Одиночное плавание

Олег Бочаров 47
 
Олег Бочаров 47

     Известно, что в мире проводятся периодически гонки одиночек на парусных яхтах, вокруг земного шара. Наш российский яхтсмен Фёдор Конюхов не раз участвовал в таких гонках и с честью доходил до финиша. Спонсоры предоставляли ему для этого лучшие яхты. Это, безусловно, опасная затея. А что заставляет людей идти на столь рисковый шаг? Есть разные версии ответов на этот вопрос.
     Пойти в одиночное плавание меня заставили  обстоятельства и очень большое желание провести остаток своего очередного отпуска на воде, на своём любимом парусном судне «Муссон» типа катамаран. А какие такие обстоятельства? Сейчас расскажу.

     Мы, с женой Ирой, собакой Найдой и котом Гришей,   доплыли  по Волге на своём парусном катамаране от Ярославля до города Решма, и решили дальше  не  ходить. А  плыть  назад  своим ходом,  как  все  яхтсмены. Зачем взяли столько животных с собой? А на кого их оставишь? С собакой гулять надо обязательно. За котом лоток  убирать. Желающих на исполнение таких обязанностей не найдёшь! Около города Кинешма, уже  на  обратном  пути,  Ира  вдруг  резко занервничала  и  решила  уехать домой.  Ей представилось редкая возможность, побыть бабушкой. Причина  уважительная,  конечно!  А  передо  мной  встал  выбор;  или  я  еду  с Ирой  домой  и  досиживаю  с  ней  пол-отпуска  дома, или  свободное  одиночное плавание  до  Ярославля  с Найдой (Гришу  она берет с собой).  Я  выбрал  одиночное  плавание,  как  “Летучий  Голландец”из одноимённой оперы Рихарда  Вагнера.
     Перед  самой  Кинешмой погода  вдруг  воспротивилась! Ветер  перестал  дуть.  Солнце  шпарило! И мне  пришлось  тащить  наш  корабль  бечевой, как это делали бурлаки.  Как  мы ни  упирались,  к  последней  РАКЕТЕ (скоростное судно на подводных крыльях. В 1992 году они ещё ходили по Волге) не  успели.   Ночевали  на  острове,  напротив  самой  Кинешмы.  Кот  всю  ночь  гулял  по острову,  наслаждаясь  последними  часами  свободы.  Утром, рань-раньскую,  мы  погребли  на  правый  берег  к пристани,  отправили  Иру с котом  домой.  Ира  на  прощанье расплакалась  и обещала  ждать  меня  каждый  вечер  на берегу, как  ждут жены  моряков  из плавания.  И  я,  уже  только  с  Найдой,  погреб  обратно  на  остров  досыпать.
Мне  уже не спалось,  я  поел  и  собрался  в  дальнейшее  плавание.  На  душе  скреблись  кошки,  но  подул  попутный  ветер, и тоску  унесло.   Теперь  мне предстояло  все  делать  самому; и за  руль  держаться, и  за  веревочки дергать,  и  паруса  ставить,  и  еду  варить.   Я к  этому  готов,  ведь  проводятся  же  до  сих пор  гонки  яхт-одиночек  вокруг земного  шара.  Главное,  всегда  помнить  и  соблюдать  технику безопасности.   Для  начала,  я  привязал  себя  к кораблю страховочным  концом.   Теперь,  если я  и  вывалюсь  за  борт  почему-либо,  корабль без  мня  не  уплывет. Ветер  хорошо  подгонял  мой  кораблик,  но  вскоре  мне  показалось,  что  он  идет  недостаточно  быстро.  Я  решил  поставить спинакер (большой пузатый передний парус).  Спинакер  у  меня  был  не  традиционный,  а  составленный  из  двух,  на   скору  руку,  прямого  рейкого  и  треугольного.   Вся  затея  сделана  для  того, чтобы  попробовать  эффективность  применения  спинакера  на  моем  корабле.   Спинакер  обычно  ставят  на  ходу  при  попутном  ветре,  чтобы  он  не  запутался  в  снастях.  При  этом  обязательно  кто-то  должен  быть  на  руле,  поддерживать  курс  корабля  по  ветру,  а  другой  матрос  ставить  спинакер.   А  я  один  за  всех!  Я  бросил  руль  и  полез  ставить  спинакер,  корабль  развернуло  боком  к  волне.  Поставил!  Потом  долго  пытался  развернуть  корабль по  ветру,  и  чтобы  спинакер  не  запутался  в  веревочках,  отработал  свою   методику.  Корабль  пошёл  значительно  быстрее.  А  вокруг,  по  берегам  все  знакомые  места,  недавно  проплытые,   недавно  исхоженые  с Ирой, Найдой  и  Гришой!  А  теперь  со  мной  только  Найда. 
