Ревизия географии

Олевелая Эм
Утро в фотоателье - и такое у нас имеется.
В масштабах нашего города - большое и хорошо оборудованное.
           От стоянки к Центральной площади
           (три толстых еврея могут стоять рядом, не толкаясь боками)
           ведет марш лестницы, широкой настолько,
           что те же три толстяка могут подняться одновременно, плечом к плечу...
           Под лестницей - каморка, уютная и просторная, потому что Габи, фотограф -
           веселый и тощий, и все у него под рукой в полном порядке.

Захожу к Габи, надо срочно напечатать пару кадров. Забыла дома скачать на флешку, сижу мышонком за Габиным компьютером, ищу в почте. Идеальный клиент - места не занимаю, тени не отбрасываю, не слышно меня и не видно.

Грохот стеклянной двери, бум по прилавку, посыпались рамочки с фотографиями.
Глаз не отрываю от экрана, но уши - чувствую - сами развернулись на прием.
           Габи, надо сказать, парень религиозный,
           носит нарядную вязаную кипу и любит вставить цитату из Писания.
           Его мальчиком привезли из Марокко:
           свободно чешет по-французски и по-арабски,
           напевает песенки на ладино, умеет ругаться по-мароккански -
           это такой грубоватый суржик, местные бабушки только на нем и говорят.
           Габи с марокканским дружнее, чем я с идиш.
           Мой идиш скромно-утилитарен: тут огрызнуться, там посмеяться.

Пока звуковая дорожка катит по-мароккански, не вслушиваюсь. Это для меня - белый шум. 
Проявляются смысловые контенты. Судя по эмоциональной составляющей, дело к драке.
И - хлоп! - общепонятный иврит, да какой накал! Уголок мой - только сейчас замечаю - облеплен кусочками зеркала. То ли Габи в IKEA съездил, то ли сам разбил и - зачем добру пропадать - полоску над столом выложил.
Сцена в зеркальном отображении...
Лицом к лицу - два бойцовых петуха, лица красные, брови сдвинуты. Габи за своим прилавком, вся фотографическая суета сдвинута твердой рукой в сторону и постепенно валится на пол. Напротив - один горбатый нос вплотную к другому - незнакомый мужик, тоже в кипе, так бы и забодал нашего Габи, но пузо упирается в прилавок, не пускает.

-- Забудь, ты не в Марокко! - грохочет Габи, - тут все иначе!
-- Ты отступник, ты ревизионист - кипит визави.

Почти понятная вставка по-французски, вся целиком неконвенциональная.

-- Ты - буквоед, ты - начетчик, тебе все равно, лишь бы букву соблюсти! - гневается Габи.
-- Меня учили с детства, и не такие как ты эпикойрес, а большой раввин в Касабланке.

Короче, вот в чем дело.
Дискуссия о молитве, о том, куда нужно повернуться, когда речь об Иерусалиме.
Иерусалим от нас - строго на юг. На востоке - Цфат, тоже не хухры-мухры, но все ж не Иерусалим. Петух-начетчик во время молитвы поворачивается на восток, и тем весь миньян с ноги сбивает. Петух-ревизионист с географией дружит и поворачивается на юг, как все остальные. Начетчик пришел убеждать ревизиониста (тут я не вполне поняла... менять синагогу, что ли? или меридианы на глобусе перестелить?)

Дошло до прикосновения к лацканам - и тут...
-- Знаешь, чему меня точно не учили? - несколько патетически завляет Габи, - меня не учили драться с евреем из моего миньяна.
-- А я что, по-твоему, хочу драться? - с облегчением вздыхает "начетчик", - я миролюбивый человек.
           Миролюбие его, думаю, предопределено:
           с таким пузом против бывшего десантника Габи - большим героем нужно быть.

Габи меня потеснил, быстренько нагуглил карту, стал показывать.
Начетчик, видно, только теперь меня заметил и смутился до онемения, пот вытирает и глаза прячет. На экран не глядит, карту не видит...

-- Только из уважения к тебе, реб Альмакиас, - сипит, - я подумаю.
-- Не веришь мне, с равом посоветуйся, - миролюбиво бубнит Габи.
-- Ваш рав, - начинает в запальчивости начетчик, - и снижает голос, сам себя испугавшись.

И быстро выходит, мелодия сопровождает его выход: у Габи везде сенсоры натыканы.


