Дикий хрен

Александр Кучуро
                За огородами вдоль всей горы по многовековой целине среди местной полыни встречались отдельные кусты дикого хрена.

              Рос он здесь всегда или его семена занесло из хуторских огородов, но по своей горечи и стойкому запаху превосходил наш огородный хрен.

            Домашний хрен мог похвастать своими огромными листьями, полив штука благодатная.

                А вот дикому представителю хреновых доставалась влага редких дождей, поэтому он обладал злющим вкусом.

                За это его качество и ценились его довольно жёсткие корневища.

              Отыскать место,  где растёт хрен, было просто, нужно было отыскать ямку в поле, наши хуторяне выкапывали часть корневища, которое уходило глубоко в землю, а затем пытались отломить как можно глубже, лопатой подрезать, потерять часть корневища.

                Ямку естественно не засыпали, весной хрен  давал побег, отрастали листья, место роста хрена со временем присыпалось землёй и через пару лет, можно было выкапывать довольно крупное корневище.

               Однажды вот такая ямка оказала мне услугу, потерять равновесие, когда я сам впервые поехал на велосипеде и при крике отца:
                -  Поворачивай,
                свернул к горе.

           Место опасное, близко крутая гора.
                -  Падай!

              А мне не падалось с велосипеда, столько времени тренировался не падать, а тут такая ситуация, нужно остановиться любыми средствами и только попадание переднего колесо в ямку, где рос хрен, прекратило моё движение дальше.

                Но задолго до этого, ранней весной, бродил я вдоль горы и уже достаточно отошёл на запад от хутора, набрёл на ямки,  где рос хрен.

                Земля ещё довольно мягкая и я решил поискать солидный корень хрена.

             Бывало как, у оставшегося  в земле корня отрастало сразу несколько побегов, которые долго росли до нужного размера.

                Вот я нагибаясь на колени над ямкой, сгребаю сухие прошлогодние листья и выбрасывал вон.

                А затем рукой, видя зеленеющие наклюнувшиеся листья, вокруг сгребал землю.

                В одной из ямок наткнулся на довольно толстый корень, вот его и решил откопать.

                Мне бы сбегать за лопатой домой, но бежать домой, а потом назад, а вдруг в это время придут другие и выкопают мой корень, да и лопату могли не дать, не до хрена в такие весенние дни, много хлопот на огороде.

             Могли к тому же самого припахать в огороде, и уже будет не до найденного мной хрена.

               Недалеко у саманных ям, а их было множество у бывшей поливной канавы, свидетелей активного строительства хутора, нашёл огрызок палки, вот этим инструментом и началось откапывания корня.

               Множество неудобств поджидало меня, сама ямка была сантиметров в двадцать глубиной, где к свету стали пробиваться первые листочки хрена.

                Мои старания переломить палку, даже собственным весом, не привели к успеху, а тупыми концами много и быстро не накопаешь.

                С углублением в землю, всё труднее было выбрасывать землю, но я с упорством старался и медленно углублялся в землю, оголяя корень.

            Уже приходилось лёжа на животе ковырять и доставать землю, одного не учёл, как достать корень хрена, уж узко я окопал его.

               Вытянуть вверх не только у меня не хватит силёнок, но и здоровый мужик не совладает.

           Обидно оставлять корень, да и труда вложил не мало.

                Тогда пришла идея, попробовать выкрутить корень, после долгих усилий, когда я уже перестал надеяться на удачный результат, корень хрустнул и оказался у меня в руках.

                Радость счастья охватила меня, я побежал домой похвастать своей добычей.

                Дома без больших эмоций оценили мой не лёгкий труд и в довершении дела выделили трёх литровый баллон томата и тёрку.


                Уже когда скоблил корень ножом, чувствовался резкий запах, а когда стал тереть на тёрке, перехватывало дыхание, и слёзы текли  ручьём.

                Сопли прочистило до самого мозга, дыхание стало чистым, с лёгким жжением  в груди, в глубине лёгких.

                С обилием слёз, перетёр корень, засыпал в банку, перемешал ложкой, закрыл крышкой, через сутки получится классная приправа к мясу, а ещё неплохо кушать с холодцом.

                Кто пробовал, оценит.

          Домашний хрен, рос на грядке в огороде, но мощных корневищ не давал, а вот огромные листья были в пояс.



07 июль 2015 г.