Из жизни Людмилы. Бабушка Лена. II часть

Ирина Миколина
Бабушки Вари  не стало и Владимир с Любавой поручили смотреть за Людмилой бабушке Лене, которая приходилась матерью Любавы.
- Мам, мы целыми днями на работе, мальчишки сами по себе, а вот за Людой приглядела бы ты,- говорила ей Любава, на что ей та отвечала.
- А, что ж не приглядеть, вы люди подневольные, пригляжу я доча за внучкой, чай уж найдем мы с ней общий язык.
- Спасибо мама, выручила, так выручила.
И с тех пор в жизнь Людочки вошла её вторая бабушка. Сначала мальчишки отводили её  к бабушке, благо жили все в одном селе. А потом уж, когда отца семейства Владимира повысили по службе и перевели в город  начальником на большой завод, где, как и положено, выдали ему квартиру, в которую он переехал со всем семейством, то тогда встречи с бабушкой  стали реже для Людмилы, в основном раз- два в месяц по выходным.  И было так до тех пор, пока бабушка не приболела, родители Людмилы,  переговорив с  Ефросиньей, сестрой Любавы, решили перевезти бабушку Лену к себе в городскую квартиру.
- Ефросинья, понимаешь ей там лучше будет . Во- первых бытовые условия лучше, во- вторых больница , врачи все под рукой, а лучше станет, так насильно держать не будем, всё по её желанию сделаем,- и уже обращаясь к матери Любава произнесла.
- Мам, ну что поедем, поживем у нас,- бабушка немного подумала и согласилась.
- Фрось, поеду, все ж там врачи то получше,- она, тихонечко кряхтя и вздыхая, стала собирать свои пожиточки. Так Людмилина бабуля перебралась к ним в город. Со временем ей полегчало, но она решила, что еще останется в городе, дабы окрепнуть и телом и духом, к тому же Любава записала её на консультацию к большому профессору по зрению. У бабушки Лены последние годы резко стало садиться зрение и никакие капли уж не помогали и она ждала встречи с профессором как с чудом.
- Мож, он касатик то скажет чего вразумительное, не хочется быть слепой, я ещё вам нужна, обузой то кому хочется быть, ой,  горе то горе,- сетовала она,  причитала, но её воля к жизни и легкий нрав быстро разгонял всю эту печаль.
Бабушка Лена была  удивительным человеком, с ней все  было иначе. Людмила любила эту старушку, с ней было интересно и поучительно проводить время, столько удивительных историй, наполненных приключениями и неожиданными житейскими оборотами, узнавала внучка от своей бабушки, маленькая душа девочки постоянно тянулась к ней, зная о том ,что бабушка Лена непременно поведает ей о том, чего возможно Людмила ещё и не знает. Да так и было. Именно  с уст своей бабушки она впервые услышала о Боге, о его Сыне, о праведном  Иове. В то время,  эти рассказы Людмила воспринимала как необычные сказки, подобные диковинным картинкам, что видела она на желтых, потрепанных от времени листах тоненькой книжечки, что была припрятана у бабушки.
Она  была добрейшей души человек и это отражалось во всем её облике. Светлая, белокожая  с  лучезарным взглядом, её темные газа искрились, столько в них было жизни, столько любви. Она была небольшого     роста и такая юркая, быстрая, все, что бы она ни делала, все просто горело в её руках. Так было до тех пор, пока недуг не отнял у неё зрение, глаза померкли, но интерес к жизни не пропал, она все продолжала делать по памяти, старалась в своем незавидном положении, быть полезной.
- Хотя бы посуду помыть и то  вам отдых, а мне зарядка, - говорила она.

 После проведенного лечения и многочисленных консультаций у разных светил медицины надежда на восстановление зрения рухнула и бабушка  Лена еще много лет не могла смириться с этим, надежда на то, что она вновь увидит белый свет жила в ней бесконечно долго.


Так уж получилось, взрослые ходили на работу, вечера были заполнены различными бытовыми нуждами. Мальчишки, схватив очередной кусок со стола, вновь растворялись на улице, где их поджидала  толпа таких же  сорванцов, а Людмила  и бабушка, которой теперь помощь была более необходимей, чем кому либо, постоянно находились вместе, особенно в летние каникулы, когда родители Людмилы вывозили их на дачу.
Золотое время для них были эти летние месяцы, Людмила все больше и больше привязывалась к бабушке,  о чем они только не говорили, словом обо всем, что на  ум приходило в данную минуту. Людмила многое узнала о жизни бабушки, когда она была ещё молодой.

