Отмена крепостного права в России

Молодая учительница истории день и ночь думала о том, как бы ей получше научить детей. История познается в пространстве и во времени. Это она помнила с институтской скамьи. С пространством все было неплохо: дети работали и с картой мира, и с тематическими картами очень хорошо. Если изучали в пятом классе древний Египет, то дети наизусть знали, что он находился в северо-восточной части Африки, в долине реки Нил. И что до сегодняшнего дня государство с таким именем есть на карте мира. Границы его изменились, но расположено оно там же, где и было такое государство в древности.

Карту дети знали, а вот даты запоминать ну никак не хотели.

В четвертом классе приближалась тема: "Отмена крепостного права в России". Как же так сделать, чтобы дату отмены крепостного права маленькие дети запомнили?

Время было трудное. Большие листы бумаги найти было негде. Тогда учительница отправилась в сельский магазин и выпросила там большие картонные ящики, в которых поступала в магазин продукция.

Молодые продавщицы поняли молодую учительницу и ящики ей дали. Хоть и не положено было. Тара у них была возвратной.

Как зверек с желанной добычей, так и Татьяна Федоровна кралась в общежитие, чтобы её никто с этими ящиками не заметил.

Операция прошла успешно. Ящики оказались в крошечной комнате учительского общежития. Из них молодая учительница вырезала огромные метровые цифры 1861. Потом она обклеила их мучным клеем белой линованной бумагой из школьных тетрадей. Потом посмотрела критически. Белые, хоть и огромные цифры не производили должного впечатления!

Что же нужно было сделать? Её осенило! Нарисовать картинки. А природа не поскупилась на таланты для этой девушки. Рисовала она хорошо. Вот и появились на огромных цифрах рисунки. Мужичок на одной ножке, как символ обезземеливания крестьян, и фигура восставших против такого освобождения самих мятежных крестьян, и даже фигура сельского батюшки, который читал указ об освобождении крестьян.

Потом Татьяна Федоровна подумала, что когда она понесет цифры в школу завтра утром, то все их увидят. Элемент новизны будет утрачен, и никакого эффекта от её трудов не будет.

Стояла уже ночь над селом, когда по глубокому свежевыпавшему снегу напрямую, через пустырь, заросший бурьяном, шла молодая учительница и несла в руках странную ношу, завернутую в газеты. Это были метровые цифры отмены крепостного права в России.

Сразу за пустырем была школа. Она была закрыта на замок, и огромные окна школьных классов таинственно темнели. Свет горел только в кочегарке. Пожилой кочегар дремал на топчане возле печки. Татьяна Федоровна деликатно покашляла.

-Андрей Степанович! Можно я у Вас в кочегарке до завтрашнего дня оставлю цифры отмены крепостного права в России?

-Оставляй, родимая! Все ты хлопочешь, все придумываешь для ребятишек что-то. Мои внуки и так в тебе души не чают. Вот здесь у окошка клади. Здесь место чистое!

На следующий день на уроке в четвертом классе Татьяна Федоровна сказала, что она приготовила ребятишкам сюрприз. Заявила об этом в начале урока.

Любопытство было разбужено. Дети слушали рассказ об отмене крепостного права особенно внимательно и с нетерпением ждали сюрприз. Ну, когда?

До конца урока оставалось всего десять минут, когда Татьяна Федоровна, объявив классу, что она отлучится на одну минутку, выскочила неодетая на школьное крыльцо, спрыгнула с него, забежала в кочегарку, взяла цифры и бегом вернулась в класс.

Цифры она освободила от бумаги, но к ужасу своему обнаружила, что от жара кочегарки они потеряли свой вид. Цифра один стала какой-то шершавой и волнистой, цифра восемь согнулась, как нищая старушка на паперти, а картон расслоился. И только цифра шесть выглядела браво. У второй единицы разлохматился кончик.

Молодая учительница поставила цифры в нужном порядке -1861- на небольшое возвышение возле доски. Во вторую смену учились в классе первоклассники. Доска была закреплена высоко. Вот и сделал школьный завхоз для них широкую скамеечку вдоль всей доски.

Скрученная единица стояла первой. Восьмерка полулежала на скамейке, привалившись к школьной доске только верхней своей частью. Шестерка стояла браво. И укороченная вторая единица тоже смотрелась неплохо. Разброд и шатание!

Татьяна Федоровна вспомнила лекции по психологи и слова о том, что память хорошо работает на высоком эмоциональном фоне.

-А попробуйте назвать эту дату смешно! - предложила она ребятишкам.

Вызвался Юра Соловьев. Он взял у Танечки вязаную шаль, укутался в неё и тоненьким голосом сказал:
-Запомните, дети, крепостное право отменили в 1861 году!

В классе дети улыбнулись. И только!

-Тогда пусть кто-нибудь попробует предложить запомнить дату в приказном тоне!

