Перекати-поле-13

Иван Соболев
        Качканар. Мои горизонты.

    1975 год. Работаю на Главном карьере в должности энергетика экскаваторного участка №2.  Мои начальники - Соколов Анатолий Михайлович, Игошин Владимир Дмитриевич, Бабич Валентин Леонидович. Дав клятву верности Качканару Толочко М. Г. и Гикалову Д. И. никуда не рвусь. Считаю пройденные за годы горизонты -
каждый горизонт карьера-15 м. А впереди по проекту горнякам и мне надо дойти до нижней отметки +50 м. Когда я пришел на карьер, то начал работать с горизонта+220.
Считаю, хватит ли моей жизни дойти до горизонта+50...Подсчитал-надо работать 12 лет. А мне всего-то 43 года. Вся жизнь впереди! Надеюсь, смогу еще один карьер вырыть! Ура!

     Работа энергетика, конечно, не сахар -постоянные ночные вызовы и зимой и летом. То генератор сгорит, то двигатель, то линию ветром порвет. Но терплю -слово дал. И помню слова М. Г. Толочко -принять на работу в последний раз! Да и зарплату надо носить домой и алименты на младшую платить! Но вихрь жизни так меня захватил,что нет времени отчаиваться! К тому же выбрали меня физоргом Главного карьера. Доверили две винтовки-"мелкашки", ящик патронов, комнату с охранной сигнализацией. Вожу на тракторе БКТ (боевой колесный трактор) машинистов в тир.

      Сдаем нормы ГТО по лыжам, покупаю хоккейные коньки на целую команду и красивые свитера двойной вязки. И , наконец, строю с Володей Спеховым свой первый дельтаплан. Назвали его "Глухарь" под номером К-1(Качканар-1). Номера на крыльях рисовал наш художник Виктор Митюнин.
 
      До того я занялся общественной работой, что и домой забывал приходить. Но вырываюсь - растет сын Александр, да из Свердловска к нам приезжает жить моя дочка Олечка. Определяю ее в школу поселка Валерьяновск. А сын пошел в садик.
Жена Миля работает экономистом в АТЦ комбината. Все в моей жизни утряслось!
Ни западные, ни восточные ветры уже не выдувают меня из глубины карьера! Но вихри разных направлений я чувствую.
     А город Качканар растет и развивается! Вот уже сдан Дворец спорта с плавательным бассейном. Рвусь с сыном плавать,но живем далековато. Решаем менять квартиру. И получилось! Переселяемся в новый дом по адресу-10 квартал, дом 3, кв. 30. По этому адресу живу по сей день! Появился мотоцикл "Урал". Поселок Верхний Ис стал ближе. Опять - ура! у меня много "игрушек"- мотоцикл, дельтаплан, горные
лыжи." Умирать нам рановато!"
     В 1977 году с молодыми энтузиастами строю первую , но не последнюю горнолыжную трассу-высотой 125 м, длиной 425 м. на Южном склоне горы Качканар. Мои друзья-строители-Апчаев Николай, Сошников В. Г., Гайденко Анатолий Иванович,
и, конечно, Кукарских Евгений Акимович. Всех приключений, разочарований мне не перечислить. Но мечта осуществилась! Мы построили две трассы! А третью финансировал наш новый директор Н. Я. Еремин,
затратив 300 тыс советских рублей на подъемники. Прораб Ю.Я. Бородейко, тренер
В.Н. Малинин , Гайденко А. И. построили ее. Горнолыжники назвали ее трассой Юрия Визбора. Но это было только началом. Наш девиз-"Вершина зовет"! И мы мечтали построить еще одну трассу с перепадом высот 510 м. и длиной 2500.
Но я, кажется, увлекся... И производство нельзя забывать!
     Я рвусь в глубину карьера-хочу работать на первом экскаваторном участке, где на самом нижнем горизонте скапливается вода, где работает станция  непрерывной откачки. Мне одних экскаваторов мало, мне нужна насосная Перехожу на первый экскаваторный, туда, где водоотлив, туда, где интересно!  Перевели!
     Захожу в насосную. На стене громко хлопнул огромный контактер, пятой величины. Это включился насос. Смотрю на марку двигателя - низковольтный, 380 кв. Сразу решаю перевести насосную на двигатели 6 кв. И получилось! Сегодня все насосы трех карьеров работают от сети 6 кв! Что это дает? Унификацию оборудования.
     И экскаваторы и бурстанки и насосы и двигатели насосов работают от одной сети. А как интересно перегонять экскаватор на большое расстояние! Махина в 380 т
при твоем участии перемещается с горизонта на горизонт. А эти перегоны происходят и ночью, что не лишено полной романтики. А кругом одни препятствия! То поперечная ЛЭП, то контактная сеть, то переезд... И все это надо преодолеть, не нарушая ТБ.

 На снимке-горизонты карьера