- Я ж была сироткой , к тому времени ни отца ни матери не осталось, матушка то у меня рано скончалась, мне то  в ту пору года три- четыре было и с мачехой я пожила, но она хорошая молодая была, меня не обижала, папенька за Советску власть радел, комиссаром был, вот и сгубили его вороги. Советску власть  у нас не признавали, бежал он по степям, среди казахов  жил, таился,  с его характером не по нутру то  прятаться, он у меня как стяг был, такой передовой, говорил про энту власть заслушаешься, вот и убрали его, чтоб народ не мутил. Вот и осталась я с  мачехой, почитай то с чужой тетей, хотя с отцом они и ребеночка нажили, хорошего мальчишечку и братиком ведь он мне доводился, но она- то молодая   лет пятнадцати была и после смерти отца вмиг засобиралась подальше от беды, но, а меня тетушка родная взяла, хоть и лишний рот , да кровинка своя, пред Богом то совестно. Работала, я там не покладая рук,  всему в этом доме научилась  и с малыми детьми нянчиться и щи с кашей варить.
А тут с города приехала родственница к тетушке, да все на меня поглядывает, как  я управляюсь по дому, а потом и спрашивает у тети, как мол  Ленка то справляется с делами, та ей в ответ , мол не жалуюсь, тогда она подзывает меня и говорит.
- Лена, а не хочешь  ли ты в город поехать,  работать со мною у хороших людей  на кухне да по хозяйству. Я у них уж как два года работаю, ни одного слова плохого не слышала, очень интеллигентные люди. Дела то у них хорошо идут  вот и вторую прислугу присматривают, а тебе как раз  то и надо, оденут ,обуют на полном довольствие, да еще и денежку заплатят, кто о тебе сиротинушке позаботиться лучше чем ты сама. Там и на ноги встанешь и жизнь пойдет у тебя самостоятельная. С тетушкой тебе жизнь то не жить, приютила сиротку , спасибо,  теперь  вот подумай,  редко такое везение бывает.
Выслушав её,  я, Людочка, страсть как испугалась, куда- то, к чужим людям, но и в тоже время её слова меня затронули и, я подумала, будь что будет, да и дала свое согласие. Тем же вечером с маленьким узелочком  в руках,  я покинула тетушкин дом  и хотя я ей и была хорошей помощницей ,но  и лишним ртом я тоже была, прощаясь никто не проронил ни слова ни слезинки.

- Бабушка, сколько тебе лет тогда было?

- Четырнадцать, на два года побольше ,чем тебе сейчас.
 Знаешь, я ведь Бога благодарю по сей день, что у таких людей оказалась. Узнали они всё обо мне из уст  своей прислуги, той дальней родственницы, что и привезла меня к ним, такую заботу и участие в своей судьбе, я не испытывала никогда.  Хорошо мне  у них жилось, нужды я не знала, куском хлеба не попрекали, на большие праздники подарочки нам дарили и денежку давали. На кухне, я преуспела, каждый день на базар за свежими продуктами ходила, новые блюда научили меня готовить, господа ели  нахваливали, время шло, я и с подарками к тете с детишками приезжала, кому леденец сладкий, кому  бублик гладкий, всем хорошо, а мне то и вовсе отрадно. Знаешь, внученька, я ведь из господского дома отдана была замуж, вот как судьба распорядилась.

- Как же так получилось, бабуль.

- А, вот как. Когда я у тети была, меня заприметил  Иван, это он мне сам потом рассказывал, узнавали они кто такая, где найти, я то и не думала о подобном, но в один  из дней, в господские двери постучались. Я на кухне тарелками гремлю, после обеда порядок навожу и, вдруг заходит ко мне госпожа и говорит.
- Лена, поди, выйди  к нам, там люди пришли сватать тебя,- я растерялась, раскраснелась, не знала, что и сказать, видя мое волнение, Анна Ивановна произнесла.

- Да , ты что Лена и не ждала и не знала,- я кивнула в ответ, на что Анна Ивановна сказала.

- Тебя замуж никто не гонит, приглянется молодой человек  согласишься ,а не понравиться так  и слова нет, насильно мил не будешь.

