Кто виноват в наших поражениях 1941-го года-начало

Григорий Варшавский
Кто виноват в наших поражениях 1941-ого года ( начало )

Грива
  
    Увидав подобный заголовок, читатель подумает:" Ну что может написать по этому поводу молодая женщина?" И будет совершенно прав. Но в данном случае я передаю мысли моего деда-фронтовика, которые он оставил в своих дневниках, перешедших ко мне по наследству. Я прочла его дневники и они мне показались очень любопытными, а многие мысли и высказывания-просто интересными, хотя и не бесспорными. И вот сегодня 22 июня в День Памяти и Скорби мне показалось уместным предложить вашему вниманию слегка отредактированные мною мысли моего деда о причинах неудачного начала войны СССР против фашистской Германии. Итак начнём( далее текст идёт от лица моего деда).

      Я До поры до времени мало разбирался в причинах такого неудачного для нас начала войны. Сам я попал в действующую армию только в 1943-ьем году, когда положение было уже иным. Тогда и спросить то о событиях сорок первого года было либо не у кого(почти всех повыбило), либо было небезопасно(СМЕРШ действовал строго). Но я не буду лукавить: мне тогда было не до этих вопросов. И после войны некогда было этим заниматься. Уже позднее, когда стали появляться художественные произведения о первых годах войны, я стал задумываться. Встречался с участниками тех событий(они были ещё живы). Потом стали появляться кое-какие документы того времени в средствах массовой информации. А во время перестройки и после 1991-ого года появилось такое количество документальной прозы и наших авторов и зарубежных, в том числе и немецких, что голова пошла кругом. Но мне было очень интересно разобраться в событиях лета-осени 1941-ого года. И я погрузился в чтение, благо я был на пенсии и пенсия у меня, как у фронтовика, была неплохая.

       Читал я много. Читал и думал:" Ну что ты собираешься своё слово что ли сказать в истории?". И сам себе отвечал, что нет конечно, но просто я хотел разобраться. И вот что у меня получилось. Как известно, большинство историков и военных специалистов выделяют следующие основные причины неудачного начала войны:
   1) Недоверие Сталина к сообщениям наших разведчиков;

   2) Вера Сталина в то, что Германия будет готова к войне с СССР только в 1942-ом году;

   3) Вера Сталина в то, что Гитлер не будет воевать на два фронта(с Англией и с СССР);

   4) Недоверие Сталина к действиям нашего генералитета и репрессии в отношении воинского руководства.

Всё это ,конечно, сыграло свою роль в неудачном начале войны, но главное, на мой взгляд, не в этом. Главное в том, что наша армия в массе своей не умела воевать по современному.
И это, к сожалению, было вызвано отнюдь не только ошибками Сталина и его ближайшего окружения. Причины неумения гораздо глубже. И для того чтобы в них разобраться надо вернуться назад в начало 20-ого века, в царскую Россию. А в начале века две неудачных войны. Одна совсем неудачная, проигранная Японии. Другая-Первая мировая война, во время которой русские войска, показывая чудеса храбрости и мужества, тем не менее выигрывали битвы практически только у войск Австро-Венгерской монархии и проигрывали битвы с немецкими противниками. Да и вся Первая мировая война была проиграна царской Россией. И именно это и стало причиной февральской, а затем октябрьской революций. Причин поражений наших войск как в войне с Японией, так и в Первой мировой войне много и они как экономические, так и политические. Но я бы остановился на других ошибках. На ошибках военных тактических и стратегических. Я не военный специалист, но то, что армии Японии и Германии были лучше подготовлены к войне не только технически, но тактически и стратегически-это факт. Да и о чём говорить, если Верховным Главнокомандующим российских войск был Великий князь Николай Николаевич-отнюдь не выдающийся полководец, а позднее сам император Николай Второй-безвольный Ники, злопамятный, но замечательный семьянин.

                (продолжение следует)