Весьегонский американец

Юрий Дым 61
                Весьегонский американец.

  Солнечные пляжи круглый год, пальмы, яхты, море цветов, желтые экскурсионные трамвайчики – так выглядит популярное место отдыха людей с достатком, город Санкт-Петербург. Американский Санкт-Петербург заложил в августе 1888 года, тоже Петр, и тоже Алексеевич - Петр Алексеевич Дементьев, русский дворянин, предприниматель и впоследствии литератор, эмигрировавший в Америку в 1881 году.           Если верить легенде, Петр Дементьев, ставший в Америке Питером Деменсом, и его компаньон Джон Уильямс подбросили монетку за право назвать новый город. Согласно архивным записям и статьям самого Деменса, которые он публиковал в журнале "Вестник Европы" под псевдонимом В.А. Тверской, город возник практически из ничего. Сначала Дементьев проложил первую во Флориде железную дорогу и назвал ее "Апельсиновая гряда". Потом построил депо, пирс и упомянутую гостиницу "Детройт", а также задал план всему поселению.
Петр Алексеевич Дементьев (Питер Деменс, англ.  Peter Demens ) родился 13 мая 1850 (1849 по другим данным) в Весьегонском уезде Тверской губернии в богатой дворянской семье. Его отец скончался вскоре после рождения сына, а мать умерла, когда Петру было 4 года. От них мальчику осталось два больших земельных надела. Воспитывался Петр Алексеевич  в селе Попово того же уезда  в семье дяди по материнской линии - Анастасия Александровича Калетеевского, который стал опекуном ребенка. По воспоминанию самого Деменьева, он рос в большом каменном доме, где было около 30 слуг. В 10 лет его послали учиться в 3-ю гимназию в Петербург (сейчас это школа №181 в Соляном переулке), считавшуюся лучшей в городе в то время. После он попал в недавно основанное Первое Техническое Училище. В 1867 был принят на службу в армию в звании лейтенанта пехоты, дорос до командования стражей Зимнего Дворца. В 1871 в звании капитана Петр Деменьтев оставляет службу, возвращается домой и женится на Раисе Борисенко, которая также была сиротой, воспитанной родственниками. У них родилось 7 детей (Клавдия, Елена, Вадим, Евгений, Владимир, Инна, Вера). В 1870-ых он занимался продажами леса и сельским хозяйством, параллельно являясь главой местного дворянства (с 1873) и почетным мировым судьёй (с 1875). В тот период набирали популярность новые политические движения. Сам Петр Алексеевич никогда не был марксистом, но симпатизировал некоторым левым лидерам. После убийства царя Александра II народовольцами и развязанных в связи с этим политических репрессий Дементьев как симпатизант новых веяний был вынужден покинуть Россию (и многие его родственники тоже). Кроме того, его финансовые дела шли не очень хорошо, и имел место скандал с растратами средств в Тверской губернии.

 

  В итоге в мае 1881 всего с 3000 $ он отплыл на корабле в Нью-Йорк, оставляя Россию позади и веря в обещания американского правительства о больших возможностях на новом месте. Во время плавания Петр Алексеевич улучшал свой английский. Проведя сутки в Нью-Йорке, он отправляется в Джексонвиль, Флорида, где приобретает лесопилку, а затем основывает строительную компанию в Лонгвуде. Уже в 1885 Дементьев поставлял шпалы для Orange Belt Railway, однако эта фирма по какой-то причине не смогла расплатиться с ним вовремя, а потому была куплена Петром Алексеевичем. Вскоре был получен заказ на прокладку железной дороги от Киссимми до Джексонвиля на север и Тампы на юг. 8 июня 1888 к маленькой станции на берегу полуострова Пинеллас вблизи города Тампа  подошел первый поезд. Дементьев решил назвать станцию Сент Питерсберг (St. Petersburg, Florida) в честь Санкт-Петербурга, где он провел часть своей юности. С этим связана одна легенда: чтобы решить, кто даст имя новому поселению, Дементьев и его партнер Джон Уильямс бросили монетку, и Петр Алексеевич выиграл. Сейчас это достаточно крупный город (около 250 тыс жителей), где есть улица и целый парк, названные в честь основателя, Петра Аоексеевича Дементьева. Леса для новостроек требовалось все больше, вывозить его нужно было с большого расстояния, и Деменс с помощью приглашенных консультантов строит ветку железной дороги длиной в три мили. Первый опыт железнодорожного строительства ободрил его. И вскоре он получил от штата «добро» на постройку новой железнодорожной линии в 150 миль, которая должна была пройти по незаселенным землям. Магистраль, задуманная Дементьевым, должна была пересечь Флориду с востока на запад и привести к новому городу, который он хотел назвать именем российской столицы. Мечтал о создании там океанского порта-курорта международного значения. Основными компаньонами Дементьева-Деменса по строительству железной дороги и города Санкт-Петербурга были, естественно, американцы из самых разных этнических групп. Однако особо среди сподвижников Петра Алексеевича стоит отметить крупного русского архитектора, скульптора, художника и картографа Фёдора Каменского, приехавшего в Америку, надеясь на признание как художника. Но крупного успеха в шумном Нью-Йорке не случилось. В депрессии с женой и тремя детьми он уехал в глухую Флориду в маленький приморский посёлок Clearwater, где в уединении много писал, объезжая на парусной шлюпке необыкновенно красивые места. В 1885 году к Каменскому погостить и разузнать про Америку приехал из России богатый племянник Иван Филипов, сын крупного коннозаводчика из Ростова. Прослышав о сказочных деловых возможностях в США, он рассчитывал сделать здесь быструю и успешную карьеру. С ними-то и знакомится «заводной» и одержимый Дементьев и увлекает их своим грандиозным прожектом. Дементьев предвидел, что с завершением строительства меридиональной железной дороги, пересекающей Флоридский полуостров от Атлантики до Мексиканского залива, – всего-то 160 миль –вскоре начнётся фантастическое гражданское и промышленное освоение ресурсов штата Флорида. Кстати, русский американец одним из первых понял значение Флориды, тем более западной, как возможного центра курортов и развлечений. Замечательная судьба, по его мнению, ждала портовый город-курорт с названием Санкт-Петербург. И Каменский, и Филипов поверили ему.
Строительство железной дороги велось в чрезвычайно сложных природных условиях. Но главной проблемой было финансирование проекта. Денег Дементьева и Филипова оказалось явно недостаточно, а убедить банки финансировать работы было крайне трудно. Но Дементьеву удалось довести строительство до конца.
8 июля 1888 года первый поезд достиг берега полуострова Пинеллас у бухты Тампа. Название будущего города – Сент-Питерсберг – было уже утверждено властями. С завершением строительства дороги население города стало быстро расти. В августе 1888 года был утвержден генеральный план застройки Сент-Питерсберга, составленный Дементьевым и его компаньонами. Улицы в нем, в отличие от других южных городов Америки, должны были быть такими же широкими и прямыми, как в российской столице. В первую очередь приступили к строительству пирса, а также отеля и железнодорожной станции в так называемом русском стиле. 1 июля 1890 года первый поезд пришел на новенький вокзал посёлка Санкт-Петербурга, выстроенный по проекту Каменского. На привокзальной площади вскоре той же компанией была построена трёхэтажная гостиница «Детройт» в русском стиле. Они ещё успели углубить гавань, построить пристань и по заказам богатых клиентов возвести вдоль моря ряд шикарных особняков.
 Дела шли хорошо, но влажный и жаркий климат Флориды не был на пользу здоровью нашего героя. Семья решает переехать в 1889 в Северную Каролину, а потом в Лос Анджелес. В 1904 Петр Дементьев помог словом (советами) и делом (деньгами) сотням русских эмигрантов из Российской Империи, в основном христианам-молоканам, обосноваться в Сан Франциско и Лос Анджелесе, за что те всегда были ему безмерно благодарны, хотя сам Дементьев к этому религиозному течению не принадлежал. В 1905-1912 порядка 5000 молокан прибыли в Калифорнию.

