Режиссерские замены

Георгий Самсонов
Когда за несколько недель до начала съемок кинокомикса студий Marvel и Disney «Человек-муравей» (Ant-Man) британский режиссер Эдгар Райт («Армагеддец», «Скотт Пилигрим против всех», «Типа крутые легавые», «Зомби по имени Шон») объявил о своем уходе с проекта, фанаты уже были готовы устроить свой «майдан». Наверняка мы никогда не узнаем об истинных причинах принятого Райтом решения, поскольку, как всегда в таких случаях, говорят исключительно о пресловутых творческих разногласиях. В итоге проект, конечно, не остался без рулевого, и на место Райта пришел американец Пейтон Рид («Всегда говори ДА», «Развод по-американски», «К черту любовь», «Добейся успеха»). Однако этот случай дал нам повод вспомнить о подобных казусах, когда режиссерские замены приходилось производить в самую последнюю минуту. Некоторые из них происходили тихо-мирно, некоторые сопровождались шумными скандалами, какие-то замены оказывались к лучшему, а какие-то – к худшему. Как бы там ни было, но судить мы можем только о том, что получилось в конечном результате.

Мэтью Вон > Бретт Ратнер
«Люди Икс: Последняя битва» (X-Men: The Last Stand, 2006)

Поговаривают, что Мэтью Вон («Люди Икс: Первый класс», «Пипец», «Звездная пыль») не получил постановку крупнобюджетного блокбастера «Звездные войны: Эпизод 7» по той лишь причине, что за ним водится один большой недостаток: он имеет дурную привычку неожиданно покидать проекты фильмов, если что-то приходится ему не по нраву. Например, Вон отказался снимать кинокомикс «Тор» ради того, чтобы заняться постановкой кинокомикса «Пипец», а затем не согласился стать режиссером ленты «Люди Икс: Дни минувшего будущего», так как предпочел поработать над картиной «Kingsman: Секретная служба» (премьера в США – 24 октября). Однако вряд ли кто будет обвинять его в том, что он покинул проект фильма «Люди Икс: Последняя битва» почти за шесть недель до начала съемок, мотивировав свое решение отсутствием желания работать в цейтноте и в результате стать тем, кто снял плохую ленту о Людях Икс. В результате взять огонь на себя не побоялся Бретт Ратнер («Как украсть небоскреб», «Час пик»), который, впрочем, воспользовался сценарными наработками Вона и не стал менять большинство уже приглашенных Воном актеров. В результате Ратнеру все-таки досталось от возмущенных фанатов и кинокритиков, однако, что удивительно, его фильм стал в итоге самым кассовым среди всех картин о Людях Икс, собрав в мировом прокате $459.4 млн ($234.4 млн в США и $225.0 млн за рубежом) при бюджете $210 млн. Превзойти этот показатель удалось только сиквелу «Люди Икс: Дни минувшего будущего» ($621.3 млн в мировом прокате), однако американский рекорд фильма Ратнера остается незыблемым.

Стивен Спилберг > Барри Левинсон
«Человек дождя» (Rain Man, 1988)

В данном случае замена оказалась просто идеальной. Один выдающийся режиссер добровольно передал бразды правления другому, в результате чего получилось потрясающее кино. Пять месяцев Стивен Спилберг работал над полировкой сценария «Человека дождя» вместе с автором сюжета Барри Морроу и помог придать удивительной истории двух братьев, один из которых – аутист, нужное направление и верную интонацию. Заслугой Спилберга можно считать и то, что он зарубил несколько не самых удачных идей, которые нравились студии. Например, по инициативе Спилберга из сценария была выброшена сцена, в которой гениальный Рэймонд (Дастин Хоффман) собирает мотоцикл, чтобы скрыться на нем от преследования банды байкеров. Постановщиком «Человека дождя» Спилберг не стал только потому, что был связан обязательствами с проектом сиквела «Индиана Джонс и последний крестовый поход». Позже он сожалел об этом, поскольку, как ему показалось, «Человек дождя» в итоге не дотянул до нужного эмоционального уровня. Тем не менее Спилберг самолично доверил постановку Барри Левинсону, с которым до этого работал на картине «Молодой Шерлок Холмс» (1985) в качестве исполнительного продюсера. При этом Спилберг любезно передал Левинсону все свои наработки, замечания и пожелания. Результат же превзошел все ожидания: «Человек дождя» собрал в мировом прокате $354.8 млн ($172.8 млн в США и $182.0 млн за рубежом) при бюджете $25 млн и завоевал «Оскары» за лучший фильм, лучшую режиссуру, лучшую мужскую роль (Дастин Хоффман) и лучший сценарий (Рональд Басс, Барри Морроу).

