Советская продлёнка. Часть седьмая

Наталья Фёдорова
 Дружбы в продлёнке возникали как-то сами собой. Другое дело, что не всегда они были длительными и серьёзными. От детсадовского "вместе играем" они отличались, конечно, большей глубиной и некоторой общностью интересов, но...не сильно.

 Вот несколько историй. "Фишкой" Оли Д. в младшей школе была зоология. А вернее, помощь братьям нашим меньшим. Она читала "Юный натуралист", смотрела все программы Дроздова по ТВ, по внешнему обличью могла определить вид птицы и насекомого.  К людям относилась с прохладцей, иронически, мягко говоря. Как-то раз она подошла ко мне в продлёнке на прогулке и сказала:
 - Наташа, давай дружить. На что я немедленно согласилась.

 Оля взяла меня под руку и идя со мной рядом, прочитала мне проникновенный монолог о тяжкой доле городских птиц, застигнутых морозами врасплох. Бедолаги нуждаются в помощи, а получают её они крайне редко. Люди - эгоисты. Дети - хулиганы. Что делать порядочной синице в сорокаградусный мороз, что съесть, где спрятаться ? Ну, домики им строит девочка Оля Д., а где взять пищу? И так далее и тому подобное.

 Я прониклась этим трагедийным выступлением и согласилась сделать то, что хотела Оля, а именно, сшить самой небольшой полотняный мешочек, положить в него хлебные крошки и крупу, нагреть всё это утром рано на батарее и принести в школу в портфеле. А на прогулке высыпать всё это голодным пернатым.

 Сказано-сделано. Был и мешочек, и крошки, и крупки. Всё это положенное на батарею, заполнило комнату мерзким запахом, который я помню и сейчас. Просто поразительно, как способны вонять качественные продукты, смешанные вместе и положенные на батарею. Мешочек был принесён в школу и предъявлен Оле.

 - Но это всё холодное!!,- с возмущением сказала она.- Я же сказала тебе- подогрей. Я спокойно объяснила ей, что пройдя по морозу в 30 градусов, я не могла сохранить "мешочек" горячим.

 - Надо было спрятать его за пазуху, под пальто. Я всегда так делаю. - не растерялась Оля. - А теперь надо снова класть на батарею. Пошли в класс.

 Мы попросили открыть класс, положили мешочек на батарею, снова вышли во двор и стали искать птичек. Корм в мешочке лежал у Оли на груди... Птички не находились. Я замёрзла, как собака, на ледяном холоде и ветру. Наконец, я сказала Оле:
 - Пожалуйста, высыпай корм в кормушку и пойдём в школу, я больше не могу !

 Оля с недовольной миной на губастом лице, высыпала корм в деревянную кормушку-домик на территории школы и мы пошли в школу. По дороге Оля опять трындела о птичках, влиянии кормов разного вида на их пищеварение и пр. и пр. Надо ли говорить, что дружба с Олей Д. на этом закончилась. У нас не было ничего общего. Хотя птиц я тоже жалела и интересовалась ими. Но не настолько... Она утомила меня.
.....

 Ира Н., хорошенькая и круглолицая, похожая на дочек купчих с картин Кустодиева, тоже изъявила желание дружить. С удивлением я узнала, что главной забавой этого смазливого ребёнка были сплетни и интриги. Кто кому нравится, кто кого любит и ненавидит, кто, что о ком сказал - об этом она заботилась денно и нощно.
 
 Как-то раз, она предложила мне сочинить записку одной нашей однокласснице, подделав при этом почерк её "поклонника". Что там было в этой записке, я не помню, но мерзости происходящему добавил ещё и финальный Ирин вопрос (уже после того, как записка была сочинена и, кажется, даже написана):
 - Наташа...а ведь это подло...,- и укоризненный взгляд из-под длинных ресниц.
 - Да, подло, но ведь ты сама этого хотела, Ира, - ответила я ей- а я и не собиралась никуда подкидывать эту записку. Я думала, что ты просто шутишь.

 Так вот и эта дружба кончилась за несколько часов.

....

Лена Ш., учившаяся с нами недолго и прочно забытая всеми уже к 6-му классу, искала во всём "кайфа". Я ей нравилась, она даже ласково называла меня белочкой, за причёску в виде густого и короткого "хвостика", который напоминал ей беличий хвост. Но её интересы: пиво, табак и пошлые анекдоты явно были мне не по возрасту. Меня это и во взрослом возрасте не увлекает, что уж говорить о 9 годах!
 Она только хотела со мной дружить, иными словами.

.....