  П. Дементьев 2 раза посещал Россию - в 1896 и 1906, встретившись со Столыпиным. Также известно, что Петр Алексеевич переписывался на дружеской волне с обер-прокурором Победоносцевым. Выйдя на покой, Петр Дементьев поселился на семейном ранчо в Альта Лома в Калифорнии, где и скончался 21 января 1919. Его потомки живут в Калифорнии и в Канаде, провинция Британская Колумбия, при этом они породнились с родом Толстых. Помимо предпринимательства, издательской деятельности и благотворительности Петр Алексеевич Дементьев оставил также заметное литературное наследие: статьи в журналах "Вестник Европы" и "Современник" (последний - его собственность) и
книга «Очерки истории Соединенных штатов Америки» (1904). А с другой стороны, он сам стал героем книг.
А город Санкт-Петербург во Флориде продолжал расти и развиваться. Ныне это фешенебельный курорт с красивыми проспектами, набережными и дворцами. В центре его, в городском парке вблизи залива, силами муниципалитета в 1977 году был открыт скромный памятник основателю города Питеру Деменсу.

  В связи с тем что в Сент-Питерсберге хорошая погода почти 360 дней в году, он известен как «Солнечный город». По этой причине он очень популярен у туристов из штатов с холодным северным климатом, из городов Нью-Йорк, Детройт и Чикаго и даже из Европы… В город можно прилететь, приплыть, добраться на автомобилях и, конечно, приехать по железной дороге, построенной Петром Дементьевым и его товарищами.

Литература: И. Поведская « Весьегонский американец».

                Выходцы из России во Флориде

 Проф. А. А. Сокольскому посчастливилось обнаружить во флоридских библиотеках сведения и о других русских, покинувших Россию даже раньше Дементьева и поселившихся во Флориде. Расскажу коротко о двух его открытиях.
Федор Каменский, уже хорошо известный русской публике скульптор, ученик Н. С. Пименова, покинул Россию в 1871 г. После недолгого пребывания в Канзасе он перебрался в 1883 г. во Флориду, в город Клируотер, где купил участок земли в восемь акров и построил дом на берегу Мексиканского залива.
Как и в случаях Дементьева и Турчанинова, неизвестно, по каким причинам Каменский покинул Россию.
Когда Каменский поселился в Клируотере, там жили всего 16 семейств. Его приезд совпадает по времени с приездом Дементьева.
Проф. А. А. Сокольскому удалось установить, что первая жена Каменского умерла во Флоренции, оставив ему дочь Софию. София Каменская позже была учительницей в Нью-Джерси. В Америке Каменский женился вторично, на уроженке Швейцарии, у них было трое детей.
В том же 1883 г. к Каменскому из России приехал племянник Иван Филиппов, родители которого владели конными заводами на юге России. Иван Филиппов во Флориде преуспел, сделавшись крупным строительным подрядчиком. В Клируоторе он построил театр «Капитоль», гостиницу «Скронтон», здания муниципалитета и первого банка и много других домов, украсивших город.