Ричард Доннер > Ричард Лестер
«Супермен-2» (Superman II, 1981)

В 1978 году Ричард Доннер снял фильм «Супермен», который по праву считают первооткрывателем эры современных кинокомиксов. «Супермен» добился огромного успеха, собрав в мировом прокате $300.2 млн ($134.2 млн в США и $166.0 млн за рубежом) при бюджете $55 млн и приобрел титул культового кино. Однако продюсеры не оценили заслуг Доннера и уволили его после того как он успел снять 75% «Супермена-2» еще во время работы над первым «Суперменом». Говорят, что Доннер разругался с продюсерами из-за творческих разногласий и вопросов, связанных с бюджетом. Заменил Доннера живший в Англии уроженец США Ричард Лестер («Вечер трудного дня», «Королевский блеск», «Робин и Мэриан»), который утверждал, что до того, как ему предложили поставить «Супермена-2», он и слухом не слыхивал о Супермене. Лестер объяснил это тем, что в детстве ему не разрешали читать комиксы. В итоге Лестер оставил только 25% того, что снял Доннер, и умышленно изменил визуальный стиль первого фильма, прибегнув к изобразительной манере, очень похожей на комиксы. Например, он снял новое начало (на Эйфелевой башне) и сцену, в которой генерал Зод, Урса и Нон используют свое «супердыхание», чтобы устроить бурю в Метрополисе. Все шутки, которые звучат в этой сцене, Ричард Лестер придумал по ходу съемок. Поклонникам «Супермена» все это не очень понравилось и они мечтали о том, чтобы посмотреть версию Доннера. В 2006 году их мечта сбылась - на DVD была выпущена режиссерская версия «Супермена-2», снятого Ричардом Доннером еще во время работы над первой серией. Один из эпизодов, в котором Лоис, выстрелив в Кларка Кента, убеждается в том, что тот - Супермен, Доннер так и не успел снять. Поэтому в DVD-версию вошла та же сцена, сыгранная Кристофером Ривом и Марго Киддер на кинопробах.
Интересно, что «Супермен-2» прошел в США хуже первой серии, собрав $108.2 млн при бюджете $54 млн.

Мартин Брест > Джон Бэдэм
«Военные игры» (WarGames, 1983)

Съемки фильма «Военные игры», рассказывающего о юном хакере (Мэтью Бродерик), который в 80-е годы случайно взламывает компьютерную систему ПВО и приближает человечество к Третьей мировой войне, могли бы закончиться настоящей катастрофой, если бы не мудрость и прозорливость продюсеров этой ленты. Узрев, что режиссер Мартин Брест снимает нечто мрачное в стиле «черной» комедии Стэнли Кубрика «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу» (1964), они уволили его через 12 дней после начала съемок. Замену американцу Бресту нашли в лице англичанина Джона Бэдэма («Голубой гром», «Лихорадка субботнего вечера»), с приходом которого атмосфера на съемочной площадке мгновенно преобразилась в лучшую сторону. Актеры расслабились, и в итоге в картине стало больше юмора. И хотя некоторые сцены, снятые Брестом, все-таки вошли в окончательную версию фильма, он от этого не пострадал. Картина снискала большой успех, собрав в США $79.6 млн при бюджете $12 млн и завоевав массу наград, включая премию «Сатурн» за лучшую режиссуру. Кроме того, она заслужила высокую оценку тогдашнего президента США Рональда Рейгана.
Справедливости ради нужно сказать, что режиссерская замена на этом проекте пошла на пользу обоим постановщикам, поскольку Мартин Брест вскоре снял свой самый большой хит – комедию с Эдди Мерфи «Полицейский из Беверли-Хиллз» (1984). Интересно, что герои Мерфи и Бродерика одеты практически в одинаковые толстовки с капюшоном, а диспетчерскую полицейского участка Брест сделал уменьшенной копией центра управления в «Военных играх».