Так впервые я увидела своего мужа.

 Господа, прощаясь, наказывали Ивану беречь и любить меня, мне же они дали приданное триста рублей, по тем временам большие деньги, в  Ивановой деревне долго помнили о том, как он сиротку с деньжищами взял, люди дивились, что это за блажь на господ нашла, что  так легко с деньгами то расстались.

 Я покинула их дом, навсегда сохранив самые теплые чувства  к Анне Ивановне и Николаю Степановичу, моим благодетелям, по гроб помнить буду их.

Вот так я стала мужней женой,- бабушка  немного помолчала и потом, как бы стряхнув воспоминанья, продолжила.

- Ну, внученька, пора и тебе научиться, хоть что нибудь, готовить. Давай моя хорошая, я буду тебе говорить, а ты будешь делать, так у нас дело и пойдет.

По истечению этого лета, Людмила могла приготовить не только кашу, но и щи, также бабушка научила её вязать и спицами и крючком. Вечерами на завалинке  одни разговоры, Людмила то и дело крючком нитку потягивает, в узоры укладывает, а бабушка, как птичка на ветке, всё про жизнь воркует. А уж если кто подойдет, знакомец какой, про здоровье справиться, да про жизнь покумекать, то до самой ночи  не разойдутся, так и льется их речь, будто  водица по камушкам.
 

 Как то котенок по деревянной лестнице забрался на чердак, а слезать то боится, вот и  полезла Люда на чердак и  вместе с котенком нашла там нечто невиданное, огромный старинный самовар и большую почерневшую от времени икону. Котенка Люда благополучно спустила на землю, а самовар и икону принесла в дом и каждую вещь дала ощупать бабушке, подробно, не опуская ни одной детали, описывала ей то, что видела сама. На иконе четко был виден лик Божьей матери.

- Богородица, значит,- сказала бабушка, перекрестив лоб, она  продолжила.

- Странно, откуда она взялась то в этом доме, прежние хозяева верующими не были, мож до них кто, очень странно, а не слазила  бы ты  на чердак, так и не узнали бы мы, что там таиться .

- Бабушка, а ты Бога видела?-  спросила  тихонько и вкрадчиво Люда.

- Нет, внученька, его никто не видел, он в сердце каждого уверовавшего в него.

- Как так?

- Вера в Господа, если она живет в сердце, силу дает человеку жить. Даже если все рухнет , ты выстоишь, ибо Бог с тобою. Деточка , помни об этом всю свою жизнь. А бога  видят те, которые из этого мира в другой уходят, вот там то и встречают они Господа, а Господь их,- она перекрестилась   и продолжила уже в привычной для неё манере.

- Ещё люди сказывали, что у нас в деревне замируха была, так вот она  три дня и три ночи лежала будто покойница, а потом глаза открыла и говорит.

- Приведите ко мне Анфису, - женщину, что жила по улице. Но люди и побежали со всех ног, привели, а замируха и говорит.

- Выйдите все, оставьте нас вдвоем ,- все вышли и что там было между ними сказано, одному Богу известно, но только вылетела Анфиса как очумелая от замирухи  и,  рыдая навзрыд,  пронеслась мимо зевак, а их набралось то к тому времени почитай что вся деревня. Всем любопытно было, как это с того света человек вернулся.

- Бабушка, она, что Бога видела?

- Говорит, что видела. Сидела она на кровати, люду облепило её , все хотели послушать, что там? есть ли Бог? она окинула народ взглядом. Потом рассказывали, что она так посмотрела, что мураши на кожи волнами заходили . Посмотрела вокруг и произнесла.

- Бог есть, сама видела, - охи, ахи заходили вокруг, народ смутился.

- И ад есть и рай, все видела,  и как грешники мучаются, видела и как сладко да беззаботно тем, кто в раю оказался.  Люди покайтесь, все мы не без греха.

- Бабушка, а что Анфиса?- спросила Люда.

- Анфиса. Спрашивали её, ничего она не рассказала, только поведала о том, что о грехе её,  о котором никто не знал, замируха с того света весточку принесла и все ей об этом грехе и рассказала, приговаривая.
- Время у тебя еще есть, торопись, отмаливай грех, да добрыми делами перед лицом Господа обеляйся.

- Знаешь Внучка,  Анфиса сразу же в монастырь ушла, и никто её уже более не видел.

