Ч. 16 Как написано в книге судеб, так и будет

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2015/07/07/1433

А дальше плавание проходило, как в известной песне о матросе Железняке: «Он шёл на Одессу, а вышел к Херсону».

Слава богу, в пути погода им благоприятствовала, приходилось лишь постоянно откачивать вручную воду. 5-го апреля моряки увидели берег материка. По расчётам Брисбена они находились к югу от Рио-Негро. Он решил идти вдоль берега.

Но этому помешал разыгравшийся шторм. Капитан опасался, что развалюха, на которой они прошли столь большой путь, не выдержит и отправится на дно.

Брисбен объявил своей команде, что единственное спасение для них всех - это выброситься в подходящем месте на берег, как, судя по всему, и поступили их предшественники. Им удалось высадиться без потерь.  На бриге была одна шлюпка, которую моряки взяли с собой, когда отплывали от Южной Георгии.

Решили дальше идти на шлюпке, вблизи берега. После четырёх суток тяжёлой гребли прибыли в город Рио-Негро.  Город, конечно, условное название для крошечного посёлка, каким он был в то время. Жители встретили их с сочувствием.

Три купца, чьи фактории находились в Рио-Негро , предложили им судёнышко, носившее громкое название «Триумф», чтобы Брисбен и его товарищи смогли добраться до Буэнос-Айреса, где они должны были оставить «Триумф» доверенному человеку.

Второго мая моряки прибыли в порт Буэнос-Айреса. Брисбен знал, что в городе имеется английское консульство, туда он и направился, как только пристали к берегу. Он ни на минуту не забывал о тех, кто с нетерпением ожидал его возвращения на Южной Георгии.

В консульстве на основании подробного опроса составили акт, имевший значение и для самого Брисбена, и для экипажа, о том, что потеря шхуны и груза произошли вследствие обстоятельств непреодолимой силы. В таком случае у владельцев судна и груза не было к ним претензий при решении вопроса со страховщиками о погашении убытков.

Акт подписали: капитан Мэтью Брисбен, штурман Исаак Хенцель и матрос Джон Даниэльс.

Чиновник британского консульства посоветовал Брисбену обратиться к некоему Луису Ферне. В двух словах он объяснил, что у Ферне имеется какое-то хозяйство на Фолклендских островах, и его корабли плавают в том районе.

Луис Ферне был выходцем из Гамбурга, потомком гугенотов, бежавших в Германию. К моменту встречи с Брисбеном он имел американское гражданство. Брисбен зафрахтовал у него бриг «Бетси». Договор оформили в английском консульстве.

Капитан Китинг, который командовал «Бетси», поступал в распоряжение Мэтью Брисбена. Тот должен был платить тысячу испанских долларов за каждый календарный месяц выполнения заданий англичанина. Окончанием договора считалось прибытие к причалу в Порт-Луи на Фолклендских островах.

К сожалению, мне не удалось докопаться, сколько человек из экипажа осталось в живых, и куда Брисбен велел их доставить. Думаю, что в Порт-Луи, довольно часто посещавшийся судами охотников за тюленями и морскими котиками.

Сам Брисбен, неизвестно в каком качестве, в январе 1829 года поступил на зверобойную шхуну «Беллевилле» под командой капитана Брея. Но на нём лежала печать несчастья. 22-го февраля, спустя лишь месяц с начала плавания, шхуна разбилась в проливе Магеллана. Это было третье крушение в биографии Брисбена.

Потерпевшие крушение из обломков шхуны принялись сооружать шлюп. Все были на грани истощения, потому что индейцы во время строительства их обокрали, забрав все запасы продовольствия. Пришлось питаться ягодами, грибами, варить куски шкур тюленей, ловить рыбу. Тем не менее, шлюп построили. Он нещадно протекал, но всё, же на нём сумели добраться до Порт-Луи. 

  Брисбен решил больше не искушать свою судьбу и согласился на предложение Луиса Ферне, которого он встретил в Порт-Луи, остаться на островах, чтобы руководить его предприятием по обработке рыбы.

Но и на этом злоключения англичанина не окончились. Фолклендские острова и тогда были клубком, в котором переплелись интересы нескольких государств.  Несмотря на предупреждение британского консула не влезать в политику, он в неё влез.  Побывал в плену у американцев,  а когда его освободили, принял предложение стать аргентинским губернатором на островах.

После восстановления на островах суверенитета Британии, он перебрался в Буэнос-Айрес. Брисбена, как магнитом, тянуло на Фолклендские острова. В 1833 году он вернулся туда на борту шхуны «Рапид» в качестве торгового агента Ферне. Там Брисбен встретил своих старых знакомых, которые спасли его ещё во время первого крушения, - экипаж барка «Бигль».   

Моряки «Бигля» пожелали ему успеха на новом поприще, а 26 августа 1833 года отважный капитан Мэтью Брисбен был убит напавшей на его дом бандой индейцев и гаучо (аргентинских ковбоев). 

Продолжение http://www.proza.ru/2015/07/09/1960