     Ветер  сильно  раскачался,   стало  опасно  идти  при  максимальной  парусности,   как-бы  чего  не  сломало  ветром.   Я  решаю,  спинакер  убрать,  поиграл  и  хватит.  А  как  при  таком  сильном  ветре  и  большой  парусности  бросать  руль!...Что при  этом  может  случиться? Трудно представить. Я привязываю  румпел (палочка для управления рулём),  чтобы  зафиксировать  рули  на нужном  курсе,  а  сам  иду  к  мачте  опускать  спинакер.  Все  получилось,  только  вот  спинакер-гик  выронил  в  воду.  Он  у  меня бамбуковый,  плавает  рядом,  а  не  достанешь.  Сколько  я  ни  лавировал,  так  и  не смог  достать.  Хотел  уж  за  ним  в  воду  прыгать,  предварительно  привязав  себя  длинной  веревкой  к  кораблю,  да  веревка  вся  спутана.  Пока  распутываешь  её,  мы  разойдемся с гиком  на  такое  расстояние,  что  все  равно  веревки  не  хватит.  Так  и  решил  попрощаться  со  своим  бамбуковым  спинакер-гиком,  пусть  плывет.  Правда,  спинакер  уже больше  не  поставишь!   Но  безопасность  всё же  важнее!  Иду  на  одном  гроте (большой задний парус),  скорость  почти  не  убавилась,  а  потом  стала  больше.  Несёмся,  аж  жуть!   Кушать  опять  хочется!  Опять  фиксирую  румпель,  достаю  баночку  с  утренней  кашей  и  жую.  Вкусно,  хотя  и  холодная.  Так  с  двумя  перекусами  я  дошел  от  Кинешмы  до  Плеса,  дальше  идти  нет  смысла:  продукты  на исходе – надо  подкупить в Плесе,  туча  идет за  мной  по  пятам.   А  тут  стоянка  красивая  подвернулась -  надо   вставать  на  ночлег. 
 Стоянка  очень  удобная:  есть  невысокая  площадочка  для  катамарана,  чтобы  его  вытащить  на  берег  и  для   палатки,  а  рядом  ручей с  чистейшей  водой  из  Плёссовских гор вытекает.   Я  потом  назвал  это место  Барсовое ущелье;  ущелье  там  действительно  было,  как в настоящих  горах, и  ручей  по  нему  тёк.  Почему  Барсовое  -  это  попозже  скажу.  Я  разбил  бивуак,  и  обед  сварил,  Найду  накормил  и  себя  не  забыл,  а  туча  стояла  рядом  и  ждала.  Наконец  она  пошла  на нас.   Мы  с  Найдой  залезли в  палатку  и  ждали  что  будет,  ну  не  оставлять  же  ее  на  дожде.  Она  ведь  теперь  у  меня самая  близкая  боевая  подруга!   Гроза  ходила  всю  ночь,  и  дождь  тоже  не  скупился.   
     На следующий  день,  с  утра  хмарилось  и  моросило.  Ветер  был  встречный  и  сильный.  Мы  устроили  днёвку,  чтобы  переждать  непогоду.  Сухих  дров  хватало,  еды  тоже,  мы  отсыпались,  разглаживали  нервы.