- Бабушка, а что замируха?

- Замируха, еще года три прожила и все говорила , пока дела все свои не переделаю, то не уйду, видно уложилась она в эти три года, не всем такой шанс выпадает на свои грехи со стороны взглянуть, до самой смерти дела добрые делала, людям сирым помогала . Вот такая история внученька,  правда ли ложь ли, выдумка людская али истина, теперь уж никто не подтвердит, никого уж в живых не осталось,  одним словом  было.

 Люда ничего подобного не слышала.

- Бабушка Лена, а бабушка Варвара, тоже  Господа видела?

-  Видела, не видела, не вернется, не расскажет. Одно знаю,  Варвара всегда молила Бога, чтобы послал ей смерть мгновенную, так и получилось , в одну секунду всё случилось. Знаешь внученька, старые люди жалуются, мол мы старые , уставшие от болячек, хоть бы Господь, нас побыстрее забрал. Не верь, жить хочется в любом возрасте.



Вечером  с соседской бабушкой только и было что разговоров о найденной иконе, та умоляла показать ей её.

- Внучка, сходи, принеси,- сказала бабушка.

Люда вернулась с иконой в руках.

- Ой, да эта чудодейственная  икона, с ней при пожаре три раза с молитвою вокруг дома обойти  и пожар прекратится, Лена, прошу тебя, отдайте мне эту икону, я так давно ищу такую, у меня много разных, а такой нет,- причитала соседка, зная добрый характер бабушки Лены.

Людмила была удивлена, с какой легкостью бабушка Лена отдала икону.

- Раз человек так просит, значит она ему нужней, не жалей внучка, отдай.

 Икону отдали и надо сказать, Люда долго помнила  это,  прошло много лет  умерла соседская бабушка и   по  стечению обстоятельств в её доме случился пожар,  от дома ни осталось ничего и Люда  бередила своё сознание, думая о том, где же находилась икона во время  пожара  и , что было бы, если соседка была ещё жива, спасла ли  её дом чудодейственная икона, но  к тому времени не кому было веровать в её силу, некому было с нею обойти  дом трижды с молитвою.


Время бежало, Людмила, выросшая на бабушкиных сказках и рассказах, вошла в пору взросления совершенно иным человеком. Она сильно отличалась от своих сверстниц, некоторые говаривали, что Людмила рассуждает не по своим годам,  она словно бабка, думала и говорила совсем не о том, что могло интересовать молодую девушку. Её подружки, бегали на танцульки, после которых рыдали лишь от того, что тот, о котором они мечтали, не посмотрел в их сторону. Людмила, не понимая их слез, старалась, как могла утешить их, но вскоре ей это надоело и, в очередной раз,  когда её звали на танцы, она просто  отнекивалась, ссылаясь на занятость.

Надо сказать, что и впрямь ей было некогда, свой день она планировала следующим образом.  Много читала, Достоевский стал её духовным отцом, она перечитывала « Братья Карамазовы» и « Идиот» несколько раз, статью об инквизиторе  переписала себе в тетрадь, куда записывала те мысли и моменты, которые потрясли её душу. Ещё  она рисовала всем, что попадется под руки. Карандаш, акварель, масло. Родители ни в чем не отказывали ей, а когда она увлеклась  ещё и театром, то Любава выписала для неё к уже имеющемуся  «Юному художнику»  роскошный  журнал с многочисленными иллюстрациями  под названием «Театр».

Теперь вечерами уже бабушка слушала свою внучку, им, как и прежде, было настолько хорошо вместе, что каждая из них была счастлива по - своему. Для Людмилы  бабушка стала  единственным человеком, с которым она могла  сосуществовать, не причиняя себе боли, не заставляя себя делать то, чего бы, она не хотела. Для  бабушки Лены внучка стала, прежде всего, её глазами, имея пытливый ум,  она с удовольствием слушала  Людмилу, которая во всех мельчайших подробностях рассказывала ей обо всем том, что узнала сама. Конечно же, и книги, которые ей прочитывала внучка,  были для неё откровением, ведь в церковно- приходской школе, три года в которой она отучилась, ещё, будучи ребенком,  кроме молитв  ничего более не преподавалось.

 Удивительным образом распределилась судьба, когда старый и младой познавали мир из прочитанного, обогащая его своим виденьем и дополняя опытом прожитых лет.