Ч. 15 Наперекор судьбе

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2015/07/06/1583

Капитан Стокс переговорил с Брисбеном и понял, что у него, как и у остальных членов экипажа шхуны, имеется только одно желание – поскорее покинуть это место. Стокс дал команду распределить по шлюпкам людей и, по возможности, самое ценное из имущества. Ещё одна бессонная ночь на вёслах, и все уже находились на борту «Бигля».

Но прежде чем перейти к «Биглю» и судьбе его капитана Стокса, я завершу рассказ о Брисбене. Экипаж зверобоя благополучно доставили в Монтевидео, а оттуда часть моряков сама добирались до Лондона, а остальные,  там же, в Монтевидео, нанялись матросами на другие суда.

 Брисбен, оказавшись в Лондоне, нанялся капитаном брига «Надежда» (любили же моряки такое название!) водоизмещением 145 тонн, набрал экипаж, и 5-го января 1828 года снова отправился в Южную Атлантику. 

Но, похоже, что Брисбену фатально не везло. В районе острова Южная Георгия моряки встретились сразу со всеми неприятностями на море – штормовыми ветрами, густыми туманами и дрейфующим льдом. Ветром изорвало паруса и повредило такелаж.

Пришлось трое суток лежать в дрейфе. Наконец туман рассеялся, увидели вдали остров. Моряки соорудили парус из оставшейся парусины и попытались лавировать, чтобы приблизиться к земле. Туман то опускался, то на короткое время рассеивался.

Им всё же, удалось приблизиться к берегу и стать на якорь. Начавшийся сильный шторм поднял большое волнение. Якорная цепь оборвалась, бриг три раза сильно ударило о скалу. К счастью, судно выдержало. Под командой Брисбена, экипаж, отчаянно боровшийся за жизнь, сумел под самодельным парусом отойти от берега.

Плотник, которого Брисбен послал осмотреть повреждения в корпусе, доложил, что вода в трюме быстро прибывает. Двумя помпами принялись откачивать воду, но вода продолжала прибывать. Внутренние помещения вскоре были заполнены водой.

Надежд спасти судно не осталось. 22-го апреля Брисбен, несмотря на опасность разбиться о скалы принял решение оставить судно и направил бриг к острову. На шлюпках стали переправляться на берег. Шлюпка, на которой находился штурман с судовым журналом, перевернулась. Моряков, всех в синяках от ударов о скалы, обмороженных, товарищи вытащили на берег, но журнал был потерян.

Брисбен провёл инвентаризацию спасённого. Оказалось не так много: из провизии - около восьмидесяти фунтов сухарей и примерно столько же солонины. Из имущества – часть инструментов плотника, два болта, часть одежды и немного парусины.

Капитан приказал немедленно строить укрытие. Дул пронизывающий ледяной ветер. У одного матроса оказалась сломана нога, у некоторых из-за обморожений повреждены пальцы и суставы. Те, кто мог, включая капитана, строили защиту от ветра.

Голода Брисбен не опасался, на острове гнездилось множество птиц, в том числе и пингвинов, которые не боялись людей. Капитан был очень предприимчивым,  решительным и смелым человеком, но, на его несчастье, на редкость невезучим.
 Когда шторм утих, Брисбен объявил, что они должны спасти всё, что можно с брига. Удалось снять восемнадцать бочонков сухарей, но использовать, можно было только пять, остальные размокли и сухари в пищу не годились.
 Обнаружили бочонок с небольшим количеством жиром, бочонок с мукой, но она почти вся была испорчена, и неполный бочонок с ромом, чему особенно обрадовались. Холод стоял такой, что в одну из поездок гребец, который оставался в лодке, замёрз насмерть.
Во время обследования острова на другом его конце обнаружили выброшенный на берег небольшой шлюп. Брисбен распорядился немедленно приступить к его ремонту. Капитану очень повезло, что плотник оказался физически крепким человеком, остался в живых, да, к тому же, спас часть своего инструмента.
Под его руководством стали восстанавливать судно. Не было ни пакли, ни смолы, в общем, если перечислять, то не было ничего, что было бы необходимо в нормальных условиях. Кто оставил этот шлюп, какая была судьба его экипажа, так и осталось неизвестным.
Паруса для шлюпа сшили из остатков парусины и обнаруженных в брошенном судне брюк и фартуков. Отремонтировали такелаж. Брисбен предложил отправиться с ним в плавание только добровольцам. Он объявил, что будет плыть в Монтевидео и оттуда приведёт помощь оставшимся.
Моряки с сомнением смотрели на покачивающийся, на волнах кораблик с парусами из тряпок и колебались. Потом несколько человек всё же решились отправиться с капитаном. Погрузили скудный запас продовольствия и распрощались с товарищами, которые не рискнули последовать их примеру.

Продолжение http://www.proza.ru/2015/07/08/2104

На фотографии: остров Южная Георгия.

Северный берег острова Южная Георгия. Фото И.А. Гангнуса. Снимок сделан с борта НИС "Академик Вавилов" в 2004 году