Дорожное кино

Георгий Самсонов
«Роуд-муви» или «дорожное кино» – неотъемлемая часть американского кинематографа, которая уже выделилась в отдельный жанр и заняла особое место в национальной культуре. Фильмы о путешествующих по стране друзьях, родственниках, случайных знакомых, влюбленных и даже неприкаянных одиночках, всегда привлекали зрительское внимание благодаря увлекательным историям, неожиданным сюжетным поворотам и неповторимым характерам главных героев. Все ленты, сделанные в стиле дорожного кино, перечислить довольно сложно, но мы выделили те, которые уже оставили некий след в истории кино и запомнились миллионам зрителей, а также те, которые, по тем или иным причинам, заслуживают упоминания.

«Тэмми» (Tammy, 2014)

Эта картина завоевала определенный авторитет, выразившийся и в очень приличной кассе ($71.3 млн в США при бюджете $20 млн). Рецепт успеха этой комедии достаточно прост: знакомый, но беспроигрышный сюжет, а также слаженный дуэт двух великолепных актрис. Мелисса Маккартни играет до жути невезучую Тэмми, которая в течение одного дня умудряется разбить свою старую машину, потерять работу в бургерной, остаться на мели и вдобавок застать своего мужа за романтическим ужином с соседкой. Естественно, что несчастная женщина решает бежать, куда глаза глядят. По воле судьбы в попутчицы к ней набивается пьющая, сквернословящая и больная диабетом бабуля Перл (Сюзан Сэрэндон), у которой есть не только машина и деньги, но и страстное желание побывать на Ниагарском водопаде. В итоге же пожилая родственница доставляет Тэмми немало хлопот и превращает увеселительную поездку в полное острых ощущений приключение.

«Беспечный ездок» (Easy Rider, 1969)

Фильм Денниса Хоппера заслуженно считается классикой и, безусловно, входит в число лучших образцов «дорожного кино». Этот «роуд-муви» рассказывает о двух мотоциклистах (их играют Питер Фонда и Деннис Хоппер), которые, заработав деньги на контрабанде наркотиков, покидают Лос-Анджелес и отправляются на своих железных конях через всю Америку в Новый Орлеан, где они планируют повеселиться на карнавале Марди Гра. В пути их ожидает тюрьма, встреча с пьяницей-адвокатом (Джек Николсон), публичный дом и немало приключений.
Картина стала настоящим хитом, собрав в мировом прокате $60 млн ($41.7 млн в США) при бюджете $360 000. Кроме того, лента была номинирована на «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана (Джек Николсон) и лучший сценарий.

«Тельма и Луиза» (Thelma & Louise, 1991)

В центре сюжета – история официантки Луизы Сойер (Сюзан Сэрэндон) из Арканзаса и домохозяйки Тельмы (Джина Дэвис), которые однажды решают вырваться из своей обыденной и опостылевшей жизни. Подруги садятся в машину и отправляются в путь в надежде отвлечься от своих проблем и каждодневных забот. Однако путешествие, обещавшее много радостей, оборачивается большими неприятностями, когда Луиза убивает мужчину, попытавшегося изнасиловать Тельму. В итоге двум беглянкам, преследуемым полицией, ничего не остается другого, как удирать в Мексику. Финал же этого фильма Ридли Скотта стал, пожалуй, самым драматичным в истории «дорожного кино».
Картина была номинирована на шесть «Оскаров», в том числе за лучшую режиссуру и лучшие женские роли (Сюзан Сэрэндон и Джина Дэвис), но завоевала только премию за лучший сценарий (Кэлли Кури). Кассовые сборы ленты в США - $45.4 млн при бюджете $16.5 млн.