Дэвид Микки Эванс > Ричард Доннер
«Планер» (Radio Flyer, 1992)

Памятуя о плачевном опыте работы Ричарда Доннера на «Супермене-2», вряд ли можно было предположить, что именно его выберут на замену другому режиссеру. Однако в Голливуде случается всякое, и Доннеру пришлось менять Дэвида Микки Эванса на съемках фильма «Планер». А история такова: выпускник киношколы Дэвид Микки Эванс продал сценарий «Планера» за $1.25 млн и получил право снять по нему свой режиссерский дебют. Однако его неопытность оказалась настолько вопиющей, что продюсер Лорен Шулер-Доннер уволила его за профнепригодность и заменила новичка матерым волком, который к тому же не мог ей ни в чем отказать по той лишь причине, что он – ее муж. Однако, взявшись за постановку картины о мальчике Майке, который решил переделать игрушечную модель планера, подаренного мамой, в настоящий самолет и улететь на нем вместе с младшим братишкой Бобби в безопасное место, Ричард Доннер, видимо, не рассчитывал, что бюджет ленты взлетит в итоге с $15 млн до $35 млн из-за очень дорогостоящих пересъемок, и в результате лента с треском провалится в прокате (сборы в США - $4.7 млн).

Эндрю Дэвис > Пол Майкл Глэйзер
«Бегущий человек» (The Running Man, 1987)

Первоначально планировалось, что экранизировать фантастический роман 1982 года «Бегущий человек», написанный Стивеном Кингом под псевдонимом Ричард Бахман, будет режиссер Джордж П. Косматос («Рэмбо-2», «Кобра», «Левиафан»), а главную роль в картине исполнит Кристофер Рив («Супермен»). Когда же продюсеры решили перенести место съемок из канадского Эдмонтона в Лос-Анджелес, в проект был приглашен Арнольд Шварценеггер. Съемки начинал режиссер Эндрю Дэвис («Кодекс молчания»), но в связи со значительным перерасходом бюджета (он вырос в итоге до $27 млн) и большим отставанием от графика (на четыре дня) он был вскоре заменен на Пола Майкла Глэйзера. В итоге фильм был снят по отдаленным мотивам романа к большому неудовольствию его автора. В книге, например, обычные граждане охотились за участниками игры по всей стране, а в фильме действие было перенесено на съемочную площадку телешоу, в котором на роль «охотников» назначались определенные люди. Стивен Кинг был настолько возмущен таким бесцеремонным отношением к его произведению, что запретил использовать свое имя в рекламной кампании фильма.
Замена Эндрю Дэвиса, успевшего отработать на картине всего восемь дней, не дала желаемого результата. В США на долю «Бегущего человека» пришлось лишь $38.1 млн. Кстати, исполнитель главной роли Арнольд Шварценеггер был очень недоволен увольнением Дэвиса. По словам актера, пришедший на смену Дэвису телевизионный режиссер и актер Пол Майкл Глэйзер (сериал «Старски и Хатч»), не имел никакого опыта работы в кино и поэтому снял фильм в стиле телешоу. История доказала правоту Шварценеггера: Дэвис впоследствии создал такие хиты как «Беглец», «В осаде» и «Возмещение ущерба» со Шварценеггером, а Глэйзер поставил три посредственные картины и продолжил снимать сериалы.

Кевин Жарр > Курт Расселл > Джордж П. Косматос
«Тумстоун: Легенда дикого запада» (Tombstone, 1993)