Когда  спать  уже  было  не  во  что (крылатое выражение моей бабушки),   в  голову  полезли  мысли  об одиночестве.  Я  давно  приглашал  своего близкого друга  в  дальнее  плавание.   Река,  природа – он  все  это  любит  и  умеет  восхищаться,  что  очень  ценно!   Но,  он  не  хочет  уплывать  далеко  от  дома.  А  мне  что  делать?  Жена,  как  может,  со  мной  плавает. 
      Гонки  на  яхтах  в  одиночку,  описанные  в журналах  “Катера  и  яхты”,   давно  меня  привлекали,  я  бы,  наверное,  смог  психологически.   Я   по  натуре  одиночка - мне  хорошо  одному. Комфортно.   Только  вот  хватит  ли  физических  сил?   Вот,  как  раз,  представился  случай  испытать  себя  на  выживаемость.   Не  всё так  тяжело,   если  к  рукам  приложить  еще  и  голову.   «Дайте  мне  рычаг  и точку  опоры,  и  я  переверну  Землю»,  -  говаривал  Архимед.   Даже  вытащить  катамаран  весом  в  80 кг  на  невысокий  берег  можно  легко  одному,  если  приложить  голову,  а  мы  вдвоем  еле-еле  карячились.
    К полудню  следующего дня погода успокоилась, выглянуло Солнце,  снова  вернулось  ЛЕТО. Я  решил сниматься с якоря  и  плыть  к  дому.  Свернул  наш  бивуак  и  отчалил  от берега.  Мне  пришлось  идти  против  ветра  и  против  течения,  да еще  в  узком  месте  Волги.  По-началу, все  получалось,   как  по  писаному в учебнике.   Но  пройдя  метров  300,  у  меня  стало  получаться  всё плохо. Судно  застревало  при  повороте  ОВЕРШТАГ ( это  когда  ветер  дует  точно  в  нос  по  курсу  судна. Паруса  трепещут , как  флаги.  Тяги  нет. Судно  сносит  назад  по  ветру).  Расстояние, с  таким  трудом  пройденное  в  лавировке,   съедалось  дрейфом  назад  при  застревании  на  повороте  ОВЕРШТАГ.   Я  изобретал  разные  способы,  чтобы  проскочить  ноль  по  инерции, как  положено:  и  веслом  подгребал,  парусами  по–разному  манипулировал…  Наконец  упал грот.  Почему  упал?  Отвязался  грота фал  (веревочка,  поднимающая  грот).  А  его  на  ходу не  привяжешь,  надо  приставать к  берегу,  ронять  мачту,  протягивать  грота-фал  через  отверстие  наверху  мачты,  потом  снова  поднимать мачту,  настраивать  ванты,  ставить  грот,  и  только  после  этого  можно  идти дальше.  Уронить  мачту  проблем  не  составляет.  А  мачту  ставить надо, как минимум,  вдвоем.  Но  я  сейчас  один,  и  надо  как-то  изловчиться.    Для   этого   надо  (штаг-путенс (переднюю  веревочку)   протянуть  через  блок  штага  (передняя  веревочка  на  мачте),  после  этого  поднять  мачту,  упереть  ее  пятку  в   углубление  на  передней  поперечной  балке,  потом  натянуть  штаг-путенс,  слезть  с судна  в  направлении  носа.   При  этом  штаг-путенс  все  время  держать  натянутым,    иначе   мачта  упадет  и  сломается.  Далее,  штаг-путенс  просунуть  в  блок  на  левой  продольной  балке,  и  далее  в  утку-стопор). 
Сложно? 
     Наконец, мачта  поставлена! Теперь  можно  плыть  дальше.   В  борьбе  со  стихией  проходят  еще  два  часа,  и  безуспешно.   Далее  300  м  от  стоянки  я  так  и не  продвинулся.  Я  вернулся  назад, к своей  стоянке.  Надо  придумывать  что-то  другое.  Во  времена  моего  детства  в кинотеатрах  шёл  фильм  “Пленники  Барсового  ущелья”.   Я, тоже, стою  около  ущелья. И тоже  пленник  его.   Пусть  это  красивое  ущелье  будет  называться  Барсовым -  так  я  решил.
