Встреча с Лионом. 5й день путешествия

Аркадий Костерин
   Ночлег в гостиннице «Комфорт» оказался самым некомфортным за всё путешествие. Маленький наш номер был копией номера в марсельском мотеле, но гораздо хуже укомплектован. Всё старенькое, затёртое и чайника нам уже не предоставили. А главное — духота, потому что 4й этаж и, видимо, южная сторона. Но, усталость валила с ног и мы своё поспали. Встали опять рано, плотно позавтракали и в 8-30 выехали. Нашей целью было подворье афонского Симона-Петровского монастыря в Альпах. Этот монастырь был основан лет десять назад французским архимандритом Плакидой. По плану нас ожидала встреча с монахами и молебен у мощей св. Антония Египетского и св. старца Силуана. Это должно было занять первую половину дня, а во второй половине ожидалась продолжительная экскурсия по Лиону и знакомство с его христианским святынями и достопримечательностями.

   По дороге экскурсовод Миша много нам рассказывал о монастыре, о его настоятеле, который перешёл в православие в 1986 году и много сделал для проповеди православной веры во Франции. Между тем, уже начались горы, чем дальше, тем живописнее. Мы проезжали старинные городки, горные речки, обозревали с высоты прекрасные пейзажи. Жизнь казалась прекрасной и удивительной, но, в один прекрасный момент водители вдруг сказали, что дальше ехать не могут. Они увидали на дороге указатель-ограничение: «не более 3 тонн». Это было крушение надежд. Батюшка попробовал созвониться с монастырём — нет ли у них эрзац-транспорта. Оказалось — нет. Идти пешком было не всем под силу, и кроме того, мы совершенно выпадали из графика движения. Водители должны были по правилам сделать в Лионе 6-часовой прерыв, и тогда наш отъезд домой сдвигался на глубокую ночь. В общем, полный облом!

   Оставалось только ехать в Лион. Снова проплыли мимо нас предгорья и речки, замелькали виноградники и рощи Прованса. Через пару часов показалась Рона и мы въехали по набережной в Лион. Рона здесь не так широка, как в Арле, по берегам стоят вперемешку старые и новые здания. Набережная довольно заурядная, огороженная чугунными решётками. Вот наш автобус остановился, и мы вылезли на полуденный зной. Предстояла длительная экскурсия и свободное время до 22 часов. От набережной мы бодро втянулись в городские кварталы с красивыми многоэтажными домами 17го-18го веков. Архитектура домов типична для Франции, да и у нас похоже строили в Петербурге и в Москве. Только французские дома обычно украшены сплошными балконами с кованными перилами, что соответствует здешнему климату. Мы миновали современный киноцентр, где под козырьком на воздухе читалась какая-то лекция и вышли на оперную площадь, с красивыми барочными зданиями городской оперы и мэрии.

   Обогнув мэрию, которую строил архитектор, построивший Дом Инвалидов в Париже, по переулочку прошли на следующую площадь, куда выходит задний фасад мэрии и где стоит огромное классическое здание Музея изобразительных искусств. Заглянули во двор музея, украшенный скульптурами, где мирно отдыхали в тени платанов туристы и резвилась детвора. Потом, выйдя из музея, полюбовались на величественный Фонтан трёх рек, который создал скульптор Бартольди, автор американской статуи Свободы. А затем пошли по длинной и знойной улице с высокими красивыми зданиями. Дойдя до площади Якобинцев, увидели здесь красивейший памятник-фонтан, сплошь увитый розами. Этот памятник сооружён на местде древнейшего в Лионе колодца и посвящён он уроженцам города, его прославившим. Немного пройдя дальше, мы попали на огромную, раскалённую солнцем площадь Белькур с величественным памятником Людовику 14. Это конная статуя, очень похожая на памятник Петру 1му перед Инженерным замком в Петербурге, только внизу она украшена тремя прекрасными скульптурами, олицетворяющими реки Франции.

   Обогнув площадь под сенью деревьев, мы подошли к очень симпатичному памятнику рядом с домом любимого в России писателя Антуана де Сент Экзюпери. Мне этот памятник очень понравился. — Антуан в комбинезоне и летном шлеме сидит на квадратной колонне, свесив ноги, как мальчишка на заборе. А за его спиной стоит, как бы, охраняя его, Маленький Принц, точно такой, как в наших детских книжках. Прекрасный памятник, отлично передающий дух книг этого мужественного и доброго человека! Ну, а дальше мы направились к реке Соне, не теряя из виду прекрасный собор, который, как бы парит над городом. Это базилика Нотр Дам де Фурвьер — собор, посвящённый Божьей Матери Заступнице. Но, сперва, перейдя мост, мы попали к очень древнему собору Иоанна Крестителя. Кафедральный собор Святого Иоанна Крестителя был основан Святыми Потинусом и Иренеем, первыми епископами Лионскими. Собор также известен как «Приматиал», поскольку в 1079 году Папа даровал архиепископу Лиона звание Примаса всех галлов. В этом соборе находятся мощи св. Пророка и Крестителя Иоанна.

