Богословие Любви. Иоанн Павел II и Бенедикт XVI

Игорь Баранов 2
Служение Папы Иоанна Павла II, ставшее подлинным знамением христианской любви, получило яркое выражение и в учительских текстах понтификата. Уже в своей первой энциклике «Redemptor hominis» («Искупитель человека») Папа говорит: «Человеческая жизнь невозможна без любви. Человек остается сам для себя существом непонятным, а жизнь его – лишенной смысла, если он не получит откровения любви, если он не приобщится к ней, не постигнет ее, не усвоит ее себе, так или иначе, если не начнет по-настоящему воплощать ее в жизнь» («Redemptor hominis»,  10). В этих словах ясно указана перспектива каждого христианина на пути соблюдения главной евангельской заповеди – любви к Богу и ближнему. Здесь речь идет об «откровении любви», невозможной без открытия своего сердца для действия Бога, для принятия Христа; о постижении, усвоении понятия любви, основанного на Божественном Откровении Священного Писания; наконец, Папа говорит о конкретном проявлении этой любви в человеческой жизни. Понимание сущности христианской любви, постижение ее богословия для Иоанна Павла II неотделимо от выражения этой любви. Можно сказать, здесь имеет место тезис «Понимаю, чтобы любить, и люблю, чтобы понимать», если перефразировать известное высказывание св. Августина.
Читая первую энциклику Папы Бенедикта XVI «Deus Caritas est» («Бог есть любовь»), а также посвященное Евхаристии его апостольское обращение «Sacramentum caritatis» («Таинство любви»), становится очевидной глубокая преемственность учения нового Понтифика по отношению к учению Иоанна Павла II. В энциклике «Deus Caritas est» Бенедикт XVI провозглашает: «Любовь – это свет, и в конце концов, единственный свет, который может сделать ярким поблекший мир и пробудить в нас мужество, в котором мы нуждаемся, чтобы продолжать жить и работать. Любовь возможна, и мы в состоянии любить, потому что созданы по образу и подобию Божию. Любить – и тем самым позволить свету Господа проникнуть в мир – вот к чему я хотел бы призвать настоящей энцикликой» («Deus Caritas est», 39).
Понятие любви, которое в различных культурах и субкультурах приобретает самые разные значения, в христианстве основано на тайне Искупления, на тайне непостижимой Божественной любви: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3, 16). Эти слова Евангелия от Иоанна, возвещающие о центральном событии в истории спасения, служат отправной точкой для размышлений Иоанна Павла II в энциклике «Искупитель человека». К этому же евангельскому фрагменту обращается Бенедикт XVI в начале энциклики «Бог есть любовь» - равно как и к словам из Первого Послания Иоанна, вынесенным в заглавие энциклики: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин 4, 16). И далее Папа пишет: «Мы уверовали в любовь Бога – этими словами христианин может выразить основополагающий в своей жизни выбор» («Deus Caritas est», 1). Словно продолжением этой мысли звучат слова Иоанна Павла II, произнесенные на встрече с молодежью: «Пребывайте в Боге, проповедуя Его любовь, храня верность Его пути спасения, благородству Его служения. Будьте сильными и добрыми, глубоко веруйте в вашу молитву, будьте готовы к самоотречению, будьте тверды духом и с радостью отдавайте. И это будет на деле свидетельством истины о том, что Бог есть любовь» (из речи к молодежи в Буэнос-Айресе 11 апреля 1987 г.). Здесь уже выбор христианина, принявшего веру в Божественную любовь, приобретает измерение, связанное с конкретным выражением ответной любви к Богу и любви к ближнему.
Рассматривая различные формы любви и их языковые соответствия, Бенедикт XVI сопоставляет «эрос» и «агапе» - любовь «восходящую» и любовь «нисходящую». Отвечая на обвинения в уничтожении «эроса», выдвигаемые против христианства, он пишет: «Чем большее внутреннее единство они [«эрос» и «агапе»] обретают в разных аспектах реальности любви, тем больше проявляется подлинная природа любви вообще» («Deus Caritas est», 7). Характерное для философии и богословия Иоанна Павла II представление о любви как даре приобретает новое звучание в энциклике Бенедикта XVI: «Каждый, кто хочет дарить любовь, должен и получать ее как дар. Конечно, как напоминает нам Господь, каждый может стать источником воды живой (ср. Ин 7, 37-38). Однако для того, чтобы стать источником, он должен вновь и вновь припадать к подлинному источнику Иисусу Христу, из пронзенного сердца Которого проистекает любовь Бога (ср. Ин 19, 34)» (там же). Как при этих словах не вспомнить образ милосердного Господа с исходящими из его бока лучами и связанное с этим образом почитание Божественного милосердия, столь значимое для служения Иоанна Павла II! В этой связи интересна мысль Бенедикта XVI, высказанная им во введении к последней книге Иоанна Павла II «Память и идентичность»:  «Для Иоанна Павла II концепция Искупления и Божественного милосердия составляют единую истину, и поэтому его энциклики «Redemptor hominis» и «Dives in misericordia» нужно читать вместе». Обращаясь к этой второй энциклике Иоанна Павла II, которая переводится как «Бог, богатый милосердием», мы читаем: «Милосердие, каким его изобразил Христос в притче о блудном  сыне, есть внутренняя форма той любви, которая в Новом Завете была названа «агапе» («Dives in misericordia», 6). То есть это проявление той любви, которая, согласно ап. Павлу, долготерпит, все переносит и никогда не прекратится (ср. 1 Кор 13, 4-8), христианской любви, которая превыше всего. Также цитируя 1-е Послание ап. Павла к Коринфянам – «И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, - нет мне в том никакой пользы» (1 Кор 13, 3), – Бенедикт XVI утверждает: «Этот гимн должен стать «Великой Хартией» всего церковного служения: он обобщает все размышления о любви, которые я предложил в этом послании» («Deus Caritas est», 34). Вспоминая об энциклике Иоанна Павла II «Ut unum sint», Бенедикт XVI замечает, что акцент в ней сделан на том, что построение лучшего мира требует от христиан совместного свидетельства перед лицом всего мира.
И наконец, еще одна параллель, которую мне хотелось бы провести. Свою последнюю энциклику «Ecclesia de Eucharistia» Иоанн Павел II посвятил таинству Евхаристии, которое еще в первой энциклике называл «Таинством любви». Именно так озаглавлен второй вероучительный документ Бенедикта XVI, апостольское обращение «Sacramentum caritatis», словами которого мне и хочется закончить свое выступление: «Иисус Христос показывает нам, что истина любви способна преображать даже мрачную тайну смерти в свете сияющего света воскресения… Истинная красота – это любовь Божия, которая окончательно открылась нам в Пасхальной тайне» (35).