Надо  это  узкое  место  на  Волге  пройти   ранним  утром,  когда  ещё  нет  ветра,  и  на  веслах!  Пошел  в лес,  выпилил  две  еловые  жердины  (не живые),  привязал к  ним  маленькие  весла,  которые были  у  меня с собой.   Эти  жерди  привязал к вантам.   Получились  распашные  весла,  как  на  обычных  гребных  лодках.  Пока  я   конструировал  вёсла,  наблюдал,  как  ворона  пыталась  украсть,  выброшенный  мной  кусок  заплесневелого  чёрного  хлеба.   Кусок  был  велик  для нее,  но  лакомый  кусочек!   Найда  лежала  где-то  тут,  в кустах.  Вдруг  она  сорвалась  с  места,  желая  схватить ворону,  но  та  оказалась  ловчее.  Улетела.    Тогда,  Найда  вырыла  яму,  спихнула  носом  в  неё  кусок  и  закопала.  Теперь  точно  вороне  не  достанется!
      Утром  я  встал  насколько  возможно  рано.   Снялся  с  якоря,  и  пошел  на  вёслах.   Рули  зафиксировал   веревочкой.   Ветра  не  было. И я  легко  догреб  до  г . Плес.   А  теперь  проблема:   как  подчалить  к  набережной,  обложенной  камнями  и  сходить  в  магазин  за  провизией!   Я  издали  приметил  мосточки  на  берегу и  порулил к  ним.   За  15м от  берега  бросил  якорь,   зачалил  судно  за  мостки,  натянул  якорный  канат.  Теперь  судно  было  зафиксировано на  плаву  в метре  от  мостков.  Я  привязал  Найду на  цепь  на  судне -  пусть  охраняет,  а  сам  пошёл  в  магазин.  Найда  исправно  исполняла  свой собачий  долг – лаяла  громко, как  могла,  тем  самым  привлекая  взоры   отдыхающих  к  моему судну.  Но никто  приблизится  к  судну не  решился -  очень  грозная  собака!  Закупив  продукты,  я  вернулся  на  судно, и  поплыл на  веслах дальше.   Через  5 минут подул  удобный  боковой  ветер  (галфинт).  Я  поставил  грот  и  пошёл  на  парусе, сначала медленно ,  а  потом  ветер раскачался.   У  посёлка  Волгореченск,  где  стоит  огромная  Костромская  ГРЭС, Волга  делает  два  поворота – зигзаг.  Первые  два  участка  зигзага  я  прошел  с  налету,  а  на третьем  застрял  до  утра.   Та  же  история,   что  у  Барсового  ущелья.   Утром  проходил  этот  участок  опять  на  веслах.   Пришлось  мне  грести  до  села  Чернопенье.  Оно  интересно  тем,  что  там  стоит  пятиглавая  шатровая  церковь – редчайший  образец  церковного  зодчества!  (Четыре главки стоят, как обычно, по углам. А центральная глава высоко приподнята на шатре.)
     У  левого  берега  Волги  открылись  просторы,  и  с  них  подул  ветер  мне  в  бок  -  полный  бейдевинт.  Я  поставил  грот  и  стал  двигаться  вперед уже  на  парусе.  Наибольшая  скорость  движения  получалась  у  самого  берега.   Лавировать  все равно  приходилось,  и  я   поставил  еще  и  стаксель (передний парус).   Скорости  он  не  добавил  (его  площадь  всего 1,4 кв, м,  а  грота  8,5 кв, м ) , но  зато,  стал  чётко  получаться  поворот  оверштаг!  Так  я  вплотную  подобрался к Костроме.  Встал на  ночлег  на  левом  берегу,  напротив  местечка  Трифоныч.   Говорят,  что  это была  партийная  кличка  М,И,Фрунзе.  В  этом  месте,  на высоком  правом  берегу  Волги  стоит  роскошный, некогда,  особняк  в  стиле  модерн. Сохранились  еще  и  въездные  ворота.  В  самом  особняке  сохранился  шикарный  вестибюль  с  чугунной  лестницей,  бронзовыми  скульптурами.  Частично сохранилась  роспись стен.   Особняк  этот  занят  туберкулезным  профилакторием.