«Дорожное приключение» (Road Trip, 2000)

Что можно еще ожидать от фильма с таким названием? Естественно, приключений, и их тут, уж поверьте, в избытке. По жанру это молодежная комедия, завязанная на сексе, путанице и недоразумениях. А рассказывается в ленте о студенте колледжа Джоше (Брекин Майер), который по ошибке отправляет своей любимой девушке видеокассету с записью его сексуальных утех совсем с другой особой. В результате Джош и его друзья бросаются в погоню за злополучной посылкой и в пути переживают нескончаемую вереницу злоключений. Им предстоит совершить головокружительный прыжок на машине через разрушенный мост, провести незабываемое время в Банке спермы и по-настоящему оттянуться в Братстве афроамериканских студентов.
Эта картина Тодда Филлипса добилась большого кассового успеха: $119.8 млн в мировом прокате ($68.5 млн в США) при бюджете $16 млн.

«Впритык» (Due Date, 2010)

Эта комедия Тодда Филлипса знаменательна еще тем, что в ней пересекаются два поджанра: «роуд-муви» и «бадди-муви». Фильм рассказывает о двух совершенно разных мужчинах, которые становятся попутчиками по воле случая. Преуспевающий архитектор Питер Хайман (Роберт Дауни-мл.) торопится в Лос-Анджелес, чтобы успеть к рождению своего первенца. Однако в самолете перед взлетом происходит инцидент, в результате чего Хаймана снимают с рейса. Отправляющийся покорять Голливуд Итан Трамбле (Зак Галифианакис), имевший непосредственное отношение в злополучному происшествию, предлагает Питеру поехать вместе с ним в Лос-Анджелес на машине. Питер, еще не представляющий, чем это ему грозит, вынужден согласиться. В итоге попутчики попадают в невероятные переделки, и поездка оказывается довольно «веселенькой».
Фильм удался на славу, чему свидетельствуют и вполне солидные кассовые сборы: $211.8 млн в мировом прокате ($100.5 млн в США) при бюджете $65 млн.

«Самолетом, поездом, автомобилем» (Planes, Trains & Automobiles, 1987)

Знаменитый фильм Джона Хьюза, ставший предтечей комедии «Впритык». Это «роуд-муви» и «бадди-муви» в одном флаконе. По сюжету, судьба сводит вполне успешного специалиста по рекламе и семьянина Нила Пейджа (Стив Мартин) с одиноким и неудачливым продавцом колец для душевых занавесок Делом Гриффитом (Джон Кэнди). Не имея возможности добраться из Нью-Йорка в Чикаго на самолете из-за снегопада, Нил и Дел вынуждены взять на прокат автомобиль, чтобы успеть домой на празднование Дня благодарения. В итоге всю дорогу Нил обречен терпеть бесконечную болтовню и плоские шутки Дела. А однажды Нилу даже приходиться провести ночь с Делом в одной постели. Дел оказывается таким неисправимым недотепой, что пришедшему в полное отчаяние Нилу уже кажется, что до Чикаго он не доберется никогда.
Эта одна из лучших в истории комедия изобилует уморительными гэгами и виртуозными комическими трюками, а тандем Мартина и Кэнди делает картину незабываемой.
В США лента собрала $49.2 млн.

«Каникулы» (Vacation, 1983)

Это первая часть киносериала о приключениях семейства Гризуолд. Последующие три фильма - «Европейские каникулы» (1985), «Рождественские каникулы» (1989) и «Каникулы в Вегасе» (1997). Во всех этих картинах Кларка Гризуолда сыграл Чеви Чейз, а его жену Эллен – Беверли Д'Анджело. Сценарий «Каникул» написал Джон Хьюз, вдохновением для которого послужили его детские воспоминания о путешествии всей семьей в Диснейленд. Чтобы сплотить семью, ее патриарх Кларк Гризуолд затевает автомобильное путешествие из Чикаго далеко на запад – в парк аттракционов Walley World. Но как это водится в американском «дорожном кино», поездка превращается в сущий кошмар, а кульминацией становится вооруженный захват Кларком того самого парка, по принципу подлости, оказавшегося на ремонте.
Картина обрела большую популярность, собрав в США $61.4 млн при бюджете $15 млн.