Наташа С. очень хотела со мной общаться, мы даже часто ходили с ней вместе домой после школы в более взрослом возрасте, когда родители уже не сопровождали нас после уроков домой. Она мне нравилась, но её пламенная, фамильная любовь к золоту и вещам была мне чужда. "Предки" Наты С. работали в торговле и все её интересы вертелись вокруг быта и вещей.

.....

 Лена Б., переехавшая в город из крупного села, пришла к нам во 2-м классе. Дружбу она понимала весьма своеобразно: быть королевой при свите покорных прихлебателей. Роль прихлебателя мне не подходила, да и не помню, чтобы кому-то другому из нашего класса она подошла. Как-то раз она топала на меня ножкой под Новый Год, когда готовился какой-то доморощенный мини-спектакль, и при этом буквально визжала:
 - Наташа!! Ты будешь!! Ты будешь играть эту роль!!
 
 А какую роль, я не запомнила. Не получив, моего согласия на "эту роль", впоследствии она изменила тактику, общаясь со мной, была вкрадчиво-вежливой и немного даже подобострастной. Но своей выгоды не упускала.

 "Выгоду" она изобрела такую. У меня были длинные густые волосы и я придумывала для себя разные разрешённые в школе причёски, при этом иногда украшая их разными цветными резиночками с яркими шариками. На эти шарики-резиночки положила глаз Лена и попросила меня подарить ей пару. Я принесла ей 2 резинки для волос на другой день. Вроде бы история на этом закончилась, но на другой день Лена попросила ещё 2 штуки. Я подарила ещё две. А потом Лена сказала мне, что она их потеряла и попросила подарить её резиночек с шариками снова. Интуитивно я почувствовала, что она врёт. Так и оказалось впоследствии. После моего вежливого отказа, через пару дней она надела все якобы потерянные резиночки для волос и пришла в школу.
 - Выходит ты их нашла?,- спросила я.
 - Нашла,- мрачно ответила Лена.- А ты свои надевай в таком порядке: красная, жёлтая, зелёная. Одну под другой...
 - Зачем?- не поняла я подвоха.
 За неё ответила Марина П.
 - Это чтоб ты на светофор походила. Лена, имей совесть, подарили тебе, что могли, носи и не выпендривайся.

 Повзрослев, Лена Б. полюбила индийские фильмы и группу "Ласковый май". Я не переносила и то, и другое. Так что её странное желание иметь меня в своей несостоявшейся свите так и не было реализовано. Девочка была очень властная и любила командовать. У нас таких не любили.

.....

 Другая Лена из нашего класса (с фамилией тоже на Б.) была очень обаятельна и хитра. С ней было и весело, и не скучно. Она не диктовала, не лезла в душу. Вспоминая её, до сих пор слышу её хохоток, такой легкомысленный и светлый... Мы подружились с ней на некоторое время, но постепенно я поняла, что в 8-9 лет она не ребёнок, а подросток с сугубо подростковыми интересами: мальчики, романы, наряды, вечеринки. Я была ещё слишком мала, чтобы составить ей реальную компанию.

 Внешне я выглядела взрослее своих ровесников, но была всё равно ребёнком. Не знаю, почему она избрала меня себе в наперсницы.

 - Кто тебе нравится из пацанов, Наташа? Ты что, об этом совсем не думаешь?! - допытывалась она. - А ты оглянись по сторонам, небось не маленькая...

 Я оглянулась. Потом ещё и ещё. Наконец, предмет увлечения был найден - мальчик года на 3 старше меня, голубоглазый блондин, картинный красавец, походивший на американца. Его фото болталось на доске почёта в холле первого этажа. Пару раз я видела его в столовой и в школьных коридорах.

 Лена была довольна. Общие интересы были, казалось, найдены.

 - А теперь надо обратить его внимание на себя и понравиться. - тоном заправской соблазнительницы сообщила мне Лена.- Пошли к его классу, будем там гулять.

 Я обалдела от этой наглости, но ради эксперимента согласилась. Покрутившись вместе с ней на втором этаже, где учились дети из "средних классов", я поняла, что и занятие это мне претит, да и мальчик нужен не сильно. Потом я видела его в школе и он был мне небезразличен, но бегать за ним...Это было просто дико и мне не подходило. А приходя домой, я забывала о нём почти сразу.

 Этот мальчик впоследствии совершил серьёзное преступление и после 8-ого класса попал в исправительную колонию. А Лена тоже однажды проштрафилась, будучи у нас в гостях и дружба на этом кончилась уже окончательно.

              (продолжение следует)