   Древний собор выстроен в романском стиле, и снаружи украшен каменной резьбой и статуями. Внутри, прохладного высокого зала богатая роспись, фрески, иконы, деревянные скульптуры. Мощи св. Иоанна Крестителя находятся под мраморным алтарём собора. Остановившись неподалёку от алтаря, мы поклонились великому пророку и первому христианскому мученнику Иоанну, прочитали молитву ему и пропели тропарь. Обойдя собор и полюбовавшись его внутренним убранством мы снова вышли на площадь. Слева, на тенистой улице находится вход в фуникулёр, который доставит нас к собору Божьей Матери Заступницы. Непросто было купить в автомате проездные билеты на 54 человека, но наш гид Миша с батюшкой решили и эту проблему. Мы забрались в белый вагон с деревянными сидениями и через 3 минуты были на вершине горы. Пока мы стояли в тенёчке перед храмом, Миша рассказал нам его историю.

   На вершине этого холма раньше стояла старая церковь, построенная во Имя Богородицы, которая спасла в 1643 году Лион от чумы. А этот собор начали строить после франко-прусской войны в 1872 году. Тогда пруссаки взяли Париж, а лионцы молились Божьей Матери, чтобы прусские войска не пришли в их город. И Небесная Заступница помогла. Хотя у пруссаков был приказ, занять Лион, но они почему-то остановились на полпути. После окончания войны благодарные лионцы решили поставить новый храм Богородице и стали собирать деньги. После чего 14 лет строили этот великолепный собор. Его постройка считается символической победой христианских человеческих ценностей над коммунистическими. Ведь в Лионе тоже была своя коммуна в 1870м году. Стиль собора — смесь византийского и готического стилей. Меня поразили 4 великолепных огромных мозаичных панно на исторические и новозаветные темы, украшающих стены собора.

   Как я узнал впоследстви, в соборе находится тело св. Иосифа и музей духовного искусства. Но мы об этом не знали, в крипту не спустились, а после осмотра собора сразу пошли на обзорную площадку. Отсюда открывается прекрасный вид на город, обрамлённый реками Роной и Соной. Засняв пейзаж, я успел ещё забежать в лавку и купить альбом о Лионе на русском языке. Но нас уже снова звали в путь. Надо было спускаться с холма, как сказали, к святым мощам Иринея Лионского и Мучеников Лионских. Тут мы потеряли наших стойких друзей и спутников — колясочника Ваню и его маму Людмилу. То ли они не поняли, куда мы направляемся, то ли они думали, что мы вернёмся на холм, чтобы спускаться обратно на фуникулёре, но они остались. Могу себе представить причину, потому что подъём коляски на такую гору — дело непосильное. А потом оказалось, что мы на обратном пути пошли на другую станцию и не поднимались наверх.  Тут наш батюшка впервые, по-отечески, пожурил экскурсовода Мишу.

   Миша с группой умчались вперёд, а мы с одной пожилой прихожанкой, под зонтиком, замыкали шествие. За нами следовал надёжный, как скала Евгений, обеспечивавший арьергард группы. По дороге мы бегло осмотрели руины античного амфитеатра, времён Тиберия, где и происходили страшные казни лионских христиан в 177-м году. Наконец, после километрового спуска, мы пришли к старой базилике Иринея Лионского возле кладбища, где хранятся мощи святых. Нас встретил древний падре, видимо не привыкший к столь многочисленным паломникам. Он показал нам древний и довольно ветхий собор, а потом отвёл в крипту, где находятся святыни. После уличного зноя нам показалось, что мы попали в холодильную камеру, но дышать стало намного легче. В алтаре крипты находится часть мощей великого учителя христианства Иринея Лионского*, а справа от алтаря висит его старинная икона. Там мы благоговейно прочитали молитву и пропели тропарь. Я обратил внимание, что на стене слева от алтаря висит копия Святой Троицы Рублёва — видимо подарок храму.

   Затем мы прошли в специальные помещения крипты где хранятся в дарохранительницах святые мощи Иринея Лионского, и мучеников: первого епископа Потина, дьякона Александра и мученицы Бландины. Про эту девочку -мученицу нам рассказывал Миша в автобусе. Она была простой служанкой, рабыней 14ти лет, милой и кроткой, но неколебимо исповедала Веру Христову. Палачи мучили её, заставляя поклониться идолам, но она повторяла одно: «Мы христиане, и ничего худого не делаем!» Возможно, палачам было непонятно, как может обычная девочка сопротивляться таким мучениям, и они устроили между собой состязание — кто вынудит её отречься от Христа. Их изощрённые пытки были столь жестокими, что вызали возмущение даже у развращённых подобными представлениями зрителей. Когда раздались крики негодования и свист, мучители вынуждены были обезглавить девочку. Мы поклонились останкам этих святых а также святым останкам общего захоронения — костям, сложенным за решёткой в специальной нише**.

