Про ум да разум

Людмила Каштанова
               
               

      
         Благоразумие – это умение   разумно мыслить и поступать соответствующим образом. Правильно?  По-моему, лучше не скажешь. Так вот, поговорим о благоразумии, раскроем его сущность.               
       Есть люди, которые стараются дружить со многими людьми. Всеобщий друг  обыкновенно ничей друг,  но часто, по своей же простоте, он  обкрадывает свою же семью.  Чтобы помогать  чужим, сам становится нищим. Несмотря на это, он считает, что поступает правильно, по–христиански. Не зря гласит поговорка:  «Простота  хуже воровства».

       Бывает, что жены жалуются на своих мужей, что они могут забрать любимую рубашку  у своего сына и отдать какому–нибудь нищему, чужому человеку. Конечно, это доброе дело – одарить нищего, но в  великодушии, как и во всем прочем, надо соблюдать благоразумие.  Чересчур  добросердечный    человек  легко  может  стать  жестоким по отношению к своим собственным детям, отнимая у них хлеб или одежду, чтобы дать его тем, которые, называя его отзывчивым и великодушным,  над ним же насмехаются.   
 
       Приведу такой пример: один муж  использовал умение ремонтировать  автомобили не на  благо  своей семьи.  Другие умельцы на этом  построили себе дома,  купили земли, а он почти  даром делал работы, которые  дорого ценились.  Семья этого добряка ютилась в небольшой  чужой квартирке и часто  испытывала потребность даже в необходимом.  Зато  чужие люди им были довольны, говоря  о нем: свой парень! Когда кто-то ему   об этом высказал, то он  даже удивился, что нашелся человек, который осудил его за бескорыстие. Но он  скоро узнал цену своей доброты, когда попросил для себя помощи, и ему отказали. Ссужающий деньги всем подряд  часто теряет и деньги, и друзей, и  обеспечивающий других, сам не обеспечен.

       Есть такие люди, которые любят пользоваться чужими  вещами. Они  просят на день-два, а проходит месяц-другой, они уже и забыли, у кого брали эту вещь или деньги.  И если хозяин не напомнит, сами не отдадут,  а еще того хуже, скажут: мы не у тебя брали.  Люди отдают в долг, а потом сами волнуются: отдаст или не отдаст.  И жалуются потом:  «Даешь руками, а ходишь ногами».
      Так вот,  чтобы не было по пословице «Не делай людям добра – не будет зла», попробуй следовать совета:  никогда не давай больше того, что решил потерять и никогда не ручайся за других.
    
      Если нам наносят обиды, то мы, как христиане, должны сносить их без  злобы, но  не должны подавать вида, будто не чувствуем их, ибо это побудило бы обидчика  нанести вам новые обиды.  Тот, кого один и тот же человек дважды обманет, несет половину вины. Если  мы сами не добиваемся осуществления нашего права, то нам остается себе же ставить в вину его нарушение.
 
      Есть немало  строптивых и упрямых людей,  не внемлющих голосу разума и рассудка.  Легче отмыть негра добела  и вывести пятна на шкуре леопарда или научить птицу летать задом наперед, чем переубедить упрямца.  Прав он или неправ, но отговорить его от мысли, за которую он ухватился,  или переубедить его в чем-то невозможно.  Если невежда забьет себе что-нибудь в голову,  то мучениками будут те, кто с ним имеет дело. 
       Лучше нарушать скоропалительные обещания, чем придерживаться их.  Кто не изменяется,  тот не  совершенствуется;  кто никогда не уступает, тот никогда ничего не приобретает.

(Из книги великого английского христианского проповедника Чарльза Сперджена (1834-1892) "Беседы Пахаря").