рецепт Катиной бабушке. Перед уходом он рассказал, что тайну такого кваса открыли казаки Ермака при походе в Сибирь.
-А кто такой этот Ермак,- спросила Катя.- Вот у нас в городе есть магазин Ермак, а рядом магазин Магнит. Папа говорит, что там силос для населения продают. А в Ермаке, какие
-то цены всех закусали, и я туда боюсь ходить.
-Да ты что говоришь Катенька,- возмутился Полчуба,- Ермак это знаменитый Казак, он со своими казаками открыл для нас Сибирь.
Ты только вслушайся Катя слово то какое, как песня, Си  бирь. Я обязательно должен побывать в Сибири. Ведь самые смелые, самые свободолюбивые казаки отправились с Ермаком покорять Сибирь. Ох, и тяжко им досталось. Бескрайние леса, непроходимые завалы, болота и топи приходилось преодолевать им. А гнус не давал  им покоя ни днем, ни ночью. Лесная бабка мне говорила, что комары в наших лесах, это только цветочки. А в Сибири тучи самых разных кровососов набрасываются на все живое, лезут в глаза и уши, в рот и под одежду. Останавливаясь на богатых местах, они строили городища, остроги, а затем, отдохнув, шли дальше. Во время отдыха они пили квас, и вспоминали родные места.
Только вот беда, в дорогу много кваса не возьмешь. Что бы приготовить настоящий, ядреный, нужно время, а скороспелый быстро портится. Стали казаки настаивать квас на различных травах, кореньях, только не получалось ничего. Только спустя длительное время они научились делать различные виды кваса. А один квас им особенно понравился. Он не только быстро готовился, он еще долго не портился. А самое главное он восстанавливал силы у уставших и помогал заболевшим быстро поправиться. А примочки из закваски лечили раны. Но прошло много времени и секрет этого кваса люди забыли. А вот моя бабка сохранила и мне передала. А я твою бабусю научил.  И вот что я хочу сказать тебе Катюша, научись у своей бабушки его делать, и научи других людей. Тогда можешь считать, что ты недаром жизнь прожила.

-Ну, уж ты скажешь,- возмутилась Катя,- Как это даром. Вот мы с Олей бабушке помогаем, недавно огород  пропалывали, за грибами еще ходим.
-Погоди Катенька, все это конечно хорошо, но это просто обязанность, которую должен выполнять каждый.
Меня вот лесная бабуся учила, если человека долго вспоминают с благодарностью и после его смерти, значит он не пустоцвет. А так что о таком вспомнить, родился, жил, умер. Разве это не обидно.
А сибирский квас, будет только первой ступенькой в твоих делах.

-Ага, тебе легко говорить, ты хоть и маленький, а вон какой умный, рассуждаешь, как большой.
-Да я Катюша, недавно таким стал. Мы с Нагайкой были такими, ну словом, жили только для себя. А вот попали к лесной бабке, она многому нас научила. А самое главное, заставила задуматься, зачем я живу.