Волшебная сказка превращений...

Владислав Попов 2
Так случилось, что в свое время я успел прочитать много книг, да и сейчас не чураюсь. Можете поверить мне на слово, книги были одна ко одной, большинство шли под рубрикой "классические произведения авторов всего мира".

Начал ниже вспоминать авторов и не мог остановиться (самому стало интересно перебирать, перечислять их!), но все же пришлось. Не могу гарантировать, что переписал всех, кто прошел через мои руки и глаза, мою голову, но этого, наверное, достаточно, чтобы вам понять более глубоко мою мысль дальше, тем более современных авторов я даже не брал в расчет ...

***

Привожу список не для того, чтобы вы его перечитывали и считали на пальцах все то, что у меня за плечами, а чтобы прикинули объем прочитанного, хотя бы на глаз, это вам пригодится дальше.
И при этом я не хвастаюсь, упаси Боже, этого еще не хватало! И ничего не прибавляю, тем более, не лгу ... выгоды-то никакой ...

Итак, за моими плечами:

"Толстой, Пушкин, Достоевский, Гоголь, Лермонтов, Бунин, Горький, Шекспир, Гете, Гюго, Гомер, Бальзак, Алигьери, Чехов, Тургенев, Шолохов, Есенин, Булгаков, Куприн, Фейхтвангер, Лондон, Мопасан, Стругацкие, Стендаль, Экзюпери, Конан Дойл, Флобер, Дефо, Боккаччо, Голсуорси, Манн, Байрон, Жюль Верн, Чапек, Оскар Уйальд, Платон, Проспер Мериме, Цвейг, Драйзер, Фолкнер, Теккерей, Рабле, Кафка, Диккенс, де Лакло, Эдгар По, Золя, Гофман, Гашек, Руссо, Сервантес, Пикуль, Ильф и Петров, О-Генри, Маркес, Майн Рид, Цвейг, Хемингуэй, Ирвин Шоу, Сименон, Пастернак, Солженицын, Герберт Уэльс, Александр Беляев, Гончаров, Набоков, Носов, Шишков, Лесков, Стивенсон, Кизи, Рабле, Паустовский, Моруа, Островский, Шукшин, Свифт, Каверин, Коэльо, Некрасов, Блок, Салтыков-Щедрин, Чернышевский, Ходасевич, Грибоедов, Грин, Гумелев, Карамзин, Крылов, Мандельштам, Тютчев, Фет, Дудинцев, Фонвизин, Новиков-Прибой, Ремарк, Андерсен, Дидро, Ибсен, Овидий, Оруэлл, Марк Твен, Флобер, Аксаков, Ибрагимбеков, Айтматов, Рюноскэ, Шарло де Лакло, Маркс, Энгельс, Ленин, Сократ, Аристотель, Кант, Гегель, Фейербах, Шопенгауэр ... " 

***

Каждый автор - гений, каждый - это пронзительный луч света на нашей планете. Если мысленно соединить их всех в одно целое, то над нашей землей вспыхнет ярчайшее новое солнце!

Для кого и для чего они открыли свои гениальные души, сотворив шедевры, явив миру свои нетленные произведения?

Для нас, простых смертных, чтобы мы теперь вечность наслаждались ими?

Если они все вместе солнце, то сможет ли это солнце изменить нас, согрев и очистив наши души от скверны, от низменных инстинктов пошлой и жадной жизни?

***

Пока я не вижу этого, увы ... пороки человеческие не иссякают, сколько гениев земля не рождай для этого ...

***

Я еще очень давно заметил по себе, будучи  мальчишкой, как, каким облагораживающим образом на меня действуют классические произведения искусства. Пока я нахожусь под их властью; читаю ли увлеченно книгу; смотрю во все глаза, сопереживая, художественный фильм; сижу, замерев, в театре; посещаю с восторгом музеи; затаив дыхание слушаю классическую музыку, я становлюсь ангелом, чистым и непорочным, из меня уходят, утекают куда-то все мои минусы, но стоит мне выйти на свежий воздух и вдохнуть полной грудью реальной жизни, как совершенно другие приоритеты во мне пробуждаются и требуют к себе внимания; на них я опираюсь, с ними наперевес иду в атаку на свои проблемы.

