Зона. Часть9 Жилой массив

Александр Исайченко
               
     Незаметно, пошел третий год моей работы в колонии.  Отношение ко мне со стороны уголовников, - резко изменилось.   Вероятно потому, что я не выпячивал своё превосходство перед  ними, не доносил,  и не терпел унижения. Со всеми я был на «ты», и если замечал недостатки в работе, смело высказывал.
 
      Иногда мысли осаждались в виде рацпредложений.  По моим чертежам, цех новой техники, превращал их в металл.
 
    Моя активность в производственной зоне понравилась заместителю начальника учреждения по политической части.
  - У Вас хороший контакт с осужденными, - как-то выдал он, - помогайте нам!
       И теперь, в конце работы, я ехал не домой, а проходил в жилую зону, - к начальнику отряда. Его звали Николай Иванович. Седовласый капитан принял меня с удовольствием. Если позволяло время, мы с ним  обсуждали различные проблемы с бригадой, - моими слушателями на политзанятиях. 
     От него я узнал, что окружающие меня заключенные имели от 3-х до 7-ми судимостей. Многие из них отсиживали за тех, которые продолжали грабить и убивать на воле. Даже в зоне  людей проигрывали в карты, заставляли работать за себя. Слабовольных, запуганных   заключенных, -  унижали, и заставляли  удовлетворять прихоти сильных.  У множества  был огромный долг перед государством, поэтому они всегда стремились на легкую и дешевую работу.

         Во время одного из таких разговоров, в кабинет начальника отряда зашел скромный зэк. Он завел разговор с начальником  отряда, а я-то видел, что он воткнул в электрическую розетку небольшую вилку от какого-то спрятанного под фуфайкой,  прибора.  Постояв около розетки минут десять, - ушел. Только после его ухода, остался запах  самогона.

       Прикрепленная за мною бригада, численностью  восемь  десятков человек, жила  в отдельном бараке. В три ряда стояли двух этажными нары, где спали заключенные.
    Перед входом в огромный спальный зал, справа и слева виднелись скромные комнатушки. Одна, для гигиены, другая для досуга. Начальник отряда  утвердил и порядок проведения занятий.
     При моем появлении две «шестерки» бригадира, вытаскивали на середину помещения, - стол и стул. Если на нарах было больше шести десяти человек, я начинал занятия.  Через минут двадцать, - уходил в штаб.

   По территории жилой зоны разносились завораживающие запахи  кухни.
   - Чем же кормят здесь  людей? – задумался я. И однажды заглянул на кухню. Запах стоял такой аппетитный, что я обратился к Николаю Ивановичу.
   - Пахнет, точно, здорово!- ответил он, - А по калорийности – обычная рыбная похлебка. Повара умели, - из различных овощных композиций, творить чудо.
    
    Однажды зимой,на улице, - в 30  градусный мороз, - Николай Иванович встретил меня с улыбкой.
   - Вот уж шутники у нас, - улыбался он, - такие скульптуры мастерят!
  -  А взглянуть на них можно? – не удержался я.
    - Туалет всегда свободен!  Загляни туда и всё увидишь!

    На промерзлой территории жилого массива, все следы от бараков сходились … в туалете.   Я очень осторожно заглянул за перегородку и увидел в углу, - высоченную, заостренную   пику из желтой мочи.  Кто-то  умудрялся  поднимать струю своей мочи на такой уровень!   Но было еще в этом туалете и нечто похожее на неё, - только из кала.  Острие этого произведения аналогично поднялось над вырезанной в досках дырой. Густой туман окружал это произведение искусства. Попробуй повисеть над метровым колом!

      Летом  жилая зона  зеленела посаженными деревьями и красовалась огромной цветочной клумбой.  Её  красивые цветы украшали быт осужденных. Я бы и не вспомнил о ней, если бы страшная  драка между враждующими кланами.
    Пятерых, с порезами, -  отвезли в хирургию. Два дня оперативники обыскали всё вокруг, но заточек не нашли.  Всех  участников бойни долго допрашивали.  Безрезультатно и только один, в бессознательном состоянии, прошептал о цветах. Сначала врачи не придали значения его словам, но когда об этом узнал « кум», весь его взвод ринулся к клумбе. Действительно, заточки, стояли вплотную с цветами.

    Изредка меня просили помочь в необычных ситуациях.
      Однажды, зимой, меня вызвал Андрей Яковлевич и попросил принять участие  в поиске опасного преступника. Тот недавно сбежал, и, по прогнозам, мог находиться недалеко от зоны. 
    - Поедешь с группой роты автоматчиков! – инструктировал меня «кум», - зайдешь в дом и спросишь, в какой стороне село Бугры.
   Мне вручили пистолет,  затем фуфайку с валенками,  и посадили в газик. Почти к вечеру, машина приблизилась к одиноко  стоящей деревянной избе.  Автоматчики рассыпали вокруг дома, а я пошел в хату. Когда я вошел, то увидел в переднем углу теленка, который жевал сено. Рядом с ним сидела пожилая женщина с ребенком на руках. Электричества в доме не было. Я извинился за вторжение и спросил о дороге на Бугры. Женщина даже не напугалась моему появлению.
    - А вот за моим частоколом и найдешь дорогу, - произнесла она, - так и, не сворачивая, дойдешь до места.
   Я поблагодарил ее, оставил пару бубликов и ушел.
  Беглеца всё же нашли неделей позже, но в другом месте.

   Меня поблагодарили за опасную работу и наградили тремя кубометрами сухих  дров. Это было очень кстати, потому что дома намечалась групповая поездка на рыбалку.

                продолжение:http://proza.ru/2015/07/07/1008