«Дурдом на колесах» (RV, 2006)

Главный герой этой комедии Барри Зонненфельда – Боб Манро (Робин Уильямс), угодивший в непростую ситуацию. Дело в том, что он уже пообещал жене и детям поездку на Гавайи, но из-за причуд своего гадкого начальника Тодда Мэллори, неожиданно потребовавшего от него подготовить презентацию и посетить деловое совещание с владельцами компании, вынужден выкручиваться. Не сказав своим домочадцам всей правды, Боб взял на прокат трейлер и убедил семью в том, что путешествие к Скалистым горам, расположенным в Колорадо, значительно увлекательнее, чем отпуск на тропическом курорте. Однако поездка в плохо управляемом и мало комфортабельном доме на колесах складывается далеко не гладко. Жена и дети не разделяют энтузиазма Боба и все чаще выражают свое негодование. Масла в огонь подливает и дружелюбная, но довольно странная семейка, повстречавшаяся им в кемпинге. Однако чем больше трудностей возникает у них на пути, тем крепче становятся их семейные узы.
Фильм сумел собрать в мировом прокате $87.5 млн ($71.7 млн в США) при бюджете $50 млн.

«Мы – Миллеры» (We're the Millers, 2013)

Мелкий торговец наркотиками Дэвид Берк (Джейсон Судейкис) попадает в передрягу. Лишившись партии наркотиков и денег, он вынужден искать способ расплатиться со своим поставщиком Брэдом (Эд Хелмс). В голову ему приходит единственная идея – перевезти через границу крупную партию наркотиков в доме на колесах, в котором он будет путешествовать якобы со своей семьей. На роль жены он берет стриптизершу Розу (Дженнифер Энистон), на роль сына - соседа-подростка Кенни (Уилл Полтер), а на роль дочки - бездомную девушку Кейси (Эмма Робертс). В итоге они отправляются в дорогу, изображая счастливую семейку, возвращающуюся домой после каникул, проведенных в Мексике.
Мировой прокат картины увенчался большим успехом: $270.0 млн ($150.4 млн в США) при бюджете $37 млн.

«Маленькая Мисс Счастье» (Little Miss Sunshine, 2006)

В семье неудачливого психолога Ричарда Гувера (Грег Киннир) из аризонской глубинки царит разлад. Юный пасынок (Пол Дэйно) отказывается говорить, сварливый папаша (Алан Аркин) пристрастился к героину, за шурином (Стив Карелл), склонным к суициду, нужен глаз да глаз, а наивная и довольно пухленькая дочь-школьница (Абигейл Бреслин) мечтает стать королевой красоты. И однажды Ричард решает помочь своей дочери реализовать ее мечту. Он сажает всех своих домочадцев в потрепанный микроавтобус и вместе с ними отправляется через пустыню в Калифорнию на детский конкурс красоты «Маленькая Мисс Счастье». В итоге это полное неожиданностей и всевозможных курьезов путешествие творит настоящее чудо: объединенные общей целью члены семьи обретают, наконец, то, чего были лишены: чувство локтя и взаимную поддержку.
При бюджете $8 млн лента заработала в кинотеатрах США $59.7 млн и была удостоена четырех номинаций на «Оскар» - за лучший фильм, лучший сценарий (Майкл Арндт), лучшую мужскую роль второго плана (Алан Аркин) и лучшую женскую роль второго плана (Абигейл Бреслин). Золотые статуэтки в результате достались Арндту и Аркину.

«Поймай толстуху, если сможешь» (Identity Thief, 2013)

Главный герой фильма - законопослушный бизнесмен Сэнди Бигелоу Паттерсон (Джейсон Бэйтман), который уже привык к постоянным насмешкам из-за своего женского имени. Но однажды в его жизни случается неприятность посерьезнее – какой-то хитроумный мошенник воспользовался его именем и стал тратить деньги с его банковского счета налево и направо. Вскоре выясняется, что обворовывает его аферистка Диана (Мелисса Маккарти). Присвоив себе каким-то образом имя Сэнди Бигелоу Паттерсон, она переехала в Майами, и без всякого зазрения совести обчищает свою жертву. Уставший от бюрократических проволочек, бизнесмен решает лично разобраться с дамочкой - по-хорошему и без всякого суда. Для этого он садится в свой автомобиль и едет из Денвера в Майами. Однако выяснить отношения с Дианой по-доброму не получается. Она оказывается хулиганистой и драчливой теткой, у которой начисто отсутствуют тормоза. В результате добропорядочный гражданин ввергает себя в автомобильные погони, драки и прочие правонарушения.
Сборы ленты в мировом прокате составили $174.0 млн ($134.5 млн в США) при бюджете $35 млн.