    Утром  я  заметил,  что  баллоны  (надувные резиновые ёмкости, на которых лежит вся конструкция судна)  слишком  сползли  назад,  и  уже  задевают  за  оси  рулей.  Это грозит прорывом баллонов. Тогда всё! Конец всякому плаванию). Надо  стравить  воздух  из  баллона,  потом  его  подвинуть  вперед.  Но  как  это  сделать  одному?   Пришлось  опять  изобретать,  шевелить мозгами,  Поставил  пень,  валявшийся  рядом,  под   руль,  стравил  воздух,   вес  судна  переместился  с  баллона  на  пень  и  на  носовой  форштевень,  баллон  стало  возможным  подвинуть  вперед. 
      Сейчас ветер  точно дует  по  руслу  Волги.   Лавирую  с  гротом  и  стакселем.  Медленно,  но  уверенно  вперед  иду.  Подошел  к железнодорожному  мосту  через  Волгу,  это  уже  в  самой  Костроме.    Вдруг  тётка  заорала  в  матюгальник  (так у нас обзывают ГРОМКУЮ СВЯЗЬ),  потому что  я  не  в  тот  пролет  прохожу. Ветер  сразу кончился,  и  меня  стало  относить назад. 
    Обидно!  Какие-то   10  км  до  Костромы  я  добирался  целый  день.   Всё!  Дальше  не  пойду!  До  Ярославля  при  таком встречном  ветре  я ещё неделю  проплыву,  а мне  уже надоело.  Завтра  поеду  домой  на  РАКЕТЕ.  Но  до  утра  надо  дожить,  и  где-то  переспать.  А я  уже  в  черте  города.   Причаливаю  к  городскому  пляжу  на  правый берег,  варю  ужин  в «самоваре на  таблетках».  Поел  и  легче  стало!    Пляж  этот  далеко  от  жилых  домов.  Вечером  по  нему гуляют только  влюбленные  парочки.  Жду  сумерек,  отдыхаю.   С наступлением темноты подплываю  на  веслах к спасательной  станции. Чалюсь  за  одиноко  стоящую  сваю.  С кормы  бросаю  якорь. Заворачиваюсь  в  полиэтиленовый  тент  и  ложусь  спать прямо на  корабле.  Вроде  бы,  безопасность  соблюдена?  Ночь  прошла  спокойно.   
      Утром  Найда  подняла  лай,  это  мимо  проплывал  спортсмен  после  утренней  зарядки.      Снимаюсь с якоря , переплываю  на  парусе  на  левый  берег  Волги,  к  пристани  скоростных  судов,  разбираю  свой  катамаранчик  с  грустью.  А  можно  было  идти  дальше  на  парусе  -  ветер  то  поменялся  и  дует  теперь  в  бок.  Но  я  уж решил  закончить  плавание!   Наконец,  я  всё  разобрал  и  упаковал  на  сухопутное  движение. Пошёл  на  пристань  посмотреть,  как  там  с  билетами  на  Ярославль.  А  там  народу  видимо-невидимо!  И куда  им  всем  надо  в  понедельник.  Нет, мне со своим багажом не сесть на РАКЕТУ!  Поеду  на  электричке, она  безразмерная. 
