Стреляй холостыми

Полина Радова
«СТРЕЛЯЙ ХОЛОСТЫМИ»

Оригинальный сценарий короткометражного фильма

Последний вариант
Май 2015



ЗТМ

1. ИНТ. АВТОБУС - ВЕЧЕР.

Салон автобуса заполняется подростками и их вещами. ДИМА (16, положительный во всех отношениях), развернувшись в кресле, переговаривается с приятелем САНЕЙ (16, оболтус, любитель компьютерных игр). ДЕНЯ (16, стремится выглядеть громилой, наивный до тупизны) с сумкой Лены прет, расчищая проход. За ним ЛЕНА (16, красотка-шатенка, дочка обеспеченных родителей) с подругами ТАНЕЙ и ВЕРОЙ. Проход за ними тут же снова заполняется вещами. Деня устраивает сумку Лены, та, улыбнувшись ему, садится, Деня расплывается в улыбке и помогает устроиться девчонкам. МАША (16, пацанка-колючка) с сумкой в руке и рюкзаком на плече пытается пройти. Дима кидается помогать, пропускает Машу, смотрит ей в след. Лена со своего места наблюдает за ним. СВЕТЛАНА ВАДИМОВНА (25, молодой педагог, одета строго) пересчитывает ребят, все рассаживаются.

СВЕТЛАНА ВАДИМОВНА
Ребята, все на месте? Ребята! Мы будем в дороге всю ночь, прибудем в Санкт-Петербург в семь утра. Постарайтесь за ночь максимально отдохнуть, завтра с утра плотная программа, сначала обзорная экскурсия по центру города, потом посещение крейсера "Аврора". После обеда свободное время. Ребята, все готовы? Отправляемся?

Ребята нестройным хором дают добро, автобус трогается, Светлана Вадимовна, удержавшись за поручень, садится в кресло.


2. ИНТ. АВТОБУС - ПОЗДНИЙ ВЕЧЕР.

За окнами автобуса сумерки. Дима читает электронную книгу, временами отвлекаясь на вид из окна. ПАША (16, косит под рэпера, вечно в наушниках и со жвачкой) качает головой и жестикулирует в такт музыке в наушниках. Саня играет в игру на планшете. Маша смотрит в окно, отвернувшись от всех. Лена оживленно переговаривается с подругами и Деней, то и дело поглядывая на Диму.

ЛЕНА
(громко)
Ребята! Кто захочет, лимонад в рюкзаке берите, там еще шоколадки, сигареты, ну, и всякое, в общем, не стесняйтесь.

Слышны одобрительные возгласы. Саня толкает Диму, кивая в сторону Лены. Дима отрицательно качает головой.

ЛЕНА
Девчонки! Я же вам не показала.

Лена достает из рюкзака бархатный футляр, в котором оказывается браслет-цепочка замысловатого плетения, по виду дорогой.

ТАНЯ
Обалдеть! Откуда?

ЛЕНА
Поклонник подарил.

Лена примеряет браслет на запястье, кидает взгляд на Диму, и видит, что он смотрит на Машу.

ВЕРА
Дай посмотреть!

Лена встает и перегибается через спинку кресла рядом с Машей.

ЛЕНА
Эй, новенькая. Чего такая неприветливая? Не общаешься с нами. Гляди.
(показывает браслет)
Хочешь прикинуть?

МАША
Побрякушкой не прикидываюсь.

ЛЕНА
И правда, не твой уровень. Ты, я вижу, не безнадежна. Знаешь свое место.

Девчонки и Деня хихикают, Маша вскакивает, сверкая глазами. Довольная Лена садится и кидает взгляд на Диму. Маша смотрит туда же, встречается с Димой глазами и отворачивается, падая в кресло.


3. ИНТ. АВТОБУС - НОЧЬ.

Ребята спят в креслах, салон слабо освещен. Дима просыпается и осматривается. Кресло Маши пустует, Дима оглядывает салон и видит, как Маша достает из футляра браслет и кладет в нагрудный карман, а футляр возвращает в рюкзак Лены. Дима оглядывает спящих ребят и сталкивается взглядом с Пашей, который, передернув бровями, закрывает глаза.


4. ИНТ. АВТОБУС - УТРО.

Автобус стоит у входа в гостиницу.

В АВТОБУСЕ

Притихшие ребята выжидательно смотрят на Светлану Вадимовну. Лена сидит с таким видом, словно готова кинуться в драку. Паша снял наушники, Маша хмуро гипнотизирует собственный кроссовок.

СВЕТЛАНА ВАДИМОВНА
Я не могу в это поверить. Это немыслимо! При таких обстоятельствах мы просто не можем продолжить экскурсию.
Мы едем домой и там будем разбираться.

ПАША
Чего из-за одного урода сразу все домой?!

