Кафе открыли в ретираде

Сергей Геннадьевич Новиков
Памяти Н.Т. Турчина посвящаю

Потомственный новороссиец Николай Турчин был замечательным рассказчиком. Причем, истории свои старожил не выдумывал, а лишь припоминал. Одну из них Николай Тимофеевич поведал мне много лет назад.
В то летнее утро мы беседовали с ним, сидя напротив не слишком презентабельного, но очень популярного кафе «Мороженое». Теперь этой скромной достопримечательности нашего города уже нет. А вот история ее появления на свет все еще здравствует…

В конце 50-х годов прошлого века городские власти озаботились проблемой общественных туалетов. Нужда в них, понятно, и раньше была, да только вот руки не доходили. Зато ноги запросто вели «нуждающихся» к ближайшей подворотне. Теперь же, когда центральную улицу города украшала великолепная парковая магистраль, в самое время было подумать об одной из насущнейших проблем человеческого бытия.
Городская архитектура на требование эпохи ответила не чем-нибудь, а проектом настоящей ретирады. Так до революции общественные туалеты именовали. Только в прежние времена дальше благозвучия дело не шло. Современные же зодчие показали себя настоящими новаторами: если нельзя изменить содержание, справедливо полагали они, следует подумать о форме. «Ну сколько можно загонять посетителя в четыре стены! Пусть стена будет одна, причем, круглая…».
И надо же такому случиться! В самый разгар строительства образцовой социалистической ретирады на экраны города вышла французская кинокомедия «Скандал в Клошмерле» с великолепным Фернанделем в главной роли. Сюжет той комедии прост как все гениальное: на центральной площади заштатного городка мэрия установила кабинку с писсуаром внутри. Этакий прообраз современных биотуалетов, только в пляжном исполнении, когда голова и ноги писающего остаются видны публике. Понятно, что пикантность означенной ситуации вызывала приступы гомерического хохота в кинозале.
А вот местным архитекторам вскоре стало не до смеха. «Хотите оскандалиться? – строго спросили у них отцы города. – Нам только славы Клошмерля не хватало!».
Само собой, идею туалета с амбициями планетария тут же похоронили. Но стройка-то практически завершалась. Надо было что-то делать с этим архитектурным великолепием. Вот тогда и придумали в несостоявшейся ретираде открыть кафе. Его потом еще несколько лет «Клошмерлем» называли. А когда старое кино забылось, то и название первое кануло в Лету. Молодежь шестидесятых нарекла популярное кафе по-свойски – «шайбой». Оно и впрямь в разрезе на шайбу хоккейную было похоже.
Выросло не одно поколение новороссийцев, а публика все также благоволила старой доброй «шайбе». Сидела, мороженое ела, соком запивала и даже не догадывалась об этой забавной истории, случившейся когда-то в нашем городе.