   Страшные мучения и массовые убийства христиан в Лионе — это несмываемое пятно на «просвещённой» римской цивилизации. Примечательно, что гонения эти происходили в правление императора Аврелия, который и до сих пор именуется «мудрым» и «милостивым». Но, вот случились в Римской Галлии неурожай и падёж скота, и надо было найти виновных. И их нашли в лице христиан, которые были непонятными для горожан сектантами «не от мира сего». Их обвинили в колдовстве, человеконенавистничестве, в том, что они пьют детскую кровь и приносят человеческие жертвы. Безграмотному плебсу можно было внушить что угодно. Сперва отделили христиан от остальных горожан, а потом начали чудовищное «судопроизводство». — Отделили рабов от господ и внушили им, что если они подтвердят обвинения против своих хозяев, то не будут никого мучить. Некоторых слуг удалось уговорить, и они дали требуемые показания. Создав в народе необходимое настроение, власти приступили к массовым пыткам и казням.

   Эти чудовищные «представления» продолжались в амфитеатре почти полгода. Примечательно, что когда отрекшиеся слуги увидели стойкость своих господ, то почти все отказались от своих показаний и снова исповедали Христа. Теперь кости святых Лионских Мучеников лежат все вместе, в большой нише за решёткой. Это святое, благое место! Благодать Божья изливается и от ларцев с мощами в реликварии. Мне удалось постоять там одному некоторое время, и опять я почувствовал, как покой и благоговейная молитва растёт в моей душе. Помянул благоговейным словом свт. Иринея, св. Бландину и всех известных и безвестных святых. В душе неумолчно звучал пропетый нами тропарь: «Иже во всем мире мученик Твоих, / яко багряницею и виссом, / кровьми церковь Твоя украсившися, / теми вопиет Ти, Христе Боже: / людем Твоим щедроты Твоя низпосли, / мир жительству Твоему даруй / и душам нашим велию милость».

   Но, мы снова вернулись от святой благодати в знойный суетный день и завершили свою экскурсию. Посидели под платанами возле пиццерии, где работают русские девушки, перекусили, поговорили, посмотрели на лионскую жизнь. Кто-то, у кого ещё оставались силы, пошел искать прогулочные катера, кто-то занялся покупками. Я примкнул к нескольким прихожанкам, которые не спеша направлялись на площадь Белькур. Там назначена была наша встреча после свободного времени. Полюбовались красивой каменной набережной Соны (похожей на парижские набережные), городскими улицами и фонтанами. А потом я и добрая наша прихожанка Ольга нашли тенистый уголок у фонтанов на площади Белькур, разговаривали, окунали ножки в фонтан, в общем отдыхали. Спешить больше было некуда, памятник Людовику был на виду. Спустился тихий вечер, пахнуло прохладой, подошли все паломники и батюшка. Мимо великолепно освящённых дворцов и памятников мы направились к набережной, где стоял автобус. Спокойной ночи и счастливого пути! Паломничество завершилось.

Июль 2015.

*) Св. Ириней родился в первой половине II века в Смирне (сегодня — Измир,Турция) в христианской семье. Став священником, он начал служение в Лионе. В 177 году он был послан от имени христиан Лиона в Рим к папе с петицией о распространении ереси монтанизма. В то время, как он был в Риме, в Лионе начались гонения на христиан. Когда Ириней возвратился в Лион, то он занялся возрождением разгромленной христианской общины и был избран вторым епископом Лиона после Пофина, который принял мученическую смерть во время гонений. Согласно житию, великий проповедник и богослов Ириней был усечён мечом за исповедание веры около 202 года.
   Ириней Лионский внёс огромный вклад в учение о Святой Троице и был стойким борцом с ересями. Он создал учение о Сыне и Святом Духе как о «двух руках Бога», подчёркивая тем самым неделимость Святой Троицы. Утверждение св. Иринеем единства Бога отражалось в его учении о единстве истории и непрерывной преемственности спасения. Используя учение о Логосе из 1-й главы Евангелия от Иоанна, Ириней Лионский утверждал, что Бог, создав мир, непрерывно осуществляет надзор над ним до настоящего времени, что является частью истории спасения. Сутью всей истории спасения является постепенное «духовное возрастание или созревание» человечества.
   Вот небольшая цитата из его книги, показывающая, насколько близок был св. Ириней к современному православию: «Совершенный человек ... состоит из трех - плоти, души и духа: из коих один, т.е. дух. спасает и образует; другая, т.е. плоть, соединяется и образуется, а средняя между этими двумя, т.е. душа, иногда, когда следует духу, возвышается им, иногда же, угождая плоти, ниспадает в земные похотения. Итак все не имеющие того, что спасает и образует жизнь, естественно будут и назовутся плотью и кровью. потому что не имеют в себе Духа Божия» (Против ересей). Свт. Ириней Лионский подчёркивал красоту созданного Богом мира, который призван к постепенному развитию, целью которого будет полное совершенство
   День памяти свт. Иринея в Православной церкви 23 августа (5 сентября). Его гробница в Лионе была разорена гугенотам в 1562 году. Однако в местном католическом храме по-прежнему указывают на ковчег с частицами мощей Лионских мучеников, в котором хранятся и мощи святителя.

**) Подробное описание чудовищных мучений и казней христиан в 177ом году приведены на сайте «Православная Европа».