Десятая вода на киселе

Лауреаты Фонда Всм
ЛАРИСА ВЕР - http://www.proza.ru/avtor/larisinka - ТРЕТЬЕ МЕСТО В ТЕМАТИЧЕСКОМ КОНКУРСЕ "НА ПЕРЕПУТЬЕ" МЕЖДУНАРОДНОГО ФОНДА ВЕЛИКИЙ СТРАННИК МОЛОДЫМ

 - Женька, да хватит уже дома сидеть! Мать твою эти книжки сгубили, и ты – туда же?! Поехали на речку! – Но Женя мягко, с вежливой улыбкой подпихивала бабушку к выходу, сама же оставаясь в квартире.

- Вот ведь, дурында! - В сердцах рявкнул дед, уходя. Два оборота ключа, и в квартире наступила тишина…. и можно жить спокойно. Женьке уже шестнадцать, и за многие годы своего взросления она хорошо изучила уик-энды своих домашних: сначала перемывание косточек всем, в том числе ее матери, которая, битая мужем, сбежала в Москву – счастья искать; так с тех самых пор и носится там, работая до изнеможения, лишь бы самой продержаться и им подкинуть деньжат…. Потом будет шумная выпивка вперемежку с закуской, затем вся большая компания непременно найдет причину переругаться…  Теоретически Женька все понимала: дед за неделю за баранкой так уматывается, что с удочкой посидеть, плотвы наловить – уже счастье. Да и бабушка, потаскав пять дней в неделю котлы и кастрюли в фабричной столовой, мечтает о свежем ветерке в выходные. Пять дней от зари до зари, лишь с вечера пятницы до вечера воскресенья жизнь перестает давить, можно вздохнуть… У Женьки есть свои дела. И надо успеть за две недели все сделать, иначе сорвется грандиозный план.

В квартире тихо царствовал Моцарт, рождающийся в плеере с колонками, а девчушка трудилась, не поднимая головы несколько часов…. Под звуки тихой мелодии рождалась очередное колье из бисера. Еще три работы, и можно будет сдать в магазин. Тогда денег ей хватит. Главное, чтобы бабушка не вычислила, куда планируется потратить выручку…
Женя балдела от редких вечеров в атмосфере классической музыки, любимых книг, собственных размышлений. Раньше, когда бабушка с дедушкой ругались или промывали ей мозги своим видением мира, что-то заклинивало внутри, хотелось драться, кусаться и орать на всех. Уже сколько лет ей прививается мысль, что, закончив школу, надо идти на фабрику работать, авось через десяток лет мастером станет. Книжки и мечты до добра не доведут. Школа позади. Надо учиться жить, как люди живут: скоро настанет пора и замужестве уже подумать, но парня работящего такой заунывной музыкой, что она слушает, не завлечешь, мемуарами не накормишь. А на фабрике, хоть, и зарплата не ахти, но дыра в заборе кормит много поколений работниц – излишек кофточек все там проносят. Ничего зазорного. Все так живут! На то и зарплата такая, чтоб научились крутиться. Женька сбегала от этой моральной установки, шла в парк и сидела там дотемна… Однажды простудилась так, что два месяца в школу не ходила. А потом оказалось, что для выздоровления надо бы ей в горы. Вот тут и случилось самое лучшее чудо в ее жизни: родственники вспомнили о бездетной тетке, которая работала на метеостанции в горах. И Женьку первый раз отправили на два месяца в горы, списавшись с тетей Галей….

Моцарт сменился Григом, и в памяти всплыли картинки из ее жизни у тети Гали.
…Поутру розовые от солнечной улыбки горы смотрели в окно, комната наполнялась настроением от музыки Грига или Вивальди, на кухне под салфеткой ждали творожные плюшки и стакан козьего молока. Тетушка уже работала на площадке, разговаривая с облаками и ветром. С первого же дня они почувствовали такое родство душ, что даже не верилось. По вечерам при свете трех подсвечников вели задушевные беседы, но тетушка в душу никогда не лезла. День начинался радостным ожиданием праздника, и заканчивался сном сквозь улыбку. Оказалось, что и в жутких бытовых условиях, вдали от городского комфорта и развлечений, но в обществе редких коллег, музыки и природы, эта удивительная женщина умудрилась быть счастливой! Она даже излучала какой-то мягкий свет радости вокруг себя, собирая иногда по вечерам на своей кухоньке компанию из близких по духу людей, кто тоже работал в горах.
Вернувшись домой, выздоровев морально и физически, Женька в минуты хандры закрывала глаза, стараясь нырнуть мысленно в аромат горных трав, вспомнить тени от свечей на стенах и оглушительное пение сверчков. Всплывали слова тетушки, помогая справляться с трудностями: «Не погань свою душу обидами или раздражением. Обманули тебя, нахамили – да пусть это будет на их совести». Задумываясь о будущем, Женя вспоминала: «Каждый человек свою тропинку на планете протаптывает, и ты свой пройдешь. Сердцем выбирай, так вернее. А деньги приложатся, если душу вкладывать будешь».

 Однажды обнаружив в книжном шкафу отдельное фото, не в альбоме, Женя спросила:
- А это кто? – Только вчера пересмотрели все фотографии, а про эту разговора не было.
- Это… Так, один знакомый…, - но прозвучало слишком тепло, душевно.. Женька знала, что тетушка в разводе больше десяти лет. И бывший супруг давно уехал из страны.
- Ты его любишь? Я его не видела здесь.
- И вряд ли увидишь… Да, этот человек мне очень нравится. Но я ему ни к чему, поэтому я просто желаю ему счастья. Каждый вечер, мысленно…
- Но это же неправильно и так обидно! – Женька как раз романтическую драму переживала в то лето.
- Главное, чтоб душа жила нежностью, чтобы равнодушием или злом, упаси Бог, не заразилась… Нельзя фонарик в своей душе загасить. Фонарик любви к людям.

… За окном громыхнуло, в стекло постучала ветка черемухи, починяясь предгрозовому порыву. Женя сложила работу, убрала в коробку. Скоро вернутся бабушка и дедушка. Оставалось две недели до желаемого….

…Звонок в дверь поднял всех на ноги в начале шестого утра. Телеграмма. «Тетя Галя умерла Инсульт Похороны послезавтра»
- Женька, ты чего остолбенела? – Бабушка не на шутку испугалась пустых глаз внучки, - Пошли, чаем напою… Да, тетя эта – нам десятая вода на киселе. Нельзя ж так убиваться-то! Тебе еще к мастеру на фабрику сегодня. Опоздаешь!

- Да, … я могу … опоздать! – Женька вышла из оцепенения, быстро побросала вещи и документы в дорожную сумку. Каждое лето она ездила в тот мира любви, понимания и покоя. В это лето родные решили не тратить деньги на ее поездку. Но за колье обещали заплатить, денег должно хватить на билеты.

Через два часа поезд мчал Женю по рельсам. На две недели раньше, и в последний раз…
«Я должна сказать последний раз спасибо! Должна! И попросить маленький фонарик любви….»