     В городе  Костроме  я  знаю  только  центральную  площадь  с  рынком,  она  самая  красивая,  художественный  музей  и  ж\д  вокзал.  Знаю,  что  ж\д  вокзал  соединяет  с  центром улица  Советская,  бывшая  Русина  улица.  По  улице  Советской  большое  движение  транспорта, и я  пытаюсь  найти  параллельную ей,  чтобы  спокойно  докатится  с  тачкой ( Двухкалёсное приспособление для перевозки тяжестей. А не автомобиль, как сейчас понимают это слово.)  со  своим  огромным  багажом  до  ж\д  вокзала.  Сначала мне это удается,  но все  дороги  заворачивают наверх, к улице Советской. Пришлось и мне  вкатывать свою  тачку  вверх,  машины меня  вежливо объезжали.  И  вот, катимся  мы  по  улице Советской, по  проезжей  части, транспорт меня  объезжает.  Найда  пристегнута  поводком к тачке,  тоже  тянет  вперед – помогает хозяину!  Картина  впечатляет!  Один  фотограф  вдохновился,  начал  нас  снимать  со  всех  ракурсов,  потом  подошел к  нам  взять  интервью.  Спрашивал,  это  что,  спорт?  Или  туризм?  Я говорю -  это  отдых!  Он  не  поверил…  Но  обещал  в  газете  напечатать  наши  фото!  Дошли  мы  до  ж\д  вокзала.  Теперь  надо  идти  в  здание,  в кассу  за  билетом.  Тут  мне  Найда  очень  помогла:  оставил  я  ее  на  перроне,  привязал  к  тачке с  багажом,  а  сам  пошёл  за  билетом  и  в  буфет.  Найда  громко  лаяла  и  никого  не  подпускала  к  хозяйскому добру!  Мы  подкрепились  куриными  бёдрышками: ей  косточки, мне мясо .  Подъехала  какая-то  электричка,  выгрузила  народ  и  стоит…  За 5  минут  до  отправления  объявили,  что именно  она  и  пойдет  в  Ярославль.  Народ  рванул,  а  мне  с  вещами  так  быстро  невозможно  впихнуться!   Нашлись  добрые  дяденьки,  помогли  затолкать  всё моё добро, хотя бы в  тамбур.  А  там  уж  я  сам  всё  прислонил куда  надо. 
     Еду  и  думаю: отдохнул  я  без  жены  или  намучался?  Нет,  не  только  отдохнул,  но  и  проверил  свои  силы!  Теперь я точно  знаю,  что  готов  к  одиночному  плаванию,  и  могу  не  зависеть  от прихотей  и  настроений  отдельных  членов  экипажа!  Могу управлять  судном  в  одиночку !  По  крайней  мере,  я  себе  доказал,  что  я  яхтеный  капитан!  Я  могу  принимать  правильные  решения  (иногда),  и  не  тратить  силы  на бесполезные  споры  и  перерекания  с экипажем, - тем  более,  что  в  споре не  всегда  рождается  истина, чаще  обида.
     Поезд  пришел  в  Ярославль  в  22-30 (с  опозданием).  Я  спокойно  выгрузил  весь  багаж  на  перрон.  Теперь  возникла  еще одна   проблема,  как попасть  домой – у  меня  нет  ключей  от  дома.  Когда  Ира  уезжала  из  Кинешмы,  она  забрала  с  собой мой  ключи,  чтобы  попасть  к  нам  в  дом.  Теперь  может  случится  вариант,  что  я  сейчас  притащусь  домой,  а дома  никого!   И  где  мне  ночью  загорать  с  моим  багажом?  Решаю,  идти  домой  с  тачкой  пешком  (это  недалеко,  не  более  1 км),  и  звонить в поисках жены тёще  из  телефона-автомата (Про мобильники, в 1992, ещё даже и не слышали.)  По  пути  я  пытался  позвонить  из  всех  телефонов-автоматов,  но  увы -  ни  один  не  работает.  Пришел  домой,  позвонил  в  дверь – никого!  Теперь  мне  предстояло  оббегать  все  телефоны-автоматы  в  центре.  Но  сначала, я затащил  весь  багаж  на  третий  этаж.  Найда  внизу  его  тщательно охраняла,  а  уж  сверху  вряд ли  кто  его  утащит,  такие  тяги.   Как  затащил? Один – молча!  Стиснув  зубы!   Каждая  отдельная  вещина  вполне  поднимаема  одним  человеком,  но  их  6.   Тяжеловата  была  только  “колонна”,-   упаковка  из  4 х  продольных  балок  общим  весом  в  50 кг.  Но  вдвоём, её  тоже  нести  нелегко,  так  как  она  не  разворачивается  на  лестничной  площадке  и  её  приходится  кувыркать.   А   один,  обнимаешь её, как  любимую  женщину, и  прёжь на 3 ий  этаж, с  передыхом,  конечно.  Каждый  мужчина  должен  смочь  поднять  и  унести  свою  женщину! А тут,  всего  50  кг. Таких и женщин то не бывает! Разве, что  балерина! 