Поначалу режиссером вестерна «Тумстоун: Легенда дикого запада» был сценарист фильма Кевин Жарр (сын композитора Мориса Жарра и сводный брат Жан-Мишеля Жарра), который снял все сцены с участием Чарлтона Хестона. После увольнения Жарра, упорно отказывавшегося сокращать свой сценарий, режиссерские функции взял на себя исполнитель роли Уайатта Эрпа Курт Расселл, поскольку он боялся, что студия скорее закроет проект, чем пригласит другого режиссера. Однако позднее Расселлу все-таки пришлось передать бразды правления Джорджу П. Косматосу, постановщику боевика «Рэмбо-2», автором сюжета которого был Кевин Жарр. Косматос пригласил Джона Фазано, чтобы тот сократил сценарий и уделил основное внимание семье Уайатта Эрпа. В результате картина неплохо прошла в американском прокате, собрав $56.5 млн при бюджете $25 млн и обогнав своего основного конкурента – вестерн 1994 года с Кевином Костнером «Уайатт Эрп» ($25.1 млн при бюджете $63 млн).
В 2006 году, через год после смерти Косматоса, Курт Расселл признался, что именно он поставил большую часть картины после увольнения Жарра, которому неосмотрительно дали шанс дебютировать этим фильмом в режиссуре. По словам Расселла, он полностью руководил Косматосом, и ежедневно составлял для него список того, что нужно снимать. Кроме того, Расселл утверждает, что пожертвовал многими сценами со своим участием в пользу других актеров.
В конце 90-х годов в одном из интервью Джон Карпентер признался, что чуть не стал режиссером «Тумстоуна».

Бренда Чепман > Марк Эндрюс
«Храбрая сердцем» (Brave, 2012)

Анимационная студия Pixar славится тем, что почти на каждом своем проекте меняет режиссеров. Такое происходило, например, во время съемок «Истории игрушек-2», «Рататуя» и «Добропорядочного динозавра», выпуск которого запланирован на ноябрь 2015 года. «Храбрая сердцем» (2012) стоит в этом списке особняком, поскольку поначалу постановку этой ленты осуществляла Бренда Чепман, первая женщина-режиссер в истории Pixar. Чепман ранее работала сценаристом на проекте «Король Лев» и режиссером на проекте «Принц Египта». Для нее мультфильм «Храбрая сердцем» был очень личным проектом, поскольку, работая над ним, она черпала вдохновение в своих отношениях с дочерью. В итоге Чепман потратила на этот проект шесть лет, но в 2010 году была вынуждена покинуть режиссерское кресло из-за творческих разногласий с руководством Pixar. Существует предположение, что продюсерам не понравилось то, что история рассказывается исключительно с женской точки зрения. Кроме того, бытует мнение, что руководители Pixar настаивали на внесении изменений, с которыми Чепман была категорически не согласна. В итоге ее решили заменить Марком Эндрюсом, который работал на этой картине ассистентом и снял до этого только два короткометражных мультфильма (один из них – «Человек-оркестр» (2005) – был номинирован на «Оскар»). Но несмотря на все эти пертурбации, а, возможно, благодаря им, результат получился выше всяческих похвал: $539.0 млн в мировом прокате ($237.3 млн в США и $301.7 млн за рубежом) при бюджете $185 млн и «Оскар» за лучший анимационный фильм. А поскольку Бренда Чепман осталась в титрах, она стала первым уволенным режиссером, фильм которого был удостоен «Оскара».

Гильермо дель Торо > Питер Джексон
«Хоббит: Нежданное путешествие» (The Hobbit: An Unexpected Journey, 2012)

С самого начала постановщик кинотрилогии «Властелин колец» Питер Джексон заявлял, что не намерен снимать «Хоббита». Он просто не хотел дважды ступать в одну и ту же воду. При этом он готов был писать сценарий и выполнять на проекте продюсерские функции. Когда же режиссером был выбран Гильермо дель Торо («Лабиринт фавна»), поклонники «Властелина колец» встретили это решение в штыки, поскольку очень благоволили к Джексону. Самые дотошные фанаты даже раскопали интервью с дель Торо, в котором он признался, что терпеть не может всяких там драконов и хоббитов с волосатыми ногами. В процессе работы над сценарием Джексон все сильнее увлекался проектом и все чаще намекал на то, что хотел бы принять непосредственное участие в съемках, скажем в качестве режиссера вспомогательной группы или даже сорежиссера. Когда же студия MGM объявила о банкротстве, и проект повис в воздухе после двух лет работы над ним, дель Торо не выдержал и ушел в мае 2010 года. Джексон, который к тому времени окончательно помирился с New Line, согласился принять бразды правления. В итоге он бережно сохранил дух знаменитого романа Толкина, возвратил на экран полюбивших персонажей и познакомил зрителей с новыми. А кассовые достижения первых двух серий кинотрилогии превзошли показатели первых двух «Властелинов колец», собрав в общей сложности в мировом прокате $1.953 млрд.