Ребята наперебой протестуют, никто не хочет домой. Дима смотрит на Машу, та не поднимает глаз.

ЛЕНА
Светлана Вадимовна, мы сами разберемся!

СВЕТЛАНА ВАДИМОВНА
Что ж, разбирайтесь. Времени вам до вечера. Если к ужину вещь не найдется, после ужина мы уезжаем.


5. НАТ. ПАРКОВКА У ГОСТИНИЦЫ - УТРО.

Ребята, переговариваясь, выходят с вещами из автобуса. Лена с подругами и Деней проходит мимо Димы, который невольно слышит их разговор.


ТАНЯ
Никто не даст свои вещи проверять.

ЛЕНА
Справимся. Да, Деня?

ДЕНЯ
А то!

Паша подходит к Диме, стягивает с головы наушники и вертит их в руках, регулируя.

ДИМА
Стуканешь? Может, это не она. Ленка всем предложила из рюкзака шоколадки там, лимонад, что еще.

ПАША
Сам-то веришь? Без обид, чувак, но если к вечеру не разрулится, я молчать не буду. Мне неделя без предков когда еще отломится.

Паша уходит, нацепив наушники. Дима, оглянувшись, находит Машу, которая в сторонке копается в телефоне. Маша поднимает голову, их взгляды встречаются. Дима хлопает пальцами по нагрудному карману и качает головой. Маша на мгновение теряется, но быстро берет себя в руки. Вскинув руку с поднятым вверх средним пальцем, она быстро уходит. Дима остается ждать друга.


6. ИНТ. АВТОБУС - ДЕНЬ.

Ребята с интересом смотрят в окна автобуса, провожая глазами здания и памятники, о которых рассказывает голос в записи.


7. НАТ. СТРЕЛКА ВАСИЛЬЕВСКОГО ОСТРОВА - ДЕНЬ.

Ребята щелкают фотоаппаратами, весело смеясь. Деня фотографирует Лену с подругами. Дима фотографируется с Саней, потом украдкой щелкает Машу у каменного парапета, смотрящую на Неву. Маша замечает и смущается. Лена наблюдает за ними, потом с нарочитым весельем продолжает позировать Дене.


8. НАТ. ПАЛУБА "АВРОРЫ" - ДЕНЬ.

Солнечно. На палубе "Авроры" кроме школьников еще несколько человек. ЭДУАРД АНАТОЛЬЕВИЧ (50, очень высокий и представительный, в очках скорее для солидности) держит за руку мальчика лет восьми. Еще две женщины лет пятидесяти с восторгом осматриваются и внимают речам ЭКСКУРСОВОДА (30, пухленькая кокетка). Ребята больше таращатся по сторонам, чем слушают.

ЭКСКУРСОВОД
Славная история крейсера началась…

ЭДУАРД АНАТОЛЬЕВИЧ
(тихо)
Что и требовалось доказать! Бездарная потеря времени, Константин, как я и говорил!

КОНСТАНТИН
Деда!


ЭДУАРД АНАТОЛЬЕВИЧ
Уверяю тебя, даже в твоем учебнике за второй класс содержится больше дельной информации по этой теме.

Дима и Саня невольно прислушиваются к разговору. Мальчик выдергивает руку и протискивается вперед, к экскурсоводу, подальше от деда. Саня прыскает от смеха, Дима старательно прячет улыбку. Эдуард Анатольевич, услышав смех, поворачивается к ребятам и, сняв очки, рассматривает их с высоты почти двухметрового роста.

ЭДУАРД АНАТОЛЬЕВИЧ
Не вижу ничего смешного, молодые люди. То, что даже экскурсоводы не интересуются исторической правдой, не может не удручать. А между тем давно открыто множество интересных фактов о роли крейсера "Аврора" в истории.

Ребята в замешательстве переглядываются, не в силах скрыть улыбки.

ЭКСКУРСОВОД
Исторический выстрел-сигнал к началу восстания…

ЭДУАРД АНАТОЛЬЕВИЧ
Началось! Право, это уже даже не смешно.
САНЯ
Удручающе не смешно!

Дима толкает друга локтем.

ДИМА
Интересуетесь исторической правдой?

ЭДУАРД АНАТОЛЬЕВИЧ
Я, молодой человек, доктор исторических наук. Я эту самую правду, что называется, извлекаю на свет божий.

Дима кивает, переглядываясь с другом. Саня закатывает глаза, даже не пытаясь скрыть иронию.
 
            ДИМА
Круто!