Вызвался Саша Покровский. Вразвалочку он вышел к доске, обвел всех суровым взглядом.

-Что? Не можете запомнить, что крепостное право отменили в 1861 году? А ну-ка запоминайте быстренько! А то я вас!

И мальчик так сильно стукнул кулаком по первой парте, что у Витали очки свалились с переносицы.

-О! - сказал он. Все рассмеялись опять!

-Ничего не получается! Ну, пожалуйста, ну запомните, что крепостное право отменили в 1861 году! Прошу вас всех!

У молодой учительницы был такой голос жалобный, что четвероклассники все закричали.

-Запомним, запомним!

А Миша Артамонов даже клятву дал.

-Я обещаю, что запомню эту дату на всю жизнь!

Прозвенел звонок с урока.

И прошло ровно тридцать лет, когда в городе в магазине поседевшая и чуть пополневшая Татьяна Федоровна почувствовала на себе пристальный взгляд. Смотрел на неё красивый мужчина лет сорока. Прекрасно одетый, коренастый, кареглазый, он не сводил с неё глаз. Что такое?

Когда Татьяна Федоровна уже расплатилась за покупки и перекладывала продукты из тележки в сумку, этот мужчина подошел к ней близко.

-Разрешите помочь? - сказал он приятным голосом, - а крепостное право отменили в 1861 году!

-Миша! Миша Артамонов!

-Да, я! Слово сдержал! Мне бы и ни к чему помнить эту дату, но я слово держу. Я механиком работаю, инженер по образованию, а в любое время дня и ночи могу назвать дату отмены крепостного права в России.

-Молодец! - сказала Татьяна Федоровна с доброй улыбкой. Ставлю тебе заслуженную пятерку!

И в эту минуту как будто волшебник заглянул в этот уголок супермаркета и превратил зрелого мужчину в десятилетнего мальчика, а седеющую женщину в молодую учительницу, которая так хотела, чтобы дети запомнили дату отмены крепостного права в России!


Рецензии
Здравствуйте, Валентина!

У меня к Вам вот такой вопрос: когда Вы учились в институте, то изучали ли Вы историю Средней, Южной Азии, Австралии и Океании, Японии, Среднего Востока, "арабского мира"?

И какова была программа для школьников в это время?

Почему я спрашиваю - потому что названные регионы - это ведь добрая половина земного шара, а изучению их истории отводилось (у нас, в 90-е, начало 2000-ных) в лучшем случае по 1 параграфу в учебнике.

Будучи детьми, мы, конечно, не осознаём важности изучения истории. В конечном счёте, вырастая, мы практически ничего не знаем, кроме, действительно полдюжины исторических дат.

Маша Шаммас   05.01.2018 01:57     Заявить о нарушении
Отдельный курс был по истории Африки и африканского мира. Вот там и ближний восток мы затрагивали. В институте. В школьном курсе - нет не изучали ничего такого из вами перечисленного. Европу. А вот Индию - бегло за один урок тысячу лет. Но ведь главное содержание курса исторического образования школьного - что нас сформировало? Какие исторические события оказывали влияние на нашу культуру? На наше самосознание? Зачем изучать изолированную историю Японии? Или океании? Мы что нибудь там позаимствовали?
Египетская цивилизация дала нам письменность. Буква М - мем у египтян. И означает целое слово - волна. Мы пишем их иероглифами. Отобранными. Вот у нас же в старом алфавите - каждая буква имело названия Аз,буки, веди, глагол, добро и т.д. Это знаки так назывались. Но система письма у нас - звуковая. Ни к чему нам изучать историю этих стран, которые Вы перечислили. Мы с ними исторически никак связаны не были. Почти. Мы изучаем ИСТОРИЮ ФОРМИРОВАНИЯ НАШЕЙ НАЦИИ, НАШЕГО САМОСОЗНАНИЯ, сохранения нашей территории обитания. Горстку дат, говорите? Да хорошо бы! История познается в пространстве и во времени. А событий так много, что если не иметь критерий отбора событий и фактов исторической важности - то просто утонуть можно в море фактов. И незначительное откопать, мелкое и не значимое, и носиться с этим, как истиной в последней инстанции. Оценка фактов - всегда С ПОЗИЦИЙ. оНИ МЕНЯЮТСЯ. и ВЗГЛЯДЫ НА ИСТОРИЮ МЕНЯЮТСЯ. Её часто переписывают. И переписывали. Ответила я Вам на Ваш вопрос? Не беспокойтесь. С историческим образованием у нас все нормально было. Это сейчас проблемы появились. В нелюбимые предметы перекочевала история.
Будьте здоровы!

