Шпионы

Вячеслав Зиновьев 2
             Первого в своей жизни врага моей Родины я увидел в начале службы в Советской Армии. Конечно о том, что он враг никто не знал. Это был фотограф. Простой пожилого возраста мужчина. Командование части приглашало его для изготовления фотографий личного состава для документов, пропусков ит.д. Делал он и фото художественные. Солдаты снимались, он записывал фамилии, но фотографии не раздавал по списку, а просто в воскресенье вставлял пакет с сотнями снимков за решетку на окне солдатского магазина, а мы бежали к магазину и отыскивали свои фото. Попав служить в другую воинскую часть, в другом городе Московской области, я увидел  того же фотографа.  Через год нам перед строем части зачитали приказ, в котором по делу вражеского шпиона Пеньковского,  в числе многих других пособников вражеской разведки осужден и наказан смертью этот фотограф.
          На втором году службы в Армии, я уже став младшим сержантом, получил приказ заступить в патрульное дежурство на одной из железнодорожных станций Подмосковья. После развода я был приглашен к  начальнику «секретной части». Так у нас называли представителя контрразведки. Серьёзный, немолодой майор сказал мне, чтобы я дежурил с патрульными солдатами на перроне станции. Приблизительно в 11 часов из Москвы приедет молодой человек крупного телосложения и высокого роста с тубусом в руках. Я должен попросить капитана милиции Саблина, чтобы он проверил у этого гражданина документы в моём присутствии и после отпустил бы его.  Все произошло так, как и предвидел наш майор. С капитаном Саблиным мы догоняли быстро удаляющуюся фигуру. Капитан окликнул гражданина, «Молодой человек, остановитесь». Молодой человек согнулся, как старик, но ходу не убавил. Мы догнали его, остановили, и капитан попросил его предъявить документы. Гражданин возмутился, стал ругаться и отказался показывать документы. Капитан попросил его проследовать на станцию. Гражданин возмущался, но, как только мы вошли в помещение, где сидел диспетчер станции, он предъявил паспорт. Капитан показал паспорт мне. Гражданин стал ругать меня. Он сказал, что знает командира моего полка. Назвал правильно фамилию. Сказал, что он учился с ним. Знает начальника штаба и тоже назвал правильно фамилию. Его капитан отпустил. А главное в этой истории то, что во время обеда меня вызвал начальник штаба и начал на меня орать. Орал долго и оскорбительно. Я  ему,  конечно,  не сказал, что это мне велел начальник секретной части. Кто был этот человек, враг или нет,  я не знаю.
           Третьего шпиона или врага я встретил так. Осенью, я служил в городе Жуковский. Ко мне неожиданно приехал брат моей жены. Он сталевар из города Коммунарск и делегат проходившего тогда съезда профсоюзов. Я раньше его не видел, а много слышал о нем. Мы коротко поговорили, познакомились и он попросил меня приехать к нему в Москву в гостиницу Украина в воскресение. У него свободный выходной и часов с 11 мы сможем,  встретится, посидеть, поговорить и побывать на тех местах, где он учился юношей на сталевара. Я с большим трудом упросил командиров своих, чтобы они отпустили меня на воскресение. И вот  я с Киевского вокзала пешком вышагиваю к гостинице Украина. Очень холодно. От угла здания гостиницы отошли два человека навстречу мне. Гражданские люди  по одежде. Один в годах, другой молодой. Тот, который постарше, обратился ко мне. «Товарищ старший сержант, Вы должны нам помочь. Нам нужно задержать человека»  Я сказал, что им надо обратиться к милиционеру. Они показали мне удостоверения, и я прочитал, что старший полковник, а младший лейтенант. Полковник сказал, чтобы я прошел в гостиницу, пробыл там 2-3 минуты, вышел и подошел к человеку, который мерзнет у ряда такси, у отдельно стоящей машины.  И сказал, чтобы я подвел его к ним и не дал ему сесть в машину. Конечно,  от всего происходящего я был в замешательстве. Пройдя в вестибюль гостиницы, я огляделся. В вестибюле много людей и несколько работников обслуживающего персонала. Через пару минут я вышел из гостиницы и направился к человеку, который приплясывал на  холоде, стучал ногой об ногу. Когда человек понял, что я иду к нему, он перестал стучать ногой об ногу и уставился на меня. Я шёл,   немного обходя его, заходя между ним и автомобилем. Одна моя рука многозначительно была в кармане и сжимала перчатку из козьего пуха, её мне прислала тёща. «Пройдёмте со мной» сказал я ему» «С какой радости» спросил он. «Вам всё объяснят» ответил я. «Куда идти» спросил он. Я посмотрел в сторону гостиницы и не увидел людей, которые послали меня сюда. Увидел, что они выглядывают из- за угла, я сказал, что идите на угол гостиницы. Он бросил взгляд на стоявшую за мной Волгу ГАЗ 21 и нехотя пошел к вышедшим на  встречу, чекистам. Краем глаза я заметил, что из ряда такси быстро выехала машина, резко затормозила за моей спиной, открылась задняя дверца, моего спутника мгновенно согнули пополам, резко впихнули в машину, вскочили в нё сами и она,  дымя белёсым дымом, помчалась вдаль. Два моих, уже теперь товарища, приподняли шляпы, видимо,  благодарили  меня. Я с открытым ртом  несколько мгновений стоял, глядя им вслед. Я не мог прийти в себя.  Меня переполняло происшедшее. Когда я снова через вращающиеся двери вошел в гостиницу, ко мне тут же кучкой подошли работники дверей и вестибюля и сказали: «Ваши пошли в ресторан» Я про себя подумал, что наши поехали убирать капусту в колхоз. Когда мы с моим родственником ехали в автобусе и я, переполненный восторгом, и,  не умея ещё его удержать, пытался ему рассказать, но он сказал, что лучше помолчи, а то может быть, нас кто  слушает. Наверное, он был прав. Через некоторое время начальник штаба моей части, вызвав меня к себе в кабинет, спросил, чем это я отличился у органов  государственной безопасности.  Они прислали письмо в часть с просьбой объявить мне благодарность за содействие. Я скромно сказал, что задержал шпиона. Начальник  штаба недоверчиво на меня посмотрел. Вот и все шпионы, которых я встретил в своей   жизни. Врагов моей Родины я видел много. Иногда вижу их и сейчас, даже по телевизору.
      2014 год.