«Тупой и еще тупее» (Dumb and Dumber, 1994)

Двое непроходимо тупых друзей Ллойд Кристмас (Джим Кэрри) и Гарри Данн (Джефф Дэниелс) колесят в своем «собачьем» фургоне по всей Америке, чтобы вернуть полный денег чемоданчик его законному владельцу – красавице по имени Мэри Суонсон (Лорен Холли). При этом двум остолопам невдомек, что Мэри и ее чемоданчик замешаны в какой-то темной истории. В итоге же двое головорезов начинают преследовать Ллойда и Гарри, чтобы отобрать у них чемодан с деньгами.
Этот фильм братьев Фаррелли – еще один пример скрещивания «роуд-муви» с «бадди-муви». Успех картины был ошеломляющим: $247.3 млн в мировом прокате ($127.2 млн в США) при бюджете $17 млн.
На 14 ноября 2014 года намечена премьера сиквела «Тупой и еще тупее-2». Действие второй серии, тоже снятой братьями Фаррелли, разворачивается через 20 лет после событий, происходивших в первом фильме. На сей раз у Ллойда и Гарри, которых вновь сыграли Джим Кэрри Джефф Дэниелс, внезапно обнаруживается ребенок. И друзья тут же отправляются в путь, чтобы разыскать этого отпрыска и попросить у него почку для его болезного папаши.

«Смоки и Бандит» (Smokey and the Bandit, 1977)

Водители грузовиков Бо Дарвилль по прозвищу Бандит (Берт Рейнольдс) и Кледус Сноу по прозвищу Снеговик (Джерри Рид) решают принять довольно рискованное предложение – перевезти за 80 тысяч долларов 400 ящиков контрабандного пива из Тексарканы, штат Техас, в Атланту. При этом уложиться им нужно всего в 28 часов. Чтобы обвести вокруг пальца служителей закона, Бандит придумывает хитроумную схему: он на своем черном «понтиаке» Смоки отвлекает полицию, а Снеговик едет на фуре вслед за ним. Осложняется ситуация тем, что по пути Бандит подсаживает к себе сбежавшую из под венца Кэрри (Салли Филд), жених которой – сын шерифа. В итоге за Бандитом ведется отчаянная погоня.
Картина завоевала большую популярность, собрав в США $126.7 млн. Впоследствии были сняты два сиквела этой ленты, но они были менее успешны, особенно третья серия.

«Небраска» (Nebraska, 2013)

Убедив себя в том, что он выиграл миллион долларов в лотерее, Вуди Грант (Брюс Дерн) собирается ехать за выигрышем в город Линкольн, штат Небраска. Все попытки убедить его, что это ловушка для лохов, не имеют успеха. Ему позарез нужен миллион, потому что он запланировал приобрести новый грузовик, хотя уже давно не водит машину, а также купить новый компрессор взамен отданного соседу сорок лет назад. В результате Дэвид, сын Вуди Гранта, берется отвезти отца из Монтаны в Небраску. Проехав через несколько штатов, они попадают в родной город Вуди, Готорн, где он быстро становится героем местных новостей. Бывший деловой партнер Вуди, Эд (Стэйси Кич), проявляет большой интерес к миллиону, выигранному в лотерею, а Дэвид узнает об отце много такого, что ему даже в голову не приходило.
Достижения этой черно-белой картины Александра Пэйна: $17.7 млн в США при бюджете $12 млн, шесть номинаций на «Оскар» и Приз за лучшую мужскую роль (Брюс Дерн) на Каннском кинофестивале.