Валентина Телухова   05.01.2018 05:02   Заявить о нарушении
Добавить хочу. Мы смотрел и на мир из России. А вот формирование цивилизаций шло вот именно здесь. А у нас в институте и был отдельный курс "История древнего Востока". Как сопромат у инженеров. Сдал,значит уцелел на студенческой скамье. Преподаватель был интересный. Слушали - с открытыми ртами. Хорошо бы в кабинетах истори в школьных во всю стену разместить синхронные таблицы событий в мире. И учить историю России и говорить деткам,а вот в это время, когда в России шли дворцовые перевороты - там было то-то, в Китае, то - то в индии... Понятна моя мысль? Не рубить тоннель.Спасибо за вопрос. Подвинули к размышлениям.

Валентина Телухова   05.01.2018 05:10   Заявить о нарушении
Валентина, что ж Вы на меня накинулись-то? Я Вас что, обвиняла в чём-то?

Я спросила, каковы были программы в советских вузах и школах, и заметила, что в 90-е и 2000-е годы учебники по истории переписывались неоднократно.

А Вы набрасываетесь на меня.

Теперь по существу.

Очень странно (мягко говоря) слышать подобные аргументы из уст историка. О том, что "бесполезно", "ни к чему" изучать историю того или иного региона, той или иной страны. Что у Средней Азии, Среднего Востока и Японии не было ничего общего с Россией.

Если не изучать (хотя бы в НЕСКОЛЬКИХ параграфах) историю Японии, Китая, их геополитические интересы на Дальнем Востоке - как тогда преподавать школьникам войну в Манчжурии? Участие японцев на стороне фашистской Германии во второй мировой войне?

Если не изучать историю Средней и Южной Азии, то как сегодняшний человек может понять, что происходило и происходит в этом регионе? Что такое Индокитай, он же Вьетнам, что там забыли вначале французские колонизаторы, а потом и заокеанские захватчики во второй половине прошлого века? Почему о Северной Корее сегодня говорят как об обезьяне с гранатой? Кто такие красные кхмеры и во что они превратили народ Камбоджи?

Может быть, и историю Османской империи не нужно изучать? И историю арабских халифатов?

Может быть, не нужно задумываться о том, откуда на американском континенте появились первые люди - американские индейцы? Откуда они пришли? Не из Евразии ли? А что было до них?

А история человечества - что - началась в Шумере и Древнем Египте? А до этого что было?

Также для меня откровением стало то, что мы пишем египетскими иероглифами, оказывается. В детстве и юности я очень увлекалась Древним Египтом, поэтому о том, ЧТО ТАКОЕ иероглифы, как именно они выглядели и какие звуки обозначали - я прекрасно знаю. Ничего общего с кириллицей они не имеют, как Вам это в голову пришло?

Я ужасно разочарована - я ожидала от Вас другого ответа, Валентина. Понятно, что свою собственную историю нужно знать лучше всего, и историю пограничных государств. Но говорить о том, что отдалённые регионы не имеют никакого значения и их историю знать НЕОБЯЗАТЕЛЬНО - это, по-моему, дикость для историка по образованию.

Маша Шаммас   05.01.2018 12:48   Заявить о нарушении
Плохо быть малограмотной. История происхождения букв от египетских иероглифов есть даже в букваре теперь у первоклассников.

Валентина Телухова   05.01.2018 15:48   Заявить о нарушении
Успокойтесь, Маша. И куда Вас занесло с этими рассуждениями? С чего Вы вдруг ркешили, что Ваше мнение - первостепенное? Это что, призыв к действию? Я вам спокойно объяснила, почему вскользь изучается история перечисленных стран. Отбираются факты для курса школьного образования. Целые институты работают над созданием учебников. А вот отдельные курсы истории этих стран у нас стоят в библиотеках. И никто не отрицает важности их исторического пути развития. И не умаляет никого. Хотя вот евреи бедные не смогли же сохранить свою государственность, разбрелись по свету. И возродились сравнительно недавно в границах своего государства. А сколько натерпелись в бесприютности своей. Мятежная у Вас душа. Сейчас это модно - ах, мы малограмотные! Я читаю Шекспира в подлиннике, многое знаю наизусть, русских поэтов могу читать часами по памяти. А уж историю Отечества и в пространстве и во времени знаю очень хорошо. И вот такие вот истерики, ч то мы не знаем историю, не от Вас первой слышу. Знаете ли Вы, что в первых гимназиях екатериниской эпохи (Екатерины второй), первая - жена Петра Первого алкоголичкой была и год в состоянии алкогольного опьянения куклой просидела на троне, а вот вторая никакого отношения к трону не имела, но многое для России сделала, и вот в гимназиях по учебным планам двадцать часов истории в неделю в расписании стояло. Двадцать. А не два часа.
Знания тогда живы, ктогда они вос требованы. Память наша убирает весь материал, который нам НЕ НУЖЕН. Живите спокойно. У Вас хватит знаний для нормальной человеческой жизни. И духовной - тоже. И не обижайтесь. Меньше всего хотела как-то Вас обидеть.
Будьте здоровы!

Валентина Телухова   05.01.2018 16:20   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.