Марк Романек > Джо Джонстон
«Человек-волк» (The Wolfman, 2010)

Немногим талантливым режиссерам удается пробиться в Голливуд и стать постановщиком крупнобюджетного блокбастера. Такая участь постигла и Марка Романека, который, прежде чем снять «Фото за час» (2002) с Робином Уильямсом, сделал себе имя на видеоклипах и рекламе. В феврале 2007 года он был привлечен студией Universal к проекту фильма ужасов об оборотне «Человек-волк», представлявшего собой ремейк ленты 1941 года. Однако потратив год на его разработку, Романек покинул проект «из-за творческих разногласий» всего за три недели до начала съемок. Говорят, что исполнитель главной роли Бенисио Дель Торо и мастер по спецэффектам Рик Бейкер хотели, чтобы грим Человека-волка был почти таким же, как в старом фильме, но Романека это почему-то категорически не устраивало. Среди кандидатов на замену были Бретт Ратнер, Джеймс Мэнголд, Фрэнк Дарабонт, Билл Кондон и Мартин Кэмпбелл, однако в итоге у режиссерского штурвала оказался Джо Джонстон («Парк юрского периода-3», «Джуманджи», «Дорогая, я уменьшил детей», «Идальго», «Ракетчик»). У него уже был накоплен огромный опыт работы и со спецэффектами, и с историческим материалом, но при этом ужастиков он доселе еще не снимал. А поскольку времени на подготовку у Джонстона оставалось совсем мало, ему пришлось положиться на разработки Романека: режиссерский сценарий, дизайн декораций, съемочный график и актерский состав. Через год после съемок (они проходили с 20 марта по 6 июня 2008 года), а именно 22-31 мая 2009 года пришлось проводить пересъемки. В результате постпродакшн затянулся и вышел фильм только 12 февраля 2010 года. Кассовые сборы оказались удручающими: $139.8 млн в мировом прокате ($62.0 млн в США и $77.8 млн за рубежом) при бюджете $150 млн. И хотя картина все-таки завоевала «Оскар» за лучший грим, руководитель Universal Рон Майер назвал ее одной из худших лент в истории студии.
Интересно, что Джо Джонстону впоследствии доверили постановку «Первого мстителя», а Романек снял только один кинофильм – фантастическую драму «Не отпускай меня» (2010).

Ричард Лонкрэйн > Вольфганг Петерсен
«Враг мой» (Enemy Mine, 1985)

Постановку картины «Враг мой» настойчиво навязывали британцу Терри Гиллиаму («12 обезьян», «Король-рыбак»), пытаясь убедить его в том, что этот фильм сделает его еще более знаменитым режиссером, чем Стивен Спилберг. Однако Гиллиам отказался и по той причине, что собирался снимать «Бразилию» (1985), и потому, что не мог относиться к этому проекту серьезно. «Для меня это «Ад в Тихом океане» (фильм Джона Бурмана 1968 года с Ли Марвином и Тоширо Мифуне) только в открытом космосе и с гермафродитом», - заявил Гиллиам в одном из интервью. Действительно, не каждый уважающий себя режиссер мог без колебаний взяться за съемки довольно причудливой фантастической ленты об американском астронавте (Деннис Куэйд) и инопланетянине (Луис Госсетт-мл.), которые вынуждены помогать друг другу, чтобы выжить. Поначалу на это решился малоизвестный на тот период британский режиссер Ричард Лонкрэйн, но он в итоге поругался с продюсерами, а отснятый им материал был признан неудовлетворительным. В итоге студия 20th Century Fox остановила производство картины и уже подумывала поставить крест на этом проекте. Но откуда не возьмись, появился немецкий режиссер Вольфганг Петерсен, который успел уже прославиться благодаря «Подводной лодке» (1981) и «Бесконечной истории» (1984). Он поменял место съемок с Будапешта на Баварию, что потребовало строительства новых декораций и создания нового грима, а также дополнительной оплаты актеров. В итоге фильм был снят при бюджете $40 млн, а собрал в США лишь $12.3 млн.
Интересно, что впоследствии Вольфганг Петерсен снял несколько голливудских хитов: «На линии огня» (1993), «Эпидемия» (1995), «Самолет президента» (1997), «Идеальный шторм» (2000), «Троя» (2004) и «Посейдон» (2006).