ПРИМЕЧАНИЯ ДЛЯ ЛЕНТЯЕВ
-- а почему для лентяев? трудяжкам не нужны примечания?
-- а потому что рядом - google и wikipedia, только лентяй лежит и ждет, чтоб вишенка сама в рот упала

*** е в р е и  - основное население нашего городка
    это такие сложные и непонятные люди, которые приезжают в маленькую страну со всего мира
    и начинают немедленно настаивать на своем мнении
    (которое как правило сильно отличается от всех прочих мнений)
    поскольку очень трудно сильно отличаться сразу от всех предыдущих мнений (назовем их м н о ж е с т в о м),
    евреям пришлось придумать  т е о р и ю  множеств и многомерное пространство,
    где они с удобством располагают свои собственные мнения
    все это способствует развитию абстрактного мышления (нам оно пригодится в дальнейшем)
    и науки математики
    возможно, именно поэтому основные достижения математики приписывают евреям

*** Г а б и - от Габриэль, Гаврила по-нашему
    ан не так все просто. имя древнее, и означает примерно следующее (гусары, молчать)
    Габри-эль <попытка вставить буквы на иврите - поверьте, я честно старалась>
    здесь:
         <ГЭВЕР> - мужчина, носитель мужества (гусары, я же просила)
         <ЭЛЬ> - аватарка Божественного начала
    то есть Габриэль - это ангел, принявший вид человека, заметим - мужественного
    настоящий Габриэль могуч и ангелоподобен
    Габи имеет право на послабления, ибо без божественного суффикса это никакой не ангел, просто мужик
    разве что с более колючей и запущенной щетиной, чем например Шай
          (что означает "подарок")
    или скажем Алон
          ("дубинушка")

*** ф л е ш к а
    она же USB-флеш-накопитель - крошечная хитрая штучка, на которую можно записать все на свете
    которую можно прикрепить к чему угодно
    потом забыть где угодно (как правило, в чужом компьютере)
    и долго рвать на себе волосы, восклицая: там же были секретные данные! полцарства за флешку!
    кстати, флешка придумана евреями (см.выше)
    что удивительно - сразу тремя
    видимо, им удалось на какое-то (конечно, короткое) время воздержаться от личного мнения

*** к и п а
    она же -  е р м о л к а - игрушечного размера шапочка, которую надевают религиозные евреи
    она напоминает человеку, что как бы высоко он ни заносился, есть над ним иные пространства
    снимать ее нельзя нигде и никогда, поэтому она крепится к волосам тонкой заколкой
    этакой мужской шпилькой
    но если Вы спросите, чем крепить кипу к лысине, я не сумею ответить
    тем не менее, лысые евреи существуют и носят ермолки
    это - одна из многочисленных загадок, связанных с евреями   
    *** в я з а н а я   кипа, в отличие от черной бархатной, белой атласной и т.д.
    (им несть числа)
    означает, что ее носитель - религиозный сионист, человек в миру дружелюбный и смешливый
    дома - нежный и преданный подкаблучник
    в армии, как правило, служит в боевых частях
    то есть умелый в драке, безрассудный за рулем, рукастый и скорый на любую помощь

*** л а д и н о - язык сефардских евреев
    метис испанского с ивритом, не чуждый древнему  к о й н е,
    на котором когда-то говорила вся ойкумена
    и на который была переведена Септуагинта-Пятикнижие

    его единоутробный брат

    и д и ш - язык ашкеназских евреев
    метис немецкого и всех славянских языков с ивритом, не чуждый  а р а м е й с к о м у,
    на котором как известно, происходили все семейные сцены Древнего Востока,
    начиная от Праотца Авраама
    Пилат общался с Иисусом по-арамейски

*** э п и к о й р е с
    термин восходит к имени философа Эпикура,
    веселого материалиста,
    который еще до Маркса понял, что бытие определяет сознание,
    и пригласил всех желающих радоваться вместе с ним: "удовольствие - высшее благо"
    евреи не смогли принять мнение Эпикура (как и все прочие мнения - см.выше)
    эпикорс, эпикойрес, эпикорос - так называли ревизионистов и агностиков,
    отрицавших всеведение Господне
    классический пример агностика - студент, принесший на экзамен шпаргалку
    в тщетной уверенности, что учитель не заметит

*** м и н ь я н - объединение десяти взрослых мужчин для молитвы и прочих религиозных церемоний
    взрослые мужчины полагают, что число 10 задано каббалистическими десятью ступенями познания
    взрослые и даже не вполне взрослые женщины понимают,
    что при собрании 10 и более взрослых мужчин
    возрастает вероятность совпадения мнений хотя бы двух из них
    потому что еврейскому Богу и без того хватает загадок
    статистика - раздел математики (см. е в р е и) - рекомендует проводить не менее 10 наблюдений,
    иначе выводы нельзя считать достоверными

*** А л ь м а к и а с  - одна из 5520 еврейских фамилий, перечисленных в испанских официальных списках
    http://isc.wcdn.co.il/w9/v/news/files/1391927813_6747.pdf
    в Испании наконец-то решились аннулировать Альгамбрский декрет 1492 года об изгнании евреев
    там, в этом списке, есть фамилии моих бабушки и прабабки
    множества моих знакомых и соседей
    нашего бывшего президента
    и нынешнего президента Сирии
    где Испания больше промахнулась - в Альгамбрском декрете в 1492 или в его отмене в 2014 ?