Советская продлёнка. Часть восьмая

Наталья Фёдорова
... На "выпускной" фотографии она стоит особняком, сугубо с краю. Ей видно всех с верхней ступени школьной лестницы, а её - почти никому. Мы все, не исключая и нашей учительницы, в прекрасном настроении - кто-то смеётся, кто-то строит рожи, кто-то, как я - мило улыбается. И только на её лице, в котором есть что-то львиное - приплюснутый, короткий нос, маленькие внимательные глаза, толстый рот - сосредоточенное серьёзное выражение. Мы смотрим на фотографа, а она смотрит на нас, холодно и спокойно и как-то рассеянно. Как хищник на стадо антилоп: "резвитесь, милые, резвитесь, а я пока понаблюдаю за вами". Как-то так.

 Дочь военного и медсестры, Марина В. пришла к нам учиться в третьем классе. В этой скромной и незаметной девочке, невысокой и в меру упитанной, похожей немного на некрасивого львёнка жил бес тщеславия. Она хотела быть не просто лучше всех во всём и всегда. Она хотела быть главной. Как это осуществить, не имея мускулов, денег, власти, должности в конце концов? Будучи просто ребенком?! Она знала как. Её оружием были клевета и интриги. И каким грозным оружием...

 Постепенно и незаметно, стравливая всех со всеми, наговаривая всем на всех, она добилась того, что за ней стали бегать, к её слову стали прислушиваться. Её слово стало весомее любых других слов. С ней стало престижно не просто дружить, но даже находиться рядом! Всё что делала Марина В. было эталоном. Класс стал раскалываться на группы, исходя из того, как к членам группы относилась "сама В." и как они относились к ней. Короче говоря, она стала той мерзостью, которая называется лидером класса.

 Стала, но не совсем...И в этом "не совсем" заключалась проблема для меня, потому что, хотя не признавали её власть ещё 4-5 человек, кроме меня, её тихая злоба обрушилась именно на мою голову.

 Ну, да, если трон завоёван, охота повоевать. Кому, как не дочке военного, знать это. И она принялась воевать. Со мной. Но будучи очень хитрой и осторожной, она воевала чужими руками, пуская в ход наветы и клевету, хитро настраивая наших общих одноклассников против меня, которая "отделяется от коллектива", "всех презирает", "мнит себя самой умной, а сама очень средних способностей, если не ниже средних", "ещё и нерусская, вон мама у неё Аида, да и смуглая". И так далее, включая самую примитивную ложь про то, что я про кого-то сказала что-то злое или презрительное.

 И куда подевались свободолюбие, открытость и добродушие моих одноклассников! ...Лопнули, как мыльный пузырь. И все с энтузиазмом начали меня травить. Появилась новая игра, "подколи Фёдорову". Мне говорили гадости, мне делали гадости, мне отвечали односложно на вопросы или не отвечали вовсе. В школьном гардеробе кто-то частенько перевешивал моё пальто в дальний угол, чтобы я не могла его долго найти. Кто это делал я так и не узнала. В столовой мне подсовывали сломанную табуретку, чтобы я искала годную, прежде чем сесть за стол. В нескольких учебниках мне оторвали обложки от бумажных блоков. Вроде всё это мелочи...Но я не была приучена терпеть подобные мелочи и, конечно, нервничала и обижалась.

 Наконец, в какой-то день я пожаловалась маме на то, что происходит. Она не нашла ничего лучше, как с возмущением сообщить всё это Людмиле Михайловне. А та устроила странное педагогическое действо в классе, которое я до сих пор вспоминаю с ужасом. И с содроганием.

 Не откладывая дело в долгий ящик, учительница наша собрала нас в продлёнке, а ходили в неё почти все, кроме 1-2-х детей и сказав несколько вступительных слов, попросила меня высказать свои претензии и обиды КАЖДОМУ члену нашего коллектива. Зачем ей это было нужно, я не знаю. Повторение и публичное расковыривание своих душевных ран никому не полезно, а ребёнку не только вредно, но и невыносимо тяжело. Но она это не учитывала, а выслушивая ответы моих одноклассников, наглые и хамские по сути, без оправдыванья, а с вызовом, типа "да, я так делал и буду делать",она отчитывала и очень резко, каждого. Всем и каждому она выразила своё резкое несогласие и презрение по поводу их действий и слов. "Наташа - хорошая девочка, вы все её знаете уже несколько лет, незачем её обижать!"- внушала всем Людмила Михайловна. Она была на моей стороне и изо всех сил пыталась мне помочь, но делала это топорно. Всё это надо было сделать не в моём присутствии...

 Не нашлось у меня только обиды к девочке из литовской семьи Марине Д. При всей своей мягкости и нежности, она была очень волевой и честной, никаким дурным влияниям не поддавалась никогда. Ни в каких пакостях не принимала участие. И ещё к Павлику В., который был слишком добродушен, да и трусоват для пакостей. Кроме того, я ему очень нравилась.

 Итак, разбор полётов состоялся. Я была и рада, что кто-то меня защитил и чувствовала себя неловко, почти ябедой. Да и открытые такие стычки с людьми всегда мне претили. Всё можно решить мирно, с помощью дипломатии. Но не всегда агрессивные люди позволяют это сделать...

 Марина В. сидела за партой красная и ошеломлённая. Учительница наша пару раз толсто намекнула на дурное влияние Марины на коллектив. И даже прямо сказала что-то ей в таком духе, что она ЗРЯ НАСТРАИВАЕТ одних детей против других. "Я не настраиваю",- тихо сказала Марина. Но та ей не поверила. И правильно сделала.

 После этого воспитательного действа я тихо поплакала в туалете на другом этаже, где меня никто не мог увидеть, чтобы не радовать одноклассников. Да и боялась, что по злобе, отруганные учительницей одноклассники ещё что-то мерзкое изобретут.

 А потом всё стало резко меняться. Травля потеряла свою актуальность, стала немодной. Снова я стала своей в доску, "Наташкой" и так далее. А Марина В. тихо перешла в другую школу.

 Потом, через пару лет мне сказала Оксана Е.:
 - А мы ведь хотели тебя побить, так нас настраивала против тебя В... И Юля А. была за то, чтоб тебя как следует " проучить".Но, слава богу, не побили, ты ведь такая хорошая!
 Я опешила. Юля А...Такая тонкая, умная и красивая внешне, внучка профессора и всё в таком духе...И я ей так нравилась вроде бы. Да-а, восточное коварство, подумала я тогда. Юля была еврейкой по папе, а по маме туркмено-таджичкой. Отлично училась, остроумно шутила, нравилась мальчикам...И вот на тебе, мечтала кого-то отдубасить. У неё самой было не всё благополучно в семье, но ведь я не была в этом виновата.
 - А знаешь, чё мы передумали-то?,- прервала мои размышления Оксана. - Юля А. нас и отговорила. Наслаждалась девочка своей властью, видимо.,- подытожила она.
 Мда-а...Коварство. И ей значит тоже хотелось порулить, казнить и миловать.

 Основным итогом, в тот момент ещё не осознаваемым нами, всей этой истории было то, что никаких лидеров в нашем классе не было уже никогда. И воздух от этого стал чище! И дышать стало легче.