«Проклятие моей матери» (The Guilt Trip)

Изобретателю Энди Брустеру (Сет Роген) предстоит командировка в Сан-Франциско, и он берет с собой в дорогу свою мать Джойс (Барбра Страйзанд), которая после смерти мужа и отца Энди живет в одиночестве. Узнав душещипательную историю о том, что в юности Джойс была безумно влюблена в парня по имени Энди, в честь которого впоследствии и назвала своего сына, Энди намеревается организовать ей встречу с бывшим возлюбленным.
Картина не смогла добиться того успеха, на который рассчитывала. В ее активе лишь $37.1 млн в США при бюджете $40 млн.

«На обочине» (Sideways, 2004)

Майлз (Пол Джаматти) – писатель-неудачник, работающий в Сан-Диего преподавателем. Джек (Томас Хэйден Черч) – малоизвестный актер, снимающийся на телевидении. Однажды эти два друга решают объездить за одну неделю на автомобиле все винодельни Калифорнии. Эта поездка знаменует собой своего рода мальчишник перед свадьбой Джека.
Картина Александра Пэйна пришлась по душе как критикам, так и зрителям. Она завоевала «Оскар» за лучшую сценарную адаптацию и собрала в мировом прокате $109.7 млн (в США - $71.5 млн) при бюджете $16 млн.

«Человек дождя» (Rain Man, 1988)

Узнав о том, что его отец завещал все свое состояние неизвестному человеку, находящемуся в психиатрической клинике, Чарли Бэббит (Том Круз) отправляется на поиски этого таинственного наследника. Им оказывается Рэймонд (Дастин Хоффман) – его старший брат, страдающий аутизмом. Вознамерившись оформить опекунство над новоявленным родственником и отхапать себе половину наследства, Чарли похищает Рэймонда и отправляется с ним на машине из Цинциннати в Лос-Анджелес.
Картина победила на Берлинском кинофестивале и была удостоена четырех «Оскаров», в том числе за лучший фильм, лучшую режиссуру, лучшую мужскую роль и лучший сценарий. В мировом прокате на ее долю пришлось $354.8 млн (в США - $172.8 млн) при бюджете $25 млн.

«Простая история» (The Straight Story, 1999)

Этот фильм Дэвида Линча, основанный на реальной истории, рассказывает о 73-летнем Элвине Стрэйте, который в 1994 году проделал на своей газонокосилке огромный путь из Айовы в Висконсин, чтобы помириться со своим больным 75-летним братом Лайлом. Прототип главного героя картины прожил еще три года после своего путешествия, а исполнитель главной роли Ричарда Фарнсуорт, кстати, номинированный за нее на «Оскар», скончался 6 октября 2000 года в возрасте 80 лет.
Кассовыми достижениями эта лента не славится: $6.2 млн в США при бюджете $10 млн.

«Сломанные цветы» (Broken Flowers, 2005)

Обеспеченный холостяк Дон Джонстон (Билл Мюррей) получает анонимное письмо, в котором сообщается о том, что у него есть 19-летний сын. Чтобы разыскать его, Дон решает навестить всех своих четырех возлюбленных, которые могли бы от него забеременеть 20 лет назад. Для этого ему приходится совершить путешествие по всей стране.
Этот фильм Джима Джармуша завоевал Гран-при Каннского кинофестиваля и собрал в мировом прокате $45.7 млн (в США - $13.7 млн) при бюджете $10 млн.

«Большое приключение Пи-ви» (Pee-wee's Big Adventure, 1985)

По-детски наивный недотепа Пи-ви Херман (Пол Рубенс) отказывается продать свой любимый велосипед недружелюбному соседу Фрэнсису Бакстону (Марк Холтон). В итоге же Херману приходится исколесить всю Америку в поисках своего двухколесного друга, который у него все-таки украли.
Этот фильм, ставший режиссерским дебютом Тима Бертона, собрал в США $40.9 млн при бюджете $6 млн.