          ЭДУАРД АНАТОЛЬЕВИЧ
Известно ли вам, например, что приказом Военно-Революционного Комитета выстрел должен был быть самым что ни на есть боевым, а вовсе не сигнальным. Однако в команде крейсера кроме большевиков были также и люди здравомыслящие, которые сразу поняли, что в случае провала восстания за боевой выстрел по Зимнему - творению Растрелли, на минуточку! - придется отвечать. Да и в любом случае - это варварство! Поэтому и было принято мудрое решение. Если выстрел не желателен, но неизбежен, нужно сделать его холостым. Это уж потом…

Группа перемещается вслед за экскурсоводом. Константин протискивается обратно к деду и берет его за руку.

ЭДУАРД АНАТОЛЬЕВИЧ
Константин, я прошу тебя впредь не отходить от меня далеко.

КОНСТАНТИН
А ты не нуди тогда!

Мальчик тянет деда за группой, Эдуард Анатольевич оглядывается на ребят. Саня по-прежнему веселится. Эдуард Анатольевич надевает очки и идет за внуком. Дима разворачивается к другу.

ДИМА
Есть разговор.


9. НАТ. ПЕТРОВСКАЯ НАБЕРЕЖНАЯ - ДЕНЬ.

Дима и Саня стоят недалеко от "Авроры". Дима пересчитывает денежные купюры, Саня пинает ногой камешек. Пнув посильнее, достает из кармана деньги и отдает Диме.

ДИМА
Думаю, хватит. Спасибо.

САНЯ
(доставая планшет)
Карту загружу.

ДИМА
Со мной пойдешь? А по Питеру гулять?

Саня, выразительно взглянув на Диму, утыкается в планшет.


10. ИНТ. ГОСТИНИЦА - ВЕЧЕР.

Дима и Саня выходят из лифта. Двери в несколько номеров на этаже распахнуты настежь, слышны возмущенные крики. Ребята, переглянувшись, подходят и заглядывают в ближайший номер. На двух кроватях в беспорядке валяются вещи, вывернутые из сумок. Деня, отмахиваясь от возмущенных девчонок, выворачивает вещи на третью кровать. Лена громко спорит с владелицами вещей, подруги Лены стоят рядом. Саня, оглядевшись, тянет друга дальше по коридору. В каждом номере недовольные ребята собирают разбросанные вещи, в номере Лены и ее подруг пусто. Дима кивает другу и входит в номер. Опасливо оглядываясь на дверь, достает из кармана такой же браслет и кладет его в рюкзак Лены, прямо в ворох из косметики и заколок. Заметив движение, Дима испуганно поворачивается к двери. Саня широкой спиной загораживает проем от проходящего мимо Паши, который все же успевает заметить Диму с рюкзаком Лены в руках. Паша, усмехнувшись, натягивает наушники и уходит. Дима ставит рюкзак на тумбочку и быстро идет к другу, ребята в замешательстве переглядываются.


11. ИНТ. НОМЕР ЛЕНЫ - ВЕЧЕР.

Ребята расселись на кроватях и стульях, кому не хватило места, стоят, подпирая стены. Светлана Вадимовна стоит спиной к окну, за которым видна "Аврора" в лучах вечернего солнца.

СВЕТЛАНА ВАДИМОВНА
В Русском музее выставка авангардного искусства. В музее Ахматовой, говорят, чудесные люди работают, увлеченные. Хотя вам бы, конечно, больше понравилось в Петродворец по воде. Или Кунсткамера. В голове не укладывается, вы же столько лет вместе учитесь! Собирайтесь.

Паша, взглянув на Диму, стаскивает наушники, ероша волосы. Лена поворачивается к Маше, стоящей у стены.

ЛЕНА
Это точно, раньше не воровали. Что скажешь, новенькая? Спрятать не только в вещах можно. В кармане, например, или еще где. Да, Деня?

САНЯ
Совсем охренела?!

Слышны возмущенные возгласы.

ЛЕНА
По домам не терпится?!

Возгласы стихают. Лена встает и делает шаг к Маше, та в бешенстве выдергивает браслет из нагрудного кармана и швыряет в Лену.

МАША
Подавись ты!

В полной тишине Дима таращится на браслет на полу. Лена торжествующе улыбается. Паша, пронаблюдав немую сцену, как бы невзначай сталкивает с тумбочки рюкзак Лены. По полу в беспорядке рассыпается косметика, заколки, расческа, зеркальце и еще один браслет. Лена изумленно охает и поднимает оба браслета с пола, Паша жмет плечами и натягивает наушники. Поднимается возмущенный галдеж.

СВЕТЛАНА ВАДИМОВНА
Лена, тебе следует извиниться перед ребятами. И быть внимательнее. Ребята, инцидент исчерпан.

ЛЕНА
Мне - внимательнее?! Вы же все видели! У нее-то откуда?!

Ребята замолкают. Дима подходит к Лене и забирает один браслет.

ДИМА
(Лене)
Я подарил.

Дима подходит к Маше и надевает браслет ей на запястье.

КОНЕЦ