     Пошли  мы  с  Найдой  звонить  тёще,  разыскивать  Иру.  Почему  с  Найдой? А она не  захотела  молча  охранять.  Приехала  Ира на последнем трамвае,  пустила нас домой.  Не  сильно  она была довольна  нашему  приезду. Она  уж  спать  легла. Пришлось  снова вставать,  одеваться,  ехать.  Но  осознание  долга,  пустить мужа  домой , возымело  верх  над  эмоциями.   

    Оказалось,  что  я  вовремя  смотался  домой. К  полудню  следующего  дня  похолодало,  небо  захмарилось,  и  пошел  осенний  мелкий  дождь.  Но  через  два дня  погода  выправилась. И  меня  засвербило! Потянуло  в  путь,  куда-нибудь.   До  конца  отпуска  еще  7  дней.  Что же  им,  пропадать?  Я  решил  доехать  на  пароходе  до  Самары,  и  пошляться  там  с рюкзаком  по  Жигулям,  как  когда-то в недалеком  1989 году.  Ира  со  мной  поехать  не  могла.  Но  надо  вспомнить,  что  это был  1992  год - год  шоковой  терапии.   Речники-волжане  тоже  спасались,  как  могли.  Цены  на  билеты  были  такие,  что  я  смог  купить  место  в  каюте  только  последнего  класса,  в  трюме. ( И на том спасибо! Сейчас это вообще невозможно. Потому как, по Волге ходят только туристические теплоходы. Обычные рейсовые суда больше не существуют!)  Кроме  того,  с  меня  брали  еще  в  обязательном  порядке  деньги  за  завтрак  в  пароходном  ресторане.   А  как  питаться в  обед  и  ужин?  Цены  немыслимые!   Я  разработал  методику  выживания  на  пароходе.  Нужно  взять  с  собой  кипятильник  и термос  широким  горлом.  Горячей кипяченой воды  на  пароходе  сколько  хочешь, бесплатно.  В  городах  продается  всё,  не то, что  раньше.  Можно сварить  сосиски,  супчик,  кашу гречневую в термосе,  кофе, какао,  чай  с булочкой .   Приготовить  салат  из  помидор с огурцами и майонезом.  Времени  на  приготовление  пищи  много .   Ведь  пялить  глаза на  красивые  берега  тоже  утомительно!  А  отдых, по  системе  академика  Павлова, -  это  смена  деятельности. Словом,  при желании не  оголодаешь  и  не замучаешься.  Так  блаженствуя,  после  очень  активного  отдыха,  я  доплыл  до  Самары.  И  сразу  на  пляж,  пока  тепло.   Потом  сходил,  присмотрелся к ценам.  Теплоходики  между  острововами, (а их там много было)  не  ходят,  как  раньше. Да  и цены  дикие, что  ездить  некому.   Мне  стало  грустно,  и  я  пошёл  снова  на  пляж.  Там  сварил  обед, в «самоваре на таблетках», поел,  подумал  и  купил  на  вечер  обратный  билет.  Ведь  на  пароходе  так  хорошо,  и  всё  у  меня  устроено.  Мне  даже  дали  отдельную  каюту! Очевидно,  как почётному  волжанину-туристу-пароходнику! 
       После  города  Чебоксары  у нас  была  зелёная  стоянка  в  местечке  Ильинка.   Я  там  гулял  по  суше  два  часа.  Наконец,  сообразил,  что здесь  можно  купить  яблоки  по дешёвой  цене. Смешной  цене!   Купил  два  ведра  и  высыпал  под  лавочку  в  каюте.  Они  лежали  и  пахли  садом!!! А я  их все ел и ел.
      Ира  встречала  меня  в  Ярославле с рюкзаком. А как  иначе  донесёшь  такое  количество  яблок?  Она  яблочки любит!  Потому как, потомок   прародительницы  Евы.  Та  ведь  тоже  не  могла  устоять  перед  таким  запахом  в  Райском  саду.