Мальчик на скамейке

Леонид Патракеев
               

      В кафе, куда я зашел пообедать, было пусто. Сделав заказ официантке, я посмотрел в окно.  На улице накрапывал дождь, и от этого в кафе было особенно уютно. Негромко звучала музыка. Пообедав, я посмотрел на часы. До деловой встречи, назначенной мне неподалеку, оставалось время, и я решил прогуляться. Дождь закончился, принеся прохладу и смыв городскую пыль с тополей. Дышалось легко, и я с удовольствием зашагал вдоль деревьев, мимо  расставленных повсюду скамеек. Пройдя немного, я увидел мальчика лет восьми,  который неподвижно сидел на одной из них, наклонив голову и глядя на картонную коробку, которая лежала у него на коленях.  Я не обратил бы на него внимания, но поравнявшись с ним, вдруг услышал всхлип. Опустив голову, мальчик плакал.

 Я остановился и спросил:
- Ты почему плачешь? Что-то случилось?
Мальчик поднял голову и посмотрел на меня. Детские глаза, не умеющие лгать, были полны страдания.
Он вздохнул и ответил:
-Ваза разбилась. У меня шнурок развязался, я сел на скамейку, чтобы его завязать, а вазу рядом поставил. На улице сирена зазвучала, я повернулся посмотреть, что случилось,  рукой вазу задел, и она упала.  Я коробку открыл, а  там…
Он опять всхлипнул,  помолчал немного и добавил:
- Я вазу маме хотел на день рождения подарить,  долго деньги копил, думал, что она придет сегодня с работы и так обрадуется, а теперь…

Он опять всхлипнул.

-Ты сам ее купил? – удивился я,- как же ты один ходишь  по городу?
- Магазин вот здесь,- он показал рукой,- а живу я в соседнем доме, бабушка после обеда уснула, я и решил сходить.
- И тебе продали вазу? – не мог поверить я.
- Мы в этом магазине с мамой часто бываем, я сказал, что у нее день рождения и ваза в подарок, - объяснил мальчик и опять вздохнул.
- Не переживай, - попытался я его успокоить, если ты все расскажешь маме, я думаю, что она поймет и не станет обижаться.
-Наверное, поймет, только подарка все равно не будет,- проговорил  мальчик и, сняв коробку с колен, встал со скамейки.  – Пойду я, а то бабушка проснется и испугается, что меня нет.

Он уже смирился с неизбежностью утраты, не понимая, почему это случилось, ведь он так хотел подарить радость. Мальчик повернулся и медленно пошел к дому. Глядя ему вслед, я вдруг понял, что не могу оставить этого мальчика наедине с его детским  горем, казавшимся ему непоправимым.

- Подожди,- окликнул я его,- сколько стоит ваза?
-Две тысячи четыреста восемьдесят рублей, - обернувшись ко мне, проговорил мальчик.
В кармане у меня лежало четыре тысячи и до зарплаты оставалось шесть дней.
- Ты побудь здесь немного, подожди меня, я сейчас приду, - сказал я и быстро зашагал к магазину. Войдя в него, я поздоровался с девушкой, стоявшей возле полок с посудой, и спросил:
- Недавно мальчик здесь купил  вазу, у вас еще  есть такие?
- Есть,- девушка удивленно посмотрела на меня.
-Дайте мне ее, пожалуйста,- попросил я.
Девушка достала вазу с полки,  положила ее в коробку и  уложила в пакет.
Расплатившись, я вышел из магазина, мальчик, оставив коробку с разбитой вазой в урне,  ждал меня возле скамейки.

-Пойдем, - подойдя  к нему, сказал я, - провожу тебя до подъезда. Мы пошли по улице, мальчик  шагал рядом со мной,  иногда вздыхая и слегка отстраняясь, а потом вдруг доверчиво взял меня за руку. Дом действительно был рядом. Подойдя к подъезду, я достал коробку с вазой из пакета и протянул ему:
-Вот твой подарок. 
Мальчик взял в руки коробку и посмотрел на меня.  Никогда еще в глазах человека мне не приходилось видеть столь быстрой смены эмоций.  Страдание, сомнение, боязнь поверить, вдруг сменились такой сияющей радостью, что я рассмеялся.
Наверное, только услышав мой смех, он действительно поверил,  что подарок снова у него  в руках.
- Спасибо,- произнес мальчик и шагнул к подъезду.
- Погоди, тебя, как зовут?- окликнул я его.
-Кирилл,- повернувшись ко мне, ответил он, посмотрел на меня счастливыми глазами и еще раз добавил,- спасибо.
Крепко прижимая к себе коробку, мальчик вошел в подъезд.
-Удачи тебе, Кирилл,- негромко произнес я и взглянул на часы. До встречи оставалось пятнадцать минут.