Конечно, отголоски искусства во мне живут, не пропадают бесследно совсем, но они лишь слабые позывы, а все мои действия продиктованы только моей внутренней сущностью и обстоятельствами, что давят на меня сверху, сбоку, снизу ... отовсюду ...

Если во мне с рождения определенны установившиеся природные качества, мой неизменный характер, то они всегда со мной, вне зависимости от количества и качества прочитанных мною книг гениев.

Они, книги, фильмы и так далее, изменяют мое пока еще не вполне зрелое мировоззрение, улучшают, усложняют его, заставляют думать, мыслить, искать причины и следствия, докапываться самому до истины, добавляют новые знания, просвещают меня, расширяют кругозор, повышают эрудицию, но они не меняют меня, как человека со всеми своими слабостями, потрохами, скелетами в шкафу. То есть, в тепличных условиях обвалакивающего искусства я выказываю себя героем, ангелом и смело козыряю прочими  своими добродетелями, но стоит бытию стать суровым и испытательным для меня, куда делись все эти положительные качества, улетучились?
На свет выскакивает практичный субъект, словно черт из табакерки, и уже он, трусливый и корыстный, считает выгоду и успех, забывая, о чем ты запоем читал вчера!

Выжить целым и невредимым - вот главная твоя цель, а не высокие идеалы искусства, они хороши в книгах и кино, а в твоей реальной жизни им места нет и, по-видимому, не предвидится.

Я готов прожить тысячу раз жизнь героя, но только в кино, а в реальной жизни сто раз подумаешь, чем это для тебя может плачевно закончится. Не так легко совершить подвиг, для него нужно родиться таким, стальным и смелым!

 Искусство же своим примером проводит разделительную линию между добром и злом, вот это хорошо, а это плохо, вот это низко, а это высоко и почетно и так далее ... а после уже твое право выбирать, в какую сторону от линии ты перешагнешь ... найдешь ли ты в себе силы бороться за идеалы добра и справедливости или будешь осторожно плыть по течению? 

***

Полный зал в кинотеатре, во время фильма все сидящие - герои, сражаются не жалея живота своего, но вот включился свет, ударил в недовольно прищуренные глаза, и сказка превращения закончилась ... сидели в креслах герои, добрые и смелые, но испарились, вышли из кинотеатра простые люди ...   

Искусство - это волшебная сказка превращений ... она тянет к себе, она красива, она окрыляет, она возносит тебя на небеса, она на час творит, лепит из тебя победителя, гения, смельчака, неподкупного и честного борца за свободу и справедливость, достойного любви и бесконечного уважения и почитания ... где еще будет позволено тебе так высоко взлететь?   

Читайте, смотрите, слушайте гениальных классиков - и вы проживете не одну тысячу жизней достойных ... вдобавок к своей, родной и близкой ...

P. S.

Окинул я удивленным взором прочитанное и поразился, оказывается, сколько человеку простому можно за всю свою жизнь прочитать, и при этом это познавательно-увлекательное чтение ему ни капли не повредит, не испортит его нравственно, не ухудшит его самочувствие, не подорвет его здоровье, а лишь прибавит ему новых красок из ощущений жизни.

Так почему так много людей на земле отказывают себе в такой волшебной сказке преображений? Как многого они лишают себя!

Кто бы смог переубедить их недомыслие, что отворачиваясь от книги, они превращаются в одноклеточных амеб, без мысли, без полета, без мудрости, без познания ... без высокого счастья приобщения к великому разуму ... гениев ...

Они, не читающие, не знают, что творят, если бы знали ... плакали ...

Или я слишком оптимистичен в их сторону?

Если с рождения не даны мозги, то в школе их уже, как ни старайся, не доложить?

***

Могу согласиться на эти условности бытия и печальных реалий, но все же когда-то надо начинать ... читать ... всем ... поголовно всем ...

Я был бы несказанно рад, если бы наступили такие времена, что не прочтение основных мировых классиков приравнивалось бы к уголовному преступлению и каралось заключением в тюрьму на год, два, где, под строгим присмотром, усердно и прилежно штудировались все пропущенные мимо своей жизни великие книги гениев!